• Преподавателю
  • Другое
  • Статья ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОСТКУРСОВОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Статья ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОСТКУРСОВОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОСТКУРСОВОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ


Сабит Жулдыз Амангельдиевна


Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области

г. Караганда, Казахстан


В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы обращается внимание на высокий статус человеческого капитала и поднимается проблема обеспечения равных образовательных возможностей в достижении высоких образовательных стандартов каждым гражданином нашего государства

Для этого, как указывается в документе, система образования должна быть гибкой, эффективной, свободной, многоуровневой и непрерывной, обеспечивающей равные права и доступ для всех слоев населения [1].

В рамках решения указанной проблемы особое внимание уделяется аспекту доступности качественного образования для сельских школьников.

В Карагандинской области количество МКШ составляет - 46,5%. Это 37% в Каркаралинском, 41% в Шетском, 32% в Бухаржырауском и Осакаровском, 25% в Нуринском, 21% в Актогайском районах.

Одним из механизмов решения проблемы повышения качества сельского образования в данном регионе стало создание ресурсных центров, объединяющих МКШ в общее образовательное пространство.

Опыт работы Карагандинских ресурсных центров в сельской местности не раз освещался и получил широкое признание в республике.

На сегодняшний день в Карагандинской области функционируют 12 опорных школ (ресурсных центров) на базе полнокомплектных общеобразовательных школ, обладающих:

- высоким кадровым потенциалом, обеспечивающим качество предпрофильной подготовки и профильного обучения через интегрированные образовательные программы;

- материально-техническими ресурсами.

В ресурсных центрах успешно решаются проблемы, снижающие качество образования в сельских МКШ. Одна из них - неподготовленность учителей к преподаванию непрофильных предметов. Неудовлетворительные социально-бытовые и культурные условия, в которых живут преподаватели села, огромный объем работы приводят к большой текучке кадров сельской школы. В малых школах роль учителя на уроке особенно многогранна. Хороший урок несет ученику знания, формирует умения, обучает и воспитывает одновременно, вдохновляет на будущую работу. От учителя зависит мера воздействия на ученика, обогащение его культуры, расширение кругозора.

Другая проблема, требующая особого внимания - организация учебно-воспитательного процесса в классах-комплектах. Здесь необходимо учитывать:

- сложность программы;

- состав разновозрастных групп;

- уровень подготовленности учеников;

- опыт и преемственность в работе и другие факторы.

Практика показывает, что творческий подход учителя к реализации общих педагогических закономерностей и правил - залог преодоления указанных трудностей и достижения высоких результатов.

Примером этого является деятельность опорных школ (ресурсных центров) в поселке Шашубай, в ОСШ №5 г. Караганды. Данные МКШ являются Республиканскими экспериментальными площадками НАО имени Ы.Алтынсарина.

За каждым ресурсным центром закреплено несколько МКШ. Особенностью обучения в ресурсном центре является наличие сессий и межсессионных периодов. Сессии проводятся три раза в год на базе полнокомплектной школы, которую мы именуем ресурсной. В начале года проводится установочная сессия, в середине года - учебная, в конце года - итоговая. Прибывшие на сессию дети обеспечиваются нормальными условиями проживания, четырехразовым питанием.

В межсессионный период обучение проводится в МКШ при участии учителей опорной школы и при помощи дистанционных технологий. Таким образом, ресурсные центры обеспечивают доступ к качественному образованию учащимся МКШ [2].

Преимуществами ресурсных центров является:

- интеграция потенциала всех входящих в него школ,

- обеспечение полноценного базового и профильного образования на селе,

- удовлетворение разнообразных образовательных потребностей школьников,

- дальнейшая профессионализация и социализация школьников;

- возможность профессионального сотрудничества, взаимообмена педагогов;

- стимулирование профессионального роста учителей.

Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области (далее Филиал) является основной структурой в регионе, обеспечивающей всестороннее совершенствование профессионального мастерства и повышение квалификации педагогов всех уровней. На протяжении более 60-ти лет он ведет тесную работу с ресурсными центрами, позволяющую совершенствовать профессиональную компетентность педагогов МКШ.

Наиболее эффективными формами посткурсовой методической поддержки педагогов малокомплектных школ, проводимыми сотрудниками Филиала в 2014, 2015 гг. являются методические десанты, он-лайн семинары, дни открытых дверей, профессиональные конкурсы, а также взаимодействие в рамках сетевых сообществ.

Так, ежегодно филиалом организуются методические десанты «Өрлеу» - педагогам села». Этот формат профессионального общения позволяет сельским учителям получить на месте научную, методическую помощь коллег. Это значимый и важный вклад в обновление школьного образования на селе.

Программа Методических десантов включает в себя лекции на актуальные темы развития казахстанской системы образования, семинары, тренинги, практикумы, мастер-классы, направленные на овладение новыми подходами в преподавании и управлении школой.

В ходе Методических десантов действует книжная выставка «Методическая поддержка учителей сельской школы в условиях обновления содержания образования», материалы которой также направлены на оказание практической помощи по самым разным направлениям деятельности педагога и организации образования в целом.

Педагогические коллективы сельских малокомплектных школ привлекаются к участию в профессиональных конкурсах «Сельская малокомплектная школа: стратегии развития», «Лучший методист», «Лучший психолог», «Лучший педагог дополнительного образования». Материалы конкурсоа позволяют изучать, обобщать и распространять передовой опыт инновационных сельских школ.

Задачу систематической посткурсовой методической поддержки решают он-лайн семинары и деятельность сетевых сообществ. Регулярно осуществляется дистанционное взаимодействие в рамках совместно составленного плана работы, которое позволяет быстро решать проблемы в практической деятельности и, тем самым, удовлетворять профессиональные потребности педагогов по 24 направлениям. Данные формы работы позволяют также контролировать степень внедрения и использования в практике инноваций, с которыми педагоги знакомятся в рамках курсов повышения квалификации. Он-лайн подключения и переписка на сайте позволяют проводить саморефлексию, рефлексию, демонстрировать мастер-классы, проводить исследования в действии.

В рамках сетевых сообществ осуществляется руководство исследовательской и публицистической деятельность педагогов сельских школ. Свои методические материалы педагоги активно размещают в республиканском научно-методическом информационном журнале «Өрлеу. Үздіксіз білім жаршысы - Өрлеу. Вести непрерывного образования». Статья ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОСТКУРСОВОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Так, выпуск журнала № 2(5) 2014 г. имеет тематическую направленность «Поддержка педагогов сельских школ» и включает 26 статей и 12 информационных сообщения, объединенных по рубрикам:

  • Непрерывное профессиональное развитие сельских учителей

  • Информатизация образования

  • Педагогические инновации

  • Управление качеством обучения

  • Педагогическая теория в практике современной сельской школы.

Из 26 статей, представленных в выпуске, 12 написаны педагогами сельских организаций образования Карагандинской области, 3 - созданы в соавторстве с преподавателями Филиала.

С целью максимального учета территориальных особенностей Карагандинской области и образовательных потребностей учителей, функционирует Центр профессионального развития педагогов Балхашского региона (далее - Центр).

Концепция деятельности Центра создана в рамках Стратегического плана развития Карагандинского областного института повышения квалификации педагогических работников «Сильный регион - сильный Центр» на 2014-2016 годы и направлена на решение задач повышения квалификации учителей Балхашского региона, в том числе - сельской местности, не имеющих возможность получить оперативно методическую, консультационную помощь по вопросам организации учебного процесса [3].

Педагоги данного региона ежемесячно участвуют в методических мероприятиях, обмениваются передовым педагогическим опытом, выстраивают стратегии личностного роста учителя и инновационного развития школы.Статья ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОСТКУРСОВОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

С целью определения эффективности проводимой работы Филиал организует Дни открытых дверей. В рамках этих мероприятий сотрудники Филиала, Управления образования Карагандинской области, методисты Учебно-методического центра и районных отделов образования определяют сильные стороны методического взаимодействия, проблемы и пути их совместного решения. SWOT-анализ проблемы поддержки педагога в регионе позволил наметить конкретные шаги по совершенствованию методической службы в Карагандинской области. 75% методистов Карагандинского региона отмечена необходимость объединения методических усилий для совершенствования профессиональной компетентности педагога МКШ [3].

В профессиональной деятельности сельских учителей происходят позитивные изменения: возрастает компетентность в планировании деятельности, растет участие в семинарах-тренингах, мастер-классах, творческих мастерских, участие в инновационных процессах. Статья ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОСТКУРСОВОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Таким образом, деятельность Филиала по работе с сельскими школами направлена на методическую поддержку и профессиональное развитие педагогов в курсовой и послекурсовой период посредством организации курсовой деятельности, функционирования сетевых сообществ, проведения выездных методических десантов, семинаров и on-line мероприятий, консультаций по запросам учителей, научного рецензирования публикаций и изданий педагогов Карагандинской области.

Литература

  1. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы. - Астана, 2010г.

  2. Концепция развития малокомплектных школ в РК на 2010 - 2020 годы. - Астана, 2013г.

  3. Повышение качества профессионального развития педагога, коллективная монография ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Каргандинской области. - Караганда, 2015г.


© 2010-2022