Мастер-класс Универсальные учебные действия

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Телегина Галина Анатольевна

учитель химии и биологии

Средней школы №5

Коксуского района

«Технология образования, основа профессионализма в учебе»


Учитель - «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.

Д.Дьюи

Уважаемые коллеги, давайте подумаем, какой выпускник нужен современному миру?

На мой взгляд, параллельно с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как: мобильность, креативность, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность и ответственность в принятии решений, умение общаться. Эти способности востребованы в современном обществе. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Универсальные учебные действия - это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Поэтому мне необходимо научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Одна из главных проблем современного обучения - обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся класса.

Использование семи модулей для обучения, по - моему, как раз этому и способствует, где каждый ребенок может проявить себя.
Семь модулей Кембриджской программы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».

Именно поэтому тема моего опыта «Формирование универсальных учебных действий на уроках химии и биологии». По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал современного образования.

Ведущая идея опыта : формирование универсальных учебных действий - путь к повышению качества образования, раскрытию способностей учащихся, подготовки к жизни в современном конкурентном мире.

Обеспечивая индивидуальный поход к каждому ученику в условиях метапредметности урока, мы создаём пространство для самореализации личности, что повышает уровень предметных, метапредметных компетентностей.

Что в свою очередь обеспечивает снижение тревоги учеников, невнимательность, неудовлетворённость.

А в основе лежат приёмы формирования универсальных учебных действий.

Я рада поделиться с вами опытом использования различных приёмов работы по формированию универсальных учебных действий.

Существует четыре группы универсальных учебных действий:

- личностные;

-познавательные;

- регулятивные;

- коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия - это действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения.

Регулятивные универсальные учебные действий - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность.

Познавательные универсальные учебные действий - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания.

Коммуникативные универсальные учебные действий - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми.

Для формирования универсальных учебных действий на уроках химии и биологии я выделила 4 этапа

1-этап - вводно -мотивационный - чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы.

2- этап - открытие химических и биологических знаний - на данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности

3- этап - формализация знаний - основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного химического и биологического факта.

4- этап - обобщение и систематизация - на этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными химическими и биологическими фактами, приводят знания в систему.

Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер.

Таким образом, можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий осуществляется с позиций компетентностно - деятельностного подхода.

И первый приём, с которым я вас познакомлю - это преобразование темы урока в педагогическую задачу. (это способствует определение цели урока)

Например….

Какую капусту не едят зайцы?
Значение водорослей.
● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●
Витамины - польза или вред?
● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●
Внешнее и внутреннее строение корня.

А мои варианты таковы ….

Какую капусту не едят зайцы?
Значение водорослей.
«Мал золотник - да дорог»
Витамины - польза или вред?
Корень-якорь, насос, хранилище.
Внешнее и внутреннее строение корня.

Анимирование темы урока - следующий приём

(фрагмент фильма, вопросы, определяем тему урока)

Дети в любом возрасте остаются детьми, поэтому люблю использовать ребусы, причем с различной целью. Давайте определим тему урока зашифрованную данным ребусом.

Мастер- класс Универсальные учебные действия

ФОТОСИНТЕЗ

Очень интересным приёмом, способствующим формированию всех четырёх групп УУД - является приём «письмо без обратного адреса».

На этом работа не заканчивается. Далее предлагается учащимся изучить содержание письма и подготовить презентацию организма-отправителя и его семейства (например, в форме ещё одного приёма «Кластер»).

Такую работу ученики могут выполнять, если хорошо владеют приёмами работы с текстом «Инсерт». Своих учеников я этому учу постоянно.

Метод пресс учит не только высказывать позицию, но и аргументировать ответ

Позиция - аргументирование - пример - вывод

- Позиция - выскажите своё мнение: «Я считаю, что …»

- Аргументирование: «Потому что…», «Так как…»

- Пример, факты ….

Вывод (обобщение своего мнения): «Таким образом, я считаю…», «Поэтому…».

? Почему млекопитающих считают высокоорганизованной группой животных по сравнению с пресмыкающимися, от которых они происходят?

Приём перекрёстная дискуссия - один из любимых у учеников.

Вопрос, предлагаемый для перекрестной дискуссии, должен быть стержневым для изучаемой темы, т.е. поиск аргументов для ответа должен предполагать использование всего спектра информации, конструирования причинно-следственных связей между основными понятиями темы.

Форма таблицы для перекрестной дискуссии

Аргументы «Благо»

Вопросы для дискуссии

Аргументы «Зло»

Удаление аппендикса у новорожденных детей?

Особое место в моей работе занимает проектная технология и её элементы.

Поощрение за интересные проекты.

Поощряйте своих учеников - это важный фактор мотивации.

Рефлексия "Волшебная лестница знаний" Мастер- класс Универсальные учебные действия



Мастер- класс Универсальные учебные действия


Нет предела развитию человечества, и никогда человечество не скажет себе: «стой, довольно…» - говорил В. Г. Белинский

Используемая литература:


  1. Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.Загашев И. Умение задавать вопросы. СПб. Изд-во «Питер», 2001.
    Программа КПК. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

  2. Андреев А.А. Применение сети Интернет в учебном процессе // Информатика и образование. - 2005. - № 9 - стр.6

  3. Гаммерштмид И.И., Гаммерштмид Д.А. Информационные технологии в сельской школе // Информатика и образование. - 2005. - № 7 - стр. 49

  4. Нечитайлов Е.В. Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. - 2005. - № 4 - стр. 13

Аннотация

Мастер класс «Технология образования, основа профессионализма в учебе» охватывает такие технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, семь модулей Кембриджской программы обучения и выработка универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия - это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Поэтому мне необходимо научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Одна из главных проблем современного обучения - обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся класса.

Параллельно с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как: мобильность, креативность, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность и ответственность в принятии решений, умение общаться. Эти способности востребованы в современном обществе. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Работа рекомендуется для учителей, воспитателей.

Материал может быть использован на факультативах по всем учебным предметам общеобразовательной школы, а также в классах с углубленным изучением предмета, на классных часах.



© 2010-2022