• Преподавателю
  • Другое
  • Информационно методический блок по теме История развития сестринского дела в России

Информационно методический блок по теме История развития сестринского дела в России

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ИРБИТСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Раздел 1.Общение и обучение в сестринском деле

МДК 01. Теория и практика сестринского дела

Тема 1.1 Становление и развитие сестринского дела в России и за рубежом




Профессиональный модуль


«ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ

«МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»



ТЕМА

«История развития сестринского дела

в России»



Информационно методический блок

теоретического занятия для преподавателя

По специальности:

31.02.01 «Лечебное дело» - СПО углубленной подготовки - очная форма обучения

31.02.02 «Акушерское дело» - СПО базовой подготовки - очная форма обучения

34.02.01 «Сестринское дело» - СПО базовой подготовки - очная форма обучения

Информационно методический блок по теме История развития сестринского дела в России








ИРБИТ

2015


История развития сестринского дела в России: методическая разработка теоретического занятия: ПМ.04;05; 07. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», Раздел 1. Общение и обучение в сестринском деле, МДК.01 Теория и практика сестринского дела; /- Ирбитский филиал ГБОУ СПО «СОМК», 2015 - 40стр. / 7846слов.

Рассмотрено и одобрено

ЦМК КДСД

Протокол №

от « » 2015 года

Председатель

Н.Г. Киселёва



Методическая разработка теоретического занятия «История развития сестринского дела в России» составлена в помощь преподавателям ПМ 04;05;07; «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» при подготовке и проведении теоретического занятия. Содержание методической разработки соответствует требованиям ФГОС и рабочей программе профессионального модуля.

Методическая разработка по теме «История развития сестринского дела в России» составлена преподавателями профессионального цикла Ирбитского филиала ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»- Е.Е Буньковой, М.М. Гусаровой
















Технологическая карта

ПМ. 04;05; 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

по уходу за больными»

МДК.01 «Теория и практика сестринского дела»

Тема 1.1 Становление и развитие сестринского дела в России и за рубежом

Тема занятия: «История развития сестринского дела в России»

Тип занятия: лекция

Форма занятия: лекция - визуализация

Продолжительность - 2 часа (90 минут)

Образовательные цели занятия:

Студент должен уметь:

  • анализировать информацию и выбирать главное

  • использовать полученные знания для написания учебно-исследовательской работы

Студент должен знать:

  • Становление и развитие сестринского дела в России.

  • Организация ухода за больными в монастырских и гражданских больницах, на дому.

  • Организация общин сестер милосердия.

  • Деятельность сестер милосердия, во время военных действий. (Дарья Севастопольская, Екатерина Бакунина, Юлия Вревская и др.).

  • Н.И. Пирогов и развитие женской сестринской помощи в годы Крымской войны (1853-1856 гг.).

  • Создание и развитие Российского общества Красного Креста.

  • Участие сестер милосердия в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

  • I Всероссийский съезд сестер милосердия в Москве (август 1917г.) Развитие сестринского дела в первые годы советской власти. "Красные сестры" периода гражданской войны.

  • Деятельность сестринского персонала на театре военных действий 1941-45 гг. и в послевоенные годы.


цели воспитания и развития:

  • Воспитывать у студентов честность, исполнительность, добросовестность, ответственность, умение управлять эмоциями, чувство долга

  • Формирование профессиональных и общих компетенций в части освоения основных видов профессиональной деятельности:


ПК 1

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

ПК 2

Соблюдать принципы профессиональной этики

ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК..5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК.10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК.11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК. 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


Методы обучения:

  • Информационно - развивающие (объяснение, беседа, демонстрация)

  • Творчески - воспроизводящие (разыгрывание ролей)

  • Обеспечение занятия:

1. Методическое обеспечение занятия:

  • рабочая программа ПМ. 04; 05;07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

  • КТП на III семестр по ПМ. 04; 05;07

  • методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

2. Наглядные пособия:

  • слайды мультимедийной презентации

  • рисунки

  • видеофильм «Юлия Вревская»,

  • видеофильм «Милосердие живёт в веках»

3. ТСО:

  • компьютер

  • проектор мультимедиа

4. Средства обучения:

  • словесные

  • наглядные

5.Список используемой литературы

Основная:

  • Иванюшкин А.Я. Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела, Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ 2003

  • Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. «Медицина», Москва, 2001.

  • Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского ухода. Серия: Медицина для вас. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2002.

  • Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» под общей редакцией КМН А.И. Шпирна Москва, ГОУ ВУНМЦ 2003

Дополнительная:

  • Журналы «Медицинская сестра»

  • Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.Л. История сестринского дела в России/ Спб, 2008

  • medsestre.ru - Ассоциация медицинских сестер России

  • 3medcongress.ru - Официальный сайт III Всероссийского съезда средних медицинских работников Екатеринбург, 15-16 октября 2009 г.



Схема интеграционных связей:

Информационно методический блок по теме История развития сестринского дела в России

Выход

История развития медицины

Истоки межпредметные

ИсторияИнформационно методический блок по теме История развития сестринского дела в России

Информационно методический блок по теме История развития сестринского дела в России

Биомедицинская этика

Информационно методический блок по теме История развития сестринского дела в России

Основы философии

История развития хирургииИнформационно методический блок по теме История развития сестринского дела в России

Истоки внутрипредметныеИнформационно методический блок по теме История развития сестринского дела в России

МДК. 01

«Теория и практика сестринского дела»



История развития педиатрии


Информационно методический блок по теме История развития сестринского дела в России Информационно методический блок по теме История развития сестринского дела в России

История развития терапии

Информационно методический блок по теме История развития сестринского дела в России

Исследовательская деятельность студента



Информационно методический блок по теме История развития сестринского дела в России









План проведения занятия

№ п\п

Этапы


Задание и

рекомендации

Формируемые компетенции

(проявление признаков)

Хронометраж

1.

Организационный

Выявление отсутствующих, выявление причин. Проверка внешнего вида, устранение недостатков.

Готовность студентов к занятию.


ПК. 2 Готовность и способность к социальному взаимодействию

ОК. 1 Отсутствие опозданий и пропусков по неуважительной причине

ОК 11 Быть готовым брать на себя ответственность за свои результаты деятельности

ОК. 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда

1

минута

2.

Сообщение темы, мотивация, определение целей

Сообщение темы занятия, постановка цели и её мотивация.


ПК. 2 Готовность и способность к социальному взаимодействию

Мотивация на самостоятель- ную деятельность.

ОК 11 Быть готовым брать на себя ответственность за свои результаты деятельности

2

минуты

3.

Изложение нового материала








использование мультимедийной презентации, видеофильмов, разыгрывания ролей

Основные вопросы изучаемой темы:

  1. История сестринского дела как часть истории человечества.

  2. Источники информации о сестринском деле. Сестринское дело в памятниках литературы и искусства.

  3. Развитие сестринского дела в России.

  4. Организация ухода за больными в монастырских и гражданских больницах, на дому.

  5. Организация общин сестер милосердия.

  6. Деятельность сестер милосердия во время военных действий. Н.И. Пирогов и развитие женской сестринской помощи в годы Крымской войны (1853-1856 гг.). Дарья Севастопольская, Екатерина Бакунина, Юлия Вревская как примеры героизма и самоотверженности, проявленные сестрами милосердия.

  7. Создание и развитие Российского общества Красного креста.

  8. Участие сестер милосердия в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

  9. I Всероссийский съезд сестер милосердия в Москве (август 1917г.) Развитие сестринского дела в первые годы советской власти. "Красные сестры" периода гражданской войны.

  10. Деятельность сестринского персонала на театре военных действий 1941-45 гг. и в послевоенные годы.

ПК. 2 Ориентация в профессиональном поле

80

минут

4.

Закрепление и систематизация изученного материала


Собеседование по основным вопросам:

  1. Основоположники сестринского дела в России.

  2. Общины сестер милосердия.

  3. Принципы деятельности Российского Общества Красного Креста.

  4. Источники информации о сестринском деле.


ПК.1. Умение использовать элементы эффективного общения

ПК. 2 Готовность и способность к социальному взаимодействию

Ориентация в профессиональном поле

ОК 1. Участие в проектах профессиональной направленности

ОК 3. Инициативность и ответственность

ОК. 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития. Мотивация на самосовершенствование.

ОК. 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа

ОК 11 Быть готовым брать на себя ответственность за свои результаты деятельности

ОК.13 Вести здоровый образ жизни для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

5

минут

5.

Задание на дом

Прочитать конспект, обратить внимание на основоположников сестринского дела в России. Заполнить таблицу «Организация общин сестёр милосердия»

ОК 2. Своевременное и качественное выполнение заданий;

адекватная самооценка результатов деятельности.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения

профессиональных задач

ОК.10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа

ОК 11 Быть готовым брать на себя ответственность за свои результаты деятельности

2

минуты










ТЕМА: «История развития сестринского дела в России»

Знания традиций сестринского дела является важным фактором формирования ценностных ориентаций сестринского персонала, залогом дальнейших, позитивных перемен в этой специальности.

Совершенствование и самосовершенствование в профессии невозможно без знания опыта предыдущих поколений. Хорошо знать прошлое нужно для лучшего понимания задач настоящего.

Наш урок посвящен страницам истории сестринского дела, как самостоятельной науки. Цель урока - расширить ваши знания об истории сестринского дела.

После изучения темы мы с вами должны знать историю создания основных общин сестёр милосердия, влияние христианства на развитие сестринского дела в России. Основоположников сестринского дела. Деятельность сестёр милосердия в различные исторические периоды. Историю создания и развития Российского общества Красного Креста. Источники информации о сестринском деле.


  • Сестринское дело является неотъемлемой составляющей частью медицины. В наше время ни один врач не обходится без помощи медсестры. Более того, медсестры в различных направлениях медицины проявляют к пациентам, зачастую, очень разный подход. Для того, чтобы стать квалифицированной медсестрой, сейчас недостаточно просто желания и возможности обучаться и работать.

Современное сестринское дело - это целый комплекс наук, только изучив который, можно по праву называться «медицинской сестрой».

Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Не случайно сестринское дело иногда называют самым древним искус­ством и самой юной профессией.



  • Перед великим умом я склоняю голову, перед сердцем великим - колени.

писал Гете

  • О больных и страждущих всегда заботились тем или иным образом. В XXI веке медицина стала одной из областей высоких технологий.

Но именно в наше время вам, студентам, получающим профессию медицинского работника, необходимо помнить о духовных традициях своего будущего дела.

Нельзя забывать традиций, основанных на милосердном отношении к пациентам и принципе участия и сострадания.


  • Как всякая наука, сестринское дело имеет свою историю, которая охватывает тысячелетия. Это отражено в памятниках литературы и искусства.



  • Женщина заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные памятники в честь женщин, в различных местах расселения первобытных людей

Археологи их называют «каменными бабами», (у славянских народов - «берегинями» )

  • Медицина древнего мира - включала в себя широкий спектр самых разнообразных познаний и была достаточно развитой для своего времени по эволюционным понятиям. У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родствен­ники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было, исключение составляли лишь женщины, зани­мающиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным (повитухи). На Руси было принято, чтобы повитуха была вдовой. Иногда это занятие было наследственным.



  • Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Но уже в 11 веке был создан первый отечественный трактат под названием «Мази», который для того времени был уникален. Его автором явилась внучка князя Владимира Мономаха - Евпраксия Мстиславовна. В своем труде она осветила вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых заболеваний.



  • Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больными членами семьи, оказывали первую помощь при бытовых травмах и ранениях, утешали и ободряли умирающих. Так постепенно сложился фольклорный образ "сестра-мать".



  • Один из этапов в развитии женской благотворительности связан с именем католического священника Винсента де Поля.

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. Вначале общество называлось "общество милосердия", а члены его - "служительницы бедных". Они должны были по очереди брать ежедневно из общего склада необходимую провизию, приготовлять из нее пищу и разносить больным. Но задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи, но и духовной. "Служительницы бедных" старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религи­озными беседами, чтением и наставлениями.

Викентием Полем в 1617 году предложен термин «сестра милосердия»


  • В Древней Руси врачевание существовало в разных формах:

  1. в народе сохранялось народное врачевание - языческое кудесничество и знахарство

  2. после принятия христианства под сенью монастырей активно развивалась монастырская медицина

  3. со времен княжения Ярослава Мудрого на Руси появилась светская (мирская) медицина.



  • Что касается сестринского дела, как науки и искусства ухода за больными, то его предыстория самым тесным образом связана с христианской религией.



  • Среди женщин Московской Руси была глубоко развита частная благотворительность, она составляла «главное, коренное, неизменное дело всей их жизни», освященное самим Домостроем, этим житейским кодексом домостроевской Руси, поучавшим: «Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и обогрей, и помоги...» Свято исполняли женщины это поучение, в особенности московские царицы.

Много делали для больных монастыри. Монахи часто пригла­шались для ухода за больными на дому, а в тяжелых случаях боль­ных отправляли в монастырские больницы. Так сложился второй фольклорный образ: «сестра - божий работник».

Третий фольклор­ный образ: "Медсестра - служанка врача и больного". Труд медицинской сестры оценивался только как подсобный, не было условий для развития индивидуальности и перспективы роста. И, как следствие, снижение качества ухода.

  • В России ещё до татарского нашествия в летописи упоминаются боль­ницы в Киеве, Переславле Южном, Смоленске, Вышгороде, Черни­гове, Новгороде, Пскове, на Волыни, в Галицкой Руси и другие. Сестры-монахини ухаживали за больными бескорыстно, так как считалось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия.



  • Сестринское дело - не как общественное явление в монастырских больницах, а как официально утвержденная и регламентированная профессия в госпиталях и социальных учреждениях - обязано своим рождением на Руси царствованию и реформам Петра I (1672-1725). Создание русской регулярной армии и флота положило основу для развития регулярной военно-медицинской организации.



  • Первый гражданский госпиталь был создан в Москве в 1707 г., ныне - Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко



  • В 1715 году по Указу Петра I создаются Воспитательные дома, в которых должны были служить женщины.



  • Однако, затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. Женский труд в гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли «бабы - сидельницы» из вдов и жен больничных солдат.



  • В 1803 году в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих.



  • В 1814году по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны - супруги Петра I, из Петербуржского "вдовьего дома" на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для "прямого назначения" ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815года 16 из 24 вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак - "Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОБОЛИЕ" (Сердолюбие).



  • В 1818году в Москве был создан Институт «сердобольных вдов», а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала.

С этого момента можно считать, началось развитие сестринского дела в России.



  • Первым организатором дежурств сердобольных вдов при Московском вдовьем доме является штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных Христофор фон Оппель.

В 1822 году фон Оппель, обобщив собственный богатый врачебный опыт и опыт других врачей, издает первый учебник на русском языке, посвященный вопросам ухода за больными - "Руководство и правила, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших, сочиненные Христофором фон Оппелем...". Книга была издана в Москве, в университетской типографии.

Современная медицина мало похожа на ту, которую знал фон Оппель, но удивительным образом многое, о чем написано в руководстве, в том числе правила, придерживаться которых рекомендует фон Оппель, актуально и сегодня.

  • В 1828 году руководство благотворительными учреждениями Повивальным институтом и Мариинской больницей приняла на себя великая княгиня Елена Павловна. Она расширила сеть благотворительных учреждений и способствовала развитию сестринских общин.



  • В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение - первая в России община сестёр милосердия, получившая название «Свято-Троицкая». Она существовала на средства благотворительных организаций.



  • В общину принимались, согласно Уставу, вдовы и девицы 20 - 40 лет всех сословий и вероисповедания, но с 1855 года - только православные. Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия. В функции сестер входили дежурства на квартирах и в больнице, прием больных, приходивших в общину: профессиональная подготовка женщин была сугубо практической и сводилась к знанию некоторых лечебных процедур и санитарно-гигиенических правил ухода. На одну сестру милосердия порой приходилось по 70 - 80 больных.

Через 10 лет такого напряженного труда сестра имела право на пожизненную пенсию. Если сестра выходила замуж, она исключалась из общины.



  • Следующая организация по уходу за больными возникла в Москве по почину княгини Софьи Степановны Щербатовой и замечательного врача Федора Петровича Гааза, умершего 1 апреля 1848 г. во время эпидемии холеры. Сестры ухаживали за больными в 1-й Градской больнице и больнице, учрежденной Гаазом для чернорабочих. При общине находился сиротский приют.



  • Во время Крымской войны (1853 - 1856г) особенно остро проявился недостаток сестер милосердия. Русские войска несли катастрофические потери. Тогда-то, ради хотя бы частичной компенсации их, в обществе и задумались всерьез об организации эффективной медицинской помощи непосредственно на фронте.



  • В 1854 году в Петербурге для ухода за ранеными и больными великая княгиня Елена Павловна на свои средства учредила и организовала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия для попечения о раненых и больных воинах - предшественницу Русского общества Красного Креста.



  • Главным врачом и непосредственным руководителем общины стал замечательный русский хирург, Николай Иванович Пирогов.

Н.И Пирогов

Я принял предложение великой княгини Елены Павловны и организовал женский труд за раненными и больными на поле битвы. В конце ноября 1854 года первый отряд из 28 человек прибыл в Крым, начальницей отряда была Екатерина Бакунина. Я разделил сестёр на группы: сёстры перевязывающие, которые помогали врачам во время операций и при перевязках; сёстры аптекарши, которые готовили, хранили и раздавали лекарства; сёстры хозяйки, следившие за чистотой и сменой белья, содержанием больных и за хозяйственными службами. Тогда же появился отряд сестёр, который сопровождал раненых при дальних поездках.

  • В гибельные месяцы Севастопольской обороны крестовоздвиженские сестры в платьях, напоминающих монашеское одеяние, находились в самом пекле войны. Многие умирали от тифа, некоторые были ранены или контужены. Но все они, перенося безропотно трудности и опасности, бескорыстно жертвуя собой, служили на пользу раненым и больным.

Н И Пирогов

«Сёстры день и ночь непременно бывают в госпиталях, помогают в операциях и перевязках, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой, с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий. Трудно решить, чему более удивляться - хладнокровию ли этих сестёр или их самоотвержению. Велика и высока была их обязанность: им поручались и последние желания, и последний вздох умирающих за отечество!»

  • Особое место в истории развития сестринского дела в России принадлежит Екатерине Михайловне Бакуниной. Екатерина Бакунина происходила из дворянской семьи. Истинная аристократка, обладающая знаниями, глубоко верующая в бога Екатерина Михайловна была человеком великого смирения - на протяжении долгого времени предпочитала оставаться рядовой сестрой. Екатерина была 40 летней светской дамой, когда в 1853 г. началась Крымская война. Она оказалась в числе тех, кто пожелал немедленно отправиться на фронт. В Крестовоздвиженской общине она прошла начальную медицинскую подготовку и в составе третьего медицинского отряда отправилась к месту боевых действий.

  • Екатерина Михайловна проявила большие организаторские способности, неустанно объезжала наиболее отдаленные госпитали, вникая в проблемы снабжения их медикаментами и продовольствием, хозяйственным скарбом и теплой одеждой для раненых. Следует отметить, что когда русские войска оставили Севастополь, Бакунина покинула осажденный город с последней группой раненых.

Екатерина Михайловна Бакунина

  • Отец мой - генерал-губернатор Петербурга, мать - племянница М.И. Кутузова. Я получила прекрасное, всестороннее образование. С начала Крымской войны, узнав об организации Крестовоздвиженской общины и преодолев огромное сопротивление родных и знакомых, я добилась зачисления в отряд и отправки в Севастополь. Я стала постоянной помощницей Н.И. Пирогова при операциях: ухаживала за ранеными и больными при их транспортировке из Севастополя. После Крымской войны я стала настоятельницей Крестовоздвиженской общины. В 1860 году отказалась от своего поста и уехала в родовое имение в Тверской губернии, где устроила лечебницу для больных крестьян, аптеку с бесплатной раздачей лекарств. Простой сиделкой выхаживала всех нуждающихся в заботе и милосердии. Была удостоена двух медалей.



  • Екатерина Михайловна Бакунина. об этом времени оставила изумительные «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской

общины, 1854-1860 годы», в которых рассказала не только о своем жизненном пути и своих переживаниях, но и поделилась опытом организации помощи больным и раненым.

«Итак, сбудется мое сердечное желание, чуть ли не с самого детства: я буду Сестрой милосердия!» - так начинаются её заметки.

  • Николай Иванович Пирогов, говоря о неоспоримом вкладе в мировую историю русских сестер милосердия, к наиболее выдающимся среди них справедливо относил Екатерину Бакунину.

Пирогов в своих воспоминаниях с восхищением и уважением пишет не только о редком трудолюбии, но и спокойном мужестве сестры Екатерины: «Ежедневно днем и ночью можно было ее застать в операционной, ассистирующей при операциях, в то время когда бомбы и ракеты … ложились кругом. Она обнаружила со своими сообщницами присутствие духа, едва совместимое с женской натурой».

Екатерина Михайловна оставила о себе только хорошие воспоминания соотечественников, врачей, раненых…



  • Всего на театре военных действий работало 160 сестёр, одной из которых была Екатерина Хитрово.

Екатерина Александровна Хитрово

  • Екатерина Александровна Хитрово происходила из дворянской семьи. Она получила хорошее домашнее образование, навыки воспитания и ухода за детьми. В возрасте 46-и лет поступила на службу в Одесскую богадельню сердобольных сестёр, организованную в 1850 году. Её обязанности - дежурство у постели больного в течение суток через день. Хитрово пишет: «Мне хорошо в моих новых трудах… Дурной запах поражает только обоняние; а в душе в это времярай при мысли облегчения, которое чрез это приносишь страждущей. И ей, когда она видит, что делаешь это с любовью какое сладостное чувство утешения! » во время Крымской войны великая княгиня Елена Павловна поручает Е.А. Хитрово готовить сестёр милосердия для работы в условиях военных госпиталей. В 1855 году она отправляется в Крым «ревизовать» работу сестёр милосердия, где и осталась служить вместе с другими сёстрами Крестовоздвиженской общины.


  • Помимо сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины помощь раненым оказывали жены, сестры и дочери севастопольцев.

Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайловна)

Я, оставшись сиротой, зарабатывала стиркой белья. Когда наши войска, потеряв сражение 8 сентября, возвращались после продолжительной и упорной битвы обратно к Севастополю изнурёнными, обессиленными физически и морально, со множеством раненых и изувеченных, истекающих кровью, я последовала со своей повозкой за войсками, обратилась в сестру милосердия и принялась помогать страдальцам. К счастью нашёлся в моей повозке и уксус, и какое-то тряпьё, которое употребила для перевязки ран… Проходившие мимо меня команды с ранеными являлись ко мне как на перевязочный пункт за помощью. Таким образом моя повозка была первым перевязочным пунктом, а сама я стала сестрой милосердия. Такой человеколюбивый поступок простой девушки на другой же день разнёсся по всему Севастополю. Николай  пожаловал меня золотой медалью на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и 500 рублей серебром. После Крымской войны вышла замуж за рядового Максима Васильевича Хворостова. Прожила долгую скромную жизнь, не напоминая о себе.



  • После окончания Крымской кампании Крестовоздвиженскаяобщина была сохранена и в мирное время сестры продолжали свою работу в госпиталях. По ее примеру появились новые общины сес­тер милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси и многих других го­родах.



  • Деятельность Н.И. Пирогова и руководимых им сестер Крестовоздвиженской общины произвели огромное впечат­ление на швейцарца Анри Дюнана.



  • В 1859 году швейцарец Анри Дюнан, обыкновенный торговц, много путешевствовавший, совершил поездку в Италию. В это время там шла война: соединенная франко-итальянская армия выступила против австрийцев. Путешественник стал свидетелем ужасающей бойни - 40 тысяч раненых, умирающих в муках посреди поля боя, почти без медицинской помощи. Это произвело на Дюнана такое впечатление, что он бросил торговые дела и решил посвятить свою жизнь страдающему человечеству.



  • В 1862 г. Анри Дюнан, под влиянием поразившей его деятельности сестер Кресто-воздвиженской общины, а также пример Флоренс Найтингейл и ее отряда английских сестер милосердия в период Крымской войны издает «Воспоминания о Сольферино» и принимает окончательное решение создать международную организацию помощи жертвам войны. Частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности.



  • Так возникла организация, для которой в честь Дюнана был установлен опознавательный знак, похожий на флаг его Роди­ны. Государственный флаг Швейцарии - белый крест на красном ноле. Эмблемой общества помощи раненым стал красный крест на белом полотнище. И само общество стало называться международ­ный Красный Крест.

По предложению Красного Креста разные го­сударства заключили между собой Женевскую Конвенцию, запре­щающую применять оружие против раненых. В соответствии с ус­ловиями Конвенции больные и раненые солдаты должны получать помощь без различия, к какому лагерю они относятся, а медицинский персонал, его оборудование и учреждения - пользоваться правом неприкосновенности. Они обозначаются отличительной эмблемой - красный крест на белом фоне, а для стран с мусульманской религи­ей - красный полумесяц на белом фоне.



  • Россия присоединилась к Женевской Конвенции в 1867 году, тогда же на базе Крестовоздвиженской общины было создано об­щество попечения о раненых и больных воинах. Это общество в 1876 году было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), основной задачей которого являлась благотвори­тельная деятельность и подготовка сестер милосердия. Но если во время войны обучение сестер милосердия проводилось на базе краткосрочных медицинских курсов, то в мирный период в основу подготовки сестер милосердия была положена форма подготовки, выработанная Крестовоздвиженской общиной.



  • К 1892 году насчи­тывалось уже 109 общин сестер милосердия, которые работали в военных госпиталях, городских лечебницах и лечебницах Красного Креста, они направлялись на работу в местности, пораженные эпи­демиями и стихийными бедствиями.

Кроме общин Красного Креста обучение сестер милосердия велось при монастырях и на курсах при больницах.

Профессия сестер милосердия была уважаема в обществе, тре­бовала особых душевных качеств, человеколюбия и даже самоотречения.



  • 12 апреля 1877 года Россия объявила Турции войну. Русско-турецкая война длилась десять месяцев и завершилась мирным договором.



  • Во время Русско-турецкой войны по просьбе Великой княгини Елены Павловны Екатерина Бакунина возглавляла отряд сестер, отправляющийся на Кавказ. Этой героической женщине (тогда ей было уже 65 лет) пришлось осуществлять руководство всеми военными госпиталями - от Тифлиса до Александрополя. Как простая сиделка она выхаживала не только раненых, но и сестер милосердия, ставших жертвами разгулявшейся сыпного тифа.



  • Корреспондент Максимов писал "Весь госпиталь раскинут на вспаханном поле: и потому - грязь непроходная и до того клейкая, что через несколько шагов, вы таскаете как бы страшные кандалы; а при малейшем дожде до того скользко, что двигаешься с постоянным страхом. Зимой со всех сторон занесены палатки госпиталя. Сестры сильно перезябли, они помещаются доселе в юртах - дырявые стены юрт дают свободный ход всем четырем ветрам, дождь и снег проскользают постоянно неожиданными гостями. Пол промерзший; а после полудня или после топки - грязь и слякоть. К утру юрты так стынут, что нужно отогреть заледеневшие сапоги прежде, чем надеть их. Если ночью была вьюга, то платье выгребают из-под снега и тут же надевают его. Одна из сестер слегка отморозила себе ноги. Все эти невзгоды переносятся пока бодро и весело, всякий новый сюрприз в юрте, вроде ледяных сосулек... застывших сапог, отогреваемых на жаровне, возбуждает смех. Серьезно больных... нет, но прихварывают постоянно. Старушка (знаменитая Карцева Е.П., бывшая старшей сестрой милосердия еще в Крымскую войну.) переносит пока войну геройски".


  • Героиней русско-турецкой войны стала сестра милосердия Юлия Вревская. Баронесса, дочь генерала, она считала "самопожертвование за благо других" своим долгом.

Молодая, красивая, образованная женщина, принадлежащая к высшим аристократическим кругам Петербурга, придворная дама императрицы, дочь генерала, баронесса Юлия Петровна Вревская отличалась весьма свободолюбивыми взглядами, её мало удовлетворяли общение с придворными, балы, развлечения.

«Я дружила с И.С Тургеневым, живя в Париже, встречалась с В. Гюго, была близка с поэтом Я. Полонским, художником И. Айвазовским. Жажда активной и полезной деятельности привела меня к решению поехать сестрой милосердия на войну за освобождение Болгарии»

Юлия Вревская

В 1877 году, с началом русско-турецкой войны, Юлия решает ехать в Действующую Армию. На деньги, вырученные от продажи орловского имения, снаряжает санитарный отряд. Сама Юлия Петровна становится рядовой сестрой милосердия, с 19 июня 1877 года в 45-ом военно-временном эвакогоспитале г. Яссы (Румыния), а с 20 ноября 1877 года в 48-ом военно-временном эвакогоспитале близ города Бяла в Болгарии, выполняет самую тяжёлую и грязную работу. «На 400 человек, нас 5 сестёр. Ранения все очень тяжёлые… Я весь день в больнице Война вблизи ужасна, сколько горя, сколько вдов и сирот», - пишет она на родину. В декабре Вревская работает в прифронтовом перевязочном пункте в деревне Обретеник. Сологуб В.А. писал: "Я всю жизнь не встречал такой пленительной женщины. Пленительной не только своею наружностью, но и своею женственностью, грацией, бесконечной приветливостью и бесконечной добротой... Никогда эта женщина не сказала ни о ком дурного и у себя не позволяла никому злословить, а напротив, всегда и в каждом старалась выдвинуть его хорошие стороны".

Последнее письмо Юлия Вревская написала своей сестре Наталье 12 января 1878 г. 17 января заболевает тяжёлой формой сыпного тифа. Скончалась 5 февраля 1878 г. Её похоронили в платье сестры милосердия около православного храма в Бяле.

В дань памяти

  • Юлии Петровне Вревской посвятили свои стихи Я. Полонский - «Под красным крестом»/

  • В. Гюго - «Русская роза, погибшая на болгарской земле».

  • И. Тургенев откликнулся на её смерть одним из самых замечательных своих стихотворений в прозе - «Памяти Ю. Вревской».

  • В городе Белла есть военно-исторический музей на улице Вревской. В нём большой портрет красивой молодой женщины. Рядом красноречивая запись: «Русская роза сорвана на болгарской земле тифом. Русская женщина, баронесса Вревская. Превзошла всех женщин на свете самопожертвованием на благо других» и подпись - Виктор Гюго.

Видеофильм по заказу общества Красного Креста

"На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный госпиталь в разоренной болгарской деревушке - с лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве - и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались со своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбито­го горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомля­лись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... Она не ведала другого счастья... не ведала - и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно поми­рилась, - и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближ­ним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда - а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу - хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, кото­рый я осмеливаюсь возложить на ее могилу!"


  • Сестры милосердия работали в госпиталях во время русско-японской (1904-1905 г.г.), Первой мировой (1914-1918 г.г.) войн.

О деятельности сестер милосердия в этот период известно довольно мало, поскольку большинство событий предшествующих войн было описано спустя какое-то время после их окончания - для воспоминаний и подробных отчетов о сестрах в эту войну времени отпущено не было из-за начавшейся революции. Дошедшие же до нас сведения весьма неполны и мало информативны.


  • В начале нашего столетия руководство благотворительными учреждениями возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна.



  • В 1909 году была открыта Марфо-Мариинская обитель для помощи воинам-манчжурцам. Философ Федоров об этом времени говорил: "Москва все богатеет мыслию и добротой". К 1911 году Марфо-Мариинская обитель становится центром милосердия в Москве: организуются бесплатные обеды, лечебницы, визиты сестер мило­сердия на дом к больным. В 1914 году обитель была превращена в госпиталь. Сюда привозили раненых с фронтов Первой мировой войны. Деятельность Марфо-Мариинской обители продолжалась и по­сле революции 1917 года вплоть до ареста царской семьи.



  • Основательница Марфо-Мариинской обители Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков.

Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера. Через два месяца, отправили в город Алапаевск. Она не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестёр, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В Алапаевске Елизавета Фёдоровна находилась в заточении в здании Напольной школы.

В ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска и заброшена гранатами. Елизавета Федоровна была прославлена в лике святых Русской православной церкви в 1992 году.

Видеофильм «Милосердие живёт в веках»

  • С самого начала Первой мировой войны в ноябре 1914 г. императрица Александра Федоровна посвятила себя служению раненым. Вместе с дочерьми закончила двухмесячные курсы сестер милосердия при Царскосельской общине и Российском обществе Красного Креста. Им было присвоено звание «Сестра милосердия военного времени». Дочери работали в Царскосельском госпитале, оказывая помощь раненым и больным, императрица Александра Федоровна делала перевязки, ассистировала при операциях.



  • Многие известные люди оказывали помощь, непосредственно работая в госпиталях в качестве сестёр милосердия и санитаров, либо финансируя работу госпиталя. В 1914 году выдающийся скульптор Вера Мухина окончила медицинские курсы и работала сестрой милосердия в эвакуационном пункте, а затем, до 1918 года в одном из госпиталей Москвы совершенно бесплатно.



  • Известен факт, что в годы первой мировой войны в санитарном поезде братом милосердия служил великий русский поэт Сергей Есенин.



  • В 1917 году в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд сес­тер милосердия, на котором было учреждено Всероссийское обще­ство сестер милосердия.

Сестры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными в Красной Армии и в борьбе с эпидемиями в годы гражданской войны. Однако вскоре общины сестер милосердия были ли­квидированы, само слово «милосердие» объявлено «поповским», вместо него появились термины «красные санитарки», «красные сестры», «помврача», «замврача» и наконец «медицинская сестра».


  • В 1920 году в нашей стране появились первые медицинские школы по инициативе Н.А. Семашко. Из программ сестринской под готовки был удалён религиозный компонент (до революции он составлял 300 часов).



  • В 1922г. на 1 Всероссийском съезде по медицинскому образованию были определены типы средних учебных заведений и установлен двухгодичный срок обучения.



  • В 1923 г. после подписания Декларации об объединении был образован Союз Красного Креста и Красного Полумесяца СССР.

По окончании Гражданской войны деятельность Красного Креста была направлена на решение социальных проблем, восстановление сети медицинских учреждений.

В 1933 г. под эгидой Красного Креста родилась санитарная авиация, сыгравшая важную роль в оказании экстренной медицинской помощи населению в труднодоступных районах. В тот же период Красный Крест начал работу по формированию донорских кадров.

Осложнившаяся в середине 30-х гг. внешнеполитическая ситуация потребовала массового военно-санитарного обучения населения. Были разработаны специальные учебные программы для взрослых и школьников, предусматривающие обучение методам оказания первой помощи при травмах, отравлениях, получение навыков ухода за больными, транспортировки пострадавших, изучение основных вопросов профилактики инфекционных болезней.

  • 1 октября 1930 году была открыта фельдшерско - акушерская школа в Ирбите


  • В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ ТОЛЬКО В АРМИИ НАХОДИЛОСЬ 200 ТЫСЯЧ ВРАЧЕЙ И 500 тысяч СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Впервые в мире в Красной Армии на линию огня была выведена женщина-санинструктор, в обязанности которой входили вынос раненых и оказание им неотложной помощи. 23 августа 1941 года вышел приказ: «О порядке представления к правительственной награде санинструкторов и санитаров-носильщиков»:

1. За вынос с поля боя 15 раненых с их винтовками и ручными пулемётами представлять к правительственной награде медалью «За боевые заслуги» или «За отвагу»

2.За вынос с поля боя 25 раненых с их винтовками и ручными пулемётами - орденом «Красной звезды»

3.За вынос с поля боя 40 раненых с их винтовками и ручными пулемётами - орденом «Красного знамени»

4.За вынос с поля боя 80 раненых с их винтовками и ручными пулемётами - орденом «Ленина»

Вслушайтесь в слова - раненых с их винтовками и пулемётами - и представьте 20-летнюю хрупкую девушку-санинструктора… Юлия Друнина, известный поэт и общественный деятель, бывший батальонный санинструктор, кавалер боевых орденов Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды пишет: «Сколько раз со мной случалось - нужно вынести раненого из-под огня, а силёнок не хватает. Хочу разжать пальцы бойца, чтобы высвободить винтовку - всё таки тащить будет легче. Но боец вцепился в неё мёртвой хваткой. Почти без памяти, а руки помнят первую солдатскую заповедь - никогда, ни при каких обстоятельствах не бросать оружие».

А теперь сравните: фашисты в качестве санинструкторов и санитаров использовали только мужчин. За вынес 7 раненых (без личного оружия) полагался Железный крест.

Поэт Михаил Исаковский посвятил русской женщине такие строки:

«…Да разве об этом расскажешь-

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла»


  • Смертность среди санинструкторов рот была самой высокой, иногда из боев выходило только 30% личного состава. Огромные потери возмещались такими же юными, милыми, добросердечными девчонками. 24 санинст­руктора удостоены звания Героя Советского Союза, из них 10 - по­смертно.

Поэт Михаил Светлов писал о них, о погибших:

"На носилках длинных под навесом

Умирали русские принцессы.

Рядом в государственной печали

Тихо пулеметчики стояли".

Об этом времени прекрасную книгу "Моя судьба" написала Лидия Филиппов­на Савченко, фронтовая медсестра, одна из первых в нашей стра­не награжденная медалью Флоренс Найтингейл.

(воспоминания Лидии Филипповны)

…………."Что такое на новом месте развернуть медсанбат? Это значит спилить 30-40 деревьев, которые и вдвоем не обхватить. А все это делали девушки, которые до войны не держали в руках ни пилы, ни топора. Надо поставить палатки, утеплить их, оборудовать, добыть воды. Развернуть все операци­онные, подготовить инструменты. В сутки нам приходилось принимать по 400-500 раненых. Операционные сестры и врачи, когда дивизия вела на­ступление, не выходили из операционной по 5-6 суток, ели наспех, о нор­мальном сне и речи не было. Знали бы вы, как делались эти операции! Свет в палатку подавался в лучшем случае от видавшего виды движка, но чаще это были фонарь "летучая мышь" или лучина. А ведь делали сложнейшие операции: при ранении в живот, в грудную клетку, ампутации конечностей и т.д. "

По время бомбежек Лия Бенциановна просила медсестер наклоняться ниже к раненому. Для чего? Да для того, чтобы закрыть его тело от слу­чайных осколков, которые нередко влетали в операционную. Какую же надо иметь силу воли! Мне хочется привести такие слова:

"Белые халаты,

Вы не виноваты,

Что не все солдаты

Выжили в тот раз.

Помнят ветераны

Все бои, все раны,

Руки, что умели

Жизнь бойцам сберечь".


  • В годы Великой Отечественной войны 17 медицинских сестёр получили звание Героя Советского Союза, 46-ти вручена медаль Флоренс Найтингейл.

В результате такой героической самоотверженной работы 80% больных и раненых вернулись в строй.

  • В 1942 г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра».


  • В Москве, на Девичьем поле, где расположены клиники Московской медицинской академии им. Сеченова, установлен памятник медикам - героям Великой Отечественной войны, который торжественно был открыт 5 мая 1972 года. Два 4-метровых блока образуют эмблему Красного Креста, в центре эмблемы - барельеф с изображением женщины, которая правой рукой поддерживает голову раненого воина.


  • Нелёгок труд медсестры был и в мирное время, особенно в после военной разрухи, когда резко увеличилось число больных, увечных, бездомных. По мере улучшения уровня жизни были увеличены сроки обучения медицинских сестёр, введены новые профили, упорядочена сеть медицинских училищ.



  • В 50-е гг. создана система среднего специального образования. В 1988 г. введен новый учебный план по специальности «сестринское дело», подготовка сестринского персонала осуществляется по двух-трех годичной программе.



  • В 1987 году в Туле прошёл 1-й съезд медицинских сестёр России. С 1991 года начинается подготовка сестринского персонала не только в медицинских училищах, но и в колледжах. В этом же году открылись факультеты высшего сестринского образования при высших учебных медицинских учреждениях.



  • На протяжении нескольких десятилетий в России вопросам сестринского дела не уделялось должного внимания. Реформа сестринского дела в нашей стране началась в 1993 году. На международной конференции «Новые сестры для новой России», в Голицыно, была принята философия сестринского дела, положившая начало этому процессу.



  • В 1992 году создана Ассоциация медицинских сестёр России, принимающая участие в работе международного Совета сестёр.



  • В 1992 году внедрены ГОС



  • В 1995 г. впервые в России Г. М. Перфильева, лидер сестринского дела, защитила докторскую диссертацию на тему «Сестринское дело в России».



  • В 1995 г. вышел совершенно новый, адресованный сестрам, журнал «Сестринское дело».



  • С 2011 года средний медицинский персонал обучается по новым ФГОС.



  • Сегодня в России около полутора миллионов средних медицинских работников. Это самая массовая медицинская профессия

  • Милосердие... слово можно стереть из документов, убрать с вывесок медицинских учреждений, но нельзя стереть понятие милосердия из памяти и из души. Как жить без милосердия и сострадания?



  • Уважаемые студенты, я попрошу ответить вас на вопросы, которые вы видите на слайде.


Приложение № 1



«Организация общин сестёр милосердия»



Название общины

Год основания

Основатели общины

Функции общины

Структура общины

Свято-Троицкая

1844 г.

Александра Николаевна, Терезия Ольденбургская

Попечение о бедных дольных, утешение скорбящих, воспитание бесприютных детей

Отделение сестёр милосердия, женская больница, богадельня для неизлечимых больных, исправительная школа, пансион, аптека

Община сестёр милосердия литейной части



Крестовоздвиженская община




Покровская община







Приложение № 2

Екатерина Александровна Хитрово - представительница древнейшего дворянского рода из обедневшей линии. О ней не сохранилось практически никаких биографических сведений, неизвестен даже год её рождения. Свою жизнь она посвятила делам милосердия и радела о русском солдате до последнего вздоха. Известно, что Екатерина Александровна служила воспитательницей в доме князя Василия Николаевича Репнина (1806-1880) в Одессе. В семье Репниных, известной своим благочестием, образованностью и благотворительностью, Е.А. Хитрово была принята «на равных». В конце 1840-х гг. отставной государственный сановник-дипломат Александр Скарлатович Стурдза (1791-1854) занялся основанием в Одессе Богадельни сердобольных сестёр. Целью Богадельни объявлялось «призрение больных женского пола и обучение желающих ухаживать за ними». В роли управителя Богадельни выступило Императорское человеколюбивое общество. В 1852 году Екатерина Александровна осуществила своё желание и поступила в Богадельню. Почти сразу же, по настоянию А.С. Стурдзы, она стала её начальницей. Её обязанности - дежурство у постели больного в течение суток через день. Хитрово пишет: «Мне хорошо в моих новых трудах… Дурной запах поражает только обоняние; а в душе в это времярай при мысли облегчения, которое чрез это приносишь страждущей. И ей, когда она видит, что делаешь это с любовью какое сладостное чувство утешения! » во время Крымской войны великая княгиня Елена Павловна поручает Е.А. Хитрово готовить сестёр милосердия для работы в условиях военных госпиталей. В 1855 году она отправляется в Крым «ревизовать» работу сестёр милосердия, где и осталась служить вместе с другими сёстрами Крестовоздвиженской общины.

При ней Богадельня установила связи с соседним Михайловским приходом, который указывал больных, требующих домашнего ухода. Сёстры бесплатно служили в бедных семействах, и за определённую плату - в состоятельных. Под руководством Е.А. Хитрово Одесские сердобольные сестры первыми приступили к уходу за ранеными в Крымскую войну. К сожалению, недолгим оказалось подвижничество Екатерины Хитрово. Исполняя свой сестринский долг, она заразилась тифом и 2 февраля 1856 года скончалась в Симферополе.



Приложение № 3



Н.И. Пирогов

Я принял предложениевеликой княгини Елены Павловны и организовал женский труд за раненными и больными на поле битвы. В конце ноября 1854 года первый отряд из 28 человек прибыл в Крым, начальницей отряда была Екатерина Бакунина. Я разделил сестёр на группы: сёстры перевязывающие, которые помогали врачам во время операций и при перевязках; сёстры аптекарши, которые готовили, хранили и раздавали лекарства; сёстры хозяйки, следившие за чистотой и сменой белья, содержанием больных и за хозяйственными службами. Тогда же появился отряд сестёр, который сопровождал раненых при дальних поездках

«Сёстры день и ночь непременно бывают в госпиталях, помогают в операциях и перевязках, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой, с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий. Трудно решить, чему более удивляться - хладнокровию ли этих сестёр или их самоотвержению. Велика и высока была их обязанность: им поручались и последние желания, и последний вздох умирающих за отечество!»







Приложение № 4

Елизавета Петровна Карцева.

В Крыму ее назначают старшей сестрой в один из отрядов, работавших в Симферополе. Сестры милосердия, руководимые Елизаветой Карцевой, работают в двух госпиталях, куда привозят самых тяжелых раненых. Ежедневно соприкасаясь с больными, сестры милосердия нередко заражались тифом и холерой. Елизавета Петровна, как и многие, переболела тифом.

Осенью 1855 г. после окончания университета в Крым приезжает С.П. Боткин и вместе с группой молодых врачей работает в тех тифозных бараках, где уход за больными осуществляют сестры под руководством Карцевой. В 1870 г. по инициативе знаменитого доктора возникает Община сестер милосердия Св. Георгия РОКК. По рекомендации Боткина, ее настоятельницей становится Елизавета Петровна, которая и организует всю деятельность Общины, при которой создается училище по подготовке фельдшериц. Сюда при содействии Боткина привлекаются лучшие медицинские силы.

В 1876 г. она отправляется на войну в Черногорию, где с той же самоотверженностью ухаживает за ранеными. Отважные черногорцы восхищаются мужеством и отвагой внешне слабенькой и болезненной русской женщины. Они называют ее "черногорской майкой" (матерью). А когда она уезжает, в знак признательности и восхищения целуют ей руки.

В апреле 1877 г. Россия объявила войну Турции, а в мае неутомимая Карцева снова отправилась на фронт во главе отряда сестер Общины Св. Георгия РОКК. Это был первый отряд сестер милосердия, получивший разрешение работать под огнем неприятеля. Так было во время боев на Шипке, когда через их руки прошло около 3000 раненых, так было в период осады Плевны. Лазарет был переполнен, раненые, порой, сами приползали с поля боя. В конце августа их скопилось более 1000 человек. Врачи и сестры работали сутками.



Приложение № 5

Екатерина Михайловна Бакунина

Отец мой - генерал-губернатор Петербурга, мать - племянница М.И. Кутузова. Я получила прекрасное, всестороннее образование. С начала Крымской войны, узнав об организации Крестовоздвиженской общины и преодолев огромное сопротивление родных и знакомых, я добилась зачисления в отряд и отправки в Севастополь. Я стала постоянной помощницей Н.И. Пирогова при операциях: ухаживала за ранеными и больными при их транспортировке из Севастополя. После Крымской войны я стала настоятельницей Крестовоздвиженской общины. В 1860 году отказалась от своего поста и уехала в родовое имение в Тверской губернии, где устроила лечебницу для больных крестьян, аптеку с бесплатной раздачей лекарств. Простой сиделкой выхаживала всех нуждающихся в заботе и милосердии. Была удостоена двух медалей







Приложение № 6

Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайловна)

Я, оставшись сиротой, зарабатывала стиркой белья.

Когда наши войска, потеряв сражение 8 сентября, возвращались после продолжительной и упорной битвы обратно к Севастополю изнурёнными, обесиленными физически и морально, со множеством раненых и изувеченных, истекающих кровью, я последовала со своей повозкой за войсками, обратилась в сестру милосердия и принялась помогать страдальцам. К счастью нашёлся в моей повозке и уксус, и какое-то тряпьё, которое употребила для перевязки ран… Проходившие мимо меня команды с ранеными являлись ко мне как на перевязочный пункт за помощью. Таким образом моя повозка была первым перевязочным пунктом, а сама я стала первой сестрой милосердия. Такой человеколюбивый поступок простой девушки на другой же день разнёсся по всему Севастополю. Николай  пожаловал меня золотой медалью на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и 500 рублей серебром. После Крымской войны вышла замуж за рядового Максима Васильевича Хворостова. Прожила долгую скромную жизнь, не напоминая о себе.







Приложение № 7

Юлия Вревская

Молодая, красивая, образованная женщина, принадлежащая к высшим аристократическим кругам Петербурга, придворная дама императрицы, дочь генерала, баронесса Юлия Петровна Вревская отличалась весьма свободолюбивыми взглядами, её мало удовлетворяли общение с придворными, балы, развлечения.

«Я дружила с И.С Тургеневым, живя в Париже, встречалась с В. Гюго, была близка с поэтом Я. Полонским, художником И. Айвазовским. Жажда активной и полезной деятельности привела меня к решению поехать сестрой милосердия на войну за освобождение Болгарии».

Ю. Вревская едет на фронт. «На 400 человек, - пишет она - нас 5 сестёр. Ранения все очень тяжёлые… Я весь день в больнице». Юлия Вревская заразилась тифом в госпитальном бараке и скончалась 24 января 1878 года.

В городе Белла есть военно-исторический музей на улице Вревской. В нём большой портрет красивой молодой женщины. Рядом красноречивая запись: «Русская роза сорвана на болгарской земле тифом. Русская женщина, баронесса Вревская. Превзошла всех женщин на свете самопожертвованием на благо других» и подпись - Виктор Гюго

(воспоминания Лидии Филипповны Савченко)

"Что такое на новом месте развернуть медсанбат? Это значит спилить 30-40 деревьев, которые и вдвоем не обхватить. А все это делали девушки, которые до войны не держали в руках ни пилы, ни топора. Надо поставить палатки, утеплить их, оборудовать, добыть воды. Развернуть все операци­онные, подготовить инструменты. В сутки нам приходилось принимать по 400-500 раненых. Операционные сестры и врачи, когда дивизия вела на­ступление, не выходили из операционной по 5-6 суток, ели наспех, о нор­мальном сне и речи не было. Знали бы вы, как делались эти операции! Свет в палатку подавался в лучшем случае от видавшего виды движка, но чаще это были фонарь "летучая мышь" или лучина. А ведь делали сложнейшие операции: при ранении в живот, в грудную клетку, ампутации конечностей и т.д. По время бомбежек Лия Бенциановна просила медсестер наклоняться ниже к раненому. Для чего? Да для того, чтобы закрыть его тело от слу­чайных осколков, которые нередко влетали в операционную. Какую же надо иметь силу воли! Мне хочется привести такие слова:

"Белые халаты, вы не виноваты,

Что не все солдаты выжили в тот раз.

Помнят ветераны все бои, все раны,

Руки, что умели жизнь бойцам сберечь".



© 2010-2022