Выступление на педагогическом совете школы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Создание системы педагогического мониторинга, как фактора повышения качества образования

Слайд№1

В Федеральной целевой программе развития образования поставлена задача повышения эффективности управления в системе образования. В теории социального управления качество определяется как уровень достижения поставленных целей, как соответствие стандартам, степень удовлетворения ожиданий потребителя. Современный этап развития образования требует от педагогов диагностического мышления.

Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования на уровне школы необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга.

Образовательный мониторинг - форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование ее развития.

Содержание мониторинга в образовательном учреждении определяется в зависимости от целей и конкретных задач. Потребность систематически оценивать качество «функционирования и развития муниципальных образовательных систем» актуальна в настоящее время, и продиктована она требованием «обеспечения современного качества образования», что отмечено в Концепции модернизации российского образования.

Объектом мониторинга выступает качество образования, обеспечиваемое школой, совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности школьников.

Отличительной чертой мониторинга является информация о соответствии фактического результата его ожиданиям, прогнозированию, а также оценка этого соответствия. Обратная информация - еще один необходимый элемент мониторинга, а, следовательно, и управления школой; на ее основе изменяется отношение к результату, и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей.

В системе педагогического мониторинга осуществляется упорядочение и систематизация потока информации о деятельности образовательного учреждения, поступающей из различных источников. Слайд № 2

Объектами педагогического мониторинга могут быть ученик, учитель, классный руководитель, сам образовательный процесс.

Педагогический мониторинг имеет определенную динамическую направленность, которая выражается в типах обследования или контроля:

При проведении мониторинга большое внимание уделяется показателям качества образования как процесса, что побуждает администрацию и учителей к глубокому системному анализу образовательной ситуации, осмыслению результатов своей работы, ее положительных сторон и недостатков.

Постоянный мониторинг качества образовательного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях реформирования школы, обновления содержания образования, введения государственных образовательных стандартов, нормализации учебной нагрузки учащихся. Педагогический мониторинг позволяет обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, вносить последовательные изменения в ход реализации образовательной программы с целью повышения качества ее результатов. Образовательная программа школы сформирована с учетом потребностей учащихся и их родителей как потребителей образования, в будущем участвующих в оценке его качества.

Слайд№3

Мониторинг предусматривает различные источники и способы получения информации:

промежуточный и итоговый контроль

итоговая аттестация обучающихся

анкетные опросы участников образовательного процесса

экспертное оценивание

внутришкольная отчетность

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.

В проекте Общероссийской системы оценки качества образования говорится: «Индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют наиболее значимый объект оценки». Сегодня образовательные результаты в системе оценки качества образования занимают приоритетное положение, так как имеют высокую ценность для заказчиков и потребителей образовательных услуг (учащихся, родителей, работодателей и т.д.).

Проблема мониторинга, особенно актуальна для системы «учитель-ученик», которая включает совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию, ориентируясь непосредственно на личность школьника с учетом его индивидуальных достижений в учебном процессе. Каждый учитель понимает, чтобы добиться хороших результатов по любым направлениям своей деятельности, надо уметь анализировать, сопоставлять, видеть проблемы, выявлять причины их возникновения, а затем уже планировать дальнейшую работу. Отслеживание динамики обучаемости позволяет учителю адекватно оценивать и свои усилия в планировании и организации учебного процесса с каждым учеником, правильно выбирая долю педагогической помощи; в дальнейшем выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для обучающихся. Слайд №4

Данные о результативности могут быть получены в системе основных видов контроля: входного, текущего, тематического, рубежного, итогового. Слайд №5

Мониторинговые исследования ведутся поэтапно:

1 этап - подготовительный:

-постановка целей;

-определение объекта;

-установка сроков проведения;

-изучение соответствующей литературы;

-изучение имеющегося педагогического опыта;

-разработка инструментария для проведения мониторинга;

2 этап - практическая часть мониторинга:

-сбор информации;

3 этап - аналитический:

-систематизация полученной информации;

-анализ имеющихся данных;

-разработка рекомендаций и предложений на последующий период.

Отслеживается уровень обученности и качество знаний по предметам, четвертям, по годам; определяется успешность работы учителя в конкретном классе, выявляется резерв качества, т.е. отслеживается успешность обучающихся, имеющих одну-две тройки и т.д. Данные анализа отражаются в текстовых аналитических справках, схемах, графиках, таблицах, диаграммах.

В конечном итоге система педагогического мониторинга позволяет получить точную, объективную и сопоставимую информацию о сильных и слабых сторонах деятельности образовательного учреждения и на ее основе своевременно корректировать эту деятельность и прогнозировать дальнейшее развитие системы. На внутришкольном уровне с учетом данных мониторинга организуется личностно ориентированный процесс. По итогам мониторинга в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического, методического советов, совета школы как органа общественного управления, совещания при директоре; выявленные проблемы и предложения фиксируются в документации школы.

Приведу некоторые примеры мониторинговых исследований. Слайды № 7 - 11.

Литература:

1.Концепция модеонизации российского образования на период до 2010 года. Приказ МО РФ №393 от 11 февраля 2002г.;

2.Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы, распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. № 1340-р;

3.В.А. Болотов, Н.Ф.Ефремова, «Система оценки качества российского образования»;

4.В.А. Болотов, «О создании общероссийской системы оценки качества образования»;

5.Е.Бугрий «Региональные системы оценки качества образования сохраняют единое управленческое пространство и отражают приоритеты территорий», Ж. «Народное образование», 2004г.;

6.В.И. Ворошилов, В.А. Исаев «О некоторых принципах управления качеством образования в муниципальных образовательных системах», Педагогический альманах «Школа:День за днем»;

7.Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования.«Педагогическое общество России», Москва, 2000г.;

8.Выступление Президента Российской Федерации И.И.Путина на расширенном заседании Государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года» (г.Москва, 8 февраля 2008 г.), Вестник Образования России, 2008г.;

9.Управление образованием по результатам. Теория и практика. /Под редакцией П.И. Третьякова.- М.: Новая школа, 2001г.;

10.Управление качеством образования. /Под ред. М.М.Поташника.- М.: Педагогическое общество России, 2000г.

© 2010-2022