• Преподавателю
  • Другое
  • «Из опыта работы по выявлению и внедрению новых активистов школьного ученического самоуправления»

«Из опыта работы по выявлению и внедрению новых активистов школьного ученического самоуправления»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБУ ДО ЦДТ «Радуга»

2015-2016 учебный год

«Из опыта работы по выявлению и внедрению новых активистов

школьного ученического самоуправления».


Выступление методиста по детскому движению

Сорокина Алексея Витальевича

на семинаре педагогов - организаторов школ

Нижнекамского муниципального района


В условиях демократизации общественной жизни актуальной является проблема формирования лидеров, организаторов, которые в будущем могли бы взять на себя ответственность в решении экономических, социальных и культурных задач развития нашего общества. Как показывает исторический опыт, из школьных активистов вырастают прекрасные специалисты, руководители организаций, предприятий, политические и общественные деятели. Поэтому большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и развития лидерских способностей и качеств детей и подростков, что в свою очередь способствует и повышает возможности адаптации личности в новых социально-экономических условиях.

Немаловажную роль в поиске новых лидеров играет ученическое самоуправление городских и сельских школ. Школьный актив во многом способствует развитию социальной активности ребят, является центром сплочения всего школьного коллектива, инициатором и организатором интересных и полезных дел.

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

  • Авторитет избранного школьного актива, действенность детского самоуправления во многом зависят от владения каждым активистом необходимыми умениями и навыками для организации деятельности детского коллектива, т.е. лидерскими качествами.

  • Опыт работы ряда образовательных учреждений свидетельствует о том, что школьный актив, т.е. детское самоуправление, может быть создано на базе любой школы.

Младший школьный и подростковый возраст являются периодами активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей. Именно на данном этапе следует вести поиск лидеров.

Учащиеся начальных классов и среднего звена, успешно принимающие участие в концертах, спортивных мероприятиях и др. становятся лидерами в классных коллективах. Таких детей необходимо увлечь каким - либо общественно значимым делом, а затем включать в обсуждение вопросов жизни школы и значимых проблем, которые возникают в организации деятельности детей.

Исходя из ярко выраженной сферы интересов детей, следует включать их в соответствующий орган школьного самоуправления для его организации.

Большинство моделей ученического самоуправления большинства школ включают в себя министерства: спорта и здравоохранения, культуры и досуга, труда, науки и образования, печати. Внедрение в одну из таких структур станет воспитательным пространством для развития лидерских качеств подростков и поможет удовлетворить потребность многих детей в лидерстве, развить у них организаторские и коммуникативные умения.

При переходе в старшие классы, учащиеся стремятся к активному участию в общественной жизни школы, где они могут показать свою гражданскую позицию к любым событиям, происходящим в обществе. Самоуправление в школе - необходимый компонент, способствующий личностному росту школьников, развитию их ответственности, самостоятельности, готовности участвовать в различных проектах.

Ошибочно считать, что достаточно выявить человека с лидерскими качествами и дать ему площадку для действий, а дальше всё пойдёт само собой. С лидером, как с нераскрытым потенциалом, нужно работать. Есть необходимость продолжать формировать лидерские качества у активистов детских общественных объединений, поддерживать их и поощрять, создавать благоприятные условия для самовыражения, самоутверждения, самореализации.

На базе своей школы необходимо создавать школу актива из числа уже состоявшихся лидеров ДОО, в процессе работы которой даются навыки организаторской работы, формируются умения взаимодействия с окружающими людьми. Школа актива призвана помочь раскрепощению. Через общение идет процесс усвоения жизненных ценностей, норм поведения, социального опыта. Важным моментом является процесс совместной работы, с помощью которого развиваются умения выстраивать общение на основе партнерских отношений. Участники развивают деловые качества, учатся руководить и подчиняться, быть организаторами и исполнителями дела.

Одной из форм обучения нового школьного актива и организаторов конкретной деятельности может стать взаимодействие с активами других школ муниципального уровня. Обмен опытом ученического самоуправления

поможет приобрести новые организаторские умения и навыки, научить самостоятельно решать вопросы, связанные с практической деятельностью, а также способствовать развитию личности ребенка, его инициативы и социального творчества.

Значительная роль в системе работы со школьным активом принадлежит учреждениям внешкольного воспитания и обучения, а также учреждениям дополнительного образования детей, на базе которых формируются городские советы старшеклассников и детские районные думы. Они разрабатывают и внедряют программы развития ДОО, издают сборники методических материалов в помощь организаторам школьных ученических активов.

И последним, важным этапом, является обучение детского актива общеобразовательных учреждений на региональном уровне, где существуют школы актива, в которых обучаются президенты ДОО, актив по различным направлениям деятельности детских коллективов, руководители школьных пресс-центров (редколлегий), командиры РВО, отрядов ЮИД, ЮСП, других профильных формирований. В рамках работы региональных школ проводятся большие сборы, слеты и секции профильного актива, круглые столы, обмены опытом, деловые игры и т. п. что позволяет сделать обучение более конкретным и адресным.

Такие конкурсы как: «Активист года», конкурс лидеров детских формирований, конкурсы моделей ученического самоуправления, способствуют привлечению внимания педагогических работников к повышению роли ученического самоуправления в системе идейно-воспитательной работы с учащимися, помогают определению оптимальных моделей ученического самоуправления для городских и сельских школ, распространению практического опыта построения моделей и организационно-методического обеспечения их функционирования.

Разносторонняя работа со школьным активом во многом способствует развитию социальной активности ребят, помогает детскому активу стать центром сплочения всего школьного коллектива, инициатором и организатором интересных и полезных дел. В результате обучения детского актива активизируется работа органов школьного самоуправления, повышается самостоятельность ребят в выборе видов деятельности, появляется заинтересованность в выполнении общественных поручений.

Вывод:

В каждой школе города, посёлка, деревни есть инициативные, активные ребята, которые участвуют в жизни коллектива: помогают проводить общешкольные, классные мероприятия, занимаются выпуском газет, организуют помощь ветеранам, нуждающимся сверстникам и т. д. Это ребята-лидеры, которые пользуются авторитетом среди друзей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные дела. Именно такие учащиеся входят в состав классного и школьного актива.

Задачей педагога-организатора школы, либо классного руководителя, является своевременное выявление таких учащихся и обучение их теоретическим знаниям и практическим умениям быть активистом класса.

Школьные лидеры - это помощники педагогов, это авторитеты ребят, это лицо школы. Они многое черпают из школьного опыта и используют его во взрослой жизни.

Педагогу-организатору школы необходимо дать им верное, разумное направление, ориентировать их лидерский потенциал в благое русло и через предоставление широкого выбора направлений видов деятельности, включающих участие в общественной жизни класса, школы, района, региона

готовить школьников к будущему выполнению обязанностей по участию в руководстве общественными делами, т.е. сделать акцент на всем том, что сможет оказать влияние на формирование личности каждого лидера.

Успешная деятельность детских общественных объединений может быть осуществлена только при наличии лидеров детского движения.

В свою очередь - будущие лидеры, и их скомплектованный и подготовленный актив в перспективе смогут стать командой с активной жизненной позицией, готовой совместно поддержать и реализовать идеи и программы государственной власти, направленные на развитие города, региона.

© 2010-2022