Программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Программа внеурочной деятельности

«Азбука нравственности»

духовно-нравственного направления

для группы 4-5 классов.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


В своей деятельности руководитель кружка руководствуется:

- Законом РФ «Об образовании»

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ф3);

- Декларацией прав и свобод человека;

-ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 № 373;

- Конвенцией о правах ребенка;

- Уставом школы;

- Санитарными правилами (СП 2.4.2 782-99);

- Типовым положением об образовательном учреждении, примерной программой воспитания и социализацией обучающихся школы-интерната, положением о воспитательной деятельности (от 30.09.2012) для проведения внеурочной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения.

Продолжительность освоения программы - 1 год.

Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.

Огромное воздействие на личность ребенка оказывают художественные произведения. Для работы выбраны произведения, несущие высокий нравственный потенциал. Это «Рассказы о Суворове и русских солдатах» С.П. Алексеева, «Тимур и его команда» А.П. Гайдара, «Честное слово» Л. Пантелеева, «Приключения Незнайки и его друзей» Н Носова, «Сын полка» В.П. Катаева, «Два брата» Е. Шварца, «Приключения барона Мюнхгаузена» Распе. При работе над произведениями используются такие нетрадиционные формы обучения и виды деятельности, как спектакли, коллективные практические работы, игровые ситуации, изобразительную деятельность, проектную деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов, сочинений.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроения близких и окружающих людей. В них пробуждаются гуманные чувства - способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости.

Чтение и разбор художественных произведений помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей.

Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.

Данная программа направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ -

Создать условия для воспитания настоящего духовно-богатого, социально- активного гражданина своей Родины;

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями;

- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;

- начать формирование второго уровня воспитательных результатов;

- создать в классе, группе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

- раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

Воспитательные:

- воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;

- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества; Воспитывать спокойное, выдержанное отношение к сверстникам.

Коррекционно-развивающие:

- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

- развить у детей доброту, сострадание, трудолюбие, осмысленное отношение к жизни, страданиям, испытаниям.

Программа способствует:

  1. Воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  1. Воспитанию нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.

  1. Воспитанию трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.

  1. Формированию ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

  1. Воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

  1. Воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Формы работы:

  1. Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);

  2. Познавательная (чтение детской художественной литературы, беседы, интеллектуальные игры;

  3. Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);

  4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);

  5. Художественное творчество (выставки, музеи);

  6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);

  7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);

  8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);

  9. Туристско-краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).

Методы:

  1. Словесные (рассказ, объяснение, инструктаж, беседа).

  2. Наглядные (демонстрация, электронные ресурсы).

  3. Практические (практическая работа, экскурсии, выставка).

Продолжительность

занятий

Периодичность

в неделю

Количество

часов в неделю

Количество

часов в год

1час

1 час

1 час

34 часа

В середине занятий проводятся физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещение. Проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры. Перерывы между занятиями не более 10 минут.

Календарно-тематическое планирование:

  1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственного поведения в социуме.

  2. Научить приёмам и правилам ведения диалога, дискуссии, уважать себя, своего собеседника, родителей, заповедям нравственности.

  3. Воспитывать у учащихся стремление стать культурным, организованным, вежливым, коммуникабельным, опрятным человеком.

Разделы программы

Темы занятий

Даты

Раздел №1

Я ученик - 5 часов

1. Я стал школьником.

2. Наш класс - наш дом.

3. Поговорим о вежливости. Игра-конкурс: «Буратино и Мальвина».

4. Город дружных ребят: «Дружно в школе живёт детвора, вместе работа и вместе игра».

5. Приятное общение в кругу друзей.

Раздел №2

О доброте душевной.

6. Игра: «Давай дружить».

7. Добро и зло. Герои сказок. Нарисуй добро.

8. Как стать прилежным и старательным.

9. Твоё тепло согреет бабушкину душу. Праздник ко Дню пожилого человека. Рисунки к празднику.

10. «Ежели вы вежливы» - прогулка по городу Вежливости. Макет города.

11. Добрые дела на все времена.

12. Ты и твои друзья: «Бескорыстная дружба».

13. Операция: «помоги другу».

14. Помни о других - ты не один живёшь на свете.

15. Диспут: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

16. Операция: «Покорми птиц».

Раздел №3

Труд развивает человека.


17. Дискуссия: «Вредные привычки. Скажи им -нет».

18. Трудовые дела в классе и дома.

19.Что значит быть дисциплинированным?

20. Диалог о привычках: плохих и хороших.

21. Мамины помощники, папины друзья.

22. Как я соблюдаю режим дня.

23. «У меня зазвонил телефон…» Правила общения по телефону.

24. Деловая игра: «Если ты талантлив в труде - научи товарища».

25. Диспут: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Раздел №4

Правила аккуратности.

26. Культура внешнего вида.

27. Каждой вещи - своё место.

28. Если научишься ценить время - многое успеешь.

Раздел №5

Правила поведения на улице и в обществе.

29. Задачи не на сложение, а на уважение.

30. Культура общения: приветствия.

Раздел №6

Этика и этикет.



31. Красота вокруг нас: научись её видеть и создавать.

32. Встречи с добрыми людьми.

33.Конкурсная программа: «Дружба начинается с улыбки».

Итоговое занятие.

34. Обсуждение. Подведение итогов.

ИТОГО - 34часа.







Содержание программы.

Раздел 1: Я стал учеником. (5 часов).

Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой.

Правила вежливости при обращении к товарищам, девочкам, учителю, взрослым.

Правила общения в классном коллективе.

Раздел 2: О доброте душевной. (11 часов).

Понятия: «Добро» и «Зло» - что это такое?

Настрой на добрые дела.

Забота о поколении бабушек и дедушек - им нужно наше тепло.

Правила бескорыстной дружбы.

Воспитание чувства заботы о «братьях наших меньших».

Раздел3: Труд развивает человека. (9 часов).

Воспитание трудолюбия.

Отрицание вредных привычек или как от них избавиться.

Помощь маме в домашних делах.

Как различить, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Правила общения по телефону.

Раздел 4: Правила аккуратности (3 часа).

Правильно распределяй своё время - многое успеешь.

Культура внешнего вида.

Забота о своих вещах.

Раздел5: Правила поведения на улице и в общественных местах (2 часа).

Научись уважать окружающих тебя людей.

Правила культурного диалога.

Раздел 6: Этика и этикет (3 часа).

Учись видеть красоту окружающего тебя мира.

Доброта вокруг нас.

Правила этикета.

Обсуждение. Подведение итогов (1 час).

Предполагаемая результативность курса:

Реализация программы «Азбука нравственности» будет способствовать:

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему социуму;

- развитию этических и нравственных норм поведения в социуме;

В результате прохождения программы «Азбука нравственности» к концу 1 года обучающиеся должны знать:

1. Заповеди поведения.

2. Правила вежливости.

3.Отличия понятий «этика» и «этикет».

Уметь:

  1. Верить в свои силы и возможности, уметь признавать такое право за другими;

  2. Вести себя достойно и культурно в общественных местах;

  3. Поддержать разговор при общении со сверстниками, членами семьи;

  4. Заботиться о животных, птицах;

  5. Организовывать труд и отдых дома;

  6. Соблюдать порядок на рабочем месте;

  7. Жить по составленному режиму дня.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:


Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

- ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;

- знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;

- развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;

- понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы, чувства;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;

- адекватно воспринимать обоснованную критику педагогов, товарищей, родителей, других людей;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;

Познавательные учебные действия.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;

- составлять сообщения в устной и письменной форме;

- анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;

- адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

- уметь формировать свою позицию и точку зрения;

- приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников;

Программа «Азбука нравственности» реализуется с привлечением к реализации программы педагогов дополнительного образования, психолога и социального работника.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. На занятиях используется яркая наглядность, художественная литература, электронные ресурсы.

Данная программа способствует активности школьников, его участию в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.

Диагностика результативности прохождения программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

компетенции

показатели

методический инструментарий

Сформированность коммуникативного потенциала личности.





Сформированность нравственного, этического потенциала учащегося.

1.Коммуникативность.

2. Знания этикета.

3. Комфортность ребёнка в школе.


4. Сформированность совместной деятельности.

1. Нравственное направление формирования личности.

1.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся.

2. Педагогические наблюдения.

3.Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся начальной школы».

4. Методика «Наши

отношения»

5.Анкета «ты и твоя школа».

1.Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

2. Методика С.М.Петровой «Русские пословицы», «Цветик - семицветик», «Золотая рыбка».

3.Методика В.В.Синявского «Организаторские и коммуникативные склонности».


  1. Методика - тест А.Криулиной «Тактика взаимодействия».

5. Методика А.Н.Лутошкина «Уровень развития классной группы».

Оценка планируемых результатов.

Для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» рекомендуется использовать данный диагностический инструментарий. (Приложения).

Научно - методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».


  1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.

  2. Закон РФ «Об образовании».

  3. Интернет - ресурсы

  4. Мультимедийный фонд

  5. Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.

  6. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.

  7. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).М; Просвещение, 2009 г.

  8. Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся начального образования.

  9. Устав ОУ

  10. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ( стандарт второго поколения).

  11. В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.


© 2010-2022