- Преподавателю
- Другое
- Доклад Ишкуловой Э. Г. Универсальные учебные действия
Доклад Ишкуловой Э. Г. Универсальные учебные действия
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ишкулова Э.Г. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад «Универсальные учебные действия»
Подготовила учитель физики Ишкулова Э.Г.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Функции универсальных учебных действий
К функциям универсальных учебных действий относятся:
-
обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
-
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
-
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться
Виды универсальных учебных действий
Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:
-
личностные - личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
-
познавательные:
-
общеучебные учебные действия - умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
-
логические учебные действия - умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
-
постановка и решение проблемы - умение сформулировать проблему и найти способ её решения
-
-
коммуникативные - умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей
-
регулятивные - целеполагание, планирование, корректировка плана
Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ действий нужно:
- ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как;
- выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата;
- дать им возможность построить способ действия;
- обеспечить правильную оценку результата;
- проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа);
- выработать вместе с ними "правильный" способ действия (привести их к нему);
- повторно решить задачу (выполнить действие).
Нам, учителям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.
Используемый материал:
-
festival.1september.ru/articles/599535/
-
nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/10/20/universalnye-uchebnye-deystviya
-
ru.wikipedia.org