Семья как институт в формировании и развитии личности ребенка

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к  окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Семья рассматривается как самый малый социальный институт,   ка...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семья как институт в формировании и развитии личности ребенка.

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий

формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности в детском возрасте носит актуальный характер.

Частный педагогический вопрос, что ставить на первое место, строгость или доброту, разделил людей на разные мнения. Одни утверждают, что только в атмосфере доброты может осуществляться подлинное воспитание. К ним принадлежит и Б.Спок, который в книге «Ребенок и уход за ним» писал, что детям больше всего на свете нужна любовь преданных родителей, что дети, ставшие преступниками, страдали не от недостатка наказаний, а от недостатка любви, что каждый ребенок - личность. Нельзя сказать, что сторонники другой концепции начисто отметали ласку и доброту, они просто отдавали предпочтение строгости и жестким требованиям. Примерно сто лет назад Н. И. Пирогов, известный врач и педагог, ратовал за атмосферу любви, за доброе отношение к детям, за гуманизм… Но он был и не против твердости в обращении с детьми (согласился с применением розог в гимназии, правда с оговорками), и так считал не только он, но и многие его коллеги.

Семья была и остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макроизменений на развитие личности ребенка.

Таким образом, процесс становления самостоятельной личности у ребенка очень сложен и требует от взрослых бережного отношения. А. С. Спиваковская в книге «Как быть родителем» пишет, что основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Только тогда возможно правильное формирование его психического мира. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - универсальное требование к воспитанию, которое предъявлено всем родителям. Когда родители ставят ребенку барьеры, подавляя его самостоятельность и активность, то это, с одной стороны, препятствует его развитию, а с другой - порождает внутренний протест. Требования взрослых лишь тогда становятся надежными регуляторами поведения ребенка, когда они превращаются в его требования к самому себе, т.е. в саморегуляторы, которым ребенок следует независимо от того, находится он под контролем других людей или нет. Тогда он сам становится контролером своих поступков. Без самооценки поведение не может быть саморегулирующимся. Самоанализ, самоконтроль, критическое отношение к себе - необходимое условие развития личности [См.: Спиваковская, 1986].

Как известно, на развитие ребенка огромное влияние оказывают родители. У детей, которые растут в атмосфере любви и понимания, меньше проблем со здоровьем, трудностей с обучением, общением со сверстниками, и наоборот, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Сегодня в обычное явление превратилось жестокое отношение к детям: до 10% жертв насилия погибает, у остальных наблюдаются отклонения в психическом, физическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только непоправимый вред здоровью ребенка, травма его психики, тормоз в развитии его личности, но и другие тяжелые социальные последствия, формирующие социально дезадаптивных, инфантильных людей, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Изучению типов отношений родителей к ребенку, их влияние на его развитие, особенности характера и поведения посвещено большое количество работ в психологической литературе (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.). В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др. В их работах представлена широкая классификация стилей семейного воспитания детей, а также типы родительского отношения, способствующие возникновению той или иной аномалии развития.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных, полоролевых и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.


© 2010-2022