- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине
Рабочая программа по дисциплине
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Эргашева Е.Н. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия
среднего профессионального образования
«Черногорский механико-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и подтверждение качества
Черногорск. 2012г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий (базовой подготовки). Квалификация: технолог-конструктор.
Разработчик: преподаватель первой категории ГБОУ РХ СПО ЧМТТ специальности 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» Ермакова Е.Н.
Рассмотрена на заседании методической комиссии 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
Руководитель МК ______________
«______»_____________ 20____г.
Утверждена:
Заместитель директора по УР________
«______»________________20______г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
4
2. Структура и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
6
3. Условия реализации программы учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
12
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
15
-
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация и подтверждение качества».
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее рабочая программа) - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий (базовой подготовки).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области проектирования и изготовления швейных изделий при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
-
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Общепрофессиональная дисциплина входит в профессиональный цикл общепофессиональных дисциплин базовой части ФГОС СПО.
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Целями изучения дисциплины являются:
-
усвоение теоретических знаний в области метрологии, стандартизации и подтверждения качества;
-
приобретение навыков и умений работы со стандартами и другими нормативными документами.
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
-
усвоение основных понятий в области метрологии, стандартизации и подтверждения качества;
-
изучение целей, задач, предмета, объектов, функций метрологии, стандартизации и подтверждения качества;
-
приобретение умений анализировать структуру нормативных документов;
-
обоснование выбора показателей потребительских и технологических свойств продукции при оценке качества и отбора образцов;
-
приобретение навыков определения метрологических характеристик, работы со средствами измерений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
-
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
-
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
-
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
знать:
-
основные понятия метрологии;
-
задачи стандартизации, её экономическую эффективность;
-
формы подтверждения качества;
-
основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно - методических стандартов;
-
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
В том числе:
Практические занятия
8
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
Контрольные
-
Итоговая аттестация в форме
Дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Метрология, стандартизация и подтверждение качества
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
ВВЕДЕНИЕ
Краткий исторический обзор развития стандартизации. Основные понятия и определения в области стандартизации. Область стандартизации. Уровни стандартизации. Объекты стандартизации.
2
1
Раздел 1
Стандартизация
20
Тема 1.1. Роль стандартизации в обеспечении качества продукции
Содержание учебного материала
4
Роль стандартизации в обеспечении качества продукции. Роль стандартизации в сокращении сроков разработки, производства и реализации продукции, в повышении ее качества. Стандартизация как одно из средств ускорения НТП, внедрения рациональной организации производства, роста производительности труда, экономии материальных ресурсов.
2
2
Практическое занятие №1. Изучение действующих нормативных документов в области стандартизации в швейной промышленности. Изучение основных нормативных документов по системе качества.
2
Самостоятельная работа (реферат)
«Основные положения Закона о Стандартизации»
2
Тема 1.2 Экономическая
эффективность стандартизации
Содержание учебного материала
2
Общие принципы определения экономической эффективности стандартизации. Показатели экономической эффективности стандартизации. Экономический эффект от стандартизации в сфере производства и эксплуатации. Экономическое обоснование качества продукции.
2
1
Самостоятельная работа: Поиск в сети Интернет и других источниках информации о действующих нормативных документах в швейной отрасли.
2
Тема 1.3 Международная стандартизация
Содержание учебного материала
2
Создание международных организаций по стандартизации и сфере деятельности каждой из них, решаемых задачах и видах сотрудничества, порядке внедрения международных стандартов.
Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Международные организации, участвующие в работе ИСО.
2
2
Самостоятельная работа: Поиск в сети Интернет и других источниках информации о Международных организациях (кроме ИСО и МЭК) по стандартизации и ознакомление с их деятельностью.
1
Тема 1.4 Организация работ по стандартизации в Российской Федерации
Содержание учебного материала
4
1 Порядок разработки стандартов. Порядок разработки, внедрения и обновления нормативных документов. Порядок поиска необходимых нормативных документов и использования указателя государственных стандартов.
Категории стандартов: ГОСТы, ОСТы, СТП, ТУ. Виды нормативных документов, рекомендованные к применению. Регламенты. Виды стандартов: основополагающий, терминологический, на совместимость, на продукцию, на услугу, с открытыми значениями.
2 Правовые основы стандартизации. Задачи стандартизации. Органы и службы по стандартизации. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам.
2
2
Практическое занятие №2 «Штриховое кодирование продукции»
2
Самостоятельная работа
1 Поиск в сети Интернет и других источниках информации пот теме: «Национальный орган по стандартизации в России. Финансирование ГСС»
2 Ознакомление с действующими правовыми, законодательствами и нормативными документами в области стандартизации и правилами построения, содержания и изложения стандартов
2
Раздел 2
Объекты стандартизации в отрасли и качество продукции
6
Тема 2.1 Стандартизация промышленной продукции и качество продукции
Содержание учебного материала
2
Классификация промышленной продукции. Изделия отрасли. Нормативная документация на техническое состояние изделия. Стандартизация технических условий. Фонд нормативной документации на изделия легкой промышленности.
Проблемы улучшения качества: качество и менеджмент качества в соответствии с семейством стандартов ИСО - 9000. Квалиметрическая оценка качества продукции на жизненном цикле. Свойства качества функционирования изделия. Взаимозаменяемость. Точность и надежность. Эффективность использования промышленной продукции.
2
2
Практическое занятие №3 «Контроль качества и испытание швейных изделий»
2
Самостоятельная работа: Анализ качества швейных и трикотажных изделий
2
Раздел 3
Система стандартизации в отрасли
4
Тема 3.1 Государственная система стандартизации и научно - технический прогресс.
Методы стандартизации как процесс управления.
Содержание учебного материала
2
1 Задачи стандартизации в управлении качеством. Фактор стандартизации в функции управляющих процессов. Интеграция управления качеством на базе стандартизации.
2
2
2 Формирование методов стандартизации как процессов управления объектами легкой промышленности. Методы обеспечения качеством в жизненном цикле объектов стандартизации (унификация и агрегирование). Принципы использования методов стандартизации для улучшения качества и менеджмента качества в легкой промышленности. Системный анализ в решении проблем стандартизации. Комплексная и опережающая системы стандартов
Самостоятельная работа: ознакомление по материалам сети Интернет с Государственным контролем и надзором за соблюдением обязательных требований стандартов на предприятиях швейной промышленности
2
Раздел 4
Основы метрологии
6
Тема 4.1 Основные понятия и задачи метрологии
Содержание учебного материала
2
Роль метрологии в повышении качества выпускаемой продукции и интенсификации производства. Основные задачи и метрологии и перспективы её развития. Основные понятия и определения в области метрологии: измерения, физическая величина, значения физической величины. Физические величины как объект измерений. Международная система единиц физических величин.
2
2
Самостоятельная работа: Ознакомление с эталонами единиц физической величины и их классификацией. Выполнение реферата: Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»
1
Тема 4.2 Средства измерений и их классификация.
Метрологическое обеспечение производства, испытаний и контроля качества продукции
Содержание учебного материала
2
1 Основные характеристики измерений. Средства измерений и их классификация. Погрешность измерения. Принципы выбора средств измерения.
2 Разработка методик выполнения измерений. Требования, предъявляемые к испытательным лабораториям и их аккредитация. Аттестация испытательного оборудования. Метрологическая экспертиза конструкторской и технологической документации
2
2
Самостоятельная работа: Ознакомление с порядком поверки средств измерений на предприятиях легкой промышленности. Выполнение реферата: «Ответственность за нарушение правил законодательной метрологии»
1
Раздел 5
Сертификация и подтверждение качества
10
Тема 5.1 Сущность подтверждения качества продукции
Содержание учебного материала
4
Сущность подтверждения качества продукции. Оформление декларации на выпускаемую продукцию Проведение сертификации выпускаемой продукции. Правовые основы сертификации. Организационно - методические принципы сертификации.
2
2
Практическое занятие №4 Оформление заявки на декларирование и сертификацию продукции
2
Самостоятельная работа: ознакомление с процедурой сертификации и декларации продукции в различных сферах. Подготовка доклада
«История развития сертификации»
2
Тема 5.2 Правовые основы сертификации
Содержание учебного материала
2
Правовые основы сертификации. Роль сертификации в защите прав потребителя. Основные положения Закона «О защите прав потребителя».Основные положения Закона «О сертификации продукции и услуг» Полномочия государственных органов управления по сертификации. Координация деятельности по сертификации в России.
2
2
Самостоятельная работа (домашняя работа). Поиск в сети Интернет и других источниках информации о «Знаке соответствия»
1
Тема 5.3 Международная
сертификация
Содержание учебного материала
2
Деятельность ИСО в области сертификации. Деятельность МЭК в области сертификации. Деятельность МГС в области сертификации
2
2
Всего:
48
3. условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предполагает наличия учебного кабинета, оснащенного необходимым оборудованием и комплектом учебно-наглядных пособий.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
-
доска.
Технические средства обучения:
Компьютер
Мультимедиа - проектор
Экран
Инструменты и пособия
Комплект инструментов для работы у доски;
Таблицы, плакаты.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
-
Кошевая И.П., Канке А.А. Метрология, стандартизация, сертификация: учебник. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА - М, 2007. - 416с. - (Профессиональное образование)
-
Лифиц И.М.Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник.[Текст] - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-М, 2008. - 268с.
-
Основы метрологии, стандартизации и сертификации. Дубовой Н. Д., Портнов Е. М. Издательство: "ИНФРА-М» 2008 - 256 с.
-
Метрология, стандартизация и сертификация. Аристов А. И., Карпов Л. И., Приходько В. М. и др. Издательство: "Академия", 2008- 383 с.
-
Метрология, стандартизация и сертификация.Герасимова Е. Б., Герасимов Б. И. Издательство: " ИНФРА-М" 2008 - 224 с.
-
Сертификация. Сергеев А. Г. Издательство: " Логос "2008- 349 с.
-
Метрология, стандартизация и сертификация. Гончаров А. А., Копылов В. Д. Издательство: "Академия", 2008- 240 с.
Дополнительные источники:
-
Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. Учебник. - Ростов-на-Дону. Издательский центр «Март», 2004г.
-
Круглов М.И. Стандартизация и управление качеством продукции в легкой промышленности. - Москва, Легпромбытиздат,1991.
-
Крылова Г.Д. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 479с.
-
Розова Н.К. Управление качеством. [Текст] - СПб: Питер, 2002. - 224 с: ил. - (Серия «Краткий курс»)
-
Таныгин В.А. Основы стандартизации и управления качеством продукции: Учеб. пособие для учащихся техникумов. - 2-изд., перераб. - М.: Издательство стандартов, 1989. - 208 с.
-
Яблонский О.П., Иванова В.А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник/Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 448с.
-
Никифоров А.Д. Управление качеством.: Учебное пособие для вузов.-М.: Дрофа,2004г.
Журналы
«Швейная промышленность» (ООО «Арина») (Научно - технический и производственный журнал)
Стандарты и нормативные документы
Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 09.01.1996г.
Закон РФ «О стандартизации» в редакции от 27.12.1995г.
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.1993г.
Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» в редакции от 27.12.1995г.
Закон «О техническом регулировании»
Технический регламент на изделия для детей
ОСТ 17-325-86 «Изделия швейные, трикотажные, меховые. Фигуры мужчин типовые. Размерные признаки для проектирования одежды»
ОСТ 17-326-81 «Изделия швейные, трикотажные, меховые. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды»
ГОСТ 17916-86 Фигуры девочек типовые. Размерные признаки для проектирования одежды. ГК СССР по стандартам. М.
ГОСТ 17917-86 Фигуры мальчиков типовые. Размерные признаки для проектирования одежды. ГК СССР по стандартам. М.
ГОСТ Р 53142 - 2008 Изделия трикотажные для женщин и девочек
ГОСТ Р 53147 - 2008 Изделия трикотажные для мужчин и мальчиков
ГОСТ Р 53144 - 2008 Изделия трикотажные бельевые для женщин и девочек
ГОСТ Р 53145 - 2008 Изделия трикотажные бельевые для мужчин и мальчиков
ГОСТ Р 53141 - 2008 Купальники трикотажные
ГОСТ Р 53146 - 2008 Белье для детей ясельного возраста
ГОСТ 22977-89 Детали швейных изделий (термины и определения).
ГОСТ 20510-75 Технология швейного производства. Термины и определения.
ГОСТ 25295-2003 Одежда верхняя пальтово - костюмного ассортимента.
ГОСТ 25294-2003 Одежда верхняя платьево-блузочного ассортимента. Общие технические условия.
ГОСТ 24103-80 Изделия швейные. Термины и определения.
ГОСТ 23948-80 Изделия швейные. Правила приемки.
ГОСТ 4103-82 Изделия швейные. Методы контроля качества.
ГОСТ 10581-91 Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортировка, хранение.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения
применять требования нормативных документов к основным видам
продукции (услуг) и процессов
принятие отчетов практической работы №1 «Изучение действующих нормативных документов в области стандартизации в швейной промышленности»
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой
текущий контроль в форме:
экспертной оценки выполнения задания самостоятельной работы по теме 1.2 «Поиск в сети Интернет и других источниках информации о действующих нормативных стандартах в швейной отрасли»
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества
защита результатов практической работы № 1, задание «Изучение основных нормативных документов по системе качества», практической работы №3 «Контроль качества и испытания швейных изделий»
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ
экспертная оценка выполнения задания самостоятельной работы по теме 4.1 «Ознакомление с эталонами единиц физической величины и их классификацией. Выполнение реферата: Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»; взаимоконтроль студентов деятельности друг друга и результатов работы
знания
основных понятий метрологии
текущий контроль по теме 4.1 в форме индивидуального устного опроса
задачи стандартизации, её экономическая эффективность
фронтальный опрос по теме «Стандартизация промышленной продукции»
форм подтверждения качества
Экспертная оценка практического занятия №3 «Контроль качества и испытания швейных изделий», №4 «Оформление заявки на декларирование и сертификацию продукции», проверка итогов самостоятельной работы по теме «Ознакомление с процедурой сертификации и декларации продукции в различных сферах». Подготовка доклада «История развития сертификации»
основных положений Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно - методических стандартов
Проверка результатов самостоятельной работы по теме «Ознакомление по материалам сети Интернет с Государственным контролем и надзором за соблюдением обязательных требований стандартов на предприятиях швейной промышленности», оценка реферата «Основные положения Закона РФ о Стандартизации»
терминологии и единиц измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ
текущий контроль в форме индивидуального опроса по теме «Основные понятия и задачи метрологии»