• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации по выполнению практических работ для обучающихся по дисциплине «Менеджмент» для технического профиля

Методические рекомендации по выполнению практических работ для обучающихся по дисциплине «Менеджмент» для технического профиля

"Описание материала: Часть подготовки квалифицированных специалистов для экономики России. В рыночный экономический период важен переход к осуществлению деятельностного подхода к обучению, практические работы становятся важной значимой частью учебного материала. В постиндустриальном обществе, в век информационных технологий возникает потребность в квалифицированных, деятельных специалистах. Практические работы выполняются с целью: вырабатывания практических умений исходя из программы решения пр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки Кемеровской областиМетодические рекомендации по выполнению практических работ для обучающихся по дисциплине «Менеджмент» для технического профиля

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кузнецкий индустриальный техникум»



Методические рекомендации по выполнению

практических работ для обучающихся

по дисциплине «Менеджмент»

для технического профиля.



Методические рекомендации по выполнению практических работ разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины "Менеджмент" для профессий начального профессионального образования 150401.02 "Сталеплавильщик (по типам производства)", 150412.01 "Оператор прокатного производства", 140446.03 "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования", 220703.02 "Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике", 150709.02 "Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)", 151902.04 "Токарь - универсал", утвержденной зам. директора по учебной работе.

Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Кузнецкий индустриальный техникум"


Разработчик: Янова Наталья Шамильевна, преподаватель менеджмента ГОУ СПО "Кузнецкий индустриальный техникум" г. Новокузнецка

Рецензент:


Рассмотрено: на заседании ЦМК социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № ___ от «_____» ____________201_ г.










СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

4

Правила выполнения практических работ

5

Критерии оценки

6

Тематический план

7

  • Практическая работ №1

9

  • Практическая работа №2

13

  • Практическая работа №3

15

  • Практическая работа №4

16

  • Практическая работа №5

19

  • Практическая работа №6

22

  • Практическая работа №7

24

Список литературы

26



















Пояснительная записка

Практическая работа являются основным видом учебных занятий, направленными на подтверждение теоретических положений и формирование учебных практических умений. Они составляют важную часть подготовки квалифицированных специалистов для экономики России.

В рыночный экономический период важен переход к осуществлению деятельностного подхода к обучению, практические работы становятся важной значимой частью учебного материала. В постиндустриальном обществе, в век информационных технологий возникает потребность в квалифицированных, деятельных специалистах.

Практические работы выполняются с целью:

- вырабатывания практических умений исходя из программы предмета по конкретным темам;

- обобщение, систематизация, углубление, закрепление теоретических знаний по темам программы;

- формирование умений применять теоретические знания для решения практических упражнений, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

В данном сборнике семь практических работ:

  • «Анализ внешней и внутренней среды организации».

  • «Построение и анализ организационных структур управления предприятием».

  • «Анализ предпочтительности методов управления».

  • «Проведение деловых переговоров (деловая игра)».

  • «Разработка и принятие управленческого решения (деловая игра)».

  • «Анализ конфликтных ситуаций».

  • «Определение стиля руководства».


















Правила выполнения практических работ

1. Студен приходит на практическое занятие подготовленным к выполнению работы. В случае не подготовки к работе, студент не допускается к ее выполнению.

2. После выполнения работы студент представляет отчет о проделанной работе с анализом практических результатов и выводом по работе.

3. Содержание отчета указано в описание практической работе.

4. Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

5. Прежде чем приступить к выполнению задания, студенты знакомятся с данным пособием, изучают рекомендации к выполнению в практических работ. Знакомятся с перечнем рекомендуемой литературы. Повторяют теоретический материал, относящийся к теме работы.

Закончив выполнение практической работы, студент должны сдать результат преподавателю. Если возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю.






Критерии оценки

Оценку по практической работе обучающий получает, с учетом срока выполнения работы.

Оценка «5»

  • работа выполнялась самостоятельно

  • сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;

  • студент может разъяснить этапа работы, рассказать алгоритм выполнение любого задания;

  • отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.

  • работа выполнена чисто

  • задание выполнено в установленный срок

Оценка «4»

  • работа выполнялась самостоятельно

  • обучающий допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, но затем не смог в процессе беседы самостоятельно внести необходимые поправки и дополнения.

  • работа выполнена аккуратно.

  • задание выполнено в установленный срок

Оценка «3»

  • самостоятельность в работе была низкой

  • в работе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или обучающий не смог показать необходимые умения

  • на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме
















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

практических работ

по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»

Тема работы

Кол-во часов

ОК

ПК

Практическая работа № 1

«Анализ внешней и внутренней среды организации».

1

ОК

3.

4.

ПК 1.2

Практическая работа № 2

«Построение и анализ организационных структур управления предприятием».

1

ОК

3.

4.

ПК 1.2


Практическая работа № 3

«Анализ предпочтительности методов управления».

1

ОК

3.

4.

ПК 1.2

Практическая работа № 4

«Проведение деловых переговоров (деловая игра)».

2

ОК

3.

4.

ПК 1.1.

Практическая работа № 5

«Разработка и принятие управленческого решения (деловая игра)».

1

ОК

5.

6.

ПК 1.2

Практическая работа № 6

«Анализ конфликтных ситуаций».

1

ОК

3.

4.

Практическая работа № 7

«Определение стиля руководства».

1

ОК

3.

4.

ПК 1.2









Практическая работа № 1

Анализ внешней и внутренней среды организации

Цель: Провести анализ внешней и внутренней среды организации, с целью выявления возможности организации противостоять изменяющимся факторам среды и своевременной реакции на них.

Краткие теоретические сведения:

Под внешней средой следует понимать совокупности объектов, обладающих следующими свойствами: они находятся за юридическими границами организации; они формируют определенные обстоятельства, воздействующие на процессы управления организацией; они не подвергаются задающим или управляющим воздействиям со стороны собственников и менеджеров организации.

Внешняя среда определяет динамику управления персоналом производственных подразделений, подразделений обеспечения с целью достижения и удержания ими заданных параметров и получения максимальной отдачи от вложенных финансовых, материальных, производственных, интеллектуальных, трудовых ресурсов при производстве и реализации товаров и услуг. В общем случае угрозы из внешней среды направлены на нарушение этой цели управления организацией. По характеру опосредованности связей внешняя среда делится на внешнюю среду прямого воздействия и внешнюю среду косвенного воздействия.

Анализ внешних факторов помогает выработать стратегические решения, обеспечивающие алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволят поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, помогут вскрыть угрозы и возможности.

Анализ проводится по основным составляющим внешней среды фирмы. Для проведения анализа по каждой составляющей предлагаются следующие вопросы:

1. Экономическая среда - Каков ожидаемый темп роста ВНП или промышленной продукции? Каков ожидаемый уровень инфляции? Какое изменение в экономике способно отрицательно повлиять на развитие рынка и спроса? Какие меры необходимо предпринять, если такое изменение произойдёт?

2. Научно - техническая среда - Какие технические достижения, влияющие на себестоимость продукции и услуг, могут появиться? Какое развитие техники и технологии может повлиять на спрос наших товаров? Какие технологии могут представлять угрозу для области деятельности нашего предприятия? Какие меры необходимо предпринять с сегодняшнего дня, чтобы минимизировать влияние подобных изменений?

3. Политическая среда - Какие политические процессы, происходящие в обществе могут повлиять на нашу деятельность? Какие законы, и какие постановления, способные повлиять на наш бизнес, могут быть приняты в ближайшем будущем? Какие финансовые и налоговые инструкции могут повлиять на рентабельность нашего бизнеса? Каким образом ведется контроль отрасли со стороны правительственных органов и как он будет развиваться? Что необходимо предпринять предприятию в случае возможных осложнений условий деятельности?

4. Социально - демографическая среда - Какие социально - демографические изменения затрагивают наш бизнес? Какие изменения в позиции покупателей могут повлиять на глобальный спрос? Каковы предсказуемые последствия этих изменений?

5. Экологическая среда - Какие процессы, применяемые нашими поставщиками, создают угрозу для окружающей среды? Как поступить если поставщики будут вынуждены изменить свой производственный процесс? Какие используемые нами процессы и сырьевые материалы создают угрозу для здоровья или окружающей среды? Может ли наше предприятие стать мишенью для экологических движений? Какие меры должны быть приняты в случае необходимых изменений?

Содержание вопросов могут быть адаптированы к конкретному случаю.

Под внутренней средой следует понимать совокупности объектов, обладающих следующими свойствами:

- ни находятся в юридических границах организации;

- они формируют обстоятельства, определяющие процессы преобразования информации, производства товаров и услуг;

- они должны подвергаться задающим или управляющим воздействиям со стороны собственников и менеджеров организации.

Внутренняя среда определяет содержание и динамику управления персоналом органов управления с целью получения его максимального вклада в достижение и удержание производственными и обеспечивающими подразделениями заданных параметров при производстве и реализации товаров и услуг. В общем случае угрозы из внутренней среды направлены на нарушение второй цели управления организацией.

К внутренней среде организации будем относить ее кадры, технические средства обеспечения управления и технические средства производства товаров и услуг, технические средства жизнеобеспечения, территории и помещения для их размещения и функционирования, организационную и производственную структуры предприятия, материальные, финансовые и социальные ресурсы.

В любой организации должен идти непрерывный процесс анализа внутренней среды на основе обновляющейся информации. Анализ внутренней среды позволяет вовремя скорректировать цели и задачи организации, определить внутренние возможности, сильные и слабые стороны, потенциал, основные навыки и умения, на которые можно рассчитывать в конкурентной рыночной борьбе.

Задания:

  1. Охарактеризуйте значение внешней среды организации, выделив основные параметры внешней среды.

  2. Охарактеризуйте факторы внешней среды, разделив их на две группы: среда прямого воздействия, среда косвенного воздействия.

  3. Проведите изучение факторов внешней среды по следующим направлениям: экономические, политические, рыночные, технологические, социальные факторы, конкурентная среда и международная среда. Заполните табл. 1.

Таблица 1

Направления изучения

Изучаемые факторы


Охарактеризуйте значение внутренней среды организации.

  1. Проведите анализ факторов внутренней среды организации и заполните табл. 2.

Таблица 2

Направления анализа

Факторы


  1. На основе анализа факторов внешней и внутренней среды организации, используя, материалы работ 1-3 составьте паспорт организации (рис. 1).

  2. Сделайте вывод по работе.


Контрольные вопросы

  1. Объясните сущность понятия «среда предприятия».

  2. Каковы факторы прямого воздействия внешней среду

  3. В чем особенность факторов косвенного воздействия


6. Экологическая характеристика производства

5. Материальные и финансовые потоки

доходы

материалы, ресурсы

прибыль

расходы

паспорт организации

1. Общие сведения об организации

адрес

полное сокращенное наименование

Ф.И.О. руководителя

реквизиты

форма собственности

год создания

основная продукция (услуги)

сфера деятельности

2. Краткое описание миссии (философии) организации

направленность деятельности (коммерческая, социальная, связанная с государственным интересом)

цель организации

концепция развития

степень согласования с приоритетами: федерального уровня; уровня субъекта РФ (регионального); муниципального уровня

ожидаемые рынки и их объекты

эффективность

3. Производственный аппарат

технико-технологическая база

структура основных фондов (технологическая, производственная)

преимущества производства (организации) и пути их реализации

производственная структура

4. Управление

кадры организации (состав, структура)

организационная структура управления

Рисунок 1 - Паспорт организации


Практическая работа № 2

«Построение и анализ организационных структур управления предприятием».

Цель: анализ организационной структуры управления предприятием.

Краткие теоретические сведения:

Деятельностью предприятия руководит аппарат управления, "состав которого входят руководители, специалисты и исполнители выполняющие необходимые для работы предприятия функции. Для эффективного управления предприятием менеджер должен создать соответствующую организационную структуру. Имеются два основных типа структур управления предприятием с точки зрения •Качества и эффективности управления: иерархический и органический. В свою очередь иерархический тип структур управления имеет несколько основных вариантов: линейная, функциональная, линейно-функциональная, штабная, линейно-штабная, дивизиональная. Также имеется несколько основных вариантов структур управления в органическом типе: матричная (программно-целевая), проектная и бригадная (кросс-функциональная). Задача Менеджера заключается в постоянном совершенствовании органов Управления предприятием. Необходим учет особенностей менеджмента на предприятиях различных организационных форм.


Задания:

1. Охарактеризуйте структуру управления предприятия представленного на рисунке 2, с помощью следующих параметров:

  • количество уровней управления

  • структура подчинённости;

  • распределение полномочий;

  • структура коммуникаций.

2. В качестве рационализации существующей структуры управления предприятия предложить мероприятия по улучшению эффективности работы.

3. Рассмотрите составляющие цикла менеджмента на примере учебного заведения, в котором учитесь. Дайте ваши комментарии по каждой функции, входящей в цикл менеджмента.

4. Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц:


Вас лично на работе ( в техникуме):

1__________________

2__________________

3__________________

4__________________

5__________________

Квалифицированного рабочего:

1__________________

2__________________

3__________________

4__________________

5__________________

Служащего в конторе:

1__________________

2__________________

3__________________

4__________________

5__________________

Профессионала (врача, юриста, преподавателя )

1___________________

2___________________

3___________________

4___________________

5___________________

Неквалифицированного работника

1___________________

2___________________

3___________________

4___________________

5___________________

5. Сделайте вывод по работе.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите достоинства и недостатки отдельных структур управления.

  2. Как осуществляется распределение труда в системе управления

  3. В чем заключается роль менеджера при создании организации управления предприятием? Каковы особенности менеджмента на предприятиях различных организационных форм?


Директор

Начальник ПЭО

Главный бухгалтер

Главный инженер

Юрист

Инженер по охране труда

Начальник отдела кадров

Зам. ген. дир.

по

производству

Зав.

ОКСиС

Секретарь

Начальник ОТК

Начальник охраны

Экономисты

Бухгалтеры

Работники ОТК

Начальник

КТО

Работники ОКСиС

Работники ОК

Охраники

Начальник

БИХ

Начальник

СУ

Главный энергетик

Заведующ.

ЦЛ

Начальник

ЭИЦ

Начальник

СО

Начальник

ОМ

Заведующ.

ПДО

Начальник

СЦ

Начальник

МЦ

Начальник

АСЦ

Технологи

Работники

БИХ

Работники

СУ

Рабочие

Химики

Рабочие

Работники

СО

Маркетологи

Работники ПДО

Сварщики

Рабочие

Рабочие


рисунок 2

Расшифруем введенные на рис. 1 обозначения:


ОТК - отдел технического контроля;

ОКСиС - отдел качества, стандартизации и сертификации;

ОК - отдел кадров;

КТО - конструкторско-технологический отдел;

БИХ - бюро инструментального хозяйства;

СУ - строительный участок;

ЦЛ - центральная лаборатория;

ЭИЦ - экспериментально-инструментальный цех;

СО - служба обеспечения;

ОМ - отдел маркетинга;

ПДО - производственно-диспетчерский отдел;

СЦ - сварочный цех;

МЦ - механический цех;

АСЦ - автосборочный цех;

ПЭО - планово-экономический отдел.





Практическая работа № 3

«Анализ предпочтительности методов управления».


Цель: закрепление материала теории.


Краткие теоретические сведения:

Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленных целей.

По своему содержанию можно выделить следующие методы управления:

- организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

- экономические, обусловленные экономическими отношениями;

- социально - психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.


Задания:

Задание 1.

Создать таблицу методов управления и дать основные характеристики по следующим видам воздействия:

1.Основа применения

2. Подходы к реализации

3.Требования к субъекту

4.Организационное воздействие

5.Административное воздействие

6.Материальное воздействие

7.Моральное воздействие.


Задание 2.

Перечислить какими чертами характера должен обладать современный менеджер. Как вы это прокомментируете: «Успех и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо и нерентабельно, его хозяин меняет не рабочих, а менеджера»


Состав отчета:

1.Выполнение задания 1

2.Выполнение задания 2

3.Выводы.


Контрольные вопросы


  1. Дайте определение методу управления.

  2. Какие существуют критерии классификации методов управления. Охарактеризуйте их.

  3. Какие типы характеров существуют с точки зрения управления?

  4. Люди с каким типом характера могут управлять? Люди с каким типом характера могут только подчиняться?




Практическая работа № 4

«Проведение деловых переговоров (деловая игра)».

Цель: освоить этапы делового общения.

Краткие теоретические сведения:

Деловое общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Анализ структуры делового общения менеджера и его динамики позволяет выделить четыре основных этапа:

1.Познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с менеджером человека;

2.Создание соответствующих условий и психологических предпосылок эффективных коммуникаций;

3.Непосредственный контакт менеджера с другими лицами;

4.Осознание менеджером результатов и последствий контактов.

Цель деловой игры - приобретение навыков ведения полемики и делового спора как инструмента, помогающего успешному ведению деловых переговоров при заключении сделок.

Деловая игра «Переговоры» требует наличия двух компаний (команд), в каждой из которых есть собственный товар, но одновременно каждой из них требуется какой-либо другой товар. Например, одна компания производит промышленную продукцию, а другая - сельскохозяйственную. Главная задача - провести переговоры максимально эффективно, чтобы каждая из сторон могла на выгодных условиях осуществлять поставки поваров.

1. Подготовительная часть

Для начала ведущий разделяет участников на две команды, представляющие интересы двух компаний, и рассаживает их отдельно.

Каждая команда, посовещавшись, принимает решение о том, кто какую продукцию будет представлять и кто какие роли будет играть на будущих переговорах. Кто представит президента компании, кто выполнит роли финансиста, юриста, сотрудника службы сбыта, службы снабжения, кто экономист, дипломат, а также кто сыграет первые роли, кто второстепенные и так далее, в зависимости от количества участников.

Также необходимо решить, как организовать банкет и другие мероприятия, без которых ведение деловых переговоров невозможно.

Подготовительные мероприятия лучше провести заранее, а необходимый инвентарь можно принести из дома.

Когда подготовка выполнена и все полностью организовано и готово к настоящим переговорам, приступаем непосредственно к игровой части.

2. Игровая часть.

В игровом процессе предстоит найти взаимопонимание и тем самым решить важный финансовый вопрос между двумя компаниями о взаимных поставках товара. При этом нужно понимать, что от принятия верного решения будет полностью зависеть финансовое благосостояние каждого участника, поэтому действовать в таких ситуациях необходимо только общими усилиями.

Итак, начинаем игру:

  1. Первым делом каждый участник деловой игры «Переговоры», от самых ответственных лиц до наблюдателей, представляется друг другу, можно заранее каждому прикрепить значок с обозначением его роли и имени в игре.

  2. Представители делегаций указывают цели переговоров и главные условия.

  3. Руководитель проекта дает возможность каждому сотруднику, соблюдая иерархию, высказать свое мнение и пожелания для получения наиболее выгодных условий.

  4. Если заранее предусматривались отступления, то их также необходимо использовать - все средства для получения цели важны.

  5. Когда ведение деловых переговоров подойдет к завершению, преподаватель, оценив финансовые преимущества каждой компании и учитывая зрительские симпатии, должен подвести организационные и финансовые итоги сделки, а после представить победителей.

  6. Указать к какому типу собеседников относится предложенный в ситуации сотрудник (см. варианты ситуаций) Сделайте выбор, обоснуйте.

Ситуация 1

Ваш прямой начальник, не спрашивая вас и не ставив вас в курс дела, поручает вашему работнику задания, который уже занят вашим поручением. Вы и ваш начальник считает свои задания неотложными. Выберите наиболее приемлемый вариант решения.

А. Строго придерживаться субординации, не оспаривая решение начальника предложить подчиненному отложить выполнение текущей работы.

Б. Все зависит от того, насколько авторитетен в ваших глазах начальник.

В. Выразить свое несогласие с решением начальника, предупредить о том, что впредь в таких случаях будете отменять его задания, порученные ваше подчиненному без вашего согласия.

Г. В интересах дела отменить задание начальника и приказать подчиненному продолжать начатую работу.

Ситуация 2

Сотрудник ваше отдела допустил халатность: не внес в информацию, направленную в вышестоящий орган уточненные данные.

Действия руководителя:

А. Посочувствовать работнику, пустив разрешение ситуации на самотек.

Б. Потребовать письменного объяснения, провести жесткий разговор, припомнив прежние ошибки подчиненного.

В. Вынести факт на обсуждение коллектива, предлагая принять коллективное решение.

Г. Приложить к объяснительной записке докладную на имя руководителя

Ситуация 3.

При распределении премий некоторые сотрудники коллектива посчитали, что их несправедливо обошли, и обратились к вам с жалобой.

Что вы ответите

А. Скажите, что премии распределяются и утверждаются в соответствием с приказом.

Б. Успокоите сотрудников, пообещав, что они получат премию в следующий раз, если заслужат.

В. Посоветуете недовольным обратиться в соответствующий юридический или профсоюзный орган.

Состав отчета:

1.Выполнение задания 6 2.Выводы.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы правила ведения деловой беседы?

  2. Из каких этапов состоит любая деловая индивидуальная беседа?

  3. Какие существуют правила ведения совещаний?

  4. Какие существуют основные стадии проведения делового совещания?

Практическая работа № 5

«Разработка и принятие управленческого решения (деловая игра)».

Цель: Приобретение навыка классификации управленческих решений. Овладеть навыками практического использования системного подхода к решению проблем на разных уровнях принятия решений, умением выбрать методы, помогающие принимать обоснованные решения разных видов проблем.

Краткие теоретические сведения:


Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.

Первая стадия процесса разработки решения состоит в признании необходимости решения и включает в себя следующие этапы: признание проблемы; формулирование проблемы; определение критериев успешного решения проблемы.

Вторая стадия рассматриваемого процесса состоит в выработке решения и включает в себя следующие этапы: разработка альтернатив; оценка альтернатив; выбор альтернативы.

Третья, завершающая стадия разработки управленческого решения, - это реализация решения. Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Эта стадия состоит из трех этапов: организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения решения; обратной связи и корректировки действий.

Задания:


Задание 1. По предлагаемому списку решений произвести классификацию каждого (общие или частное; воздействует на внешнюю или внутреннюю среду предприятия; незапрограммированное или запрограммированное).


Список решений

1.Наем заведующим специалиста в исследовательскую лабораторию компании, производящей сложную техническую продукцию.

2.Доведение мастером до рабочих дневного задания.

3.Определение финансовым директором размера дивидендов, которые должны быть выплачены акционерам на девятый год последовательной успешной финансовой деятельности компании.

4.Решение начальника допущении официального отсутствия подчиненного на рабочем месте в связи с посещением им врача.

5.Выбор членами правления места для очередного филиала банка, уже имеющего 50 отделений в крупом городе.

6.Дача руководителем согласия на принятие выпускника юридического факультета университета на работу в аппарат крупной фирмы.

7.Определение годичного задания для ассистента профессора.

8.Дача начальником согласия на предоставление подчиненному возможности посетить учебный семинар в области его специализации.

9.Выбор авторами печатного издания для размещения рекламы о новом вузовском учебнике.

10.Выбор правления компании места для строительства ресторана «Вкусно и быстро» в небольшом, но растущем городе, находящемся между двумя очень большими городами.


Задание 2.

Представить описание 3-х примеров из своего жизненного опыта, (практика на предприятии) когда вы наблюдали принятие руководителем или старшими коллегами решения.


Задания 3.

1.Определите уровни и типы решений предложенных ситуаций (см. варианты ситуаций). Существует ли прямая связь между старшинством по должности и уровнем принимаемых решений? Приведите другие конкретные примеры ситуаций, требующих принятия решений всех четырех типов.

2.Вспомните или придумайте несколько примеров ситуаций, решения которых у вас уже имеются, но, однако, когда-то доставили вам массу беспокойства. Попробуйте припомнить этапы принятия этих решений. Пришлось ли вам впоследствии ими воспользоваться? На каком уровне принятия решений ими можно воспользоваться? Всегда ли готовый ответ правильный? Почему?

3.Опишите все шаги (пункты) рационального подхода к следующим проблемам для любой ситуации, рассмотренной выше:

  • прием сотрудника на вакантную должность в вашем отделе;

  • покупка или аренда помещения (здания) для осуществления вашей производственной деятельности;

  • поиск путей достижения 10 %-ного роста прибыли на вашем предприятии.

4.Подкрепите соответствующие шаги рационального подхода к решению проблем предыдущего задания использованием вспомогательных методов - составлением списков возможных решений, построением дерева решений и изображением причинно-следственных связей.

Варианты ситуации


Ситуация 1. Руководитель, отвечающий за отдел производства, работает в довольно свободных условиях и должен осуществлять выбор среди альтернативных решений управленческой деятельности. В его ведении находятся контроль качества, использование материалов, должностные перемещения, отношения между работниками и многие другие вопросы. Более того, менеджер должен применять «здоровую», эффективную и способную приспосабливаться к обстоятельствам систему руководства. В производственном отделе решения требует масса проблем, большинство из которых уже появлялись прежде. Спектр возможных решений широк, задача руководителя заключается в выборе образа действий, который с наибольшей вероятностью приведет к успеху. Руководитель не только осуществляет рациональный анализ проблемы, но использует для определения соответствующего образа действия свое «чувство» ситуации. Проблемы довольно непросты, они усложняются воздействием внешних факторов. Таким образом, какие бы действия ни предпринимались, доля личной ответственности за них всегда присутствует. Выбранные решения в большинстве случаев оправдывают себя, если осуществляются с достаточной настойчивостью и подкрепляются необходимыми ресурсами. Деятельность руководителя производства во многом связана с выбором подходящей стратегии.

Ситуация 2. Задача отдела маркетинга организации состоит в создании новых возможностей для решения хорошо известных проблем. От работников отдела требуются новые идеи в разных сферах - от поиска новых подходов к рекламе до разработки методов активизации деятельности по сбыту продукции. Чтобы создать прочную основу для принятия решения, необходимо прояснить и упростить проблему, а также осуществить сбор соответствующей информации. Для хорошего руководителя в области маркетинга характерны умение выбирать и способность проводить разумную стратегию, обладающую подлинной новизной и, одновременно, осмысленную с деловой точки зрения.

Ситуация 3. Особые требования к руководителям предъявляют неисследованные и плохо понятые ситуации, например работа главы исследовательского центра, задача которого состоит в создании чего-либо выдающегося и нового. Таким заданием может быть разработка лунного посадочного модуля, создание искусственных алмазов или новых энергетических систем. Руководитель обычно начинает с плохо определенной проблемы, к которой не подходит ни одно из известных решений. Необходимо сосредоточить ресурсы и создать организацию, по-настоящему способную проявить творческий подход. В некоторых случаях требуется создание нового технического языка, новых концепций, инструментов, технологий или производственных возможностей. Таким образом, большая часть того, за что отвечает руководитель, характеризуется подлинной новизной.


Состав отчета:

1.Выполнение задания 1

2.Выполнение задания 2

3.Выполнение задания 3

4.Выполнение задания 4

5.Выводы


Контрольные вопросы:


1. Что такое рациональное управленческое решение?

2. Какие черты управленческих решений вы можете назвать?

3. Как бы вы определили технологию управления?

4. Какие существуют стадии рационального управленческого решения?



























Практическая работа № 7

«Определение стиля руководства».


Цель: Исследовать основы власти по различным должностям. Продемонстрировать различия во мнениях об основах власти. Определять стили руководства.

Краткие теоретические сведения:

Власть - это необходимый элемент организации эффективной работы предприятия. Для успешного управления производством менеджер должен обладать соответствующими властными полномочиями. Оказывая влияние на своих подчиненных, менеджер должен обеспечить мобилизацию коллектива на выполнение стоящих перед предприятием задач. Власть может быть основана на принуждении, вознаграждении, авторитете и знаниях, примере, законных правах. Понятия «власть» и «лидерство» взаимосвязаны. Менеджер, обладая необходимой властью, должен быть лидером для подчиненных, что требует от него высокого уровня профессионализма. Менеджеру необходимо стремиться создавать и постоянно поддерживать собственный положительный имидж, поскольку это оказывает благотворное воздействие на коллектив сотрудников и деловых партнеров.

Стиль руководства - это обычная манера поведения руководителя, который оказывает влияние на подчиненных, и побуждает их к достижению целей организации.

Задания:

Задание 1

1.1. Индивидуально проранжируйте должности с точки зрения всей власти, которую они должны иметь в своих организациях. Поставьте «1» перед той должностью, которая, по вашему мнению, является наиболее «властной» в указанной организации и «15» - перед должностью, которая наименее «властная» в данной организации. Не забудьте поставить от «2» до «14» во всех остальных случаях.

  • Медсестра в больнице

  • Ректор в крупном университете

  • Генеральный директор в небольшой фирме

  • Техник по медприборам в кардиологическом центре

  • Специалист отдела кадров в металлургической компании

  • Профессор в университете

  • Оператор ПК в известной фирме

  • Бухгалтер в поликлинике

  • Региональный менеджер по продажам в крупной торговой фирме

  • Исследователь в компании высоких технологий

  • Милиционер (полицейский) на посту

  • Морской прапорщик на авианосце

  • Надомный ремесленник

  • Секретарь генерального директора в известной нефтегазовой компании

  • Депутат Совета Федерации

1.2 Решить, которая из перечисленных выше должностей должна иметь наиболее «сильные»: право на власть; власть вознаграждения; власть принуждения. Напишите объяснения, почему вы выбрали каждую из должностей как наиболее подходящую для каждой из трех категорий.

1.3 Отберите наименее «властные» должности из своего проранжированного списка и подготовьте краткий перечень источников власти и влияния (через политику в организации), которые могли быть использованы для усиления власти в данной должности.

Задание 2. Проанализировав свое участие в занятиях, постарайтесь в соответствующих терминах описать, какие основы и источники власти используются преподавателем и обучающих в группе. Заполните прилагаемую форму 1.

Форма 1

Власть в группе

Основы власти

Источники власти

Примеры из практики занятий

Преподаватель

Обучающийся


Задание 3. Определите стили руководства учебной деятельностью преподавателей Кузнецкого индустриального техникума, дайте характеристику. Сравните результаты обучения.

Состав отчета:

1.Выполнение задания 1

2. Выполнение задания 2

3. Выполнение задания 3

4. Выводы.


Контрольные вопросы:

1. В чем заключается различие между понятиями «власть» и «влияние»?

2. Какие существуют методы влияния? Каковы их особенности?

3. Почему менеджеру в общении с людьми необходимо обращать внимание на позу, мимику и жесты?

В чем заключается искусство менеджера строить отношения с партнерами?










Список литературы

Основные источники:

  1. Драчёва Е.Л., Менеджмент: [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования./ Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. - 11-е изд., стер. М.: «Академия», 2010. - 288 с.

Дополнительные источники:

  1. Драчёва Е.Л., Менеджмент: [Текст]: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования./ Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. - М.: «Академия», 2010. - 304 с.

  2. Электронный ресурс «Менеджмент в России и за рубежом». Форма доступа: mevriz.ru/

  3. Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: economicus.ru

  4. Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа: ecsocman.edu.ru


© 2010-2022