Программа внеурочной деятельности для 5 класса

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Смастеримка» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бисером, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Смастеримка » рассчитана на детей 5-6 класса. Программой предусматривается годовая нагрузка 70 часов. Практические занятия составляют большую часть программы.

Рекомендуемый минимальный состав группы - 15 человек.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

- научить ребёнка создавать поделки из гофрированной бумаги, природного материала, бисера, соломы, лент, солёного теста.



Задачи программы

Обучающие:

v закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

v обучение умению планирования своей работы;

v обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

v обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

v развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

v развитие образного мышления и воображения;

v создание условий к саморазвитию учащихся;

v развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

v воспитание уважения к труду и людям труда;

v формирование чувства коллективизма;

v воспитание аккуратности;

v экологическое воспитание обучающихся;

v развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

v доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

v наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). "Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются" (К.Д. Ушинский);

v демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

v научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

v «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

v словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

v наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

v практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

v объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

v репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

v частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

v исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

v фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

v индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

v групповой - организация работы в группах;

v индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.


Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

- научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;

- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- будут создавать композиции с изделиями;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

- в классе,
- в школе

• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 года.

1. Работа с природным материалом (8 ч.)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, учащийся вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

2.Работа с бисером (12 ч.)

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Объёмные фигурки. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Плоские фигурки: паучок, стрекоза. Объёмные фигурки: дельфин, крокодил. Изготовление цветка из бисера

Объемные фигурки: крокодил

3. Изделия из соломы(10 ч.)

История соломоплетения. Приёмы работы с соломой Создание картины из соломы.

4. Работа с ракушками, песком, солью (6 ч.)

Использование ракушек для украшения цветочных горшков, покраска соли и декорирование ваз

5. Работа с соленым тестом (12ч.)

Из истории соленого теста

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
Как приготовить соленое тесто
Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста:на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей ).
Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;
- Мука - 200 г;
- Вода - примерно 250 мл (количесство воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
- Клей - 2ст.ложки.
Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается безцветным быстро сохнущим глянцевым лаком.

6. Работа с лентами (6 ч.)

Виды лент. Изготовление корзиночки из лент

7. Работа с гофрированной бумагой (14 ч.)

О гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление цветов. Оформление композиций.







Учебно - тематический план

кружкового объединения «Смастеримка»



Тема

Количество часов

1.

Работа с природным материалом

8

2.

Работа с бисером

12

3.

Изделия из соломы

10

4.

Работа с ракушками, песком, солью

6

5.

Работа с соленым тестом

12

6.

Работа с лентами

6

7.

Работа с гофрированной бумагой

14

8.

Резерв

2

Всего

70










ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА


У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы.

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;


Формы подведения итогов


1. Составление альбома лучших работ.

2. Проведение выставок работ учащихся:
- в классе,
- в школе,
3. Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.

Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Дата

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Оборудование и материалы

План

Факт

Тема «Работа с природным материалом» (8 ч)

1.

02.09

Изделия из природного материала.

1. Научиться делать поделки из разных

природных материалов.

2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

засушенные листья, веточки деревьев, скорлупа от орехов, шишки, бумажные салфетки, воздушный шарик, гипс, горшок цветочный, ножницы, клей ПВА

2.

03.09

Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

3.

09.09

Технология создания топиариев из природных материалов

4.

10.09

Технология создания топиариев из природных материалов

5

16.09

Технология создания топиариев из природных материалов

6.

17.09

Технология создания топиариев из природных материалов

7.

23.09

Технология создания топиариев из природных материалов

8.

24.09

Технология создания топиариев из природных материалов

Тема «Работа с бисером» (12 ч.)

9.

30.09

Основные приёмы бисероплетения. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок.

1. Научиться делать поделки из бисера

2. Обогащать знания о бисере, его использовании в поделках.

3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

Бисер, проволока 0,2 мм; 0,3 мм; 1 мм, бисер, ножницы, мулине

10.

01.10

Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.

11.

07.10

Плоская фигурка паучка.

12.

08.10

Плоская фигурка стрекозы.

13.

14.10

Объёмная фигурка дельфина

14.

15.10

15.

21.10

Объёмная фигурка крокодила

16.

22.10

Фиалка из бисера. Листочки

17.

05.11

Фиалка из бисера. Лепесточки


18.

11.11

19.

12.11

Фиалка из бисера. Создание ножек, обмотка

20

18.11

Фиалка из бисера. Сборка цветка

3. Изделия из соломы (10 ч.)

21.

19.11

История соломоплетения.

1. Научиться делать поделки соломы

2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

Солома, ножницы, клей, ткань, рамка, картон, бумага, карандаш





22.

25.11

Приёмы работы с соломой

23.

26.11

Создание картины из соломы. Подготовка Соломы

24.

02.12

25.

03.12

26.

09.12

Создание картины из соломы. Выбор макета. Подготовка.

27.

10.12

Создание картины из соломы. Изготовление частей картины

28.

16.12

29.

17.12

30

23.12

Создание картины из соломы. Сборка. Оформление

4. Работа с ракушками, песком, солью (6 ч.)

31.

24.12

Покраска соли. Сушка.

1. Научиться делать поделки соли, ракушек

2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

Соль пищевая, марля, гуашь, ваза (бутылка прозрачная), ракушки, камушки, клей



32.

13.01

Протирание соли. Подбор посуды

33.

14.01

34.

20.01

Засыпание соли слоями

35.

21.01

36.


27.01

Декорирование вазы

5. Работа с соленым тестом (12ч.)

37.

28.01

История солёного теста

1. Научиться делать поделки из солёного теста

2. Обогащать знания о разнообразии работ из теста, рецептах теста

3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

Соль, вода, мука, гуашь, лак, ножницы, ленты.

38.

03.02

Создание макетов

39.

04.02

Приготовление теста. Заморозка

40.

10.02

Рыбка.

41.

11.02

42.

17.02

43.

18.02

Покраска. Сушка. Лакирование

44.

24.02

45.

25.02

46.

04.03

47.

03.03

Оформление работы

48.

04.03

6. Работа с лентами (6 ч.)


49.

10.03

История лет. Виды лент.

1. Научиться делать поделки из лент

2. Обогащать знания о разнообразии работ из лент, их свойства

3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

Мыло, французкие булавочки, ленты 5 мм, 2 мм.

50.

11.03

Изготовление корзиночки из лент.

51.

17.03

52.

18.03

Изготовление розочек из ленты

53.

01.04

54.

07.04

Оформление внутренности корзиночки

Работа с гофрированной бумагой (14 ч.)

55.

08.04

История гофрированной бумаги.

1. Научиться делать поделки из гофрированной бумаги

2. Обогащать знания о разнообразии видов бумаги, ее свойства

3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

Гофрированная бумага, проволока 1 мм, нитки мулине, горшочек для цветов, гипс.



56.

14.04

Основные приемы работы.

57.

15.04

Изготовление цветов. Крокурсы

58.

21.04

59.

22.04

60.

28.04

Оформление букета

61

29.04

Изготовление цветов. Роза

Изготовление цветов. Роза

Изготовление цветов. Роза

Изготовление цветов. Роза

62.

05.05

63.

06.05

64.

12.05

65.

13.05

Оформление букета

66.

19.05

67.

20.05

Изготовление собственной схемы цветка. Оформление

68.

26.05

69

27.06

Резерв

70



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М.:Изд-воЭксмо; СПб,,2012г.

2.Стольная Е.А. . Цветы и деревья из бисера._. М.: «Мартин»,2013

3.Котова И.Н. ,Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие.-СПб.: «МиМ», 2012 г.. М.

4.Артамонова Е.В.. Бисер.-М.:Изд-во Эксмо,2012г..

5.Божко Л.А. «Бисер.Уроки мастерства».-М.,2012г

6.Поделки из всякой всячины. Шухова С. - М: Айриспресс, 2010.

7. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 2009

8.Поделки из природного материала / автор-составитель О. В. Белякова. - М: АСТ. 2009.

9.Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.

10.Н.Ф Золотницкий. Цветы в легендах и преданиях. С.-Петербург. 1994 год

11. Дженни Рэворт и Сьюзен Бери. Аранжировка цветов. Внешсигма. АСТ - Москва 2000 год

12.Н.В. Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги Детство-Пресс, 2009 .
13. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2009.

14. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2009.

15. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2009.

16. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2009.

17. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2010.

18. Сайт Страна Мастеров

stranamasterov.ru

19. Сайт Всё для детей

allforchildren.ru



© 2010-2022