• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Использование ИКТ на уроках обществоведческого цикла и внеурочной деятельности как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Статья Использование ИКТ на уроках обществоведческого цикла и внеурочной деятельности как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования. Применение компьютерных технологий, а так же Интернета способствует появлению новых средств обучения в преподавании обществоведческих дисциплин. Использование на уроках ИКТ - технологий способствует изменению традиционных методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации.   Использование компьютера на занятии – это не ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




II Всероссийская научно - практическая

педагогическая конференция «Новая волна»







Использование ИКТ

на уроках обществоведческого цикла и внеурочной деятельности

как средство активизации познавательной деятельности обучающихся


Автор: Рудько Юлия Александровна, преподаватель истории и обществознания, высшей

квалификационной категории ГБОУ СПО «Выксунский металлургический колледж»





Выкса,

2015

Одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества - информатизация образования. Применение компьютерных технологий, а так же Интернета способствует появлению новых средств обучения в преподавании обществоведческих дисциплин. Использование на уроках ИКТ - технологий способствует изменению традиционных методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для обучающегося он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции преподавателя компьютер представляет: источник учебной информации (частично или полностью заменяющий книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Обществоведческие науки, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. При всем многообразии печатных учебных пособий, у них можно отметить один очень серьезный недостаток - отсутствие иллюстративного, зрительно воспринимаемого материала. Это сказывается на серьезном истощении образного мышления обучающихся.

За несколько лет использования ИКТ постепенно сложилась моя собственная система работы.

Во-первых, это использование ИКТ непосредственно в учебном процессе через уроки демонстрационного типа. При проведении уроков демонстративного типа я использую несколько вариантов презентаций. Лекционная презентация - это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций, докладов, выступлений преподавателя или обучающихся. На слайды помещаю только опорные тезисы выступления, которые в ходе лекции раскрываю и развиваю. «Плакаты» - это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Наиболее активно данную разновидность презентаций я использую при составлении так называемых виртуальных экскурсий. «Тройное действие». На слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. В результате - при правильном распределении внимания обучающихся, стараюсь задействовать три механизма восприятия: зрительно-образное, слуховое, связанное с пониманием того, о чём говорит преподаватель; дополнительное зрительное, связанное с одновременным чтением предлагаемого материала. Современное образовательное пространство предлагает к использованию широкий спектр электронных учебников, у которых есть много преимуществ. Их использование значительно облегчает работу преподавателя, которому не нужно перед каждым занятием разрываться в поисках интересной информации, иллюстративного материала, письменных и звуковых документов.

Помимо уроков демонстративного типа в моей практике присутствуют и уроки компьютерного тестирования. Применение на уроке компьютерных тестов, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. В работе с тестами помогают не только готовые мультимедийные продукты, а выбор их сегодня очень большой, но так же и программа - генератор тестов MyTest.

Второе направление работы с ИКТ - организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности обучающихся - сложилось как следствие первого. К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю обучающимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации об исторической личности, значимом или малоизвестном событии в истории, раскрыть сущность того или иного общественного явления.

Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения обучающихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

Третье направление - это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга обучающихся, использование ИКТ во внеурочной деятельности. Использование ИКТ при проведении внеклассных мероприятий по предмету усиливает их образовательный эффект. Появляется возможность в период участия во внеклассном мероприятии содержательно общаться и соревноваться с ровесниками из других колледжей, посредством многогранных возможностей Интернета, способствует развитию у обучающихся информационной, коммуникативной культуры, а также развитию предметных компетентностей.

И четвертое направление - дистанционное обучение, участие в региональных, областных, общероссийских и международных олимпиадах. Анализируя использование Интернет - олимпиад и конкурсов в учебном процессе, можно с уверенностью сказать, что они позволяют обеспечить положительную мотивацию обучения, проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, развивать информационно-коммуникационные компетенции обучающихся, получить объективные результаты. По окончании олимпиад и конкурсов организатор не оставляет без внимания ни одного участника: каждый из них получает свой сертификат или диплом. А это в свою очередь стимулирует их на дальнейшее участие, позволяя раскрыть свой потенциал.

С помощью ИКТ появилась возможность индивидуализировать обучение. Не всегда и не все обучающиеся в силу своей природы могут напрямую обратиться с вопросом к преподавателю, поэтому я использую в своей работе метод интернет - консультаций. Для этого в Интернете у меня есть своя страничка в популярной социальной сети Вконтакте - Пока учим - учимся. Это рабочая группа, в которой я выкладываю дополнительные задания к урокам для всех желающих, даю как групповые, так и индивидуальные консультации.

Использование компьютера на занятии - это не способ переложить на компьютер многогранный творческий труд преподавателя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность занятия. Богатейшие возможности представления информации через использование ИКТ позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы.

Опыт работы показывает, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умение ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль преподавателя в раскрытии возможностей современных информационных технологий в процессе преподавания как естественных, так и гуманитарных дисциплин.

Литература:


  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:Просвещение, 1989.

  2. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения//Педагогика. № 4, 2003

  3. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя// Педагогика. № 8, 2003.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998.

  5. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Москва, - Воронеж,2003.

  6. Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М.: Центр педагогического образования. 2010. Студеникина М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М. ВЛАДОС. 2000.

1


© 2010-2022