Конспект урока на тему: «Идеал красоты»

Урок «Идеал красоты» предназначен для учащихся старших классов (10-11 классов), связан в первую очередь с такими предметами, как психология, самопознание, философия. На уроке рассматривается ряд фундаментальных вопросов эстетики и этики, адаптированных к уровню подготовки 15-16 -летних подростков. Используется идея Де Боно «Шесть шляп». Урок проводится в виде дискуссии, применяется групповая работа для усиления эффективности. Визуальный ряд: презентация «Идеал красоты» и эпизод х/ф «Сто дней по...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по самопознанию

«Идеал красоты».

Цель:

  1. Формирование у старшеклассников социально значимых норм и ценностей.

  2. Воспитание у ребят нравственных качеств.

  3. Коррекция нравственной сферы.

Задачи:

  1. Учить находить в человеке нравственную красоту, ценить данные природой внешние данные, научить старшеклассников лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей.

  2. Развивать эстетический вкус, коммуникативных возможностей для включения в социальные отношения, развивать творческое мышление.

  3. Воспитывать уважение к чужому мнению и иной точке зрения, культуру общения и установления взаимоотношений с друзьями и сверстниками.

Оборудование:

1.Интерактивная доска;

2.Маркеры, раздаточные листы А-4, листы плакатного размера;

3.Фотоаппарат;

4.Надписи на плакатах и входе в дискуссионный клуб;

5.Видеозапись «Улыбка в сумерках» (х. ф. «Сто дней после детства»),музыкальные записи, слайды «Красивые люди»;

6.Бейджики у ведущего, членов команд и учителей-экспертов.

7. Листовки с правилами ведения дискуссии.

План мероприятия:

Ведущий сообщает тему, цель дебатов, представляет экспертов, команды, знакомит присутствующих с технологией "Шесть шляп де Боно".

  1. Помощники под музыку вносят шляпы и шарфы, предназначенные для дискуссии, ведущий по жребию распределяет шляпу - настроение между командами. Синяя шляпа достаётся учителям-экспертам.

  2. На интерактивной доске выводятся правила проведения дебатов. Правила оглашаются вслух и принимаются всеми участниками.

  3. На столах приготовлены бумага для записей, карандаши, маркеры.

  4. Вопросы для обсуждения ведущий вынимает из синей шляпы, для зрителей выводится на интерактивную доску.

-2-

1 вопрос: Каких людей называют красивыми?

На подготовку даётся 3 мин., ответ даёт спикер в соответствии с цветом шляпы. После ответов экспертная группа подводит итоги.

  1. Ведущий демонстрирует слайды, подводя тем самым итог по 1 вопросу.

2 вопрос: Какие люди более счастливы, красивые или некрасивые?

После ответов экспертная группа подводит итоги.

Ведущий рассказывает притчу о красоте и счастье.

3.вопрос: Каким будет красивый человек будущего? (тело будущего).

В качестве резюме ведущий включает эпизод из к. /ф. «Сто дней после детства» «Улыбка в сумерках» (о Джоконде).

  1. Участники принимают решение, эксперты подводят итоги (убедительность доводов, грамотность изложения, соблюдение регламента и правил ведения дискуссии).

Ход мероприятия.

Ведущий: Орг. момент. Ведущий сообщает тему, цель дебатов, представляет экспертов, команды, знакомит присутствующих с технологией «6 шляп» и техникой «аквариума».

Звучит музыка Lisa Ono.

Сегодня мы с вами поговорим о красоте. По толковому словарю Даля "Красота" - значит красить, нравиться». Сколько расхожих мнений существует по этому вопросу: красота - понятие относительное, красота - категория вечная. В разные времена представления о прекрасном менялись. Но споры о том, что можно назвать идеалом красоты не утихают до сих пор. Каждый из нас создал для себя определённые критерии красоты. Мы можем согласиться с ними или нет, ведь и вкусы у нас, у людей, разные. Сегодня мы попробуем найти истину в вопросе, что такое идеал красоты.

Когда-то Ф.М.Достоевский провозгласил, что «красота спасет мир».

Так давайте сегодня поговорим о ней.

Красота - свойство прекрасного.

Красота - это то, что приятно вашему взору.

Помощники помогают внести шляпы. Звучит музыка.

Перед вами шляпы, которые сегодня будут помогать проводить нашу дискуссию.

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три главные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая

-3-

цветная "шляпа". Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает. В нашей сегодняшней дискуссии мы будем использовать 4 шляпы:

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов).

- Мы по жребию распределяем шляпы. А синюю шляпу я торжественно передаю нашим экспертам. Для того, чтобы приступить к обсуждению вопросов, обе команды должны принять традиционные правила ведения дебатов.

Правила выведены на интерактивной доске. Помощники раздают листовки экспертам, гостям и участникам. Ведущий читает вслух правила:

Правила проведения дискуссии:

  • не перебивать и выслушивать выступающих до конца;

  • контролировать эмоции;

  • четко аргументировать свою позицию;

  • не переходить в обсуждении на личности;

  • активно участвовать в обсуждении каждого члена группы;

  • конфиденциальность;

  • доверие и открытость.

Ведущий вынимает вопрос из синей шляпы. Вопрос высвечивается на доске. Участникам даётся 3 минуты на обсуждение. После ответов участников дают возможность для высказываний по технике «аквариум» всем присутствующим. Ведущий строго следит за регламентом. Итоги каждого обсуждения подводят эксперты в синей шляпе.

-4-

1 вопрос: Каких людей называют красивыми?

Ответы участников. Мнения экспертов.

Демонстрация слайдов ведущим.

- "…красота стоит на службе естественного отбора и отражает безукоризненное функционирование организма" - испанский зоолог Ф.Родригес де ла Фунте.
Т.е. с практической точки зрения многовекового отбора - большие глаза женщине нужны для большего обзора, высокие брови - чтобы пот не стекал в глаза, прямой нос - хорошее дыхание, длинные стройные ноги - для бега, тонкая талия - для подвижности, а широкие бедра - для деторождения и т.д.
Вот только почему тогда женщины с идеальными пропорциями и чертами лица, т.е. "отобранные природой", иногда кажутся "холодными красавицами"? И почему женщины с неправильными чертами лица и неидеальными фигурами бывают для окружающих более притягательными и манкими?

Во все времена художники, поэты и музыканты славили женщину. И как бы далеко ни отстояли друг от друга образы, созданные художниками разных времен, как бы ни были различны характеры портретируемых, их объединяет одно общее свойство - красота, красота души… Переместимся в пространстве и времени... Перед вами фотографии и портреты женщин и мужчин разных эпох, культур, национальностей. Сколько бы ни существовало человечество, его представления о красоте никогда не повторяются. Каждая эпоха хранит свои образцы красоты, всегда своеобразные и оригинальные. Взгляните на них. Можно сказать, что духовное благородство, чистота освещают физическую красоту образа новым светом, возведя его на более высокую ступень. Каких людей считать красивыми нам предложили рейтинги журнала «People» и многочисленные сайты интернета.

2 вопрос: Какие люди более счастливы, красивые или некрасивые?

Смена шляп участниками. Ответы и выводы экспертов. По окончании ведущий рассказывает притчу.

Есть выражение: «Красота требует жертв». Так ли это?

Притча о красоте и совершенстве.

Один юноша никак не мог выбрать себе спутницу жизни: то лицо ему казалось не достаточно симпатичным, то фигура не достаточно привлекательной, то худовата, то полновата… Но однажды ему повезло - повстречал он волшебника, который пообещал решить его проблему.

- Вот тебе спичка, - сказал волшебник, протягивая её юноше. - Как только будешь готов, сломай её перед любой девушкой, и она постепенно начнёт становиться такой, какую ты хочешь. И вот заметили друзья и родственники юноши, что он начал встречаться с девушкой. А та с каждым днём становилась всё краше и краше. Вскоре они поженились. Но через год все стали замечать, что девушка стала плохо выглядеть. И с лицом у неё что-то произошло, и фигура перестала быть такой привлекательной. И больше всех был огорчён этим юноша. Он нашёл того волшебника, который когда-то дал ему спичку, и с гневом закричал:

- Ты обманул меня! Волшебство перестало работать! Почему?!

- Оно не перестало работать, - ответил ему волшебник. - Внешний вид твоей избранницы в точности соответствует твоим желаниям. Просто ты начал искать в ней недостатки.

3.вопрос: Каким будет красивый человек будущего? (тело будущего).

Мнения экспертов, выводы.

Венера Милосская значительно отличается от красавиц последующих веков. Но почему нет признанного идеала мужской красоты? Как будет выглядеть красивый человек в будущем? На эти и другие вопросы во время международной дискуссии отвечали: Кристина фон Браун: культуролог, с 2008 г. - вице-президент Гете-Института. Автор и участник более пятидесяти документальных фильмов и телевизионных проектов культурно-исторической тематики. Людмила Алябьева: шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», преподает в Британской высшей школе искусства и дизайна. Идеал красоты будущего: «Представление о существовании объективных критериев красоты - иллюзия», - считает профессор культурологии Берлинского университета им. Гумбольдта, президент научной коллегии «Пол как научная категория» Кристина фон Браун. Фон Браун выносит на дискуссию свой тезис о красоте как сейсмографе всех уровней общества - религиозного и политического, психологического и социального, поскольку каждая эпоха выдвигает собственное представление о красоте, а идеалы красоты тесно связаны с медийным контекстом эпохи. Ее московская коллега, к.н. Людмила Алябьева, считает доминирующим влияние культуры и общества. Общество предъявляет человеку набор требований в форме культурных предписаний, которые закладываются в процессе воспитания и социализации, любое несоответствие которым трактуется как отклонение от нормы и подвергается дискриминации. «В наши дни, когда «другое» тело, становится видимым и заметным, мы можем говорить о демократизации идеала красоты…» - считает историк и лингвист Алябьева.

В качестве резюме ведущий включает эпизод из к. /ф. «Сто дней после детства»,эпизод «Улыбка в сумерках» (о Джоконде).

Вместо эпилога.

В душе каждого из нас есть маленький очаг, который греет нас и людей, что окружают нас, этот очаг, это тепло - доброта человеческая. Любовь, милосердие, доброта, великодушие согревают, как огонь. Но красота всегда воспринималась русскими писателями не просто как совершенство форм, она соединялась в их представлении с любовью, добром, справедливостью. Поэтому известная фраза классика и была определена основным тезисом нашего мероприятия.Понятно, что настоящая красота - это не столько критерий внешний, сколько внутренний. Ведь даже самая красивая девушка или женщина не может быть по-настоящему прекрасной, если в душе она злобна или завистлива, мстительна или мелочна, корыстна или лицемерна. Д.С.Лихачев отмечал: «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным». Но неизменно красивым в лице человека оставалось отражение внутреннего вдохновения, чистоты чувств.

Гармония, без сомнения, есть источник всякой прелести и красоты. Ведь назначение и цель гармонии упорядочить части, вообще говоря, различные по природе неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту. Она охватывает всю жизнь человеческую, пронизывает всю природу вещей. Ибо всё, что производит природа, всё это соразмеряется законом гармонии. И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным.

Этого никак не достичь без гармонии, ибо без неё распадается высшее согласие частей.
Красота и гармония стали важнейшими категориями познания, в определенной степени даже его целью! Ибо в конечном итоге художник ищет истину в красоте, а ученый - красоту в истине! В заключение хочу напомнить слова Л.Толстого: «Влюбиться можно в красоту, а полюбить только душу».






















КГУ «Средняя школа №13 отдела образования акимата города Тараза».

Открытый урок

по самопознанию



« ИДЕАЛ КРАСОТЫ »

10 класс

Конспект урока на тему: «Идеал красоты»

Подготовила: учитель самопознания Варяница М.В.


Тараз-2013

Для участников

Золотая пропорция возникает в расцвет античной культуры в трудах греческих философов: Пифагора, Платона, Эвклида. Платон привёл формулировку Золотого сечения: суть, чтобы две части соединить с третьей в единое при этом одна часть целого должна относиться к другой, как целое к большей части. Она отвечает такому делению целого на две неравные части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части.

"Техника аквариума":

  1. Постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя.

  2. Учитель делит класс на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу.

  3. Учитель либо участники каждой из групп выбирают представителя, который будет представлять позицию группы всему классу.

  4. Группам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.

  5. Учитель просит представителей групп собраться в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.

  6. Учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций.

  7. "Аквариумное" обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения.

  8. После такого обсуждения проводится его критический разбор всем классом.

  9. "Дебаты" - обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников - представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), - и опровержений.

Правила проведения дискуссии:

  • не перебивать и выслушивать выступающих до конца;

  • контролировать эмоции;

  • четко аргументировать свою позицию;

  • не переходить в обсуждении на личности;

  • активно участвовать в обсуждении каждого члена группы;

  • конфиденциальность;

  • доверие и открытость; и прочие.

4. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, демонстрация видеосюжета, описание конкретного случая, ознакомление с мнением экспертов и т.д. Это активизирует внимание участников обсуждения.

5. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средство организации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными, играть роль «искры», разжигающей дискуссию и провоцирующей сотрудников высказываться.

6. Следите за строгим соблюдением принятых группой норм, регламента, иначе обсуждение может затянуться, перейти в пустую болтовню по поводу и без оного:

  • На этапе проведения дискуссии:

  • 1. Сообщите членам группы тему и цель дискуссии. Раскройте актуальность заявленных вопросов, постарайтесь заинтересовать всех участников. Убедитесь, что тема и цель понимается всеми одинаково.

  • 2. При необходимости распределите роли между участниками: регистратор, координатор, наблюдатель, эксперт, критик и др.

  • 3. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от членов группы относительно их соблюдения.

  • Особое внимание уделите застенчивым и пассивным участникам дискуссии. Попросите высказаться всех, например, по кругу. Настаивайте на том, что для вас важно мнение каждого.

  • Избегайте категоричных суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации собственного превосходства.

  • Тактично прерывайте участников, отклоняющихся от темы. Используя вопросы, направляйте их на обсуждение проблемы.

  • Если выступление затягивается, обратите внимание человека на регламент, попросите остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое выступление.

  • Задавайте уточняющие, провоцирующие, наводящие и прочие вопросы.

  • Если в процессе обсуждения возникла пауза, постарайтесь терпеливо переждать некоторое время. Такие перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными.

  • Следите за тем, чтобы несовпадение точек зрения не превратилось в конфликт между участниками, не перешло на личности.

7. Подведите промежуточные итоги обсуждения.

8. Проведите «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очереди имел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, дать комментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения.

На заключительном этапе:

1. Подведите итоги дискуссии. Предложите выступить участникам, наблюдателям, экспертам.

2. Поблагодарите сотрудников за участие в дискуссии.

Методы организации дискуссии разнообразны. В зависимости от целей и задач, а также пространственно-временных и денежных ресурсов руководитель выбирает способ проведения обсуждения.

"Метод шести шляп", "Шесть шляп де Боно"

Назначение метода

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

План действий

  1. Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике.

  2. После этого использовать определенные "режимы мышления" для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.

  3. Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.

Особенности метода

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп - это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.

Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее - не адекватным.

Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.

Правила использования шляп

  1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

  2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

  3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

  4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею , не нападая на человека, предложившего ее.

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Дополнительная информация:

  1. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.

  2. До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) - это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.

  3. Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность, однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.

Достоинства метода

  • Наглядность, простота освоения и применения.

  • Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.

  • Позволяет отстранить свое эго от мышления.

Недостатки метода

  • Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.

  • Большая психологическая нагрузка.

Ожидаемый результат

Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.







© 2010-2022