• Преподавателю
  • Другое
  • МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Реализация деятельностного подхода в обучении и воспитании»

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Реализация деятельностного подхода в обучении и воспитании»

Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЛАСТНОЙ ЭТАП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНКУРСА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Лапин Денис Леонидович,

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Лицей № 1» г. Волгореченск.

«Реализация деятельностного подхода в обучении и воспитании».


(слайд 1)Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Во взаимодействии "учитель - ученик", "ученик - ученик" главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов бытия.(слайд 2) Понимание и принятие нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении коммуникативных задач. Коммуникативная задача - проблема, требующая разрешения противоречия: ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность). Решение коммуникативной задачи требует сначала сформировать потребность (например, в виде вопросов), потом - как эту потребность реализовать. Субъект может реализовать ее сам, может обратиться к другому. И в этом и в другом случае он вступает в общение: с самим собой или с другим. Ответы на вопросы решают задачу или выводят на новую задачу.К примеру, я предлагаю ученикам 6 класса при работе с историческим источником - Отрывком из «Повести временных лет» - при изучении мотива выбора князя Владимира веры самостоятельно разбиться на группы, чтобы каждая группа изобразила тех послов, которые ездили в Византию, Волжскую Булгарию, в землю немцев и поляков, послов, побывавших у евреев(слайд 3). Очевидно, что при этом коммуникативные качества будут задействованы в значительной степени.

Важна при этом самостоятельная формулировка учащимися темы урока: к примеру, 7 класс, тему урока «Внешняя политика Екатерины Великой»: первоначально учащимся дается возможность определить, о каком правителе или правительнице пойдет речь(слайд 4, 5), следом - непосредственная сфера деятельности этого человека (слайд 6).

Несомненно очевидной становиться актуальность самостоятельного поиска учащимися информации, необходимой для изучаемой теме: к примеру, ученикам 11 класса при изучении темы «Конституция РФ» дается задание заполнить таблицу «Права граждан РФ», используя имеющийся текст Конституции (слайды 7, 8).

В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи(слайд 9). Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Применение метода проектов связано с большими преимуществами. Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся. Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.

Этапы проектной деятельности:

- определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- обсуждение способов оформления результатов проекта;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов и их презентация;

- формулирование выводов и выдвижение новых проблем.

Результаты имею вполне положительные: на слайде показано награждение моих учеников (слайд 10, 11)получивших в 2014-2015 учебном году первое место в нашем областном конкурсе «Без истока - нет реки» в номинации «Командная работа». Вот мы видим один из образцов наших источников, через работу с которыми мои ребята составляли картотеку репрессированного костромского духовенства в 1930-е гг. (слайд 12, 13)Далее мы видим наше создание проекта с моим учеником 11-классником, мы брали интервью у того человека, биографии которого и посвящен наш проект.(слайд 14).

Резюмируя вышесказанное, следует ещё раз подчеркнуть, что именно в проектировочной деятельности пересекаются во многом процессы смысло- и жизнетворчества, реализуемые в форме рефлексии в процессе переосмысления и преобразования человеком жизни, что и соответствует тому принципу саморазвития, который является спецификой проектной деятельности, когда решение одних задач и проблем стимулирует развитие новых форм проектирования.


© 2010-2022