• Преподавателю
  • Другое
  • Тема урока: «Вся семья вместе, так и душа на месте» ( интегрированный урок по народоведению)

Тема урока: «Вся семья вместе, так и душа на месте» ( интегрированный урок по народоведению)

Тема урока: «Вся семья вместе, так и душа на месте»( интегрированный урок по народоведению) Цель: Формировать представление учащихся о старинной русской, крымскотатарской семьях, роли и обязанности членов семьи; расширить знания о русской и крымскотатарской вышивке как  вида народно-прикладного искусства. Задачи:       формировать верные нравственные представления на положительных примерах;      учить сравнивать обычаи, уклады русской семьи разных поколений (старинную и современную),  разных на...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: «Вся семья вместе, так и душа на месте»
( интегрированный урок по народоведению)


Цель: Формировать представление учащихся о старинной русской, крымскотатарской семьях, роли и обязанности членов семьи; расширить знания о русской и крымскотатарской вышивке как вида народно-прикладного искусства.

Задачи:

Тема урока: «Вся семья вместе, так и душа на месте» ( интегрированный урок по народоведению) формировать верные нравственные представления на положительных примерах;
Тема урока: «Вся семья вместе, так и душа на месте» ( интегрированный урок по народоведению) учить сравнивать обычаи, уклады русской семьи разных поколений (старинную и современную), разных национальностей;
Тема урока: «Вся семья вместе, так и душа на месте» ( интегрированный урок по народоведению) развивать способности доказывать данное положение через построение рассуждения;
Тема урока: «Вся семья вместе, так и душа на месте» ( интегрированный урок по народоведению) воспитывать уважение к истории народов Крыма.

Оборудование: атрибуты русской горницы (самовар, икона, рушники и т.д.), национальные костюмы (русский мужской и женский) и крымскотатарский (женский, мужской), карточки со значениями слова "дом", учебники, образцы крымскотатарской вышивки.

Ход урока:

I. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Слово учителя:

В русском языке у слова дом существует несколько понятий. Какие это понятия?
Перечислите их.
Учащиеся перечисляют и объясняют значение слова дом, учитель одновременно выстраивает таблицу на доске.
Дом - постройка, здание. (Греческое слово «домос» звучит почти так, как и русское слово «дом». И значит то же самое - постройка, строение. У греков есть и слово «демо» - строю).
Дом -жилище родных, близких людей. (Дом -это жилище, в нём идёт жизнь.Это - вселен -ная, место, куда вселились люди вместе с нужными им вещами, растениями, животными). Дом - семья. ( Дом - это семья. Такое значение слова отразилось в выражении "дружить домами", т.е. дружить семьями).
Дом - хозяйство. ("Всякий дом хозяином держится", "Не наряд жену красит, а домоустройство").
Дом - любовь, уважение, забота друг о друге.
Дом - мир.

III. Сообщение темы и целей урока (постановка учебной задачи).
Учитель:
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по времени и окажемся в старинной русской и крымскотатарской семьях.
IV. Работа по теме урока.
Учитель:

Семья - это целый мир. А мир, вспомните, - это порядок, лад, согласие. В мире всегда есть центр.
- Как вы считаете, у семьи есть центр? (Ответы).
- Правильно, ребята, у семьи всегда есть глава.
2) Выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах. Мальчик рассказывает о главе старинной русской семьи - «большаке», его обязанностях, а девочка об обязан-ностях хозяйки - «большухи».
3) Выходят мальчик и девочка в крымскотатарских народных костюмах. Мальчик рассказывает о главе старинной крымскотатарской семьи - «баба», и его обязанностях, а девочка об обязанностях хозяйки - «ана».

Мальчик в национальном русском костюме:

В старину русские семьи были очень большие, детей могло быть до 12. Их воспитывали в строгости, приучали к труду с самого раннего детства. Старшие сыновья помогали отцу в хозяйстве, а дочери готовили себе приданное.


Мальчик в национальном крымскотатарском костюме:
В крымскотатарской семье также отличалась многодетностью, поскольку наличие большого количества детей в ней считалось богатством и гордостью.


5) Знакомство с укладом и традициями крымскотатарской семьи.
Мальчик в национальном крымскотатарском костюме:
Лучшие традиции народа сохраняют его культуру. Уважительное отношение к старшим - замечательный обычай народов Крыма. В крымскотатарской семье старики пользуются особым почётом, и молодёжь не забывает об этом. Седые мудрецы пасут скот, разводят очаги, учат любви к родному очагу. Мы ценим в них лучшие черты: мудрость, трудолюбие, доброту. Ребята, учитесь жизни на примере лучших традиций своего народа.

Девочка в национальном крымскотатарском костюме:
Главой в крымскотатарской семье считается муж. В его обязанности входит содержать семью и обеспечивать её. Жена - домохозяйка. В её обязанности входит: воспитывать детей и следить за ними.
Живёт в нашей семье дедушка.
В селе он самый главный.
Борода белая как снег.
Он следит за бородой, как девушка за косой.

(Чтение стихотворений на крымскотатарском и русском языках).

Учитель:А теперь, давайте поговорим о семейных традициях наших народов.
Выступление подготовленных учащихся с опережающим домашним заданием

( рассказ: « Традиции моей семьи»)


Мальчик в русском нац. костюме:
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал - подзоры, концы полотенец - всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.
Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни.
В ы ш и в к а - это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в русской вышивке - значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

Тема урока: «Вся семья вместе, так и душа на месте» ( интегрированный урок по народоведению)Тема урока: «Вся семья вместе, так и душа на месте» ( интегрированный урок по народоведению)



Девочка в русском нац. костюме:
Как нарядно узорочье северно-русских вышитых полотенец!
Ряды орнамента выглядят как нарядная рама, в которую помещена самая драгоценная часть вышивки.
Взгляните, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки: здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл...
На свадебных полотенцах гостя можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-дерева. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым.

Женская фигура с поднятыми вверх руками - это изображение матери- земли. Она всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотрите, как условно она решена. Женская фигура с поднятыми вверх руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

Мальчик в крымскотатарском нац. костюме:

В крымскотатарском народе вышивка также считалось распространенным ремеслом.

Рукоделием, в основном, занимались женщины - пряли, ткали, вышивали, вязали и плели кружева. В процессе работы они совершенствовали свое мастерство, перенимали опыт старших поколений.

Крымскотатарская вышивка имеет свои национальные особенности. На изделиях вышивались узоры в форме различных растений и неодушевленных предметов, так как канонами религии запрещалось изображать предметы одушевленного рода.
Девочка в крымскотатарском нац. костюме:
Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами крымскота - тарского народа. Так, крымскотатарские девушки должны были приготовить себе приданное. Это были вышитые скатерти, полотенца, предметы одежды, головные уборы «марама», подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. В доме жениха устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Тема урока: «Вся семья вместе, так и душа на месте» ( интегрированный урок по народоведению)Тема урока: «Вся семья вместе, так и душа на месте» ( интегрированный урок по народоведению)Тема урока: «Вся семья вместе, так и душа на месте» ( интегрированный урок по народоведению)

полотенце полотенце головной убор «марама»

Учитель:

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода (скатерти, салфетки, дорожки, покрывала, рушники)
Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах.
Орнамент выполнял как эстетическую, так и жизнеобеспечивающую роль, служа магическим оберегом.

1.Работа в группах:

Вопросы для крымскотатарской группы:

3. Какое значение в обрядовой жизни людей играли полотенца?
а) роль полотенец в свадебной обрядности;
б) роль полотенец во внутреннем убранстве дома;
в) роль полотенец в семейных обрядах

Вопросы для русской группы:

1. Каким магическим свойством обладали вышитые вещи?
2. Какую тайну хранят традиционные узоры русской вышивки? Что они обозначают, объединенные в орнамент?
3. Какие узоры пришли к нам из глубокой древности и являются общими для всех народов, не зависимо от приемов исполнения, характера орнамента и др.?
4. Каковы основные виды орнамента (по мотивам, расположению и характеру композиции)?
2. Подберите синонимы к слову «полотенце», исходя из их роли в жизни человека, которую вы только что определили.
( по словарю В.И.Даля:утирка, утиральник, ширинка, полотенце, рукотёрка, ручник- ветошка, висящая при рукомойнике )

3. Составьте словосочетания со словами: дом, семья, реликвия, традиция, обычай.

4. Вспомните пословицы и поговорки о семье, о доме, о родине из русского и крымскотатарского фольклора.

( Родимая сторона - мать, чужая -мачеха. Семья крепка ладом. Почитай отца да Бога, будет тебе всюду дорога. Материнская ласка конца не знает. Сердце матери лучше солнца греет. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает)

VII. Итог урока.
Рефлексия.
1. Какие качества нужны человеку, чтобы занять в семье место большака и большухи?
2. Кто в ваших семьях считается главой и каковы обязанности каждого члена семьи?
3. Как вы считаете, похожа ли старинная семья на современную, если похожа, то в чем?
4. Что можно украсить вышивкой? Где сегодня можно встретить вещи, украшенные вышивкой?
Слово учителя:

Итак, ребята, на уроке мы узнали о сложившихся традициях русского и крымскотатарского народов. И несмотря на то, что в Крыму проживают люди разных национальностей, как много общего в их традициях, культуре. Сегодня важно и значимо для каждого из нас сохранять и беречь свою историю и культуру. Желаю вам не быть безучастными к этому, а оставаться бережными хранителями традиций своей семьи, своего народа, своей родины.

4. Ученик читает стихотворение:
Сегодня праздник у меня,
Сегодня день рождения!
Придёт поздравить вся семья,
Готовим угощенье!
Две бабушки мои придут,
И два солидных деда.
Рассказы слушать их люблю,
Про светлый День Победы!
Придет любимая сестра
С племянницей малышкой.
И с важным видом буду я
Показывать ей книжки.
Сегодня очень счастлив я!
Я жду тебя, моя семья!

VIII. Домашнее задание.

«Познай свой народ - и ты станешь человеком!» (К.Ушинский).

Раскройте, как вы понимаете значение данного высказывания. Напишите сочинение-миниатюру.

Подготовили: учитель русского языка и литературы Адживефиева Н.Б.,

учитель крымскотатарского языка и литературы Аджигельдиева Г.Р.

( Заречненская ОШ 1-3 ст. с крымскотатарским яз обучения)





Основополагающий вопрос
1. О чем могут рассказать полотенца?

Проблемные вопросы учебной темы
1. История происхождения и развития искусства вышивания
2. Обрядовая роль полотенец в жизни человека.
3. Основные узоры русской вышивки. Их содержание и техническое исполнение
4. Традиционные сюжетные мотивы русской вышивки, календарное распределение сюжетов

Учебные вопросы:
Рефлекторная беседа, основанная на личном впечатлении и жизненном опыте участников проекта (после посещения этнографического музея школы №59 города Челябинска "Культура и быт народов Южного Урала" имени А.И.Лазарева):
1. Вы посетили школьный этнографический музей. Что вам больше всего запомнилось?
2. Что было развешено по периметру избы?
3. Зачем так много полотенец?
4. Где в вашей квартире находятся полотенца?
5. Развешаны ли они по всей квартире?
6. Какие они из себя, что собой представляют?
7. Для чего нужны вам полотенца? (использовать в быту)
8. Какие полотенца называются бытовыми?

Б ы т о в ы е полотенца - полотенца небольшого размера, предназначенные «для утирания лица или рук» (по словарю В.И. Даля), мытья полов и т.д. В своем словаре С.И. Ожегов так описывает слово «полотенце»: «…неширокий и удлиненный кусок ткани для вытирания чего-нибудь (ручное, кухонное). О малом размере полотенца для рук говорит пословица: «Одним рукотерником вытираться - на том свете разодраться».
Вероятно, утирками становились части старых негодных рушников, ведь в крестьянском быту старые тканые изделия никогда не выбрасывались, а изнашивались буквально в прах.

10. Сравнить ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены в музее:
а) По количеству в помещении;
б) По размеру?
в) Будете ли вы вытирать ими руки? (Нет!)
г) Почему? (Красивые, жалко и др…)
д) Чем ещё праздничные полотенца отличаются от бытовых? (Наличием
вышивки)
«Познай свой народ - и ты станешь человеком!» (К.Ушинский)

13. Что украшают вышивкой?
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода (скатерти, салфетки, дорожки, покрывала, рушники)
Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах.
Орнамент выполнял как эстетическую, так и жизнеобеспечивающую роль, служа магическим оберёгом.



© 2010-2022