Эссе Приоритетная составляющая профессионализма современного педагога»

Основой профессионализма учителя на современном этапе является его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категоричных оценок этим особенностям. Это требование должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Но для профессионализма современного учителя помимо перечисленных качеств необходимы многие други...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе

«Приоритетная составляющая профессионализма современного педагога»

Во все времена решающая роль в образовании и воспитании подрастающего поколения отводилась учителю, от его управленческой компетентности, культуры, умения устанавливать отношения, управлять учебным процессом зависели благополучие и успехи учеников.

В современной науке существуют различные точки зрения на профессионализм как таковой: его понимают то как способность к определенному виду деятельности, то- шире- как совокупность качеств человека. Профессионализм педагога рассматривается, как способность в изменяющихся условиях удовлетворять и развивать образовательные потребности личности, способность к решению творческих задач, к самообразованию и саморазвитию. Основой профессионализма учителя (особенно учителя начальных классов) на современном этапе является, на мой взгляд, его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категоричных оценок этим особенностям. Это требование должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Но для профессионализма современного учителя, особенно учителя начальных классов, помимо перечисленных качеств необходимы еще многие и многие другие.

В своей работе я остановлюсь на характеристике профессионализма учителя начальных классов. Все многообразие профессионально значимых характеристик учителя начальных классов условно объединим в два крупных

блока: надпредметная компетентность и компетентность предметная.

1. Надпредметная подготовка, то есть, в основном, психолого-педагогическая компетентность.

Она включает в себя: психолого-педагогическую культуру учителя, знание и учет возрастных особенностей, владение разными педагогическими технологиями, знание нормативно-правовой базы.

Ценностно-ориентационный компонент представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д. Ценность в отличие от нормы или норматива предполагает выбор. Именно поэтому в ситуации выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-ориентационному компоненту культуры педагога, который в силу своей профессии должен формировать значимые для общества ценности у подрастающего поколения.

2. Предметная компетентность включает в себя: знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами, владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики.

Итак, профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающих на практике социально востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения.

Психолого-педагогическая культура современного учителя не исчерпывается знанием психологических терминов и набором методических приемов. Такого рода культура связана с умением использовать педагогически освоенные психологические средства в разных условиях, в соответствии с избранными целями и освоенным содержанием учебного процесса. Успешность образовательного процесса во многом зависит от того, насколько учитель осознает для чего, зачем он записывает новый термин на доске и проговаривает его с детьми вслух, зачем театрализует и обыгрывает с детьми программный материал.

Быстро меняющиеся условия в современной школе, которые определяются динамическими процессами развития общества, выдвигают дополнительные требования к культуре учителя. Ее базовые структурные элементы необходимо дополнить рядом не менее значимых:

1) исследовательской компетентностью - владением научными методами изучения педагогических явлений, фактов для выработки новых знаний о закономерностях, структуре и содержании, технологии обучения и воспитания;

2) управленческой компетентностью - владением методами управления собственной деятельностью и деятельностью учащихся;

3) информационной компетентностью - владением современными информационными технологиями, пониманием их силы и слабости, сферы применения, выработкой критического отношения к получаемой информации;

4) образовательной компетентностью - способностью непрерывно совершенствовать свой профессионализм, развиваться в личной и общественной жизни.

Будучи стержнем профессиональной деятельности педагога, профессиональная компетентность позволяет характеризовать его как субъекта деятельности, определять качество этой деятельности, выраженное в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации.

Современный этап развития образования характеризуется необходимостью смены приоритетов в целеполагании: на первый план необходимо поставить цели развития и воспитания личности ребенка (на основе формировании учебной деятельности, как указано в общих положениях временного государственного образовательного стандарта). Учителя особенно нуждаются в глубоких и осмысленных психологических знаниях о каждой возрастной ступени, о непреходящей ценности каждого этапа детского развития. Выбираемые учителем педагогические технологии и программы должны быть ориентированы, в первую очередь, на личность ребенка, на сохранение его здоровья, на непрерывное развитие ребенка и воспитание его.

Требование к освоению учащимися знаний, умений и навыков не снижаются, хотя они становятся не целью, а средством, условием достижения цели - развития ребенка (в данном направлении результат по-прежнему остается обязательным). Для этого логика урока должна быть выдержана не только в предметно-содержательном плане, но и в психолого-технологическом. Процесс обучения - двусторонний феномен, значит, если результат неудовлетворительный, то нельзя обвинять в этом только ученика. Успех в учебе ребенка во многом зависит от того, как его учит учитель, какие цели он реализует, как оценивает полученный результат. Приоритетность в знаниях учителя по психологии и по преподаваемому предмету для успеха в учебном процессе зависит от возраста учащихся. Для учителя начальной школы владение психологией важнее владения предметом, в средних же классах - на одном уровне; а безупречное владение предметом становится ведущим и определяющим фактором только в старших классах. Но и здесь учителю надо научиться слушать и слышать каждого ученика, глубоко понимать его, видеть его внутренние побуждения и стремления, направленность его потребностей и интересов. Учитель должен знать этапы и принципы формирования умственных действий, законов формирования мыслительных, речевых и других действий, понимать соотношение обучения и развития, наконец, обрести гуманный и демократический стиль общения и взаимодействия с учениками.

Итак, современный учитель должен владеть основами конфликтологии, социальной педагогики, психолого-педагогическими знаниями, позволяющими ему своевременно выявлять причины различного рода трудностей учащихся, оказывать необходимую помощь в их интеллектуальной подготовке, личностном развитии, в коммуникативной практике. Роль психолого-педагогической культуры, компетентности учителя становится сегодня приоритетной.

Высокий профессионализм и творческое мастерство специалистов - один из важнейших, собственно человеческих ресурсов, который определяется как объективными, так и во многом субъективными факторами. В современной жизни все большее значение уделяется теме личного успеха. В профессиональном развитии педагогов важно учитывать разные аспекты: возрастной, образовательный, профессиональный потенциал, степень социальной ответственности за результат, психологическую готовность к непрерывному образованию, семейное благополучие, психофизиологические и коммуникативные особенности, мотивы профессионального роста, возможности социального партнерства образовательного учреждения и др. Жизнь многогранна, человек играет несколько социальных ролей. Гармоничная их обусловленность способствует профессиональному совершенству личности.

© 2010-2022