Конспект урока по экономике Производительность труда (10 класс)

В конспекте урока по экономике "Производительность труда" (10 класс) раскрывется экономическая сущьность понятия "производительность труда", пути роста производства продукции, народнохозяйственное значение роста производительности труда в сельском хозяйстве, основные пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве, формируются умения и навыки исчисления уровня производительности труда на предприятии по видам. Материал конспекта построен на экономических данных местного предприятия "...
Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Производительность труда

Цель:

Объяснить экономическую сущность понятия «производительность труда». Формировать умения исчислять уровень производительности труда. Воспитать чувство личной ответственности за порученное дело.

Тип урока: комбинированный.

Методы: рассказ с элементами беседы: математический, постановки проблемной задачи, наглядности.

Ход урока

1. Организационный момент 1 мин.

2. Проверка знаний по предыдущей теме. 13 мин.

  • Вопрос-ответ:

- Что является источником богатства общества? (труд).

- Дайте определение понятия «труд» (это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он видоизменяет и приспосабливает предметы природы для удовлетворения своих потребностей).

- Какие элементы входят в труд? (средства труда, предметы труда, труд).

- Что непосредственно влияет на эффективность с\х труда? (наличие, уровень квалификации и степень использования трудовых ресурсов).

- Кто входит в состав трудовых ресурсов? ( мужчины 16-63 лет, женщины 16-58 лет, подростки и пенсионеры).

  • Игра «Наем рабочей силы»

Принять на работу тракториста. Участники: директор, зав. отделом кадров, тракторист.

3. Изучение нового материала. 30 мин.

- Что является результатом целесообразной производственной деятельности людей? (Продукция)

- Как можно добиться увеличения количества продукции?

Рост производства продукции в сельском хозяйстве может быть достигнут 2 путями:

- экстенсивным - путем увеличения количества работников;

- интенсивным - за счет повышения результативности труда.

Экономика - это всегда проблема выбора. Покупатель выбирает, что купить, производитель - что производить, продавец - что продать и т.д.

Учитель:

-Скажите, если бы вам пришлось приобретать целое с\х предприятие, какое бы вы приобрели. По каким критериям выбирали? (ответы)

/разнообразие ответов бесконечно. Но серьезный вопрос требует серьезного подхода. Дети пока не знают четких критериев экономической оценки производства, поэтому перед ними ставится проблемная задача/

Задача:

Вчера на биржу поступили акции двух предприятий. Поскольку доходность акций напрямую зависит от доходности предприятий, сделайте выбор, если известно (на доске):

показатели

КХ «Виктория»

ТОО «Левт»

1

Количество средств производства

12 шт.

10 шт.

2

Площадь с/х угодий

6км2

4км2

3

Количество рабочих

10 чел.

5 чел.

4

Произведено продукции в месяц

100тыс. тенге *

50 тыс.тенге

- Какое предприятие вы выбираете и почему? (ответы)

/после размышлений и опроса ученики безошибочно выбирают критерий производительности/.

Учитель:

- Главным критерием доходности вы выбрали количество продукции, произведенное за определенное время, который называется производительностью.

Запись в тетради:

Производительность труда - это количество продукции, произведенное за единицу времени.

Решение задач:

1. В школьном кооперативе Коля сделал 17 деталей за 3 часа, а Аскар - 14 деталей за 2,5 часа. У кого из них производительность труда выше?

17/3=5,66 14/2.5=5,6

2.В школьном кооперативе Жанна может сделать 14 деталей за 3 часа, Полат - за 4 часа, женя - за 5 часов, а Дана - за 6 часов. Кто быстрее сделает эту работу: Жанна с Данной или Полат с Женей?

14/3=4,66 14/4=3.5 14/5=2,8 14/6=2,33

4,66+2,33=6,99 3,5+2,8=6,3

Почему?

В сельском хозяйстве, в условиях ограниченности свободных трудовых ресурсов, увеличение производства продукции лучше всего обеспечивать повышением производительности труда, чем увеличением количества работников. Поэтому уровень производительности труда рассчитывают:

  • Отдельного вида продукции

Где ВП - количество валовой продукции в цн., Т - количество затраченного времени.

  • В отрасли

Где СВП - стоимость валовой продукции в тенге.

  • В с\х производстве в целом

Где ЧП - стоимость чистой продукции в тенге.

Последняя формула отражает реальный уровень эффективности трудовых затрат в отдельном хозяйстве.

Определение производительности труда и динамики ее роста по данным ТОО СК СОС:

2004год

2005год

2006год

Чистая продукция

368703 тыс.тг.

360586 тыс.тг.

384148 тыс.тг.

Количество затраченного времени

334 чел.-час

331 чел.-час

343 чел.час

Производительность

1104 тыс.тг.

1089 тыс.тг.

1120 тыс.тг.

Таким образом, производительность труда в сельском хозяйстве представляет собой экономическую категорию, выражающую способность работников земледелия и животноводства производить определенное количество продукции (или выполнять определенный объем работ установленного качества) в единицу рабочего времени.

Любое с\х предприятие заинтересовано производить большее количество продукции за меньшее количество труда. Народнохозяйственное значение роста производительности труда в сельском хозяйстве состоит в том:

1.что труд является единственным источником увеличения производства ВП;

2.ведет к сокращению затрат живого труда на производство продукции, к экономии рабочего времени;

3.создает предпосылки для сокращения рабочего дня, рабочей недели и увеличения свободного времени для личных потребностей;

4.обусловливает возможность сокращения расходов на его оплату;

5.способствует повышению эффективности использования и экономии материальных ресурсов;

6.оказывает значительное влияние на рентабельность с/х производства.

Будучи фактором экономической эффективности производства, производительность труда в то же время сама находится под влиянием многочисленных и разнообразных природных и экономических условий и факторов.

Учитель:

- Как вы думаете, что может повлиять на рост производительности труда? (ответы).

Запись в тетради:

Основные пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве:

  1. рост фондовооруженности труда

  2. повышение интенсивности использования основных средств

  3. повышение квалификации кадров

  4. укрепление трудовой дисциплины

  5. совершенствование специализации и усиление концентрации производства

  6. внедрение трудосберегающих технологий

  7. улучшение организации труда, повышение его интенсивности

  8. усиление материального стимулирования труда

  9. использование соревнования.

Работа по учебнику.

В современных условиях производительность труда в сельском хозяйстве может быть повышена лишь тогда, когда не снижается урожайность с/х культур и продуктивность скота.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание: стр. 244-268.




Шағалалы мектепөагролицейі















Конспект урока по экономике Производительность труда (10 класс)





Открытый урок в 10 классе










Подготовила и провела

Учитель экономики

Федоренко С.В.



















2009ж.


© 2010-2022