- Преподавателю
- Другое
- Мастер-класс Универсальные учебные действия
Мастер-класс Универсальные учебные действия
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Телегина Г.А. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Телегина Галина Анатольевна
учитель химии и биологии
Средней школы №5
Коксуского района
«Технология образования, основа профессионализма в учебе»
Учитель - «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
Д.Дьюи
Уважаемые коллеги, давайте подумаем, какой выпускник нужен современному миру?
На мой взгляд, параллельно с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как: мобильность, креативность, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность и ответственность в принятии решений, умение общаться. Эти способности востребованы в современном обществе. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Универсальные учебные действия - это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Поэтому мне необходимо научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Одна из главных проблем современного обучения - обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся класса.
Использование семи модулей для обучения, по - моему, как раз этому и способствует, где каждый ребенок может проявить себя.
Семь модулей Кембриджской программы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».
Именно поэтому тема моего опыта «Формирование универсальных учебных действий на уроках химии и биологии». По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал современного образования.
Ведущая идея опыта : формирование универсальных учебных действий - путь к повышению качества образования, раскрытию способностей учащихся, подготовки к жизни в современном конкурентном мире.
Обеспечивая индивидуальный поход к каждому ученику в условиях метапредметности урока, мы создаём пространство для самореализации личности, что повышает уровень предметных, метапредметных компетентностей.
Что в свою очередь обеспечивает снижение тревоги учеников, невнимательность, неудовлетворённость.
А в основе лежат приёмы формирования универсальных учебных действий.
Я рада поделиться с вами опытом использования различных приёмов работы по формированию универсальных учебных действий.
Существует четыре группы универсальных учебных действий:
- личностные;
-познавательные;
- регулятивные;
- коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия - это действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения.
Регулятивные универсальные учебные действий - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность.
Познавательные универсальные учебные действий - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания.
Коммуникативные универсальные учебные действий - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми.
Для формирования универсальных учебных действий на уроках химии и биологии я выделила 4 этапа
1-этап - вводно -мотивационный - чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы.
2- этап - открытие химических и биологических знаний - на данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности
3- этап - формализация знаний - основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного химического и биологического факта.
4- этап - обобщение и систематизация - на этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными химическими и биологическими фактами, приводят знания в систему.
Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер.
Таким образом, можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий осуществляется с позиций компетентностно - деятельностного подхода.
И первый приём, с которым я вас познакомлю - это преобразование темы урока в педагогическую задачу. (это способствует определение цели урока)
Например….
Какую капусту не едят зайцы?
Значение водорослей.
● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●
Витамины - польза или вред?
● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●
Внешнее и внутреннее строение корня.
А мои варианты таковы ….
Какую капусту не едят зайцы?
Значение водорослей.
«Мал золотник - да дорог»
Витамины - польза или вред?
Корень-якорь, насос, хранилище.
Внешнее и внутреннее строение корня.
Анимирование темы урока - следующий приём
(фрагмент фильма, вопросы, определяем тему урока)
Дети в любом возрасте остаются детьми, поэтому люблю использовать ребусы, причем с различной целью. Давайте определим тему урока зашифрованную данным ребусом.
ФОТОСИНТЕЗ
Очень интересным приёмом, способствующим формированию всех четырёх групп УУД - является приём «письмо без обратного адреса».
На этом работа не заканчивается. Далее предлагается учащимся изучить содержание письма и подготовить презентацию организма-отправителя и его семейства (например, в форме ещё одного приёма «Кластер»).
Такую работу ученики могут выполнять, если хорошо владеют приёмами работы с текстом «Инсерт». Своих учеников я этому учу постоянно.
Метод пресс учит не только высказывать позицию, но и аргументировать ответ
Позиция - аргументирование - пример - вывод
- Позиция - выскажите своё мнение: «Я считаю, что …»
- Аргументирование: «Потому что…», «Так как…»
- Пример, факты ….
Вывод (обобщение своего мнения): «Таким образом, я считаю…», «Поэтому…».
? Почему млекопитающих считают высокоорганизованной группой животных по сравнению с пресмыкающимися, от которых они происходят?
Приём перекрёстная дискуссия - один из любимых у учеников.
Вопрос, предлагаемый для перекрестной дискуссии, должен быть стержневым для изучаемой темы, т.е. поиск аргументов для ответа должен предполагать использование всего спектра информации, конструирования причинно-следственных связей между основными понятиями темы.
Форма таблицы для перекрестной дискуссии
Аргументы «Благо»
Вопросы для дискуссии
Аргументы «Зло»
Удаление аппендикса у новорожденных детей?
Особое место в моей работе занимает проектная технология и её элементы.
Поощрение за интересные проекты.
Поощряйте своих учеников - это важный фактор мотивации.
Рефлексия "Волшебная лестница знаний"
Нет предела развитию человечества, и никогда человечество не скажет себе: «стой, довольно…» - говорил В. Г. Белинский
Используемая литература:
-
Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.Загашев И. Умение задавать вопросы. СПб. Изд-во «Питер», 2001.
Программа КПК. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. -
Андреев А.А. Применение сети Интернет в учебном процессе // Информатика и образование. - 2005. - № 9 - стр.6
-
Гаммерштмид И.И., Гаммерштмид Д.А. Информационные технологии в сельской школе // Информатика и образование. - 2005. - № 7 - стр. 49
-
Нечитайлов Е.В. Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. - 2005. - № 4 - стр. 13
Аннотация
Мастер класс «Технология образования, основа профессионализма в учебе» охватывает такие технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, семь модулей Кембриджской программы обучения и выработка универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия - это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Поэтому мне необходимо научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Одна из главных проблем современного обучения - обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся класса.
Параллельно с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как: мобильность, креативность, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность и ответственность в принятии решений, умение общаться. Эти способности востребованы в современном обществе. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Работа рекомендуется для учителей, воспитателей.
Материал может быть использован на факультативах по всем учебным предметам общеобразовательной школы, а также в классах с углубленным изучением предмета, на классных часах.