• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка занятия с применение адаптивной технологии. Тема «Устройство, разборка и сборка механизмов двигателя» профессиональный модуль ПМ. 01. «Техническое обслуживание и ремонт узлов автотранспорта» по профессии 190631. 01 «Автомеханик»

Методическая разработка занятия с применение адаптивной технологии. Тема «Устройство, разборка и сборка механизмов двигателя» профессиональный модуль ПМ. 01. «Техническое обслуживание и ремонт узлов автотранспорта» по профессии 190631. 01 «Автомеханик»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка занятия с применение адаптивной технологии. Тема «Устройство, разборка и сборка механизмов двигателя» профессиональный модуль ПМ.01. «Техническое обслуживание и ремонт узлов автотранспорта» по профессии 190631.01 «Автомеханик»

КОМИ РЕСПУБЛИКАСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДАН МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Визинса филиал «Коми республикаса агропромышленнöй техникум»

уджсикасö велöдан канму учреждение

Визингский филиал


государственного профессионального образовательного учреждения

«Коми республиканский агропромышленный техникум»

(Визингский филиал ГПОУ «КРАПТ»)





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

С ПРИМЕНЕНИЕМ АДАПТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Тема

«Устройство, разборка и сборка механизмов двигателя»


профессиональный модуль ПМ.01.

«Техническое обслуживание и ремонт узлов автотранспорта»

по профессии 190631.01 «Автомеханик»











Выполнил: Перовский Андрей Николаевич

мастер производственного обучения









АННОТАЦИЯ

В данном материале представлена разработка учебного занятия производственного обучения по теме «Устройство, разборка и сборка механизмов двигателя». Занятие разработано с использованием адаптивной технологии. Процесс обучения, организован таким образом, что обучаемые по специальности «Автомеханик», большую часть учебного времени используют для самостоятельной работы. При этом эффективность усвоения материала заметно повышается в том случае, если преподаватель не только наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а занимается в это время с некоторыми из них индивидуально.

Педагог помогает учащимся овладеть приемами самостоятельной работы по сборке и разборке узлов двигателя, оказывает помощь ученикам при возникновении трудностей во время работы в режиме «взаимоконтроль». Контролирует самостоятельную работу учащихся, и выполнение специальных индивидуальных заданий.

ВВЕДЕНИЕ

Занятие разработано в соответствии с программой ПМ.01 по профессии 19063.01 "Автомеханик".

ГРМ - сокращение от «газораспределительный механизм», конструктивный элемент двигателя, обеспечивающий распределение впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания. В автомобиле ГРМ является одним из основных элементов двигателя внутреннего сгорания. От его состояния зависит качество работы и состояние двигателя в целом. Распределение впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов осуществляется путём открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов цилиндров при помощи распределительного вала (распредвала) и кулачкового механизма. Распредвал имеет жёсткую синхронизацию вращения с коленвалом, реализованную с помощью зубчаторемённой или цепной передачи. Как правило, на высокофорсированных двигателях обрыв или проскальзывание ремня ГРМ или цепи ГРМ приводит к выходу двигателя из строя.

К работе ГРМ в настоящее время стали предъявлять жесткие требования, поэтому урок по данной теме имеет большое значение в бедующей профессиональной деятельности учащихся. Тема занятия содержит большое количество теоретического и информационного материала.

Технологическая карта занятия

Тема урока

Устройство, разборка и сборка механизмов двигателя

Цель

сформировать представление о назначении газораспределительной системы (ГРМ), научить разборке и сборке

Тип занятия

Изучение трудовых приемов и операций

Планируемые результаты

Задачи урока

1.Обучающая.

Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся по выполнению разборки и сборки газораспределительного (ГРМ) и кривошипно-шатунного (КШМ) механизмов двигателя. Проверка и оценка уровня усвоения материала учащимися.

2.Воспитательная

Воспитание моральных (организация взаимопомощи и взаимоконтроля в процессе работы), эстетических (контроль за гармонией рабочих движений), физических (дозирование физических нагрузок) качеств учащихся.

3.Развивающая

Развить технологического мышления, памяти и речи (изучение новой терминологии) учащихся.

Основные понятия

Газораспределительная система (ГРМ), кривошипно-шатунный механизм (КШМ), вал, цилиндр, клапан.

Организация пространства

Межпредментные связи

Формы работы

Инструментальные материалы

  1. Устройство автомобиля

  2. Физика:

  3. Химия: «Газы»

Индивидуальная

Фронтальная

самостоятельная

  1. Плакаты

  2. Инструкционные карты

  3. Тестовые задания.

  4. Узлы и механизмы КШМ.

  5. Узлы и механизмы ГРМ.

  6. Набор Рожновых ключей, набор головок, измерительный инструменты

  7. Набор слесарных инструментов

Этапы урока

Дидактическая задача

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

Комментарий

Организационный этап

(2 минуты)

Мотивация учебной деятельности.

Создать положительную мотивацию, приветствие обучающихся. Оценка готовности группы к занятию.

Приветствие преподавателя.

Включение в процесс.

Проявление интереса к своей профессии.

Сообщение темы и плана занятия.

Сообщение темы занятия. Нацеливание на результат обучения.

Записывают тему в рабочих тетрадях.

Осмысление цели предстоящего занятия.

Организация собственной деятельности.

Ориентировочно-мотивационный этап

(8 минуты)

Актуализация знаний.

Постановка вопроса об определении ключевых понятий; демонстрация КШМ и ГРМ с использованием ИТК. Фронтальная беседа, оценка самостоятельной подготовки.

Слушают, находят правильные ответы, отвечаю на вопросы.

Повторяют опорные знания.

Осуществление поиска информации с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Познавательный этап

(20 минут)

Введение новых и закрепление уже пройденных понятий: газораспределительная система (ГРМ), кривошипно-шатунный механизм (КШМ). Введение в устройство двигателей: ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗ.

Формирований знаний по новой теме.

Слушают, записывают нужную информацию для усвоения материалы.

Понимают объясняемую тему.

Анализ рабочей ситуации, контроль, оценка и коррекция собственной деятельности. Ответственность за результат работы

Систематизация, закрепление, обобщение знаний.

Задает вопрос, формирует умения анализировать, сравнивать, находить общее и отличия; делать выводы

Анализируют, отвечают, делают выводы.

Успешно выполняют поставленные цели.

Контрольно коррекционный этап

(10 минут)

Задание для самостоятельной работы. Решение тестов.

Раздает тесты.

Решают тесты. По окончанию решения, обмениваются с партнером по парте и проводят контроль качества усвоенного материала.

Самоконтроль

Работа в команде

Вводный инструктаж к практическому занятию

(40 минут)

Актуализация, систематизация, закрепление знаний по ТБ. Ход работы по разборке и сборке КШМ и ГРМ

Рассказывает о технике безопасности. Знакомит обучающихся с инструментами и оборудованием. Описывает ход разборки и сборки КШМ.

Слушают о технике безопасности Задают вопросы.

Соблюдение техники безопасности при работе с оборудованием. Соблюдение охраны труда при работе в мастерских

Организация деятельности учащихся в соответствии с правилами ТБ

Самостоятельная работа (4 часа 20 минут)

Формирование интереса и положительной мотивации к профессии. Развитие умения самостоятельной и коллективной работы.

Формирует учебные пары. Раздает задания. Раздача инструкционных карт. Периодически проводит контроль хода выполнения работ. При необходимости вносит коррективы в работу обучающихся. Индивидуальная работа с каждым обучающимся по слабоусвоенным вопросам.

Приступают к выполнению поставленных задач. Изучают устройство, разбираю (собирают) узлы ГРМ и КШМ.

Учатся самостоятельно анализировать и самостоятельно организовывать трудовую деятельность.

Выполнение работ по различным видам технического обслуживания.

Заключительный этап

(10 минут)

Подведение итогов занятия. Задание на дом.

Подводит итоги, разбирает допущенные ошибки, выставляете и комментирует оценки.

Слушают и осмысливают итоги урока.


Работа в коллективе. Анализ средств достижения цели, ошибок своей, чужой работе. Определение причин и путей исправления.

Рефлексивный этап


(10 минут)

Развитие умений обсуждать и анализировать полученные знания

Проводит рефлексию:

Я не знал… -Теперь я знаю…

Что я не умел…- что я умею…

Выражают отношение к занятию.

Осознают результат своей деятельности. Постановка самостоятельных целей.

КОНСПЕКТ УРОКА

  1. Организационная часть.

Контроль посещаемости и готовность к уроку.

Сообщение темы: «Устройство, разборка и сборка механизмов двигателя»


  1. Проведение повторениея материала, пройденного на прошлых занятиях (проведение фронтального опроса).

Демонстрация схемы газораспределительного на примере механизма ВАЗ 2108

Методическая разработка занятия с применение адаптивной технологии. Тема «Устройство, разборка и сборка механизмов двигателя» профессиональный модуль ПМ.01. «Техническое обслуживание и ремонт узлов автотранспорта» по профессии 190631.01 «Автомеханик»

Вопросы для обучаемых:

  1. Показать на рисунки распредвал с кулачками и дать определение для чего оно предназначен?

  2. Чем измеряется зазор, и чем он регулируется? (Поршень при этом должен нахо­диться в верхней мертвой точки в конце такта сжатия)

  3. Какой механизм изображен на рисунке и из чего он состоит?

  4. Назначение распределительного вала.

  5. Какие клапаны бывают и как их отличить?

  6. Показать и назвать основные детали ГРМ.

  1. Формирований знаний по новой теме.

Объяснение нового материала.

  1. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.

Ввести новые понятия, рассказать о составных частях.

ГРМ - сокращение от «газораспределительный механизм». Механизм распределения впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания. Газораспределительные механизмы различают по расположению клапанов в двигателе. Они могут быть с верхним (в головке цилиндров) и нижним (в блоке цилиндров) расположением клапанов. Наиболее распространен газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов, что облегчает доступ к клапанам для их обслуживания, позволяет получить компактную камеру сгорания и обеспечить лучшее наполнение ее горючей смесью или воздухом.

Газораспределительный механизм состоит из:

  • распределительного вала;

  • механизма привода распределительного вала;

  • клапанного механизма.

Кривошипно-шатунный механизм (далее сокращенно - КШМ) - механизм двигателя. Основным назначением КШМ является преобразование возвратно-поступательных движений поршня цилиндрической формы во вращательные движения коленчатого вала в двигателе внутреннего сгорания и, наоборот. КШМ состоит из:

  • поршень

Поршень имеет вид цилиндра, изготовленного из сплавов алюминия. Основная функция этой детали заключается в превращении в механическую работу изменение давления газа, или наоборот, - нагнетание давления за счет возвратно-поступательного движения.

  • шатун

Основная роль шатуна состоит в передаче поршневого усилия к коленчатому валу. Конструкция шатуна предполагает наличие верхней и нижней головки, а также стержня с двутавровым сечением.

  • коленчатый вал

Изготовленный из стали или чугуна высокой прочности коленчатый вал состоит из шатунных и коренных шеек, соединенных щеками и вращающихся в подшипниках скольжения. Щеки создают противовес шатунным шейкам. Основная функция коленчатого вала состоит в восприятии усилия от шатуна для преобразования его в крутящий момент.

  • маховик

Маховик устанавливается на конце коленчатого вала. На сегодняшний день находят широкое применение двухмассовые маховики, имеющие вид двух, упруго соединенных между собой, дисков. Зубчатый венец маховика принимает непосредственное участие в запуске двигателя через стартер.

  • блок и головка цилиндр.

Обратить внимание обучаемых на то, что кривошипно-шатунный механизм каждого автомобиля имеет свои особенности. Показать шатунно-поршневую группу различных двигателей (использовать ИТК)


  1. Систематизация, закрепление, обобщение знаний.

  1. Какие детали КШМ относятся к подвижным?

  2. Какие детали КШМ относятся к неподвижным?

  3. Для чего служит кривошипно-шатунный механизм в автомобиле?

  4. Из какого сплава изготовлен поршень?

  5. Для чего предназначен поршень?

  6. Для чего предназначен коленчатый вал?

  7. Из какого сплава или металла изготовляют коленчатый вал?

  8. .Для чего предназначен шатун?

  9. Для чего служит маховик?



  1. Проведение легкого теста для учащихся, в парах.

Проверка правильности теста осуществляется посредствам передачи решенного теста от одного обучаемого другому. Приложение №1.

  1. Водный инструктаж.

  1. Провести инструктаж по правилам техники безопасности, обратить внимание на опасные приемы работы, требующие особой собранности при работе.


  1. Инструктаж по подготовительной работе перед ремонтом.

  1. Необходимые действия для подготовительной работы перед ремонтом:

  2. - подготовить рабочее место перед ремонтом;

  3. - проверить наличие требующегося для ремонта инструмента;

  4. - оценить исправность используемого ремонтного инструмента;

  5. - приготовить обтирочный материал;

  6. - проверить наличие запястных частей, деталей и материалов, которые возможно потребуются для ремонта КШН и ГРМ

  7. - продумать порядок снятия, разборки, ремонта, сборки и обратной установки на штатное место.


  1. Разобрать технологическую последовательность разборки и сборки ГРМ и КШМ.

Сейчас рассмотрим последовательность выполнения технологического процесса разборки КШМ.

  1. Снять головку двигателя.

  2. Открутить поддон картера.

  3. Снять крышку распределительных шестерён

  4. Снять шатунные крышки с шатунов.

  5. Для того чтобы снять коленчатый вал необходимо снять маховик и …

  6. Вынуть коленчатый вал

  7. Вытолкнуть поршни (главное соблюдать порядок)

  8. Разбор поршней на составляющие (изучить устройство блока цилиндра, устройство поршней, колец, шатунов, вкладышей)

  9. Отвернуть заглушки каналов, шатунных шеек коленчатого вала. Прочистить каналы, завернуть на место и раскернить.

Сейчас рассмотрим последовательность выполнения технологического процесса разборки ГРМ.

  1. На снятой головке двигателя при помощи съёмника сжать клапанную пружину выпускного клапана первого цилиндра.

  2. Вынуть сухари.

  3. Разжать пружину (снять пружину)

  4. Снять втулку и упорную шайбу, и маслосъемный колпачок.

  5. Вынуть клапан.

В такой же последовательности вынуть впускной клапан.

Сборка всех узлов и деталей производиться в обратной последовательности.


  1. Показать приемы сборки шатунно-поршневой группы; предупредить о возможных ошибках при выполнении работы. Рассказать и показать способы измерений при выполнении задания.

  1. Самостоятельная работа.

Текущий инструктаж - Целевые обходы рабочих мест.

Первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию.

Второй обход: обратить внимание на правильность выполнения приемов сборки шатунно-поршневой группы.

Третий обход: проверить соблюдения технологической последовательности сборки шатунно-поршневой группы. Обратить внимание на соответствие замеров массы поршня и размеры шатуна, поршневого пальца.

Четвертый обход: проверить правильность ведения самоконтроля; соблюдение технических условий.

Пятый обход: провести приемку и оценку выполненных работ.


  1. Заключительный этап.

Подвести итоги занятия.

Указать на допущенные ошибки и разобрать причины, их вызывающие.

Сообщить и прокомментировать оценку учащимся за выполненную работу.

Задание на дом: повторить устройство кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов и их сборку, разборку.

Литература

  1. Родичев В.А. Грузовые автомобили, М. 2002, С.30-50.

  2. Родичев В.А.Легковые автомобили" М.2002, С. 16-20.

  3. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей; «Академия», 2006.-544с.

  4. Покровский Б.С. Слесарное дело. Академия, 200, 320 с.

  5. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей. Академия, 2005, 496 с.

Приложение 1

Тестовое задание по ГРМ

Вариант I.

  1. Сколько распредшестерен имеет двигатель ЗИЛ?

1.-2

2.-4

3.-6

  1. Из какого материала изготовлена шестерня коленвала двигателя ЗИЛ?

1.чугуна

2.стали

3.текстолита

  1. Сколько опорных шеек имеет распредвал двигателя ЗИЛ?

1.-3

2.-4

3.-5.

  1. Чему подвергаются опорные шейки распредвала двигателя КАМАЗ?

1. цементации

2. хромированию

3. железнению

  1. Каков тип у двигателя КАМАЗ?

1. цилиндрический

2. грибовидный

3. роликовый

  1. Куда установлены толкатели двигателя ЗИЛ?

1 в отверстие блока

2. в специальную направляющую

3. в отверстие головки блока

  1. Что из себя представляет штанга двигателя ЗИЛ?

1. стальной стержень

2. стальную трубку

3. дюраллюминевый стержень

  1. Куда установлена ось коромысел?

1. в головку блока

2. в блок

3. во впускной трубопровод

9. Из чего изготовлен впускной клапан?

1 углеродистой стали

2. легированной стали

3. хромистой стали

  1. За счет чего обеспечивается поворот выпускного клапана двигателя ЗИЛ?

1. конической втулки

2. специального поворотного механизм

3. скоса поверхности коромысла.

Эталон ответов:

1.-1; 2.-2; 3.-3; 4.-1; 5.-3; 6.-1; 7.-2; 8.-1; 9.-1; 10.-2.


Тестовое задание по ГРМ

Вариант II

  1. Сколько распредшестерен имеет двигатель КАМАЗ?

1.-2

2.-4

3.-6

  1. Из какого материала изготовлена шестерня коленвала двигателя ЗИЛ ?

1. чугуна

2. стали

3. текстолита

  1. Сколько кулачков имеет распредвал двигателя КАМАЗ?

1.-4

2.-8

3.-16.

  1. Чему подвергаются чугунные распредвалы ?

1. отбеливанию

2. цементации

3. лужению

  1. Каков тип толкателя у двигателя ЗИЛ?

1.цилиндрический

2.грибовидный

3 .роликовый

  1. Куда установлены толкатели двигателя КАМАЗ?

1. в отверстие блока

2. в специальную направляющую

3. в отверстие головки блока

  1. Что из себя представляет штанга двигателя КАМАЗ?

1. стальной стержень

2. стальную трубку

3. дюраллюминевый стержень

  1. Какую форму имеет наконечник штанги?

1 .плоскую

2. коническую

3. сферообразную

  1. Куда установлено уплотнение впускного клапана?

1. на стержень клапана

2. на головку блока

3. на тарелку клапана

  1. Из чего изготовлен выпускной клапан?

1. углеродистой стали

2. легированной стали

3. хромистой стали.

Эталон ответов:

1.-2; 2.-1; 3.-3; 4.-1; 5.-1; 6.-1; 7.-1; 8.-3; 9.-2; 10.-2.



© 2010-2022