Доклад: «Работа с одарёнными детьми». ( из опыта работы)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Работа с одарёнными детьми».

( из опыта работы)

Учитель : Сорокина И.Н.

«Работа с одарёнными детьми»

«Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости», - писал В.А. Сухомлинский.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школ.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания естественной для него микросреды. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Именно поэтому я в своей деятельности решаю ряд важнейших социально-психологических задач: не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах.

Одаренные дети - это звездочки на школьном небосклоне. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении. Определив таких ребят, я должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности.

Особенно важно в работе с одаренными детьми, умение учителя управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми. Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): "Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаюВзаимодействие педагога и ребенка должно строиться на основе следующего принципа: "Мы - две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир". А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании.

Поэтому можно говорить о том, что первые шаги к высокомотивированному ученику, к отысканию искры, которая горит в нем, начинается на уроке. Первоначальная задача учителя состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность, вызвать и увидеть в ребенке желание творить, искать, трудиться . На уроках ИЗО в первом классе рисунки детей в начале года желают быть лучшими. Глазков Алёша использовал серые, коричневые и чёрные тона. Рисунки были однотипные. Но к концу года, у Алёши раскрылся талант, он участвует в конкурсах рисунков, плакатов и занимает призовые места.

На уроках такие дети сразу заметны, своей творческой активностью, постановкой нестандартных вопросов и стремление расширить нестандартные задачи. Статистика утверждает, что только порядка 4% детей являются одаренными, поэтому сразу следует оговориться, что речь скорее пойдет о работе со способными детьми в условиях общеобразовательной массовой школы. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении.

Каждый учитель в своей педагогической деятельности применяет множество различных методов, форм, технологий обучения, чтобы фактически все ученики были заинтересованы его предметом, успешны и имели прочные знания.

В своей практике использую много различных форм и технологий. Некоторые из них:

Индивидуальная работа. Приглашаю «сильных» учеников во внеурочное время для восполнения пробелов, консультации, даю им индивидуальные творческие задания.

Групповая работа. Во время урока подбираю задания для отдельных групп.

Игровые технологии. Всем известно, что игровой момент или урок-игра всегда интересны для детей.

В связи с этим можно обозначить так называемые образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей.

Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида .

Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Стратегия «проблематизации». Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее.

«Стратегия интенсификации» предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или, как говорят специалисты, - интенсивности обучения.

Основное направление в работе с одаренными детьми состоит не только в том, чтобы сохранить этот высокий уровень развития ребенка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. К обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Методов обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить. На факультативе по логике мои ученики любят работать в группах. В такой форме работы они раскрываются. Не боятся давать ответы, спорят, приходят к единому мнению.

Мозговой штурм - используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: анализа проблемной ситуации и оценки идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому сосредоточим на нём основное внимание. Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать?

Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, ученикам предлагается в данных пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Глядя на чужую работу, сыт не будешь.

Друга на деньги не купишь.

2. Задания, разно уровневого характера, позволят каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Б..лезнь. в...зать, д...лекий, зв...нок, к...нфета. к...лоть, л...вить, м...лок, ор...6етъ, п...тно, г...ристый, р...мень, м...лоток, схв...тить. отд...вать, ст...кан, ст...рый. т...желый, л..сной. (20 слов.)

* Задание 1-го уровня

• Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.

** Задание 2-го уровня

• Выберите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и напишите их вместе с проверяемыми словами.

*** Задание 3-го уровня

• Выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подчеркните вставленную букву, выделите корень. Поставьте ударение.

• Над первыми 5 словами укажите название частей речи.

- Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется: определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.

- Задания исследовательского характера. На уроках мы используем задания поискового характера, направленные на формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит отражение в реферативных работах учащихся.

- Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий - будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника формировать активное отношение к процессу познания. Практическая необходимость обращаться к словарям.

Творческие задания.

Ситуативно-творческие задания:

*Представьте, что вы вожатый в лагере, вам нужно написать несколько писем: родителям, другу, сестре. Как начнете?

*Дается текст об оставленном в лесу костре. Опишите ваши действия, используя вводные слова

*Представьте, что вы герой картины художника. Опишите, что вы видите.

*Измените окончание какого-либо рассказа.

Задания, ориентирующие на высказывание:

« Что бы я хотел получить в наследство»

« Моё любимое время года»

« Моё имя»

Расширение кругозора учащихся:

*Задания по энциклопедиям, словарям ( подготовка сообщений на уроке)

*Ты и твоё имя

*Происхождение фамилий

Самостоятельный подбор дополнительных заданий к упражнению и выполнение их.

Примеры:

*Укажи части речи в 3 предложении

*Найди слова с безударной гласной

*Разбери по составу слова разных частей речи

*Выдели…

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные вопросы, материалы и задачи. Например «Магический квадрат», «Забрось мячи» - это быстрая проверка знаний на уроке по какой-либо теме. Такие игры можно использовать в конце урока.

Ребята с удовольствием сочиняют синквейны, например:

Снежинка.

Искристая, пушистая.

Кружится, вьётся, тает.

Восхищает своей ажурной красотой.

Зима!

Проектная работа. Последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные проекты . Так учащиеся довольно успешно выступили с проектами в районном конкурсе « Зерде» и областном конкурсе «Разрешите представиться», где заняли 2 место. Участвуют в олимпиаде «Русский медвежонок», « Ак бота»

Рассмотренные выше методы и приемы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности. Особые дети требуют от учителя больших усилий, потому что для них лучше готовить задания повышенного уровня, чтобы поддерживать интерес и тем самым развивать их, надо заниматься с одаренными детьми дополнительно, участвовать в различных конкурсах. Всё это требует серьезной подготовки.

Работа с одаренными детьми сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества.

Каждый человек индивидуален, каждый ученик - раскрытая книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит жизнь! Задача педагога: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное!

Данные приемы, виды работ и формы деятельности используются мной и дают положительные результаты: успеваемость -93 %-100, высокое качество обученности: от 72 до 90%. средний балл -4,2.




© 2010-2022