- Преподавателю
- Другое
- Программа развития школьного музея
Программа развития школьного музея
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фадеева Н.Н. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21с углублённым изучением немецкого языка»
«Немеч кыв пыдiсянь велöдан 21 №-а шöр школа»
муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение
Рассмотрена на заседании МО
Протокол № __ от _______ 2012 г ____________(Фадеева Н.Н.)
«Утверждаю»
директор МАОУ СОШ № 21
__________(Порошкина А.П.)
«___» ___________ 2012г.
«Согласована»
Зам. директора по УВР
____________(Шкунова Р.М.)
«30» августа 2012 г
Программа
развития школьного музея Боевой Славы
Программа составлена на основе:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2012-2017 годы»
Программа воспитательной работы школы
Программа составлена руководителем школьного музея Фадеевой Надеждой Николаевной
Сыктывкар 2012
1.Паспорт программы
Наименование программы
Программа развития школьного музея Боевой Славы далее - программа)
Основания для разработки программы
Программа развития МОУ СОШ №21
Программа воспитательной работы МОУ СОШ №21
Заказчик программы
Администрация школы.
Разработчик программы
Фадеева Н.Н., учитель истории, руководитель школьного музея.
Цель программы
Осуществление воспитания, обучения, развития и социализации учащихся средствами музея.
Задачи программы
образовательные: расширение и углубление знаний учащихся по истории школы, города и страны на основе знакомства с материалами музея;
развивающие: приобщение учащихся к исследовательской деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучения краеведческого материала, развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории
воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны; формирование толерантности, уважения к истории других народов; активной жизненной позиции.
Основные принципы реализации программы
гуманистическое воспитание
деятельный подход
комплексный подход
принцип обеспечения успешности
принцип дифференциации
компетентностный подход
Срок реализации программы
2012-2017гг.
Основные разделы программы
-
Паспорт программы
-
Информационная справка
-
Обоснование актуальности программы
-
Цель и задачи программы
-
Принципы реализации программы
-
Педагогические технологии
-
Направления и формы реализации программы
-
Основные мероприятия по реализации программы
-
Сроки и этапы реализации программы
-
Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы
-
Управление реализации программы
Исполнители программы
Администрация школы, руководитель музея, совет музея, актив музея
Ожидаемые результаты
-
Наличие локальной нормативно-правовой базы деятельности музея
-
Налаженная система работы школьного музея
-
Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями
-
Позитивное отношения общественности к работе музея
-
Высокий уровень мотивации учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны
-
Высокие результаты обучения учащихся по истории России
-
Обеспеченность процесса преподавания истории Великой Отечественной войны наглядными пособиями, дидактическим материалом, литературой.
-
Благоприятный эмоционально-психологический климат в школьном коллективе.
-
Рост числа победителей и призеров олимпиад, конкурсов, смотров, конференций связанных с профилем музея.
-
Повышение интеллектуальной, творческой и социальной активности учащихся
2. Информационная справка
1. Наименование музея: «Музей Боевой Славы МОУ СОШ № 21г. Сыктывкара»
2. Профиль музея: историко-краеведческий
3. Дата создания музея: 8 мая 1965года
4. Адрес музея: 167031 г. Сыктывкар, улица Красных партизан,68
5.Руководитель музея: Фадеева Надежда Николаевна, учитель истории
6. Общая площадь помещения музея: 50 м2
7. Разделы экспозиции музея: «Жители нашего микрорайона - участники Великой Отечественной войны», «История школы»
8. Краткое описание экспозиций музея: В экспозиции музея два раздела: «Жители нашего микрорайона - участники Великой Отечественной войны» и «История школы»
Жители нашего микрорайона - участники Великой Отечественной войны Материалы этого раздела рассказывают о всех основных сражений Великой Отечественной войны и участии в них наших земляков:
Начало Великой Отечественной войны; Битва за Москву, Боевой путь 28 - Невельской дивизии;
Оборона Ленинграда; Оборона Сталинграда; Битва на Курской дуге; Освобождение стран Западной Европы; Взятие Берлина и окончание Второй мировой войны
История школы. Материалы этого раздела рассказывают об истории школы: формировании учительского и ученического коллективов их сотрудничестве, зарождении и развитии школьных традиций, выпускниках школы, молодых специалистах и ветеранах.
9. Фонды музея: Фнды музея насчитывают 1000 единиц основного фонда хранения и 5000 единиц вспомогательного. Среди экспонатов нашего музея есть фронтовые письма, подлинные фотографии, вещи фронтовиков, военная форма, газеты, журналы периода Великой Отечественной войны, осколки снарядов, боевые награды, грамоты, благодарности и другое.
Весь материал в музее оформлен по следующим разделам:
1. История Великой Отечественной войны;
2. Ветераны сегодня;
3. Наши выпускники в рядах Вооруженных сил;
4. История школы.
В основном в школьном музее собраны, представлены в экспозиции и находятся в фондах, материалы о жителях нашего микрорайона и города, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, а также наших учителях и выпускниках.
10. Нормативная локальная база деятельности музея
Устав школы
Положение о школьном музее
Приказы директора школы
Программа развития школы
Программа воспитательной работы школы
Программа развития школьного музея Боевой Славы
План работы музея на учебный год
-
Документация музея
Инвентарная книга основных фондов
Инвентарная книга вспомогательных фондов
Журнал регистрации экскурсий
Книга отзывов
-
Должностные лица, органы самоуправления и группы, участвующие в реализации программы:
Директор школы
Заместитель директора по воспитательной работе
Совет ветеранов
Совет музея
Актив музея
Лекторские и поисковые группы
Клуб интересных встреч
13 Основные итоги работы музея
Присвоение статуса «Музей общеобразовательного учреждения» Свидетельство № 10884 от 3.апреля 2006 года
Победы и призовые места в городских смотрах конкурсах школьных музеев, комнат боевой и трудовой славы:
2004год Победа в номинации: «Воспитание гражданственности и патриотизма на традициях и истории школы год в городском смотре-конкурсе школьных музеев, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
2008 год Победа в номинации: «Музей боевой славы и истории школы» в городском смотре-конкурсе музеев, залов боевой славы образовательных учреждений
2008 год участие в республиканском конкурсе музеев образовательных учреждений в номинации: «Описание инновационного опыта работы школьного музея». Награда - Благодарственное письмо Министерства образования Республики Коми.
2010 год III место в городском смотре-конкурсе музеев, комнат, залов боевой славы общеобразовательных учреждений, посвященном 65 - летию Победы в Великой Отечественной войне.
2010год Победа в республиканском конкурсе школьных музеев, посвященном 65-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
2012год. Победа в номинации: «Свой музей мы строим сами» в городском конкурсе-фестивале рекламных презентаций «Школьный музей глазами детей»
2012год. Победа в номинации в муниципальном конкурсе руководителей школьных музеев: «История страны средствами школьного музея» Фадеева Н.Н.
Обобщение и представление опыта работы музея:
Год
Тема
Место проведения
Участники
2006
Роль школьного музея в гражданско - патриотическом воспитании учащихся
г. Сыктывкар
МОУ СОШ №21
Руководители школьных музеев и председатели Совета ветеранов школ города
2007
Проектные формы работы в патриотическом воспитании
г. Сыктывкар
СГУ
Участники Республиканского слета представителей клубов и объединений патриотической направленности
2008
Патриотическое воспитание в школе
КРИРОиПК в МОУ СОШ №21
Семинар по воспитательной работе для слушателей республиканских курсов
2009
Проектная деятельность как метод воспитания патриотизма и гражданственности в современных условиях развития общества»
г. Сыктывкар
МОУ СОШ №21
Учителя школ города, участники конференции
2009
Современные образовательные технологии в работе школьных музеев.
г. Сыктывкар
МОУ СОШ №21
Руководители школьных музеев, участники республиканского семинара «Экспозиционно-выставочная деятельность» по проблемам патриотического и духовно-нравственного воспитания на материалах школьного музея
2010
Школьный музей Боевой Славы - центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся
г.Сыктывкар МОУ СОШ №21
Педагогический совет школы
2010
Современные формы работы в образовательном пространстве музея. Из опыта работы.
г. Сыктывкар
МОУ СОШ №21
Руководители школьных музеев города Сыктывкара семинар на тему «Взаимодействие школьных музеев с внешкольными учреждениями города Сыктывкара»
2011
Формы и методы патриотического воспитания учащихся на уроке и во внеурочное время.
г. Сыктывкар
КРИРОиПК
Слушатели республиканских курсов повышения квалификации учителей истории. по программе «Моделирование школьного курса «История» в условиях введения ФГОС» на тему: «Современные методы и формы работы по патриотическому воспитанию учащихся
2011
Использование воспитательных технологий для решения важнейшей задачи современной школы - воспитание гражданина страны.
г.Сыктывкар МОУ СОШ №21
Педагогический совет школы
2012
Методика подготовки и проведения экскурсии Публикация тезисов выступления в сборнике
г. Сыктывкар
МО РК ГАУ РК ДОД «РЦДЮС и Т»
Слушатели республиканского семинара: «Организация исследовательской деятельности учащихся-участников туристско - краеведческого движения «Отечество - Земля Коми»
3. Обоснование программы
«Добиться того, чтобы воспитанника уже в детстве волновало настоящее и будущее Отчизны, - одна из важнейших предпосылок предотвращения моральных срывов в отрочестве. Гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность - это основа человеческого достоинства» (В.А.Сухомлинский)
Сегодня воспитание рассматривается как создание для развития личности условий. То есть на первое место в воспитательной деятельности выходит раскрытие личностного потенциала, которым изначально обладает каждый ребенок, формирование у него ключевых компетенций. Задача школы заключается в том, чтобы помочь ему осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития. Помощь и стимулирование саморазвития личности - наиболее эффективная стратегия организации воспитательного процесса.
Особая роль в достижении этих целей отводится музейной педагогике. Музей является одной из форм работы по развитию творческой и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды исторических материалов, имеющих воспитательную и научно - познавательную ценность. Тесно связанный с уроками истории, со всем образовательным и воспитательным процессом школы музей создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности учащихся. Он формирует у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научно-политической информации. Работая в музее, школьники приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска необходимой научной информации; учатся анализировать и оценивать события и явления современной общественной жизни. Школьный музей расширяет и углубляет знания учащихся по истории России и Коми края в период Великой Отечественной войны. Он воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю. К своей стране, к её историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Таким образом, работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающей действительности, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
общекультурных: духовно-нравственные основы жизни человека, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, опыт освоения учеником окружающего мира, познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
учебно-познавательных: владение способами анализа, рефлексии, самооценки, целеполагания, планирования, организации; навыками самостоятельной познавательной деятельности; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
информационных: владение современными средствами информации, информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации;
коммуникативных: владение различными социальными ролями, навыками работы в группе, коллективе, знание способов взаимодействия с окружающими;
социально-трудовых: способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе целостной научной картины окружающего мира с позиций ценностей гражданского общества и демократического государства;
личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное саморазвитие, саморегуляция и самоподдержка, самопознание, культура мышления и поведения.
В воспитании нельзя полагаться только на уже найденные ответы и решения; нужны анализ, диалог, размышление. Для успешной работы в современных условиях необходим системный подход, который воплощается в реализации долгосрочных программ развития, определяющих цели, задачи и основные направления деятельности на перспективу. Программно-целевой метод управления, на основе долгосрочной программы. В отличие от традиционного управления на основе планирования работы на год способствует осознанию перспектив дальнейшей деятельности, консолидации усилий всех её участников для достижения поставленных целей, повышению эффективности работы.
4. Цель и задачи программы
Особенность музейной работы в школе заключается в том, что она выступает одним из способов организации образовательного процесса и подчинена решению задач по обучению, развитию и воспитанию учащихся, которые стоят перед школой. Следовательно, цель и задачи программы развития музея таковы:
Цель:
осуществление воспитания, обучения, развития и социализации учащихся средствами музея
Задачи:
образовательные: расширение и углубление знаний учащихся по истории школы, города и страны на основе знакомства с материалами музея;
развивающие: приобщение учащихся к исследовательской деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучения краеведческого материала, развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории
воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны; формирование толерантности, уважения к истории других народов; активной жизненной позиции
5. Принципы реализации программы
Программа реализуется на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:
гуманистическое воспитание - признание личности ребенка высшей социальной ценностью;
деятельный подход - ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой, что определяет отбор форм и методов воспитательной работы.
комплексный подход - воспитание и развитие разнообразных качеств личности ребенка должно осуществляться в комплексе.
принцип обеспечения успешности: успех в деятельности не только помогает раскрытию потенциала ребенка, но и открывает перед ним новые возможности;
принцип дифференциации - отбор содержания, форм и методов должен учитывать индивидуальные особенности детей и взрослых, их этнические, религиозные, исторические, культурологические условия;
компетентностный подход - воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка: наиболее универсальных способностей и умений, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной деятельности в условиях конкретного общества.
Реализуя данную программу исходим из позиции, что воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами образовательного процесса.
6. Педагогические технологии
Решение задачи формирования и развития ключевых компетенций учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе включения школьников в активную учебную, творческую, социальную деятельность. Реализация компетентностного подхода, использование современных педагогических технологий сегодня является необходимым условием достижения нового качества образования на образовательном пространстве музея.
Успех работы школьного музея, зависит в том числе от участия в ней широкого постоянного ученического актива, способного систематически собирать, изучать, обрабатывать и использовать новые материалы. Реализация цели и задач программы предполагает активное участие школьников в работе музея, а следовательно, требует применения технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
Метода проектов;
Ученического исследования;
Игровых технологий;
Образовательных путешествий; технологии коллективных творческих дел;
Технологии проблемного обучения.
7. Направления и формы реализации программы
Для решения поставленных задач воспитательная работа с учащимися организуется по следующим направлениям:
Направление
Цель
Формы реализации
Организационная работа
Организация работы школьного музея как одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся
Организация работы Совета музея
Организация работы поисковых и лекторских групп
Организация работы экскурсоводов
Планирование работы музея
Анализ работы музея
Разработка и корректировка нормативных документов, регламентирующих работу музея;
Ведение музейной документации;
Организация работы с музейными фондами
Организация работы с экспозициями музея
Урочная работа
Повышение эффективности усвоения программного материала по истории России и истории республики Коми.
Проведение на базе музея музейных уроков;
Использование материалов музея при проведении уроков по различным предметам
Организация работы с документами музея на уроках истории
Использование на уроках истории материалов экспозиции «Наши земляки-участники Великой Отечественной войны» при изучении соответствующего периода истории России.
Внеурочная работа
Углубление и расширение исторических знаний школьников, создание условий для развития их разносторонних интересов и способностей, реализации познавательного интереса.
Организация поисковой, исследовательской и проектной деятельности учащихся;
Привлечение учащихся для работы с музейными фондами и экспозициями;
Проведение экскурсий в музее, привлечение к этой работе учащихся
Работа клуба интересных встреч ,организация встреч с ветеранами войны и труда;
Участие в образовательных и творческих конкурсах, связанных с профилем музея
Посещение музеев, выставок, библиотек
Организация коллективных творческих дел
Проведение тематических конкурсов, игр
8. Основные мероприятия по реализации программы
Планируемые мероприятия
Сроки
Ответственные
Организационная работа
Формирование и организация работы совета музея
Ежегодно сентябрь
Руководитель музея, зам. директора по УВР
Формирование и организация работы актива музея, поисковых, экскурсионных и лекторских групп
Ежегодно сентябрь
Руководитель музея, совет музея
Организация совместной работы с советом ветеранов школы, попечительским советом, советом союза афганцев
В течение года
Руководитель музея, совет музея, зам. директора по УВР
Организация работы с учителями - ветеранами школы
В течение года
Руководитель музея, совет музея, зам. директора по УВР
Формирование и пополнение банка данных по теме: «Организация работы школьного музея»
В течение года
Руководитель музея, зав. библиотекой
Создание и пополнение электронных баз данных музея
Ежегодно
Руководитель музея, совет музея
Организация работы с экспозициями музея
В течение года
Руководитель музея, совет музея
Косметический ремонт помещения музея
В конце учебного года
Администрация школы, руководитель музея, родительский комитет
Урочная работа
Разработка и проведение уроков в 9-х и 11-х классах по истории Великой Отечественной войны с использованием экспозиции музея и экспонатов музейного архива
В течение года
Руководитель музея, учителя истории
Отбор и подготовка документов музея для организации самостоятельной работы с ними учащихся
В течение года
Руководитель музея, учителя истории
Формирование на базе музея фонда наглядных и дидактических материалов для проведения уроков по истории Великой Отечественной войны и его пополнение
В течение года
Руководитель музея, учителя истории
Проведение музейных уроков с участием ветеранов и участников войн, тружеников тыла, «детей войны», ветеранов педагогического труда
В течение года
Руководитель музея, учителя истории
Внеурочная работа
Создание и пополнение банка данных
по темам:
- Ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла - жители микрорайона школы
-Учителя школы - ветераны педагогического труда
- Выпускники школы
-Учителя школы - наши выпускники
Постоянно
Руководитель музея, совет музея, зам. директора по УВР
Участие в подготовке и проведении традиционных школьных коллективных творческих дел и праздников, связанных с профилем музея:
- День знаний
- День пожилых людей
- День учителя
- Вечер встречи выпускников
- День памяти выпускника школы Володи Порошкина
-День памяти воинов - интернационалистов
- День защитника отечества, 23февраля
- День Победы, 9мая
Ежегодно
Руководитель музея, совет музея, зам. директора по УВР
Организация и проведение в школе месячника военно-патриотического воспитания
Ежегодно
Руководитель музея, совет музея, зам. директора по УВР
Участие в традиционных социальных акциях:
-Ветеран живет рядом
-Я гражданин России
- Марафон Победы
- Моя школа
- Мы этой памяти верны ( благоустройство могил на городском кладбище выпускников, погибших при исполнении воинского долга)
Ежегодно
Руководитель музея, совет музея, зам. директора по УВР
Организация и проведение встреч
- с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла
- с ветеранами педагогического труда
- с детьми войны
- с выпускниками школы, которые проходят военную службу в вооруженных силах РФ
В течение года
Руководитель музея, совет музея
Подготовка и проведение экскурсий в музее по темам:
Начало Великой Отечественной войны; Битва за Москву,
Боевой путь 28 - Невельской дивизии;
Оборона Ленинграда;
Оборона Сталинграда;
Битва на Курской дуге;
Освобождение стран Западной Европы; Взятие Берлина и окончание Второй мировой войны
В течение года
Руководитель музея, совет музея, экскурсоводы
Сбор, обработка и оформление материалов по направлениям: «Жители нашего микрорайона - участники Великой Отечественной войны» и «История школы»
В течение года
Руководитель музея, поисковые группы
Участие в городских и республиканских конкурсах по тематике музея
В соответствии с планом
Руководитель музея, совет музея
Участие в школьных, городских и республиканских конференциях по тематике музея
В соответствии с планом
Руководитель музея, совет музея
Участие в смотре-конкурсе школьных музеев,комнат боевой и трудовой славы
В соответствии с планом
Руководитель музея, совет музея
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по тематике музея
В течение года
Руководитель музея, совет музея
Оформление:
-летописи музея
- буклета о школьном музее
- брошюры по истории музея
- брошюра о воине-интернационалисте, погибшего при исполнении воинского долга
-летописи школы
- брошюры по истории школы
Постоянно
2013г.
2016г.
2015г.
2017г.
2014г.
Руководитель музея, совет музея, зам. директора по УВР
9. Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации программы: 2012-2017гг.
Первый этап (2012г.) - разработка программы развития музея
Второй этап (2013-2016гг.) - реализация основных направлений программы развития музея
Третий этап (2017)г. - оценка эффективности реализации программы развития музея, обобщение опыта работы по реализации программы, определение дальнейших путей развития.
10. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы
Эффективность программы определяется системой целевых индикаторов и показателей. Она позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач по основным направлениям развития музея.
Результаты реализации программы оцениваются по следующим направлениям:
Целевые показатели
Индикаторы
Методы изучения
Организация работы музея как структурного подразделения школы и одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся
- Наличие необходимой локальной нормативно-правовой базы деятельности школьного музея;
-наличие эффективно действующей системы работы школьного музея;
- наличие эффективной системы взаимодействия с различными общественными организациями;
- позитивное отношение школьной общественности к работе музея
1. Анализ итогов учебно-воспитательной работы.
2.Педагогическое наблюдение.
3.Анкетирование учителей, учащихся и их родителей
Повышение эффективности усвоения программного материала по истории России и истории республики
- Высокие результаты обучения учащихся по истории России и истории республики;
- Высокий уровень мотивации учащихся к изучению истории Великой
Отечественной войны
-Обеспеченность процесса преподавания истории наглядными пособиями, дидактическими материалами, краеведческой литературой и литературой по истории Великой
Отечественной войны
1. Анализ итогов учебно-воспитательной работы.
2.Педагогическое наблюдение.
3.Анкетирование учащихся
4. Психолого-педагогическая диагностика
5. Методика изучения уровня учебной мотивации (Н.Г. Лусканова)
6. Методика изучения направленности учебной мотивации (Т.Д.Дубовицкая)
7. Анкета «Как вы относитесь к учебе по различным предметам?» (П.П.Ромадина)
Углубление и расширение исторических знаний школьников, создание условий для развития их разносторонних интересов и способностей. реализации познавательного интереса.
-благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе;
- рост числа победителей и призеров олимпиад, конкурсов. соревнований. смотров, конференций разного уровня;
-повышение интеллектуальной, творческой, социальной активности учащихся
1. Анализ итогов учебно-воспитательной работы.
2.Педагогическое наблюдение.
3.Анкетирование учащихся 4. Психолого-педагогическая диагностика:
-методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреева)
-методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л.В. Байбородова)
-методика определения уровня общественной активности учащихся
(Е.Н. Степанов)
18