Конспект урока Дни воинской Славы России

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  • Дни воинской Славы России


  • Русский язык - 10 класс

  • Тема урока: «Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Подготовка к ЕГЭ».

  • Цели урока: 1) активизация познавательной деятельности учащихся; 2) закрепить и углубить знания учащихся об имени существительном как части речи; 3) дать понятие о лексико-грамматических разрядах имён существительных; 4) повторить сведения по орфографии, морфологии, лексике, изученные в 5-9 классах; 5) коррекция знаний учащихся по орфографии и пунктуации; 6) подготовка к ЕГЭ; 7) использование межпредметных связей; 8) развитие речи учащихся; 9) воспитание чувства патриотизма, гордости за Отечество на основе текстов, посвящённых Дням воинской Славы России; 10) профессиональная ориентация учащихся.


  • Оборудование: 1) учебник Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина «Русский язык 10-11 классы»; 2) книга «Непобедимая и легендарная»; 3) «История Брянского края»; 4) тесты; 5) толковый словарь С.И.Ожегова; 6) иллюстрации; портрет Н.А.Некрасова, А.Н.Головачёва, Д.А.Драгунского, П.М.Камозина; 7) проектор, компьютер.


  • Ход урока

I.Орг. момент:

Эпиграф:

Ты не вставала на колени

Ни перед кем и никогда!

В.Фирсов

- Прочитайте эпиграф нашего урока.

- О чём идёт речь в этих строках? (о Родине, об Отечестве).

- К каким Дням воинской Славы России можно отнести слова, которые являются эпиграфом нашего урока?

II. Актуализация знаний учащихся:

1) Диктант - эстафета: «от А до Я»

  • Задание: выбрать из учебника русского языка слова, связанные с армией. (Приложение: учебник, «Пиши правильно» стр.447.)

Артиллерия, адъюнкт, батальон, баллада, бескозырка, бомбардировщик, блокпост, бумеранг, во всеоружии, военачальник, в упор, канонада, оккупация, операция*.

- Какая основная часть речи в данном диктанте - эстафете? (Имя существительное)

- Что вы знаете об имени существительном?

2) Тест

Выполните лексический анализ выделенного слова (операция*) по схеме:

Задание

Эталон (ответ)

Определить лексическое значение слова в контексте.


    Укажите другие значения, если слово многозначное.


      Установите тип лексического значения в данном тексте:

      а) прямое б) переносное


        Охарактеризовать вид переносного значения, если оно переносное.


          Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.


            Подберите синонимическую пару к данному слову.


              Определите, является ли слово исконно русским или заимствованным из другого языка.


                Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.


                  Определите, является ли слово устаревшим:

                  а) да б) нет


                    Входит ли слово в состав фразеологизмов:

                    а) да б) нет

                    3) Запись предложения: уч-ся в тетради и 1 уч-ся у доски

                    Операции* сопровождались серьёзными потерями4.

                    - В каком значении употреблено слово «операции*» в данном предложении? (Операция* - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боёв (воен. проф.))

                    - Какова же тема нашего урока?

                    III. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных


                    1. Итак, самостоятельная работа: учебник §33.


                    • Ваша задача:

                    - выяснить, уточнить, что для себя нового узнали об имени существительном как части речи из §33?

                    - Что включает в себя понятие «лексико-грамматические» разряды имён существительных»?

                    - Обратите внимание на исключения.

                    Беседа по содержанию §33

                    - Какие существительные являются одушевлёнными и неодушевлёнными?

                    - Являются ли неодушевленными: 1) собирательные существительные: народ, толпа, войско, стая и другие? 2) Слово «персонаж» и др.?

                    - В современном русском языке наблюдаются ли колебания одуш./неодуш. ? (стр.111)


                    • (Общелитер. Уничтожать (что?) войско, армию - уничтожать (кого?) солдат)

                    - Как определить род несклоняемых существительных?

                    - Какие выделяют существительные по значению?


                    • СХЕМА (проецируется на доске)

                    Конкретные

                    Отвлечённые (абстрактные)

                    Собирательные

                    Вещественные

                    Ед.ч и мн.ч

                    офицер - офицеры

                    Только ед.ч

                    бег, глухота, дрожь

                    Только ед.ч

                    братва - брат

                    (вещество или однородная масса)

                    или только ед.ч или только мн.ч:

                    молоко, песок, щи

                    - Что означает адъективный тип склонения существительных?

                    - Приведите примеры слов адъективного типа склонения, связанных с военной профессией. (Военный, кормчий и др.)


                    • Морфологический разбор имени существительного (проектор)

                    Порядок разбора

                    1. Часть речи.

                    2. Начальная форма (им.п. ед.ч)

                    3. Постоянные признаки: а) собств./нариц.; б) одуш./неодуш.; в) конкретное отвлечённое собирательное вещественное; г) род (м.р. ж.р. ср.р. общий род); склонение.

                    4. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число.

                    5. Функция в предложении.


                    • Текст на интерактивной доске: «Гусары». (Из истории русской армии).

                    • Задание: 1) морфологический разбор существительных по рядам из текста «Гусары»; 2) какие существительные относятся к архаизмам или историзмам в данном тексте? Мотивируйте своё мнение.


                    • Вывод: «Использование архаизмов или историзмов без учёта контекста приводит к стилистическим ошибкам».

                    Тест№1 (на интерактивной доске)


                    1. В огне Гражданской войны рождалась Красная Армия.

                    2. «Красная Армия всех сильней».

                    3. 23 февраля - День Советской Армии и Военно-Морского Флота, День защитника Отечества.

                    4. Славься Отечество наше свободное!


                    • Задание: в каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

                    Тест№2

                    -Не может сын смотреть спокойно

                    На горе матери родной,

                    Не будет гражданин достойный

                    К Отчизне холоден душой…

                    - Какому поэту принадлежат данные слова? Из какого произведения эти строки? (Н.А.Некрасов, стих-е «Поэт и гражданин»)


                    • Задание: 1) с какой военной профессией можно соотнести данные слова? (С профессией офицера). 2) Выписать словосочетания с разными видами подчинительной связи: а) согласование; б) управление; в) примыкание.

                    Тест№3

                    Писатель Вл.Пикуль пишет: «Я всегда, всю жизнь с особым уважением относился к людям, избравшим делом своей жизни воинскую службу, - к офицерам…» Офицер всю жизнь связан с армией, с защитой Отечества. Это его профессиональное дело, его доля и его жизнь. Офицер - это образец человека и поведения человека. Главное - это патриотизм, готовность, не задумываясь, отдать жизнь за Родину».


                    • Задание:1) выписать слова, в которых: а) звуков больше, чем букв; б) звуков меньше, чем букв. 2) Выписать предложение с обособленным обстоятельством.

                    Тест№4


                    1. Текст «Необычный памятник»


                    • Задание: 1) морфемный разбор двух имён существительных; 2) выписать существительные, образованные способом сложения.

                    - О каких Днях воинской славы России идёт речь в данном тексте?

                    Тест№5

                    О нашей армии, о её суровом боевом пути и блистательных победах расскажет книга «Непобедимая и легендарная»*. Авторы её - участники Октября, гражданской войны, герои Хасана и Халхин - Гола, Великой Отечественной войны. Одни - полководцы, другие - рядовые, командиры подразделений и частей. Среди них - 19 Героев Советского Союза, причём семеро удостоены* этого высокого звания дважды. Их рассказ о боевом подвиге русского народа никого не оставите безучастным. Ибо нет ничего прекраснее и выше, чем подвиг во имя Отечества, его славы, его великого будущего*.

                    Более 150 уроженцев нашего края за подвиги в годы Великой Отечественной войны были удостоены высшего звания - Героя Советского Союза.


                    • Задание: 1) Назовите имена уроженцев Брянщины, которые дважды удостоены звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

                    (Примечание: Трое уроженцев Брянщины были дважды удостоены звания Героя Советского Союза: комбриг мотострелковой бригады А.Н.Головачёв, комбриг танковой бригады Д.А.Драгунский и легендарный летчик - ас П.М.Камозин, сбивший за годы войны 35 самолётов противника лично и 13 - в составе группы).

                    Тест№6

                    Государство и впредь будет всемирно укреплять обороноспособность нашей страны, умножать мощь вооружённых сил России, поддержит такой уровень боевой подготовки войск, который надёжно обеспечивает мирный труд российского народа.


                    • Задание: 1)к какому стилю речи относится данный текст? Аргументируйте свой ответ.

                    IV. Подведение итогов работы (рефлексия):

                    - Что нового для себя узнали об имени существительном как части речи?

                    - О каких Днях воинской Славы России вспоминали на уроке? (О 23 февраля - Дне защитника Отечества, о Дне Победы)

                    - Какая воинская профессия является образцом человека и поведения человека? (Профессия офицера)

                    - Кто из уроженцев Брянщины дважды удостоен звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?

                    V. Д/з

                    1) §33;

                    2) Упр.180 (орф.)

                    3) Морфологический разбор двух существительных из упр.179 (по выбору)

                    © 2010-2022