Досуговая программа Клад Федора Конюхова

Для проведения игры достаточно два-три взрослых человека, можно привлечь родителей. Игра представляет собой поиск клада, в ходе игры ребята ищут различные пункты в парке, но все время возвращаются в исходную точку. Также учащиеся отгдают шифры, ребусы и прочие задания.  Игру можно проводить в любом парке. Желательно, чтобы в нем были достопримечательности и богатая история. Также понадобится карта парка. Данная игра проводилась в ЦПКиО им. Кирова в Санкт-Петербурге.   Продолжительность проведе...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №618















«Клад Фёдора Конюхова»
игровая досуговая программа

для детей 10-11 лет












Автор:

Зыблева Екатерина Евгеньевна,
педагог-организатор ГБОУ СОШ №618

Куратор:

Карелова Ирина Михайловна,
заведующая Кабинетом научно-методического
сопровождения досуговых программ
ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ»







Санкт-Петербург

2014 год

Пояснительная записка

Актуальность.

Современные дети слишком мало двигаются. Много времени проводят за компьютером и телевизором. Активный отдых для них - это пойти с родителями в ближайший торговый центр или поехать на машине на пикник.

Многие дети в 10-11 лет ни разу не были в ближайших к дому городских парках и даже не слышали об их существовании. Эта ИДП направлена на то, чтобы показать ребятам, что существуют парки, что в них можно встретить различных интересных животных и птиц, что здесь можно бегать с друзьями, играть и получать от этого удовольствие.

Поиск кладов - одна из любимейших игр детей.

Совмещение интеллектуального содержания и увлекательной приключенческой формы сделает предложенную игру интересной и познавательной для школьников, поможет необычно организовать активный досуг ребят на свежем воздухе и одновременно провести упражнения на развитие памяти, логики и образного мышления.

Идея.

Активный досуг развивает человека.

Задачи.

  • Вызвать желание, стремление у ребят к активному досугу с друзьями, родителями.

  • Создать условия для командного взаимодействия для достижения цели (найти клад)

  • Ребята овладеют основами ориентирования на местности, работы с картой.

  • Пробудить интерес к историческому наследию Елагинского острова, сохранению природного комплекса.

  • Дать возможность ребенку продемонстрировать свою физическую силу, выносливость и с их помощью добиться успеха при достижении игрового результата.

Особенности реализации программы.

Для проведения игры достаточно два-три взрослых человека, можно привлечь родителей.

Игру можно проводить в любом парке. Желательно, чтобы в нем были достопримечательности и богатая история. Также понадобится карта парка.

Данная игра проводилась в ЦПКиО.

Продолжительность проведения игры - 5-6 часов. Количество детей - от 5 до 30 человек.

Необходимые материалы.

Карты парка - по количеству команд.

Маршрутные листы.

Распечатанные задания для команд.

Таблички с информацией о парке, призмы для обозначения контрольных пунктов (КП).

Пишущие принадлежности, скотч, планшеты.

Клад - книжки о путешественниках, приключениях, развивающие игры, поездка класса в другой город и др. (вести переговоры с родительским комитетом).

Письмо Фёдора Конюхова.

Пенополиуретановые коврики (постелив их на траву, дети будут разгадывать задания на них)

Подготовительные мероприятия.

В день игры развесить по парку контрольные пункты (призмы красно-белого цвета) и таблички с информацией о парке. Вешать таблички лучше не на видных местах, иначе работники парка могут их снять.

Описание ИДП

В школе учащиеся получают письмо от Федора Конюхова (см. Приложение 1), в котором говорится о том, что он придумал для ребят игру и спрятал клад в одном из парков города.

В субботу все встречаются у школы. Ребятам выдается карта, по которой они должны приехать в парк и найти там стартовую поляну.

Перед началом игры проводится инструктаж о правилах поведения и безопасности нахождения в парке. Ребята делятся на команды по 4-5 человек. Придумывают название, боевой клич.

Ведущий выдаёт каждой команде карту и отмечает на ней один контрольный пункт (КП). Каждой команде объясняется, как правильно держать карту, условные обозначения, как ориентироваться на местности. После этого команды убегают на свои КП, читают там информацию о парке (см. Приложение 3). Возвращаются и пересказывают судье информацию с КП. Если всё правильно, то судья выдает команде задание с шифром (см. Приложение 2). Если нет - команда бежит читать информацию повторно. За выполненное задание команда получает букву. Затем бежит на следующий КП.

Когда все задания выполнены, у команды оказываются буквы, из которых им надо составить слово. А затем все команды объединяются и из своих слов составляют фразу, в которой рассказывается, где искать клад. Например, "Вы близки. Спросите про клад у льва." Львы находятся на ступеньках Елагинского дворца, мимо которого ребята весь день бегали в поисках КП. Прибежав в заданное место, ребята обнаруживают в лапах у льва карту, где крестом помечен клад. Осталось его найти. Клад можно подвесить на дерево или спрятать в кустах.

Заканчивается игра чаепитием с домашними бутербродами под вековыми деревьями парка. Также во время чаепития ребятам раздаются небольшие листы бумаги, на которых они могут написать свои впечатления от игры. После чего письма ребят складывают в конверт и «отправляют» Фёдору Конюхову. Если остается время можно поиграть в подвижные игры.

Приложение 1.

Письмо Фёдора Конюхова


Привет, ребята!

Пишет Вам Фёдор Конюхов. Наверное, вы про меня слышали. Я - путешественник. А еще писатель и художник. Я совершил 4 кругосветных плавания, 15 раз пересёк Атлантический океан, достиг 5 полюсов нашей планеты, покорил высочайшую гору Земли - Эверест, и совершил ещё множество интереснейших путешествий! Это я хвастаюсь)))

Моя жизнь - это приключение!

Мне бы хотелось, чтобы и другие люди тоже полюбили приключения. Поэтому я придумал несколько игр и разослал их в разные концы света своим друзьям - тоже путешественникам. Одна из них попала к вам.

Вам предстоит, если вы конечно не трусы и не ленивцы, найти клад! Но сделать это будет не так-то просто! Придется проявить свою физическую силу, интеллектуальные способности, смекалку, хорошую память. А самое главное - командный дух. Иначе, ничего у вас не получится.

Итак, друзья! Делаю вам вызов! Сможете выполнить все мои задания?!

Мой помощник сообщит вам, время и место встречи. К сожалению, сам не смогу с вами встретиться пока, так как я в данный момент пересекаю Тихий океан на вёсельной лодке. У меня тут свои игры с волнами!))

Удачи и вперед за приключениями!!!

Ваш Фёдор Конюхов.

P.S. Если вам интересно, может узнать о моих путешествиях на моем сайте konyukhov.ru/ или почитав мои книги.

Приложение 2.

Примеры заданий.

Здесь зашифрованы забавные туристские крылатые выражения.

  1. После каждого слога вставлен слог «то» (ко, ля, со, ро).

  • Естолитовамтоспатольтониктопотокотолетоното - этототорюктозакто!

Если вам спальник по колено, то - это рюкзак.

  • Мокоюткосякотоколькококоленкотякоико, кокотокорымкочекосакотькосяколеконько.

Моются только лентяи, которым чесаться лень.

  • Лучляшеляпеляреляеслятьля, лячемлянелядосляпалятьля!

Лучше переесть, чем недоспать!

  • Всолесосусокажсодасоясососоринсокасо - висотасоминсокасо!

В лесу каждая соринка - витаминка!

  • Хороророшироеротурориросротыродоромаронеровароляроютросяро!

Хорошие туристы дома не валяются!


  1. После каждого слога поочередно вставлены слоги «ва», «ха», «ра»

  • Ввапохаисракахваприквалюхачеранийваглавханураюварохальраигварахаетраневагохалоравава.

В поисках приключений главную роль играет не голова.

  • Горваныхаератуварисхатыраэватохатера, ктоваищхаетракаквабыхапорахуважехапераревазихамораватьвалехатора.

Горные туристы - это те, кто ищет, как бы похуже перезимовать лето.

  • Ввапохахорадеваобваостхаряраетвасяхапрорафесвасихаонраальванахаярабовалехазньратуварисхатара - явамахажералудвакаха.

В походе обостряется профессиональная болезнь туриста - яма желудка.

  • Есвалиханарадавачехасозраревалихаявагохадыра, знавачитхапорарававхапораходва - есхатьратувашенхакураивамахакарарованыха.

Если на даче созрели ягоды, значит пора в поход - есть тушенку и макароны.

  • Насватохаящраимватухарисратомвасчихатараетвасяхатотра, ктовасжегханера меванехаератрехвапархаобраувавиха.

Настоящим туристом считается тот, кто сжег не менее трех пар обуви.


  1. С помощью ключа разгадайте зашифрованную цитату из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:

  • 20 29 15 1 3 19 6 4 5 1 3 16 20 3 6 20 6 9 1 20 6 23,
    12 16 4 16 17 18 10 18 21 25 10 13

Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

  • 19 6 2 33 19 21 5 10 20 30 12 21 5 1 20 18 21 5 15 6 6,
    25 6 14 5 18 21 4 10 23

Себя судить куда труднее, чем других

  • 19 12 1 8 5 16 4 16 15 1 5 16 19 17 18 1 26 10 3 1 20 30 20 16,
    25 20 16 16 15 14 16 8 6 20 5 1 20 30

С каждого надо спрашивать то, что он может дать

  • 4 13 21 17 16 13 4 1 20 30, 12 16 4 5 1 20 6 2 33 20 1 12 13 6 4 12 16 21 13 10 25 10 20 30

Глупо лгать, когда тебя так легко уличить

  • 6 19 13 10 5 1 26 30 3 16 13 32 2 1 16 2 1 2 1 14, 2 6 5 29 15 6 14 10 15 16 3 1 20 30

Если дашь волю баобабам, беды не миновать

Досуговая программа Клад Федора Конюхова


  1. Отгадать загадки (по три каждой команде)

  • Качается стрелка туда и сюда,

Укажет нам север и юг без труда. (Компас)

  • Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

А в поход пойдешь со мной -

Я повисну за спиной. (Рюкзак)

  • На себе он тяжесть носит,

А устанет - наземь бросит (Турист)

  • Этот дом в поход берут,

На спине его несут. (Палатка)

  • Он в походе очень нужен,

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху сварить,

Чай и кофе вскипятить. (Котелок)

  • Он с тобою и со мною

Шел лесными стежками -

Друг походный за спиною

На ремнях с застежками. (Рюкзак)

  • Моря есть, а плавать нельзя,

Дороги есть, а ехать нельзя,

Земля есть, а пахать нельзя.

Что это? (Карта)

  • Все меня топчут,

А я всем в пути - помощник. (Тропинка)

  • В кармане моем -

замечательный друг:

Он знает, где север, и знает, где юг. (компас)

  • На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода - хорошо,

Но с собой не понесешь. (Костёр)

  • И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это?.. (Палатка)

  • За тобою он плетется,

Хоть на месте остается (След)

  • На ладонь он ляжет весь.

Не часы - а стрелки есть. (Компас)

  • Ты идешь с друзьями в лес,
    А он за плечи тебе влез!
    Сам идти не хочет -
    Он тяжелый очень! (Рюкзак)

  • По лесам и по полям,

Тащит больше, чем весит сам (Турист)


  1. Отгадать кроссворд

Досуговая программа Клад Федора Конюхова

Ответы.

По горизонтали:

  1. Бивак, 2. Старт, 3. турист, 4. палатка, 5. рюкзак, 6. переправа, 7. пила

По вертикали:

  1. Обед, 2. Привал, 3. Котелок, 4. Маршрут, 5. Мост, 6. Поход, 7. Костер,
    8. компас, 9. шатер, 10. карта

Приложение 3.

Информации для табличек на КП

КП 1. Создавая новую столицу Российской Империи на невских берегах, Петр I стремился обустроить и близлежащие территории, раздавая их своим соратникам. Первым хозяином острова, на котором вы находитесь, в 1709 году стал вице-канцлер барон Петр Павлович Шафиров (1669-1739), известный дипломат и государственный деятель.

Первоначальное название острова звучало по-финнски «Мистула-саари». На карте Петербурга 1703 года остров уже значился как Мишин или Михайлин. По легенде, это название закрепилось за островом после того, как дозору русских солдат встретился здесь большой медведь.

КП 2. Свое нынешнее название остров получил по имени своего пятого владельца - Ивана Перфильевича Елагина (1725-1794), обер-гофмейстера императорского двора, прославившегося своим гостеприимством и хлебосольством.

Высоко оценивая исключительную красоту расположения Елагина острова, каждый из владельцев по-своему старался его преобразить и благоустроить, привлекая к работе лучших паркостроителей и цветоводов.

Особенно славились оранжереи, в которых выращивались редкие растения и диковинные фрукты.

КП 3. В 1817 году остров был куплен Кабинетом Его Императорского Величества. С этого времени начинается новая страница в истории Елагина острова.

В 1818 году по указу императора Александра I был образован «комитет для перестройки бывшего Елагина дворца, постройки кухонного и конюшенного корпусов, переделки большой каменной оранжереи и прочего на Елагином острове».

Главным архитектором строительства назначили малоизвестного еще тогда в Петербурге архитектора К.И. Росси. Ему предстояло перестроить дворец, создать новые служебные корпуса и обустроить остров для летнего пребывания там вдовствующей императрицы Марии Федоровны. На протяжении ста лет остров оставался во владении Романовых и был излюбленным местом отдыха императорской семьи.

КП 4. В 1932 году на острове был открыт Центральный парк культуры и отдыха, ставший самым массовым местом отдыха ленинградцев.

После гибели С. М. Кирова - советского государственного и политического деятеля - в 1934 году Крестовский, Елагин и Каменный острова переименовываются в Кировские, а Центральному парку культуры и отдыха присваивается имя С.М. Кирова.

На острове создаются многочисленные спортивные и детские площадки, аттракционы. От дворца к заливу прокладывается центральная аллея.

КП 5. Во время Великой Отечественной войны дворцово-парковый ансамбль сильно пострадал: были повреждены интерьеры дворца и многие парковые павильоны.

Сразу после окончания войны начались восстановительные работы, и в 1961 году возрожденный дворец принял своих первых посетителей как база однодневного отдыха трудящихся с выставочными залами на первом этаже.

В эти годы на парк легла нагрузка основной зоны активного отдыха горожан. В результате нерегулируемого посещения парка его ландшафту был нанесен значительный ущерб.

КП 6. В течение 1980-1990-х годов в парке велись работы по воссозданию его в историческом виде. В 1987 году в Елагиноостровском дворце был открыт Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв.

Елагиноостровский дворцово-парковый ансамбль, сохранивший первозданную прелесть своего парка, обладая особой художественной и духовной привлекательностью, вот уже на протяжении трех веков является любимым местом отдыха многих поколений петербуржцев.

КП 7. С 1918 по 1929 год Елагиноостровский дворец становится Музеем истории и быта. Его коллекция не только сохраняется, но и пополняется предметами из расформированных дач на Каменном и Крестовском островах.

В 1930 году дворец был закрыт, коллекция разрознена, некоторые произведения переданы в фонды Эрмитажа, Русского музея, Гатчинского дворца, другие проданы через внутренние и внешнеторговые организации.

Некоторое время после расформирования в здании Елагиноостровского дворца располагался филиал Института растениеводства Академии наук.

КП 8. В настоящее время на первом этаже дворца в Парадных залах представлены художественные интерьеры в стиле ампир.

Посетители могут познакомиться с произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства первой трети XIX века из фондов Елагиноостровского дворца-музея.

На втором этаже проходят выставки декоративно-прикладного искусства.


Приложение 4.

Раздаточный материал перед выездом для детей и родителей.

Поиск клада Фёдора Конюхова
состоится 05 октября
в ЦПКиО на Елагинском острове
,

встречаемся у школы в 11.00,
далее едем на автобусе.

С собой иметь:

  • карточку /деньги на проезд (50р),

  • ученический билет

  • 20 рублей (вход в парк)

  • одежду, соответствующую погоде на себе + запасные носки, бадлон (переодеться, если вспотеет ребенок, пока бегает)

  • чай в термосе (не стеклянном!!!) + 4 бутерброда, можно еще что-то сладкое для друзей

  • ручка/карандаш

  • хорошее настроение и боевой дух

К школе вернемся ориентировочно в 17.00.

  1. Приложение 5

  2. Технологическая карта проектирования игровой досуговой программы (ИДП)

«Клад Фёдора Конюхова», ГБОУ СОШ №618

(адресат, название программы и учреждения)


Педагогические задачи:

  • Вызвать желание, стремление к активному досугу;

  • Создать условия для командного взаимодействия для достижения цели - поиска клада;

  • Дать возможность ребенку продемонстрировать свою физическую силу, выносливость и с их помощью добиться успеха при достижении игрового результата;

  • Овладение основами ориентирования на местности, работы с картой.

  • Пробуждение интереса к историческому наследию Елагинского острова, сохранению природного комплекса.

Основная идея сценарного хода: Активный досуг развивает человека

Ведущие (действующие) лица: Представитель Фёдора Конюхова из клуба путешественников

  1. Игровая задача: найти клад

  2. Тип программы: познавательно-игровая

Этапы ИДП, их длительность

Ожидаемое состояние участников (чувства, мысли, ощущения, участников)

Игровые действия участников

(активных, пассивных )

их количество


Композиционное построение структурных элементов, действия ведущих, события

и т.п.

Вспомогательные средства, реквизит

1

2

3

4

5

Экспозиция (5-10 мин)

Ребята заинтересованы. Что в письме?
Какой такой клад?
Что же там запрятано?

А сможем ли мы (я) его найти?


Зачитывают письмо путешественника с вызовом найти клад.

В классе появляется письмо от путешественника Фёдора Конюхова.


Письмо Фёдора Конюхова.

1

2

3

4

5

Развитие действия

Вызвать желание первыми найти клад.

Вызвать желание работать в одной команде, сплочённо.

Создать условия для демонстрации личных качеств участников - физической силы, умственных способностей, хорошей памяти.



Ищут Контрольные пункты (КП), запоминают информацию с табличек. Прибегают, пересказывают ее ведущему или одному из его помощников.

Выполняют задания по разгадыванию шифров.

Собирают буквы за выполненные верно задания.


Встреча всех участников поиска.

Приход на стартовую поляну.

Объяснение участникам правил поведения в парке и техники безопасности. Деление на команды методом пазла.

Раздача участникам карт с отмеченными КП, напоминание основ работы с картой.

Проверка пересказов текстов с КП. Выдача заданий и букв за их выполнение.

Таблички с информацией о парке на КП. Листочки с заданиями. Карты парка. Пенополиуретановые коврики, которые можно постелить на траву и сесть всей командой, если не хватает скамеек.

1

2

3

4

5

Кульминация

финал

Ожидание развязки.

Нетерпение, где же клад? Что в нем?

Необходимость командного взаимодействия.

Проявление лидерских качеств - кто-то должен всех организовать.

Радость успеха.

Радость найденному кладу.

Команды собирают свои буквы и составляют из них слова.

Затем все команды объединяются и из своих слов составляют предложение.
Бегут к ступеням Елагинского дворца искать подсказки у льва. Находят карту с отмеченным местом клада. Находят клад. Пьют чай с бутербродами на полянке. Пишут отзывы Фёдору Конюхову.

Ведущий говорит, что финал близок. Весь день бегали, запоминали, думали, пора получить результат.

Один из помощников уходит прятать клад, пока команды собирают слова и предложения.

Поздравление с успешным нахождением клада. Приглашение участников в школьный клуб путешественников. Раздача листов бумаги для написания писем Фёдору Конюхову.

Карта с отмеченным местом клада.

Клад

Бумага для написания писем.

Большой конверт.

Список используемых источников:

  1. Де Сент-Экзюпери А. Маленький принц.

  2. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -224 с.

  3. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования. Учебное пособие. - М., 2005

  4. Линчесвский Э.Э. Типология и психология туризма.

  5. Любич Д.В. Лингвистические игры. - СПб: Издательство Буковского, 1998. - 272 с.

  6. Педагогические технологии организации туристско-краеведческой деятельности с учащимися. Сборник из опыта работы / Под ред. В.В. Казанцева. Издательство ООО «Ритм», 2008. - 160 с.

  7. Проектирование игровых досуговых программ / Учебно-метод. Пособие/ Карелова И.М., - СПб, 2011

  8. konyukhov.ru/

  9. mbdou-82.ucoz.ru/publ/detskij_turizm/zagadki_o_turizme_i_turistakh/8-1-0-57

  10. elaginpark.spb.ru/


© 2010-2022