• Преподавателю
  • Другое
  • Методические материалы семинара-практикума Организация работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в учреждении дополнительного образования

Методические материалы семинара-практикума Организация работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в учреждении дополнительного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

«Организация работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся»

Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,

что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

Цель семинара: оценить педагогическую деятельность учреждения по формированию здорового образа жизни обучающихся, сохранению и укреплению их здоровья и наметить перспективные направления работы в этом контексте.

Задачи семинара:

  1. Изучить и проанализировать опыт работы учреждения по использованию здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса.

  2. Определить факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье обучающихся в учебном режиме ДДТ.

  3. Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Подготовка к семинару:

Подготовка к семинару включает:

  1. Предварительную подготовку выступлений по темам:


  • Воспитательная работа в ДДТ по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья обучающихся (методист Свиколкина Г.С.).


  • Дыхательная гимнастика по системе Вероники Воршип. (Днестрянская Е.В.)


  • «Арттерапия в детском театре». (Шляхова Н.А.).


  • Использование здоровьесберегающих технологий - залог успешности учебно-воспитательного процесса (Высоцкая К. П.).


  • Психологическая подготовка воспитанников к участию в конкурсных мероприятиях (из опыта работы педагога-хореографа Сиротиной Е.А.).


  1. Проведение и обработка данных диагностического анкетирования педагогов

дополнительного образования.

3. Подготовка раздаточных материалов и методической продукции по тематике семинара-практикума.


  1. Оформление зала.


Ход семинара

  1. Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Слайд 1

Роль здоровья в нашей жизни переоценить невозможно. Именно хорошее здоровье позволяет человеку полноценно жить.

Михаил Львович Лазарев издал Слайд 2 сборник для детей начальных классов, а также составил Слайд 3 «цветок здоровья», включив в него такие позиции: я здоров, если я - двигаюсь, дышу, говорю и пою, думаю, живу в семье, пью и ем, закаливаюсь.

Говоря научным языком, здоровье человека складывается из здоровья личностного, психо-эмоционального, физического, интеллектуального, социального, духовного.

Слайд 4

Можно выделить условия, которые обеспечивают здоровье человека, так называемые здоровьетворящие условия: ИХ ВЫ ВИДИТЕ НА ЭКРАНЕ.

Не читать

  • радость творчества,

  • установка на успех,

  • признание удачи другими,

  • самоудовлетворение от труда,

  • соощущение единства в группе,

  • эмоциональная приподнятость,

  • отсутствие физического переутомления,

  • понимание цели и возможность ее достижения,

  • осознание собственной причастности к сохранению вечных ценностей.

Слайд 5

Не зря говорят, что использование здоровьесберегающих технологий - залог успешности учебно-воспитательного процесса

Бесспорно, что успешность обучения в дополнительном образовании (так же как и в школе) определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок приходит в детское объединение. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья детей будет зависеть от правильной организации учебного процесса. От каждого из нас, педагогов, зависит состояние здоровья и душевного состояния обучающихся.

При подготовке семинара было проведено анкетирование воспитанников 8-ми детских объединений. Из 50 опрошенных детей мы видим следующие показатели по вопросам:

Слайд 6

  1. Помогают ли тебе занятия в доме детского творчества заботиться о своем здоровье?

а) да - 42

б) нет - 2

в) затрудняюсь ответить - 6

2. Тебе приятно общаться, заниматься в детском объединении с другими ребятами и педагогом?

а) да - 50

б) нет - 0

в) затрудняюсь ответить - 0

Слайд 7

3. Как чаще всего ты чувствуешь себя на занятиях?

а) мне скучно - 2

б) мне интересно - 47

в) я устал - 1

г) я волнуюсь, беспокоюсь - 0

4. Какой пример в заботе о своём здоровье подаёт тебе педагог?

а) подаёт хороший пример - 50

б) подаёт плохой пример - 0

Слайд 8

5. Как, по твоему мнению, педагог влияет на твоё здоровье?

а) заботится о моём здоровье, учит его беречь - 49

б) наносит вред моему здоровью - 0

в) ему безразлично мое здоровье - 0

г) затрудняюсь ответить - 1

Слайд 9

6. Как обстановка в доме детского творчества влияет, по твоему мне­нию, на твое здоровье, самочувствие?

а) никак не влияет - 8

б) влияет плохо - 0

в) влияет хорошо - 31

г) затрудняюсь ответить - 9

7. Как ты считаешь, что нужно сделать в вашем детском объединении и во всем доме детского творчества, чтобы здоровье детей не портилось, а укреплялось?

Слайд 10

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  • Ввести компьютерные игры;

  • Чаще ходить в походы;

  • Открыть новые направления работы, таки как Фитнес и Плавательный бассейн;

  • Кафе или буфет;

  • Тренажерный зал;

  • Проведение игр на свежем воздухе;

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Именно мы, взрослые, должны создать такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным.

Конечно, говоря о здоровье ребенка, здоровьесберегающем обучении, мы должны понимать, что Учреждение Дополнительного Образования не должно и не может брать на себя медицинские функции и обязанности.

Но при этом, педагогический коллектив ДДТ работает в логике такой общей цели: создание максимально благоприятных условий для развития способностей каждого ребёнка, воспитание свободной, интеллектуально-развитой, духовно-богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, способной к самореализации в условиях современного общества.

Слайд 11

И в этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Слайд 12

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:

  • использование на занятиях здоровьесберегающих технологий,

  • организация занятий на основе принципов здоровьесбережения.

Современное образование насыщено технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие. А что это такое?

Слайд 13

Здоровьесберегающая технология - это:

  • условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Слайд 14

Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.). В эту систему входит:


  1. Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы.


  1. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.


  1. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Слайд 15

Учет зоны работоспособности обучающихся - важный принцип обучения, построенного на принципах здоровьесбережения.

Распределение интенсивности умственной деятельности - также важное правило организации учебных занятий.

Слайд 16

При организации учебного занятия выделяют основные этапы с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.


  • Эффективность усвоения знаний обучающимися в течение учебного занятия такова:

С 5-той - по 25-ю минуту - 80%

С 25-35 минуты - от 60- до 40% усвоения

С 35- по 40-вую минуту - только 10%.


  • Утомление

Практически все исследователи сходятся во мнении, что форма учебного процесса занятия в дополнительном образовании, организованные на основе принципов здоровьесбережения, не должны приводить к тому, чтобы дети заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление обучающихся.

Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен педагог, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.


Слайд 17

Критерии учебного занятия здоровьесберегающей направленности

Каким должно быть занятие в дополнительном образовании, помогающее сохранять и укреплять здоровье детей?

Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать: Слайд 18


  1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете.

Температура и свежесть воздуха, рациональное освещения кабинета, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей в соответствии нормами СанПиН (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 4 июля 2014 г. № 41)

Слайд 19

  1. Число видов учебной деятельности.

Опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др. Норма - 4-7 видов за занятие. Однообразность занятия способствует утомлению воспитанников. Также частые смены одной деятельности на другую способствует росту утомляемости.


  1. Средняя продолжительность и частота чередования видов учебной деятельности.

Ориентировочная норма чередования видов деятельности на занятии - 7-10 минут.


  1. Применение активных методов обучения.

Активные методы (дети в роли педагога, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, обучающийся как исследователь).

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).


  1. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты.

Норма - на 15-20 минуте занятия по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения.


  1. Мотивация к учебной деятельности на занятии.

Интерес воспитанников к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п., и используемые педагогом методы повышения этой мотивации.

Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.

Слайд 20

  1. Наличие на занятии вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности); формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.


  1. Психологический климат на занятии.

Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении. Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; С целью укрепления психологического здоровья воспитанников важно добиться на занятии благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для обучающихся, корректности и объективности оценки деятельности детей на занятии, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для обучающихся, так как они являются здоровьеразрушающими.


  1. Темп и особенности окончания занятия:

  • Что касается быстрого темпа - в результате мы видим «скомканность», не хватает времени на вопросы обучающихся;

  • Особенностью окончания занятия является спокойное завершение занятия: обучающиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать вопросы детей, попрощаться с детьми.


Слайд 21

Способы ориентировочной оценки состояния здоровья обучающихся.

В условиях учреждения дополнительного образования, где не предусмотрены должности валеолога (Валеология - наука, которая изучает и познает человеческий организм...) и медицинских работников, проведение регулярной диагностики состояния здоровья воспитанников крайне затруднительно. Поэтому могут быть полезны такие диагностические материалы, которые могут быть проведены самими детьми, педагогами, родителями или педагогом-психологом.

Для общей оценки здоровья как резерва адаптацион­ных возможностей организма предлагаю вам провести Тестирование. Представленные Тест-анкеты (в электронном виде в папке «СЕМИНАР»), не требуют аппаратурного оснащения и могут быть сделаны на учебных занятиях или рекомендованы для тестирования родителям.

Слайд 22


На экране вам представлены темы тест-анкет.


Слайд 23

«Практическая часть» Выступления педагогов


© 2010-2022