ВОЗМОЖНОСТИ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Для современной системы высшего образования главной проблемой остается качественная подготовка специалистов, востребованных по специальности на рынке труда. Такое положение неслучайно, поскольку в современных условиях определяющими требованиями к квалификации специалистов нового типа являются: сочетание профессиональной подготовки с навыками управленческой работы, высокий уровень ответственности и компетентности.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОЗМОЖНОСТИ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА


Г.В. Пустыльникова


Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи

им. В.П. Поляничко, г. Оренбург


Для современной системы высшего образования главной проблемой остается качественная подготовка специалистов, востребованных по специальности на рынке труда. Такое положение неслучайно, поскольку в современных условиях определяющими требованиями к квалификации специалистов нового типа являются: сочетание профессиональной подготовки с навыками управленческой работы, высокий уровень ответственности и компетентности.

Обычные формы учебной работы (лекции, семинары, практические занятия и др.) не обладают достаточным потенциалом для решения данной проблемы. Задачи, которые призвана решать сегодня высшая школа, характеризуются тем, что в образовательном процессе реализуются стратегии, которые студент сможет применить как в своей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Кейс-метод предполагает решение конкретных профессиональных проблем, что дает возможность осуществить так называемые профессиональные пробы, позволяя студенту «примерить на себя» ту или иную профессиональную ситуацию для того, чтобы сделать наиболее осознанный выбор.

Под «кейсом» понимаем письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее студентов на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения [2]. Требования к составлению кейса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Требования к составлению кейса

Требования к хорошему

кейсу

Развернутая характеристика

хорошего кейса

Фабула, история, ситуация

Реальная, интересная, жизненная

Конфликт

Напряженность, психологичностъ, неоднозначность, профессиональность

Проблема

Сложность и скрытый характер проблемы

Концепция

Должна быть основой кейса

Действия

Многовариантность, реальность, напряженность

Персонажи

Привлекательны, обладают выраженными личност­ными качествами

Решения

Возможность принятия решений, их многовариант­ность, неоднозначность, наличие риска

Опыт

Концентрируется в содержании

Информация

Информативность и многоплановость

Объем

Краткость

Занятия по анализу конкретной ситуации мы ориентируем на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также практических умений, опирающихся на эти знания (табл. 2). Для работы на занятии студентам представляем письменную информацию о ситуации. Вначале каждый студент индивидуально анализирует предложенную практическую ситуацию, затем, разбившись на группы, студенты проводят совместный ее анализ, определяют важнейшие аспекты ситуации, основные проблемы и способы их решения и оформляют результаты группового анализа, разделяемые большинством участников обсуждения. После групповой работы представители групп презентируют результаты обсуждения [1].

Таблица 2

Этапы организации семинара с использованием

кейс-метода

Этап

Раунд

Содержание деятельности в аудитории

Подготовитель­ный

Подготовка текста

кейса и предвари­тельное знакомство студентов с его

содер­жанием

Формулировка домашнего задания студентами; определение сроков выполнения задания; ознакомление студентов с системой оценивания решения кейса;

определение технологической модели занятия; проведение консультаций

Основ­ной

(аналитический)

Ознакомительный

Вступительное слово преподавателя; распределение студентов по малым группам (не более 4-6 человек в каждой); организация работы студентов в малых груп­пах: краткое изложение членами групп прочи­танных материалов и их обсуждение; распознавание и формулирование проблем

Первый раунд

Дискуссия - обсуждение решения проблем по заданиям кейса

Второй раунд

Дискуссии - представление результатов анализа. Подведение итогов дискуссии и найденных решений

Итого­вый

Обобщающее выступление педагога, его анализ ситуации; оценивание педагогом студентов.

Дополнительное задание: написать эссе по материалам кейса

В рамках изучения темы «Содержание и реализация маркетинговых коммуникаций» мы используем кейс-ситуацию, позволяющая студентам овладеть умением разрабатывать содержание рекламного сообщения.


Прямая почтовая реклама.

Подготовка рекламного письма

Такой текст письма с предложением услуг по разведению садов разослан домовладельцам.

Иван Садовников

Москва, ул. Лесная аллея, д. 43

12 августа 2010 г.

Г-ну Джеймсу Гудфеллоу

Москва,

Садовый проспект, д. 30

Уважаемый господин!

Пользуюсь этой возможностью, чтобы довести до Вашего сведения информацию об услугах по садоводству, которые я предоставляю.

Я получил степень по садоводству в Лондоне и имею десятилетний опыт работы в этой области за рубежом и в России.

Я могу обеспечить еженедельный прекрасный уход за Вашим садом по разумным расценкам, и у меня есть все необходимое оборудование.

С надеждой жду Вашего ответа и вкладываю конверт со своим почтовым адресом.

С наилучшими пожеланиями,

Иван Садовников

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте текст рекламного письма. Какую информацию о предлагаемой услуге может почерпнуть получатель письма?

2. Какие ошибки, на ваш взгляд, допущены при подготовке текста письма?

3. Подготовьте свой вариант текста письма прямой почтовой рекламы для первоначальной и повторной рассылки.

Таким образом, кейс-метод основан на активном использовании в учебном процессе практик реальных образовательных учреждений и педагогических ситуаций, когда можно соотнести и увидеть, как те или иные теоретические положения проявляются в деятельности. В ситуации неопределенности кейсы позволяют разрабатывать альтернативы действий специалиста.

Список литературы:

  1. Гузеев, В. В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. - М. : Нар. образование, 2001. - 128 с.

  2. Шимутина, Е. Кейс-технологии в учебном процессе / Е. Шимутина // Нар. образование. - 2009. - № 2. - С. 172-179.

© 2010-2022