Рабочая программа по ландшафтной экологии для 8 класса

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа педагога

Введение в ландшафтную экологию, 8 класс ____________________________________________________

Пояснительная записка

Актуальность программы:

В первом разделе данной программы рассматриваются основы географического анализа территории, раскрываются основные понятия ландшафтной экологии, показывается взаимосвязь различных компонентов ландшафта, взаимообусловленность протекающих в ландшафтах процессов. С первого урока ставится задача поиска причин, факторов, вызвавших тот или иной процесс, явление в ландшафте.

Второй раздел посвящён типологии и специфике объекта изучения ландшафтной экологии - природно-антропогенному ландшафту и подходам к анализу его экологического состояния.

В третьем разделе основное внимание уделено демонстрации конкретных примеров природопользования в Саратовской области и г.Саратове, показать их использование в практике.

Изучение отдельных разделов сопровождается работой с литературными источниками, картами, данными статистики.

Программный материал рассчитан на 17 часов , 1час в неделю.

Используемые программы:

Программно - методический материал: Автор Н.А.Чумаченко.

Количество часов:

17 ч., в неделю 1час; оценочных работ-

Цель программы:

Формирование у учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки, компоненты которого находятся во взаимозависимости и взаимообусловленности протекающих в них процессов.

Задачи программы:

  1. Создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии.

  2. Знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем.

  3. Развитие умений и навыков выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований.

  4. Воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.

Методы и формы обучения:

Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности уч-ся. В ходе работы предусматриваются традиционные методы обучения: словесный (объяснение, информирование, обсуждение); работа с упражнениями, текстом. Учащиеся работают в группах, индивидуально, коллективно. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Формы контроля достижений уч-ся:

Контроль осуществляется в форме: наблюдений активности учащихся на уроке и оценивания всех видов деятельности, тестовый контроль, самостоятельных работ и проектной деятельности. Нормы и критерии оценивания

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) Правильно определил цель опыта;
2) Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. Или было допущено два-три недочета;
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. Или эксперимент проведен не полностью;
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок;
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Учебное пособие:

Введение в ландшафтную экологию. Автор: Н.А.Чумаченко. КИЦ «Саратовтелефильм»-«Добродея».2008г.

УМК:

1. Учебное пособие

Учебно-тематическое планирование

Введение в ландшафтную экологию - 8 класс__

предмет

Классы_ _8 класс_____

Учитель Паньшина Л.А.

Количество часов:

всего 17 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков - 1.

Административных контрольных уроков 1 ч.

Планирование составлено на основе:

программно - методического материала: автор Н.А.Чумаченко

программ

Учебное пособие:

__Н.А.Чумаченко. Введение в ландшафтную экологию. КИЦ

«Саратовтелефильм» - «Добродея» 2008 г.

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература:


  1. Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники. Животные. Саратов 2006г.

  2. Особо охраняемые природные территории Саратовской области. Издательство саратовского университета, 2007г.

  3. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области в 2007году. Саратов 2008г.

  4. Энциклопедия Саратовского края. Саратов. Приволжское книжное издательство. 2002г.

  5. Экология - география (словарь - справочник). Москва «Издательство НЦ ЭНАС».2002г.

__________________________________________________________________

название, автор, издательство, год издания


п./п.

Наименование

разделов

и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Дата

уроки

лабораторно - практические

работы

контрольные работы



I.

Основные понятия ландшафтной экологии

5

5


1.

Биосфера и ландшафт. Вклад отечественных учёных в развитие учения о ландшафтах. Основные черты ландшафта.

1

1

1 н

2.

Классификация ландшафтов.

1

1

10 мин

2 н

3.

Компоненты ландшафта.

1

1

15 мин

3 н

4.

Функции ландшафта, ведущий и ведомый компоненты.

1

1

15 мин.

4 н

5.

Вертикальная и горизонтальная структуры ландшафта. Устойчивость ландшафта.

1

1

10 мин.

5 н

II.

Природно-антропогенный ландшафт

7

7


6.

Основные формы воздействия человека на ландшафт. Загрязнение ландшафта.

1

1

6 н

7.

Оценка антропогенной нагрузки и устойчивости ландшафта. (П.д.)

1

1

10 мин.

7 н

8.

Типы природно-антропогенных ландшафтов. (П.д.)

1

1

15 мин.

8 н

9.

Урбанизированные территории. (П.д.)

1

1

9 н

10.

Культурный ландшафт и его основные признаки, эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн. (П.д.)

1

1

10 н

11.

Ландшафтный мониторинг.

1

1

15 мин.

11 н

12.

Охрана ландшафта, охраняемые территории Саратовской области. (П.д.)

1

1

12 н

III.

Региональная ландшафтная экология

5

5


13.

Ландшафты Саратовской области. (П.д.) Основные типы природно - антропогенных ландшафтов Саратовской области.

1

1

15 мин.

13 н

14.

Современное состояние и проблемы природопользования Саратовской области. (экологические проблемы крупных городов; экологические последствия промышленной, сельскохозяйственной, военной деятельности, крупных энергетических объектов и др.). (П.д.)

1

1

14 н

15.

Урбанизированные территории Саратовской области. (П.д.)

1

1

15 н

16.

Влияние ландшафта на здоровье человека. (П.д.)

1

1

16 н

17.

Контрольная работа

1

1

17 н

18.

Резерв

1

1


Итого

18

17

1

105 мин.


Содержание тем учебного курса



п/п

Тема

Количество часов

1

«Основные понятия ландшафтной экологии»

Биосфера и ландшафт. Вклад отечественных учёных в развитие учения о ландшафтах. Основные черты ландшафта.

Классификация ландшафтов.

Компоненты ландшафта (биотические, абиотические, биокосные, социально- экономические), взаимосвязи между компонентами.

Функции ландшафта, ведущий и ведомый компоненты.

Вертикальная и горизонтальная структуры ландшафта. Устойчивость ландшафта.

5






2

«Природно - антропогенный ландшафт»

Основные формы воздействия человека на ландшафт. Загрязнение ландшафта.

Оценка антропогенной нагрузки и устойчивости ландшафта.

Типы природно- антропогенных ландшафтов( сельскохозяйственные, лесохозяйственные, водохозяйственные, горнопромышленные, селитебные, рекреационные, беллигеративные).

Урбанизированные территории.

Культурный ландшафт и его основные признаки, эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн.

Ландшафтный мониторинг.

Охрана ландшафта, охраняемые территории Саратовской области.

7








3

«Региональная ландшафтная экология»

Ландшафты Саратовской области. Основные типы природно- антропогенных ландшафтов Саратовской области.

Современное состояние и проблемы природопользования Саратовской области ( экологические проблемы крупных городов; экологические последствия промышленной, сельскохозяйственной, военной деятельности, крупных энергетических объектов и др.).

Урбанизированные территории Саратовской области.

Влияние ландшафта на здоровье человека.

Контрольная работа

5







Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

1. Понятия: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта, ландшафтный кадастр.

2. Многоаспектную ценность ландшафта.

3. Последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты.

4. Характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов.

5. Экологические проблемы Саратовской области, г. Саратова, своего района, посёлка, дома.

6. Влияние изменённого человеком ландшафта на его здоровье.

Учащиеся должны уметь:

1. Определять тип ландшафта.

2. Выявлять формы воздействия на него человека.

3. Давать оценку состояния ландшафта (по элементам и в целом).

4. Формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Учебное пособие Введение в ландшафтную экологию. Н.А.Чумаченко. КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2008г.

Список литературы (основной и дополнительной)

1. Учебное пособие. Введение в ландшафтную экологию. Н.А.Чумаченко. КИЦ «Саратовтелефильм»-«Добродея».2008г. 2. Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники. Животные. Саратов 2006г.

3. Особо охраняемые природные территории Саратовской области. Издательство саратовского университета, 2007г.

4.Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области в 2007году. Саратов 2008г.

5.Энциклопедия Саратовского края. Саратов. Приволжское книжное издательство. 2002г.

6. Экология - география (словарь - справочник). Москва «Издательство НЦ ЭНАС».2002г.






8

© 2010-2022