- Преподавателю
- Другое
- Формирование образа современного учителя
Формирование образа современного учителя
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Нестерова Т.А. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Формирование образа современного учителя
Имидж. Это красивое загадочное слово появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского языка «имидж» - это искусственный целенаправленный образ, слагаемый из многих факторов. Над его созданием работают психологи, социологи, стилисты, визажисты. Когда говорят об имидже человека, то имеют в виду:
- имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль);
- общественный имидж (предметы, которые он создал и которыми пользуется: написанное письмо, визитная карточка, подарки и цветы, которые вручает);
- вербальный имидж (от лат. Verbalis - «словесный»; это его манера говорить и писать);
- кинетический имидж (невербальные средства общения: жесты, мимика
и телодвижения);
- габитарный имидж (от лат. Habitus - «внешний»; включает костюм, прическу, аксессуары);
- ментальный (мировоззренческие и морально-этические установки, социальные стереотипы);
- фоновый имидж. Он может быть дистантно-опосредованным (это сведения, получаемые извне, а не от нас самих, через СМИ, по «сарафанному радио» и т.д.) и контактно-непосредственным (это сведения о нас, полученные от людей, в обществе которых мы находимся).
Имидж - представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т. д.
Личностный имидж рассматривается нами как сочетание ряда внутренних и внешних факторов, задающих его составные - самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Такая типология отражает взгляд на имидж с разных позиций - со стороны своего Я и со стороны других, со стороны реалий и со стороны желаний.
Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Если мы хотим, чтобы нас уважали, мы должны сначала уважать сами себя. Собственно, вся психотерапия часто работает на этом уровне восстановления доверия к самому себе, какой аспект своей личности надо любить и лелеять, а не вытаптывать.
Воспринимаемый имидж - это то, как видят нас другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как реально к нам относятся, как реально о нас отзываются.
Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их определенные имиджевые характеристики. В ряде случаев этому помогает тип и форма одежды
В педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание.
Появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии.
В общепризнанном представлении,
имидж учителя - экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
Педагог - профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это профессия, которая предполагает способность успешно функционировать, профессия типа «человек-человек». Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж.
Визуальная привлекательность - первостепенная составляющая имиджа педагога.
Весь облик педагога должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Внешность педагога является либо продолжением его достоинств, либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Каждый педагог просто обязан быть красивым. Успешная «самоподача» требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Здесь значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж, и модная стрижка или укладка. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Интерес к личности педагога, таким образом, - средство активизации интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свой собственный имидж.
Педагогический этикет включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют взаимоотношения между педагогами и учащимися, педагогом и родителями, педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к учащемуся, его родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения, доставляющие радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности педагога - в профессиональном имидже, речевой манере (вербальном поведении), в реальном поведении.
Линия поведения педагога такова: не подчеркивать успехи одних и неуспехи других, не противопоставлять сильных слабым, не ругать при всей группе, чаще беседовать наедине, найти и зажечь в каждом искру доброго.
Личностные и индивидуальные качества учителя:
· Честность
· Доброжелательность
· Принципиальность
· Требовательность к себе и другим
· Толерантность
· Коммуникабельность
· Обаяние
· Соответствие образу учителя
· Открытость
· Оптимизм
· Терпение
· Артистизм
· Решительность
· Выдержка
· Настойчивость
Мобильность
Современный учитель должен обладать следующими педагогическими способностями:
1. Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать рабочий материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное, неясное - понятным. Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся.
2. Академические способности - способности к соответствующей области науки. Современный учитель должен знать предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, абсолютно свободно владеть материалом, вести хотя бы очень скромную исследовательскую работу.
3. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Учитель должен даже по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливать малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.
4. Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает или одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.
Правила речевой культуры педагога:
-
Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения.
-
Педагог должен говорить внятно.
-
Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
-
4.Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.5.Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
5. Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее.
6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т. д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.)
7. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя.
Учитель должен внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли (или мысли ученика), в то же время необходимо держать в поле внимания всех учащихся, чутко реагировать на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечать все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за своим собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой).
10. Способность к самообразованию, самосовершенствованию. Использовать возможность дистанционного обучения, сетевых сообществ и различных конкурсов (в том числе и сетевых) в повышении квалификации.
С каждым годом требования, предъявляемые современному учителю, меняются, но всегда останутся незыблемо, вне зависимости от времени и эпохи, следующие профессиональные заповеди учителя:
• Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель.
• Всякое дело - в интересах учащихся и ничего - во вред.
• Не приписывай успех себе, а вину учащимся.
• Рассердись,… но на себя!
• Проживи одну свою и 1000 жизней своих учеников -
и ты проживешь вечность.
Современный образ учителя (с точки зрения учеников)
Современный ученик - это восьмое чудо света, оснащенное мобильником, ноутбуком и получающее драйв от прослушивания рэпа, при этом ставящие опыты над своим дневником. Идеальный ученик - это девятое чудо света. Современный учитель - это человек, который умудряется исправлять все опыты над дневником восьмого чуда света и в то же время успевает организовать всемирный поиск девятого чуда. Современный учитель просто должен соответствовать требованиям современного ученика и времени, в котором он живет. Ученики живут ритмами жизни: Интернет, DVD, сотовый телефон, для того, чтобы учитель услышал и понял его, нужно овладеть чудесами современной цивилизации не хуже, а может быть, лучше.
Учитель - это не работа, не профессия, а призвание, образ жизни. Это радость общения в кругу детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему ученику, радость достижений и больших побед в воспитании Человека. Я больше всего люблю своих наставников за их неповторимую трогательность и материнскую заботу.
Хорошо, если бы в характере каждого учителя был бы талант человечности, предполагающий способность ощущать чужую радость и боль, как свою, умение видеть, ценить внутренний мир ученика, легко, не ломая психики, исправлять недостатки и взращивать достоинство личности.
Думаю, быть учителем трудно, но возможно.
Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
Современный учитель - это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо , он артист, художник, потребуется - писатель, певец.
Для меня учитель - это волшебник, друг, наставник, творец, человек, в сердце которого найдется место для каждого.
Учитель не должен быть роботом, неспособным научить чуткости, отзывчивости, состраданию.
Педагог должен быть, прежде всего, ЧЕЛОВЕКОМ, личностью.
Профессия учителя всегда была достойна уважения и почета. Просто нам, учащимся, нужно с большим уважением относиться к своим педагогам. Ведь они этого заслуживают!
Учитель живет до тех пор,
пока он учится,
как только он перестаёт учиться,
в нем умирает учитель.
К.Д. Ушинский