Рабочая программа дополнительного образования для одаренных детей

Рабочая программа дополнительногообразования создана для развития у детей использование метода проектов, который как нельзя лучше оживляет учебно-воспитательный процесс,  повышает интерес к предмету. Предлагаемая программа предусматривает индивидуальную работу с одаренными детьми, позволяющая выполнить большой ассортимент изделий.          В кружке  «Рукоделие» обучающиеся не только приобретут новые знания по рукоделию, но и познакомятся с требованиями составления проектов, оформлением  к ним до...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в демократическом обществе, с рыночной экономикой является одной из главных задач современного образования.

В трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности предлагать более широкий спектр работ на кружках, поощрять инициативу.

Опыт моей работы, а также изучение опыта коллег, анализ научно-методической литературы показал, что оправдано и эффективно использование метода проектов, который как нельзя лучше оживляет учебно-воспитательный процесс, повышает интерес к предмету.

Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе в 16 века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогическом значении, как самостоятельно выполненное обучающимися конкурсное задание.

Предлагаемая программа предусматривает индивидуальную работу с одаренными детьми, позволяющая выполнить большой ассортимент изделий.

В кружке «Рукоделие» обучающиеся не только приобретут новые знания по рукоделию, но и познакомятся с требованиями составления проектов, оформлением к ним документации. Программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает индивидуальный подход к каждой личности, дает дополнительную базу знаний по предмету, описанную в программе, с учетом пожеланий обучающихся и их родителей.

ЦЕЛЬ: Создание условий для развития и поддержки творческого потенциала одаренных детей.

ЗАДАЧИ:

1.Обучающие:

-учить обучающихся выполнять коллекции творческих изделий ручной работы,

составлять проекты из пряжи, пеньковой веревки, ниток, атласных лент и т.п. и подручного материала, самостоятельному расчету необходимого материала на изделие и детали изделия;

-учить обучающихся работать с методической литературой;

-познакомить с терминами: проект, коллекция, портфолио.

2.Развивающие:

-прививать практические трудовые навыки;

-развивать творческую активность;

-способствовать развитию интереса к народному творчеству.

3.Воспитывающие:

-формировать у обучающихся художественный вкус, навыки аккуратности и усидчивости в работе;

-вести профориентационную работу с целью подготовки обучающихся к будущей самостоятельной жизни.

Достижение цели обучения обеспечивается системой полученных взаимосвязанных теоретических, практических и самостоятельно приобретенных знаний.

Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа :

- Подготовить обучающихся к дальнейшей самостоятельной жизни.

- Поддерживать интерес к рукоделию.

Ключевые понятия, которые изучаются в процессе реализации программы:

- проектная деятельность;

- коллекция;

- портфолио.

В кружке могут заниматься девочки и мальчики от 8 до 15 лет, прошедшие полный курс обучения по программе «Народна мастерица» и пожелавшие продолжить обучение. Набор в группы - свободный, состав - постоянный. Занятия: групповые, индивидуальные; теоретические и практические. Количество обучающихся: 5-7 человек.

Данная программа рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятий: 2 часа.

В процессе обучения учитывается последовательность выполнения проектов, логичность его изложения. Обучение ведется по принципу: от простого - к сложному.

Количество часов на учебный год - 72.

К концу реализации программы обучающийся должен

знать:

- технологию составления коллекций и проектов;

- национальные особенности быта, оформления одежды, изделий народов, проживающих на территории района и Республики.

уметь:

- уметь составлять проекты, оформлять для них документацию;

-уметь оптимально и оригинально оформлять изделия;

-выделять достоинства и недостатки изделия, определять их назначение;

-пользоваться всевозможной методической литературой;

-использовать не только современный материал в работе, но и бросовый.

Работая по данной программе у обучающихся развиваются такие качества как - терпение, воля, повышается самооценка.

Все эти качества отслеживаются в течение учебного года в форме:

«Мониторинга личностного развития». Знания отслеживаются в форме: входной диагностики, промежуточной и итоговой аттестаций. Работы могут демонстрироваться в течение года на различных выставках, конкурсах. Предусматривается защита проектов на родительских собраниях.

Итоговая аттестация: защита творческих проектов.










































Учебно-тематическое планирование

Тема

кол-во часов

теория

практика

1

Введение в образовательную программу

2

2


2

Этапы составления проектов

2

1

1

3

Работа с методической литературой

2


2

4

Практическая работа по выполнению проекта

58


58

5

Презентация проекта

2

1

1

6

Портфолио

4

1

3

7

Итоговое занятие

2

2


Всего часов

72

7

65

Содержание программы:

1 Введение в образовательную программу: охрана труда на занятии, знакомство с понятием проектная деятельность.

2 Этапы составления проектов:

Теоретические знания:

этапы составления проектов.

Практические навыки:

Выбор темы, постановка цели, формы и методы выполнения проекта, подбор материалов.

3 Работа с методической литературой:

Практические навыки:

Работа с методической литературой, подбор материала для выполнения проекта

4 Практическая работа по выполнению проекта:

Практические навыки:

Изготовление деталей проекта, их сборка, оформление проекта.

5 Составление презентации проекта:

Теоретические знания:

Последовательность составления презентации проекта.

Практические навыки:

Представление продукта своей деятельности.

6 Портфолио:

Теоретические знания:

Последовательность оформления проектной документации.

Практические навыки:

Описание технологии выполнения проекта.

7 Итоговое занятие: Подведение итогов работы за год.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Основной формой организации учебной деятельности является учебное занятие, которое проводится в форме: беседы, дискуссии, игры, экскурсии, выставки, практического занятия.

В процессе обучения учитывается последовательность и систематичность, а также индивидуальность в творческом развитии личности.

При организации учебно-воспитательного процесса используются такие методы обучения как: словесный, наглядный, исследовательский, проектный, метод игры, практический.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- частично-поисковый (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);

- исследовательский (самостоятельная творческая работа обучающихся).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся занятия:

- фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;

- коллективный - организация проблемно - поискового или творческого взаимодействия между всеми обучающимися;

- индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Для организации работы объединения необходимо:

1. Набрать группу для занятий.

2. Определить место для занятий с достаточно хорошим освещением.

3. Приобрести : пряжу, нитки, ленты атласные, пеньковую веревку, бумагу , спицы вязальные, канву, бусы, пуговицы, сантиметровую ленту, ножницы, штопальные иглы, клей-пистолет, журналы по рукоделию, методическую литературу, линейки и карандаши.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани). - М 2007г.

3. Иванова. Традиции, тенденции, история хакасского костюма. Учебное электронное пособие. Абакан дом творчества (Электр.вариант).

4. Конышева Н.М. «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров». Ярославль: Академия развития 2010.

5. Куревина О.А. Лутцева Е.А.. «Прекрасное рядом с тобой».

6. И.А. Саловой. Метод проект в технологическом образовании школьников, 6 класс: пособие для учителя М: Вентана-Граф, 2004.-144с.

7. Педагогические технологии Т.П.Сальникова: Учебное пособие/.-М:ТЦ Сфера,2005.-128с.

8.Романина В.И.Дидактический материал по трудовому обучению.

9.Шифрановский И.И. Симметрия в природе. - М., 1998.

10. Байер А., Суперкнига рукоделия, Ярославль: Академия развития 2009.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

1. журналы Мастерица

2. журналы Пуговичка

3. журналы Рукоделие. Модно и просто.

4. Н.А.Цирулик, С.И.Хлебникова Технология. Ручное творчество. Издательский дом Фёдоров. 2011г.











Индивидуальное тематическое планирование


Черняк Анастасия, коллекция «Хорошее настроение»

Тема

общее кол-во часов

теория

практика

1

Введение в образовательную программу

2

2


2

Подсолнуховая фантазия

10

2

8

3

Летняя свадьба

16

4

12

4

Пасхальная корзина

16

4

12

5

Летний каприз

12

2

10

6

Оформление коллекции

14

4

10

7

Итоговое занятие

2

2


Итого

72

20

52

Содержание программы:

1 Введение в образовательную программу:

охрана труда на занятии, выбор темы для коллекции.

2 Подсолнуховая фантазия:

Теоретические знания:

Техника изготовления изделий цветов из бумаги, сборка цветка .

Практические навыки:

Изготовление шаблонов, вырезание и изготовление листков, лепестков, стебля, сборка, оформление.

3 Летняя свадьба:

Теоретические знания:

Техника вышивки лентами, лепестки различной формы.

Практические навыки:

Натягивание канвы на пяльцы, нанесение рисунка, вышивка, оформление изделия.

4 Пасхальная карзина:

Теоретические знания:

Выкройка из ткани. Техника сшивания ткани.

Практические навыки:

Построение выкройки. Изготовление выкройки. Сборка изделия. Пошив изделия.

5 Летний каприз:

Теоретические знания:

Умение работать по методической литературе, технология изготовлении изделий из пеньковой веревки.

Практические навыки:

Изготовление каркаса будущего изделия, намотка и приклеивание пеньковой веревки, сборка и оформление изделия.

6 Оформление коллекции:

Теоретические знания:

Технология изготовления основы ( каркаса), наклеивания веревки по спирали и прямой. Придание готового вида изделия .

Практические навыки:

Наклеивание пеньковой веревки. Оформление готового изделия. Изготовление, сборка коллекции

7 Итоговое занятие:

Подведение итогов работы за год. Оформление готового изделия











Зорова Наталья, проект: «Романтика»

Тема

кол-во часов

теория

практика

1

Введение в образовательную программу

2

2


2

Аромат чувств

20

2

18

3

Он и она

20

4

16

4

Влюбленная пара

20

2

18

5

Оформление проекта

8


8

6

Итоговое занятие

2

2


Итого

72

12

60

Содержание программы:

1 Введение в образовательную программу:

охрана труда на занятии, выбор темы для коллекции.

2 Аромат чувств:

Теоретические знания:

Техника изготовления изделий цветов из бумаги, сборка цветка .

Практические навыки:

Изготовление шаблонов, вырезание и изготовление листков, лепестков, стебля, сборка, оформление.

3 Он и она:

Теоретические знания:

Техника вышивки лентами, лепестки различной формы.

Практические навыки:

Натягивание канвы на пяльцы, нанесение рисунка, вышивка, оформление изделия.

4 Влюбленная пара:

Теоретические знания:

Виды пряжи. Техника вывязывания элементов картины. Сборка элементов в изделие.

Практические навыки:

Вывязывание элементов воздушной петлёй, сборка и оформление.

5 Оформление проекта:

Практические навыки:

Выполнение элементов оформления настенных изделий ( рамка, паспарту).

6 Итоговое занятие:

Подведение итогов работы за год.


Солнарёва Валерия, коллекция «Приятное окружение»

Тема

кол-во часов

теория

практика

1

Введение в образовательную программу

2

2


2

Цветок на ножке

16

2

12

3

Жёлтые подсолнухи

18

4

14

4

Котики и мыши

14

4

10

5

Уютное местечко

20

2

18

6

Итоговое занятие

2

2


Итого

72

16

56

Содержание программы:

1 Введение в образовательную программу:

охрана труда на занятии, выбор темы для коллекции, работа с литературой.

2 Цветок на ножке:

Теоретические знания:

Техника изготовления изделий цветов из бумаги, сборка цветка .

Практические навыки:

Изготовление шаблонов, вырезание и изготовление листков, лепестков, стебля, сборка, оформление.

3 Жёлтые подсолнухи:

Теоретические знания:

Техника вышивки лентами, лепестки различной формы.

Практические навыки:

Натягивание канвы на пяльцы, нанесение рисунка, вышивка, оформление изделия.

4 Котики и мышки:

Теоретические знания:

Умение работать по методической литературе, технология изготовлении изделий из пеньковой веревки.

Практические навыки:

Изготовление каркаса будущего изделия, намотка и приклеивание пеньковой веревки, сборка и оформление изделия.

Вывязывание деталей жакета (рукава, полочки, спинка), их соединение между собой, отделка края изделия.

5.Уютное местечко:

Теоретические знания:

Знакомство с материалами для вышивки. Техника нанесения элементов картины. Вышивка изделия.

Практические навыки:

Вышивка крестом, пайетками, бисером, сборка и оформление.

6 Итоговое занятие:

Подведение итогов работы за год.


Зайцева Мария, коллекция «Цветочные мотивы»

Тема

кол-во часов

теория

практика

1

Введение в образовательную программу

2

2


2

Бумажный подоконник

24

4

20

3

Цветы на шляпе

24

4

20

4

Весенние цветы

20


20

5

Цветочная карусель




6

Итоговое занятие

2

2


Итого

72

12

60


Содержание программы:


1 Введение в образовательную программу:

охрана труда на занятии, выбор темы для коллекции.

2 Бумажный подоконник:

Теоретические знания:

Техника изготовления изделий цветов из бумаги, сборка цветка .

Практические навыки:

Изготовление шаблонов, вырезание и изготовление листков, лепестков, стебля, сборка, оформление.

3. Цветы на шляпе:

Теоретические знания:

Техника вышивки лентами, лепестки различной формы.

Практические навыки:

Натягивание канвы на пяльцы, нанесение рисунка, вышивка, оформление изделия.

4 Весенние цветы:

Теоретические знания:

Виды пряжи. Техника вывязывания элементов картины. Сборка элементов в изделие.

Практические навыки:

Вывязывание элементов воздушной петлёй, сборка и оформление

5 Цветочная карусель:

Теоретические знания:

Выкройка из ткани. Техника сшивания ткани.

Практические навыки:

Построение выкройки. Изготовление выкройки. Сборка изделия. Пошив изделия.

6 Итоговое занятие:

Подведение итогов работы за год.



Ребонен Надежда, коллекция «Дизайнерские фантазии»

Тема

кол-во часов

теория

практика

1

Введение в образовательную программу

2

2


2

Бумажная клумба

18

2

16

3

Цветущее окно

18

2

16

3

Деревенский дом

14


14

4

Цветочный велосипед

18

2

16

5

Итоговое занятие

2

2


Итого

72

10

62

Содержание программы:


1 Введение в образовательную программу:

охрана труда на занятии, выбор темы для коллекции.

2 Бумажная клумба:

Теоретические знания:

Теоретические знания:

Техника изготовления изделий цветов из бумаги, сборка цветка .

Практические навыки:

Изготовление шаблонов, вырезание и изготовление листков, лепестков, стебля, сборка, оформление.

.

3 Цветущее окно:

Теоретические знания:

Техника вышивки лентами, лепестки различной формы.

Практические навыки:

Натягивание канвы на пяльцы, нанесение рисунка, вышивка, оформление изделия.

.

4 Цветочный велосипед:

Теоретические знания:

Умение работать по методической литературе, технология изготовлении изделий из пеньковой веревки.

Практические навыки:

Изготовление каркаса будущего изделия, намотка и приклеивание пеньковой веревки, сборка и оформление изделия.

Вывязывание деталей жакета (рукава, полочки, спинка), их соединение между собой, отделка края изделия.

5 Итоговое занятие:

Подведение итогов работы за год.





© 2010-2022