- Преподавателю
- Другое
- Классный час Мир эмоций
Классный час Мир эмоций
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чалпан Н.П. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Групповая беседа « Мир эмоций»
Цель: развитие мотивации к позитивным изменениям личности; развитие умения выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих; формирование умений работать в группах.
Оборудование: презентация, подборка картин о весне, Вивальди «Времена года. Весна», бланки с заданиями.
Эпиграф:
Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни,
Но от преступного бесстрастья,
Но от покоя - сохрани.
И.Аксаков
Ход занятия
1. Организация учащихся.
Человек в своей жизни плачет и смеётся, радуется и злится, бывает охвачен гневом или восторгом, страхом или яростью. Яркие и бурные переживания называются эмоциями. Наш классный час сегодня посвящен эмоциям.
3. Эмоции и чувства.
Вопрос. Что такое, по- вашему, эмоции? Что такое чувства?
Эмоции - это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.
Почти у всех эмоций имеется противоположность: уверенность - тревожность; радость - горе; счастье - несчастье.
Чувства - это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п.
Задание. Разделите предложенные чувства на группы.
Внимание, безразличие, равнодушие, симпатия, антипатия, доверие, вражда, дружба, ненависть.
У нас получилась шкала добрых- злых чувств.
Вопрос. Какие ещё чувства вы знаете?
Резкую границу между эмоциями и чувствами провести нельзя.
4. Я-эмоциональное.
В жизни эмоциональные впечатления от вереницы событий как бы суммируются и дают эмоциональное самочувствие.
Эмоциональная составляющая личности в вашем юном возрасте преобладающая, то есть представление о себе, своём Я существует преимущественно на уровне эмоций.
Я- эмоциональное складывается из следующих ощущений:
-
чувства успеха, уверенности в общественном признании, дружбы. Симпатии со стороны других людей, радости от общения (Я - нравлюсь);
-
уверенность в способности к той или иной деятельности, удовлетворенности, чувства наслаждения успехом, победности, отсутствие чувства поражения, досады, зависти, злобы, унижения (Я - способен);
-
чувство защищённости, значимости в своём круге общения, отсутствие тревожности, страха, неуверенности в будущем, вражды со стороны окружающих, вины (Я-защищён)
Упражнение. «Ваше Я-эмоциональное»
Уровень своей эмоциональной удовлетворенности оцените по полярной шкале: да; скорее да, чем нет; не могу сказать; скорее нет, чем да; нет.
Положительное
Я-эмоциональное
Да
Скорее да, чем нет
Не могу сказать
Скорее нет, чем да
Нет
Отрицательное
Я-эмоциональное
Нравлюсь
Не нравлюсь
Способен
Не способен
Защищён
Не защищён
Вопрос. Как вы думаете, от чего зависит ваше Я- эмоциональное в жизни? ( от того, как оценивают вас другие)
Упражнение «Спектр эмоций»
В жизни ваше Я- эмоциональное меняется в зависимости от оценки вас другими (значимыми). Подумайте, что вы чувствуете, когда кто-то говорит вам следующие слова. (Выберите ответ, обозначающий ваше состояние в этот момент времени, и объясните, почему вы это чувствуете в каждом случае.)
-
«Работа выполнена отлично! Ты заслуживаешь пятёрку!»
-
«Не задавай вопросов! Делай только то, что тебе велели!»
-
«Может быть, ты мне поможешь?»
-
«Пошёл прочь, а то ударю!»
-
«Я не могу заняться с тобой, я занят. Так что проваливай!»
-
«Какой ты способный!»
-
«Твоя работа сделана безобразно. Посмотри, до чего ты докатился!»
-
«Брось эту работу, тебе её всё равно никогда не сделать!»
-
«Как ты сегодня хорошо выглядишь!»
-
«Если ещё раз принесёшь двойку - получишь ремня, лентяй!»
Возможные ответы: печаль, огорчение, радость, удовольствие, страх, отчаяние, безразличие, сомнение, удивление, обида, окрылённость, неуверенность, растерянность, гордость, сострадание, гнев, воодушевление, негодование.
5. Выражение эмоций.
Вопрос. Как можно выразить эмоции?
Эмоции и чувства выражаются внешне в интонациях речи, мимике, пантомимике, в стиле и формах поведения. Они представляют определённый язык общения (самый древний).
Упражнение «Эмоции в мимике»
Наибольшее значение для выражения эмоций имеют лицо, глаза, и рот. Определите по рисунку эмоциональное состояние. Нарисуйте свое состояние на листочке.
Вопрос. А как ещё можно выразить эмоции?
Человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций должны быть человеческими, отвечать общепринятым правилам приличия. Эмоциями можно управлять. Научиться управлять своими эмоциями - это, в первую очередь, значит выражать их в форме, понятной другим людям, и чтобы они не причиняли им вреда.
Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)
-
Уважайте выражение чувств других.
-
Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
-
Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
-
Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
-
Нейтрализуйте желание отомстить.
-
Избегайте упрёков и критики.
Вопрос. Что делать если вами овладела сильная эмоция?
Если вами овладела сильная эмоция:
-
Попросите помощи.
-
Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям).
-
Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём-либо приятном.
-
Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
-
Внушайте себе, что всё не так плохо.
-
Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое.
6. Ситуация-проба «Экстремальные ситуации»
Представьте себя в следующих ситуациях:
-
на вас напала группа бандитов;
-
ваш дом ограбили;
-
вы заразились опасной болезнью;
-
вы поссорились с другом навсегда.
Задание. Опишите предположительно, какие эмоции и чувства вы испытали бы.