- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа дополнительного образования для одаренных детей
Рабочая программа дополнительного образования для одаренных детей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Терскова В.А. |
Дата | 02.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в демократическом обществе, с рыночной экономикой является одной из главных задач современного образования.
В трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности предлагать более широкий спектр работ на кружках, поощрять инициативу.
Опыт моей работы, а также изучение опыта коллег, анализ научно-методической литературы показал, что оправдано и эффективно использование метода проектов, который как нельзя лучше оживляет учебно-воспитательный процесс, повышает интерес к предмету.
Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе в 16 века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогическом значении, как самостоятельно выполненное обучающимися конкурсное задание.
Предлагаемая программа предусматривает индивидуальную работу с одаренными детьми, позволяющая выполнить большой ассортимент изделий.
В кружке «Рукоделие» обучающиеся не только приобретут новые знания по рукоделию, но и познакомятся с требованиями составления проектов, оформлением к ним документации. Программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает индивидуальный подход к каждой личности, дает дополнительную базу знаний по предмету, описанную в программе, с учетом пожеланий обучающихся и их родителей.
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития и поддержки творческого потенциала одаренных детей.
ЗАДАЧИ:
1.Обучающие:
-учить обучающихся выполнять коллекции творческих изделий ручной работы,
составлять проекты из пряжи, пеньковой веревки, ниток, атласных лент и т.п. и подручного материала, самостоятельному расчету необходимого материала на изделие и детали изделия;
-учить обучающихся работать с методической литературой;
-познакомить с терминами: проект, коллекция, портфолио.
2.Развивающие:
-прививать практические трудовые навыки;
-развивать творческую активность;
-способствовать развитию интереса к народному творчеству.
3.Воспитывающие:
-формировать у обучающихся художественный вкус, навыки аккуратности и усидчивости в работе;
-вести профориентационную работу с целью подготовки обучающихся к будущей самостоятельной жизни.
Достижение цели обучения обеспечивается системой полученных взаимосвязанных теоретических, практических и самостоятельно приобретенных знаний.
Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа :
- Подготовить обучающихся к дальнейшей самостоятельной жизни.
- Поддерживать интерес к рукоделию.
Ключевые понятия, которые изучаются в процессе реализации программы:
- проектная деятельность;
- коллекция;
- портфолио.
В кружке могут заниматься девочки и мальчики от 8 до 15 лет, прошедшие полный курс обучения по программе «Народна мастерица» и пожелавшие продолжить обучение. Набор в группы - свободный, состав - постоянный. Занятия: групповые, индивидуальные; теоретические и практические. Количество обучающихся: 5-7 человек.
Данная программа рассчитана на один год обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятий: 2 часа.
В процессе обучения учитывается последовательность выполнения проектов, логичность его изложения. Обучение ведется по принципу: от простого - к сложному.
Количество часов на учебный год - 72.
К концу реализации программы обучающийся должен
знать:
- технологию составления коллекций и проектов;
- национальные особенности быта, оформления одежды, изделий народов, проживающих на территории района и Республики.
уметь:
- уметь составлять проекты, оформлять для них документацию;
-уметь оптимально и оригинально оформлять изделия;
-выделять достоинства и недостатки изделия, определять их назначение;
-пользоваться всевозможной методической литературой;
-использовать не только современный материал в работе, но и бросовый.
Работая по данной программе у обучающихся развиваются такие качества как - терпение, воля, повышается самооценка.
Все эти качества отслеживаются в течение учебного года в форме:
«Мониторинга личностного развития». Знания отслеживаются в форме: входной диагностики, промежуточной и итоговой аттестаций. Работы могут демонстрироваться в течение года на различных выставках, конкурсах. Предусматривается защита проектов на родительских собраниях.
Итоговая аттестация: защита творческих проектов.
Учебно-тематическое планирование
№
Тема
кол-во часов
теория
практика
1
Введение в образовательную программу
2
2
2
Этапы составления проектов
2
1
1
3
Работа с методической литературой
2
2
4
Практическая работа по выполнению проекта
58
58
5
Презентация проекта
2
1
1
6
Портфолио
4
1
3
7
Итоговое занятие
2
2
Всего часов
72
7
65
Содержание программы:
1 Введение в образовательную программу: охрана труда на занятии, знакомство с понятием проектная деятельность.
2 Этапы составления проектов:
Теоретические знания:
этапы составления проектов.
Практические навыки:
Выбор темы, постановка цели, формы и методы выполнения проекта, подбор материалов.
3 Работа с методической литературой:
Практические навыки:
Работа с методической литературой, подбор материала для выполнения проекта
4 Практическая работа по выполнению проекта:
Практические навыки:
Изготовление деталей проекта, их сборка, оформление проекта.
5 Составление презентации проекта:
Теоретические знания:
Последовательность составления презентации проекта.
Практические навыки:
Представление продукта своей деятельности.
6 Портфолио:
Теоретические знания:
Последовательность оформления проектной документации.
Практические навыки:
Описание технологии выполнения проекта.
7 Итоговое занятие: Подведение итогов работы за год.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Основной формой организации учебной деятельности является учебное занятие, которое проводится в форме: беседы, дискуссии, игры, экскурсии, выставки, практического занятия.
В процессе обучения учитывается последовательность и систематичность, а также индивидуальность в творческом развитии личности.
При организации учебно-воспитательного процесса используются такие методы обучения как: словесный, наглядный, исследовательский, проектный, метод игры, практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- частично-поисковый (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа обучающихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся занятия:
- фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;
- коллективный - организация проблемно - поискового или творческого взаимодействия между всеми обучающимися;
- индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для организации работы объединения необходимо:
1. Набрать группу для занятий.
2. Определить место для занятий с достаточно хорошим освещением.
3. Приобрести : пряжу, нитки, ленты атласные, пеньковую веревку, бумагу , спицы вязальные, канву, бусы, пуговицы, сантиметровую ленту, ножницы, штопальные иглы, клей-пистолет, журналы по рукоделию, методическую литературу, линейки и карандаши.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани). - М 2007г.
3. Иванова. Традиции, тенденции, история хакасского костюма. Учебное электронное пособие. Абакан дом творчества (Электр.вариант).
4. Конышева Н.М. «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров». Ярославль: Академия развития 2010.
5. Куревина О.А. Лутцева Е.А.. «Прекрасное рядом с тобой».
6. И.А. Саловой. Метод проект в технологическом образовании школьников, 6 класс: пособие для учителя М: Вентана-Граф, 2004.-144с.
7. Педагогические технологии Т.П.Сальникова: Учебное пособие/.-М:ТЦ Сфера,2005.-128с.
8.Романина В.И.Дидактический материал по трудовому обучению.
9.Шифрановский И.И. Симметрия в природе. - М., 1998.
10. Байер А., Суперкнига рукоделия, Ярославль: Академия развития 2009.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
1. журналы Мастерица
2. журналы Пуговичка
3. журналы Рукоделие. Модно и просто.
4. Н.А.Цирулик, С.И.Хлебникова Технология. Ручное творчество. Издательский дом Фёдоров. 2011г.
Индивидуальное тематическое планирование
Черняк Анастасия, коллекция «Хорошее настроение»
№
Тема
общее кол-во часов
теория
практика
1
Введение в образовательную программу
2
2
2
Подсолнуховая фантазия
10
2
8
3
Летняя свадьба
16
4
12
4
Пасхальная корзина
16
4
12
5
Летний каприз
12
2
10
6
Оформление коллекции
14
4
10
7
Итоговое занятие
2
2
Итого
72
20
52
Содержание программы:
1 Введение в образовательную программу:
охрана труда на занятии, выбор темы для коллекции.
2 Подсолнуховая фантазия:
Теоретические знания:
Техника изготовления изделий цветов из бумаги, сборка цветка .
Практические навыки:
Изготовление шаблонов, вырезание и изготовление листков, лепестков, стебля, сборка, оформление.
3 Летняя свадьба:
Теоретические знания:
Техника вышивки лентами, лепестки различной формы.
Практические навыки:
Натягивание канвы на пяльцы, нанесение рисунка, вышивка, оформление изделия.
4 Пасхальная карзина:
Теоретические знания:
Выкройка из ткани. Техника сшивания ткани.
Практические навыки:
Построение выкройки. Изготовление выкройки. Сборка изделия. Пошив изделия.
5 Летний каприз:
Теоретические знания:
Умение работать по методической литературе, технология изготовлении изделий из пеньковой веревки.
Практические навыки:
Изготовление каркаса будущего изделия, намотка и приклеивание пеньковой веревки, сборка и оформление изделия.
6 Оформление коллекции:
Теоретические знания:
Технология изготовления основы ( каркаса), наклеивания веревки по спирали и прямой. Придание готового вида изделия .
Практические навыки:
Наклеивание пеньковой веревки. Оформление готового изделия. Изготовление, сборка коллекции
7 Итоговое занятие:
Подведение итогов работы за год. Оформление готового изделия
Зорова Наталья, проект: «Романтика»
№
Тема
кол-во часов
теория
практика
1
Введение в образовательную программу
2
2
2
Аромат чувств
20
2
18
3
Он и она
20
4
16
4
Влюбленная пара
20
2
18
5
Оформление проекта
8
8
6
Итоговое занятие
2
2
Итого
72
12
60
Содержание программы:
1 Введение в образовательную программу:
охрана труда на занятии, выбор темы для коллекции.
2 Аромат чувств:
Теоретические знания:
Техника изготовления изделий цветов из бумаги, сборка цветка .
Практические навыки:
Изготовление шаблонов, вырезание и изготовление листков, лепестков, стебля, сборка, оформление.
3 Он и она:
Теоретические знания:
Техника вышивки лентами, лепестки различной формы.
Практические навыки:
Натягивание канвы на пяльцы, нанесение рисунка, вышивка, оформление изделия.
4 Влюбленная пара:
Теоретические знания:
Виды пряжи. Техника вывязывания элементов картины. Сборка элементов в изделие.
Практические навыки:
Вывязывание элементов воздушной петлёй, сборка и оформление.
5 Оформление проекта:
Практические навыки:
Выполнение элементов оформления настенных изделий ( рамка, паспарту).
6 Итоговое занятие:
Подведение итогов работы за год.
Солнарёва Валерия, коллекция «Приятное окружение»
№
Тема
кол-во часов
теория
практика
1
Введение в образовательную программу
2
2
2
Цветок на ножке
16
2
12
3
Жёлтые подсолнухи
18
4
14
4
Котики и мыши
14
4
10
5
Уютное местечко
20
2
18
6
Итоговое занятие
2
2
Итого
72
16
56
Содержание программы:
1 Введение в образовательную программу:
охрана труда на занятии, выбор темы для коллекции, работа с литературой.
2 Цветок на ножке:
Теоретические знания:
Техника изготовления изделий цветов из бумаги, сборка цветка .
Практические навыки:
Изготовление шаблонов, вырезание и изготовление листков, лепестков, стебля, сборка, оформление.
3 Жёлтые подсолнухи:
Теоретические знания:
Техника вышивки лентами, лепестки различной формы.
Практические навыки:
Натягивание канвы на пяльцы, нанесение рисунка, вышивка, оформление изделия.
4 Котики и мышки:
Теоретические знания:
Умение работать по методической литературе, технология изготовлении изделий из пеньковой веревки.
Практические навыки:
Изготовление каркаса будущего изделия, намотка и приклеивание пеньковой веревки, сборка и оформление изделия.
Вывязывание деталей жакета (рукава, полочки, спинка), их соединение между собой, отделка края изделия.
5.Уютное местечко:
Теоретические знания:
Знакомство с материалами для вышивки. Техника нанесения элементов картины. Вышивка изделия.
Практические навыки:
Вышивка крестом, пайетками, бисером, сборка и оформление.
6 Итоговое занятие:
Подведение итогов работы за год.
Зайцева Мария, коллекция «Цветочные мотивы»
№
Тема
кол-во часов
теория
практика
1
Введение в образовательную программу
2
2
2
Бумажный подоконник
24
4
20
3
Цветы на шляпе
24
4
20
4
Весенние цветы
20
20
5
Цветочная карусель
6
Итоговое занятие
2
2
Итого
72
12
60
Содержание программы:
1 Введение в образовательную программу:
охрана труда на занятии, выбор темы для коллекции.
2 Бумажный подоконник:
Теоретические знания:
Техника изготовления изделий цветов из бумаги, сборка цветка .
Практические навыки:
Изготовление шаблонов, вырезание и изготовление листков, лепестков, стебля, сборка, оформление.
3. Цветы на шляпе:
Теоретические знания:
Техника вышивки лентами, лепестки различной формы.
Практические навыки:
Натягивание канвы на пяльцы, нанесение рисунка, вышивка, оформление изделия.
4 Весенние цветы:
Теоретические знания:
Виды пряжи. Техника вывязывания элементов картины. Сборка элементов в изделие.
Практические навыки:
Вывязывание элементов воздушной петлёй, сборка и оформление
5 Цветочная карусель:
Теоретические знания:
Выкройка из ткани. Техника сшивания ткани.
Практические навыки:
Построение выкройки. Изготовление выкройки. Сборка изделия. Пошив изделия.
6 Итоговое занятие:
Подведение итогов работы за год.
Ребонен Надежда, коллекция «Дизайнерские фантазии»
№
Тема
кол-во часов
теория
практика
1
Введение в образовательную программу
2
2
2
Бумажная клумба
18
2
16
3
Цветущее окно
18
2
16
3
Деревенский дом
14
14
4
Цветочный велосипед
18
2
16
5
Итоговое занятие
2
2
Итого
72
10
62
Содержание программы:
1 Введение в образовательную программу:
охрана труда на занятии, выбор темы для коллекции.
2 Бумажная клумба:
Теоретические знания:
Теоретические знания:
Техника изготовления изделий цветов из бумаги, сборка цветка .
Практические навыки:
Изготовление шаблонов, вырезание и изготовление листков, лепестков, стебля, сборка, оформление.
.
3 Цветущее окно:
Теоретические знания:
Техника вышивки лентами, лепестки различной формы.
Практические навыки:
Натягивание канвы на пяльцы, нанесение рисунка, вышивка, оформление изделия.
.
4 Цветочный велосипед:
Теоретические знания:
Умение работать по методической литературе, технология изготовлении изделий из пеньковой веревки.
Практические навыки:
Изготовление каркаса будущего изделия, намотка и приклеивание пеньковой веревки, сборка и оформление изделия.
Вывязывание деталей жакета (рукава, полочки, спинка), их соединение между собой, отделка края изделия.
5 Итоговое занятие:
Подведение итогов работы за год.