Статьтя Они миру рассказали о Русском Устье

В этой статье я хочу рассказать о своем селе, которое существует 375 лет, о тех людях, которые побывали здесь и рассказали об этом миру. Русское Устье… Как много чувств слилось в этих словах, как много в них отозвалось вех для тех, чья судьба связана с этим старинным поселением в низовьях реки Индигирки, неподалеку от Ледовитого океана!   Впервые Русское Устье упоминается в литературе, по всей видимости, в 1739 году в рапортах участника Великой Северной экспедиции лейтенанта Дмитрия Лаптева. 
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Они миру рассказали о селе Русское Устье»


Русское Устье… Как много чувств слилось в этих словах, как много в них отозвалось вех для тех, чья судьба связана с этим старинным поселением в низовьях реки Индигирки, неподалеку от Ледовитого океана!

Как известно, продвижение русских в Сибирь, расширение северо-восточных границ русского государства, были следствием объективных обстоятельств. Важной побудительной силой явилось то, что Сибирь была богата пушным зверем - «мягкой рухлядью», а ее Северо-Восток - мамонтовой костью («костью рыбьим зубом»). Эти товары были валютой, необходимой Московскому государству. Кроме того, жизнь настоятельно требовала, чтобы крепнувшее государство определило свои новые восточные границы. Выгода от добычи собольих мехов и мамонтовой кости заставила артели промышленных и служилых людей, несмотря на суровые условия, устремиться в Восточную Сибирь. В результате за сравнительно короткий срок - за несколько десятилетий XVII века - удалось освоить огромные пространства. При этом надо иметь в виду, что усиливающийся феодально-крепостнический гнет заставил людей бежать на поиски новых свободных земель.

Первые русские землепроходцы проникли на Крайний Север Якутии. «Согласно местным преданиям, основание заселению берегов реки Индигирки русскими положили выходцы с Севера Европейской России, т.е. из древних владений Великого Новгорода - при Иване Грозном».

Впервые Русское Устье упоминается в литературе, по всей видимости, в 1739 году в рапортах участника Великой Северной экспедиции лейтенанта Дмитрия Лаптева. Бот «Иркутск», которым командовал Лаптев, вмерз в лед около устья Индигирки. Экипаж на зимовку перебрался в деревню. Местные жители предоставили экспедиции жилье, транспорт, подвозили топливо и продовольствие. С их помощью за зиму удалось описать морской берег от Яны до Колымы, а также спасти судно от неминуемой гибели. Впервые Русское Устье упоминается в литературе, по всей вероятности, в 1739 году - в рапортах участника Великой Северной экспедиции лейтенанта Дмитрия Лаптева в Адмиралтейств-коллегию. «Иркутск», которым командовал Лаптев, вмёрз в лёд около устья Индигирки, отряд на зимовку перебрался в деревню. Местные жители предоставили экспедиции жильё, транспорт, подвозили топливо и продовольствие. С их помощью за зиму Лаптеву удалось описать морской берег от Яны до Колымы, а также спасти своё судно от неминуемой гибели. И с тех пор Русское Устье обозначается на всех старинных картах. И, видимо, не только потому, что в этой части карты много свободного места.

В 1633 г группа «служилых и охочих» людей подала челобитную о разрешении им идти «на новое место морем на Янгу - реку». Во главе этой экспедиции стоял табольский казак Иван Ребров. Отряд сумел достичь Яны. Далее продолжили путь на восток, преодолев около тысячи километров по Ледовитому океану. В 1638 г. В июле- месяце добрался до устья Индигирки, которую тогда называли Собачьей рекой. Здесь Ребров построил два сторожка, один из которых возможно и есть Русское Устье. В июле 1988 г. Отмечалось 350-летие села. В честь этой даты на одном из его древнейших мест был установлен памятный знак основателю села Ивану Реброву.

Первым крупным собирателем и переводчиком якутского фольклора и исследователем быта якутов был русский революционер и ученый Иван Александрович Худяков (1842-1876). По своему происхождению он сибиряк, сын тобольского педагога. Худяков в студенческие годы принимал активное участие в революционном движении и был арестован в 1886 г. По делу о покушении И. Каракозова на императора Александра II, царский суд приговорил его к ссылке в Верхоянск. Из среды политических ссыльных вышли талантливые языковеды, фольклористы и этнографы. Значение «Верхоянского сборника» трудно переоценить: он впервые широко и разносторонне ознакомил ученых и образованных людей с устнопоэтическим творчеством якутов. Книга И.А. Худякова была воспринята как подвиг ученого.

В 1914 году в Москве вышла книга «Старинные люди у холодного океана. Русское Устье Якутской области, Верхоянского округа». Автор ее Владимир Зензинов тогда еще находился в ссылке в Якутии. Книга была встречена передовой русской общественностью с удивлением и большим интересом. Из многочисленных отзывов приводим лишь два: «Зензинову удалось дать портреты и описать жизненный уклад людей, которые пережили старину и донесли нам тот уклад жизни и мыслей, о которых мы знаем лишь по книгам». «В. М. Зензинов прожил долгую и бурную жизнь, - пишет В. Г. Распутин, - но, может быть, самое лучшее и полезное, что ему удалось совершить, относится к зиме и лету 1912 года, когда судьба забросила его на край света и преподнесла удивительный подарок, окунув в обстановку Древней Руси».

Его имя в советские времена было известно лишь узкому кругу исследователей. Книги его не издавались. О нем не было принято широко распространяться по той простой причине, что он был членом партии эсеров, сторонником террора, ярым противником В.И. Ленина.

По маршруту Булун-Верхоянск-Абый в 1928 г работала этнографическая экспедиция Д.Д. и Н.Д. Травиных, которая впервые провела этнографические исследования данного региона после Октябрьской революции, собрала большой фольклорный и лингвистический материал по русским старожилам в Русском Устье . По его итогам Д.Д. Травиным был написан подробный отчет Верхоянского отряда 1927 - 1929 гг «Русские на Индигирке» (хранится ныне в Ленинградском отделенииАрхива ). В рукописи 377 страниц. Фольклору Русского устья посвящена 7-я глава, в которой Травин попытался рассмотреть истоки возникновения фольклора, религиозных представлений, поверий, обрядов русскоустьиннцев, сравнивая их с духовной культурой некоторых народов Сибири, Архангельской, Вологодской, Новгородской и др. губерней.

Вслед за братьями Травинами в 1931 г в составе Индигирской экспедиции Наркомводтранса СССР побывал специалист по экономической географии А.Л. Биркенгоф. Он вел дневник экспедиции, на основе которого подготовил книгу. Она была утеряна в годы войны, затем была найдена и издана в 1972 г. «Потомки землепроходцев». Он писал «Среди русскоустьинцев было немало любителей послушать и рассказы «тамошних» о неведомойжизни в России, и «досельные» сказки своих сказителей».

Заслуживают внимания акварельные зарисовки Н.Д. Травина, дающие представление о крайнем севере ЯАССР: «Булун», «Жиганск», «р. Стрекаловка», «Через хребты Верхоянских гор», «Юрта по р. Дуолгалаху», «р. Индигирка», «Русское Устье», «Сендуха (тундра)» Главное действующее лицо - тундра. Тундра летом, с цветами пушицами, тундра осенью, тундра зимняя, покрытая одеялом «полярной ночи». Автор совершил много поездок, прекрасно знал тундру, природу этой земли. Его пейзажи передают характер конкретной местности, переменчивость настроения северной полярной природы, мягкость линии и цвета.

Николай Алексеевич Габышев был человеком энциклопедических знаний, внимательным и надежным. Он занимался сбором устного народного творчества. Он первый понял, какое богатство содержит фольклор забытого богом русского устья. Почти весь Аллаиховский район он обошел пешком, объехал на лодке и на собаках. Добирался до самых отдаленных заимок с единственной целью - записать сказку, песню, частушку, легенду. В результате он собрал большой материал по этнографии и устному народному творчеству (750 машинописных страниц), и в 1986 году Институт русской литературы (Пушкинский дом) выпустил в Ленинграде книгу «Фольклор Русского Устья». Ученые -фольклористы считают его записи уникальными, не сохранившимися нигде более. Учитель совершил подлинный научный подвиг. Н. Габышев был знаком со многими известными мастерами пера - Ф.Абрамовым, А. Твардовским, Л.Соболевым, Н.Вангером, К.Симоновым и др. Это он «затянул» русского писателя В.Распутина на колыму и Индигирку, в результате в его книге «Сибирь, Сибирь…» появилась глава, посвященная Русскому Устью. В.Распутин, с большой теплотой вспоминая Николая Алексеевича, называет его «мой добрый якутский приятель, синеокий Николай».

Валентина Распутина называют «сибирским Чеховым» и кудесником слова. С Алексем Гавривичем они познакомились летом 1985 года в Черском. Года за два до этого он побывал на Индигирке, в Русском Устье зимой. Он написал книгу «Сибирь, Сибирь…». Вот выдержки о Русском Устье «…Видимо, община была крепкая. Вокруг - инородцы, русская община охраняла русский язык от чуждого влияния. Охраняла обычаи, традиции и фольклор, которые они принесли с Русского Севера. Послушайте их, и вы узнаете, как звучала древняя русская речь. Ведь по письменным источникам мы знаем, как говорили XVIIвеке. Но мы не знаем, как звучала речь». «быть или не быть России в будущем и сколько быть, где сыскать силы и духа для преодоления кризисного состояния - не подскажут ли пример и опыт маленькой колонии на Крайнем Севере, которая по всем приметам не должна была выжить, а выжила».

О книге «Фольклор Русского Устья» он отозвался так: «Фольклор» - это уже не о Русском устье, а из русского Устья, это поэтическая исповедь, самосказание таинственной души, ее вдохновенный распев».

Алексей Гаврилович Чикачев (30.03.1930 - 11.07.2007гг.),заслуженный работник народного хозяйства РС(Я), почетный гражданин Аллаиховского и Нижнеколымского улусов, первый историк нашего края, известный писатель-краевед. Потомственный русскоустьинец, всегда оставался патриотом родных мест. Будучи энтузиастом и прекрасно знающим свой родной край, Алексей Гаврилович вел большую краеведческую работу. Он - автор многих книг и статей. Многолетний труд был достойно отмечен многими наградами и званиями - он награжден орденом «Знак Почета» и юбилейной медалью «За трудовую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, ветеран тыла и труда, почетный гражданин Аллаиховского и Нижнеколымского улусов (районов), заслуженный работник народного хозяйства РС(Я). В целях увековечения памяти Алексея Гавриловича Чикачева Указом Президента РС(Я) от 15 апреля 2008 г. № 940 имя А.Г.Чикачева было присвоено муниципальному общеобразовательному учреждению «Чокурдахская средняя образовательная школа».

Портнягина Надежда Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Русско-Устьинская основная

общеобразовательная школа»

© 2010-2022