• Преподавателю
  • Другое
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ: КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗЕЛЕНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ», 5 КЛАСС

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ: КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗЕЛЕНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ», 5 КЛАСС

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Деятельностный подход как способ формирования универсальных учебных действий:

курс внеурочной деятельности

«Зеленая лаборатория», 5 класс



Необходимость успешно адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях требует от выпускников школы умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные задачи, осуществлять коммуникационное взаимодействие, сотрудничество. Путь к этому - формирование и развитие универсальных учебных действий. Это может осуществляться в процессе изучения различных предметов учебного плана, курсов межпредметной направленности. Способствует этому не только урочная, но и внеурочная деятельность. В МАОУ Гимназия №1, где ФГОС ООО введен на год раньше массовой практики, реализуются общекультурное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, физкультурно-спортивное и оздоровительное направления внеурочной деятельности.

В рамках общеинтеллектуального направления в гимназии с 2012-2013 учебного года в 5-х классах ведется курс «Зеленая лаборатория». Его целью является развитие умения самостоятельной исследовательской и практической деятельности обучающихся. Задачи курса можно сформулировать так:

  • Прививать навыки работы с информационной сетью Глобальной школьной лаборатории;

  • Формировать единую, в том числе естественнонаучную, картину мира;

  • обучение основам лабораторных исследований с использованием лабораторного оборудования и мультисенсорного регистратора данных.

Решение данных задач осуществляется во многом на материале предмета «биология», однако востребованными оказываются знания и навыки, полученные на уроках математики, русского языка, риторики (начальная школа). Необходимо отметить тесную связь курса «Зеленая лаборатория» с предметом «Междисциплинарное обучение», который с 2012-2013 года также стал реализоваться в гимназии в 5-х классах и способствовал развитию способностей обучающихся к анализу, синтезу, классификации и так далее.

На занятиях курса «Зеленая лаборатория» создаются условия для самореализации и самоопределения личности обучающихся, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учётом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире. Деятельностный подход позволяет ученикам проверить в действии имеющийся личный опыт. Только попробовав сам и почувствовав свои возможности, обучающийся может точно сказать, чего он хочет, что может, а что ему ещё нужно узнать или какие новые открытия сделать для себя.

При изучении курса необходимо использовать различные виды деятельности, формы работы - такие как беседа, игра, чтение и обсуждение научной и популярной литературы, общение в социальной сети международного проекта «Глобальная школьная лаборатория», создание проектов, выполнение лабораторных работ с современным цифровым измерительным прибором.

Материал курса «Зеленая лаборатория» поделен на шесть разделов. Им предшествует «Введение», в котором обучающиеся изучают правила поведения в лаборатории, проходят инструктаж, знакомятся с целями и задачами курса. При этом у пятиклассников развивается способность ставить цели и строить жизненные планы, а при этом развиваются личностные УУД.

В первом разделе «Строим глобальное сообщество» пятиклассники знакомятся с сообществом «ГлобалЛаб», где они регистрируются. В совместной деятельности с учителем, который является для них носителем социальных знаний и повседневного опыта, пятиклассник осознает себя гражданином, развивает умение действовать в группе и на благо группы, формируется его мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Такой вид деятельности в большей степени способствует развитию личностных, коммуникативных УУД.

При изучении второго раздела осуществляется выбор опытного участка, место, где обучающиеся будут на практике проводить свои наблюдения, измерения. Так, в качестве опытного участка были выбраны кабинет биологии, учительская и информационный центр в гимназии. Они выясняют, почему в кабинете биологии так много растений, какую функцию они выполняют? Необходимы ли комнатные растения в информационном центре гимназии. В ходе такой работы развивается осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, что способствует развитию коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД.

В третьем разделе «Описание опытного участка» обучающиеся с помощью определителя выясняют названия растений выбранного опытного участка, их родину произрастания, изучают комнатные растения, правила ухода за ними, выясняют, используя научную литературу, какие растения светолюбивые, а какие теневыносливые. При выполнении такой работы, наряду с предметными знаниями по биологии, развиваются познавательные УУД. Пятиклассники становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми, повышают общий уровень культуры.

С помощью особого прибора - ЛабДиска - они проводят измерения длин сторон выбранного опытного участка, определяют зависимость освещенности от расстояния. Ребята учатся выявлять и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, развивая регулятивные УУД. Таким образом, учащиеся приобретают умения не только находить необходимую информацию, перерабатывать ее, применять для конкретной жизненной ситуации, но и работать с лабораторным и мультисенсорным оборудованием, описывать и анализировать полученные результаты.

В четвертом разделе «Процессы в природе» учащиеся знакомятся с физиологическими процессами, происходящими в жизни растений, что способствует созданию единой естественнонаучной картины мира.

В пятом разделе «Природа весной» обучающиеся осуществляют практическую работу, в ходе которой на основе полученных знаний они выращивают комнатные растения для опытных участков, расставляют их с учетом освещенности. Пятиклассники ухаживают за комнатными растениями, наблюдают за их ростом и развитием. Данная общественно полезная деятельность формирует у гимназистов ориентацию в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как красота, истина, то есть развивает личностные универсальные учебные действия.

В шестом разделе «Задел на будущее» пятиклассники создают и оформляют свои мини проекты, в которых реализуется их креативная, исследовательская способность, творческий потенциал: Особое внимание в работе уделяется использованию нового уникального устройства - мультисенсорного регистратора данных. С его помощью при описании опытного участка была проведена практическая работа по измерению размеров класса, целью которой было исследовать, используя мультисенсорный регистратор данных, площадь опытного участка и сравнить с данными, зафиксированными в техпаспорте кабинета биологии, учительской и информационного центра.

Методика проведения данной работы такова. Вся деятельность осуществляется коллективно - это одно из условий получения необходимого результата - формирования различных видов УУД. Для этого вся группа делится на подгруппы:

1) первая подгруппа - экспериментаторы (они должны проводить измерения с помощью цифрового датчика - определять длину и ширину опытного участка в точке «середина помещения», обрабатывать экспериментальные данные);

2) вторая подгруппа тоже экспериментаторы, однако аналогичную работу они будут выполнять в другой точке;

3) третья подгруппа - фотокорреспонденты (при помощи фотоаппарата они фиксируют деятельность групп, занимаются оформлением);

4) четвертая подгруппа - обработчики материала (заносят полученные данные в компьютер, делают по ним выводы, используя диаграммы, таблицы; сравнивают полученные данные с имеющимися стандартами, составляют план опытного участка;

Задания группам возможно сформулировать следующим образом:

  • Можно ли определить расстояние от пола до потолка одним измерением, просто положив диск на пол?

  • Узнаем ли мы площадь комнаты более точно, если ее вычислять не по средним значениям расстояний, а сначала вычислить площадь в каждом эксперименте, и потом найти ее среднее значение?

Последовательность проведения эксперимента может быть зафиксирована в памятке:

1. Встаньте примерно в середине класса и откройте крышку датчика расстояния. Направьте окно датчика расстояния на одну из стен, держа ЛабДиск вертикально. Убедитесь, что между окном датчика и стеной нет никаких предметов.

2. Чтобы начать эксперимент, нажмите кнопку датчика расстояния.

3. Дождитесь, когда число на экране ЛабДиска перестанет существенно меняться, и запишите его значение в протокол.

4. Теперь также измерьте расстояние до противоположной стены (постарайтесь делать это так, чтобы окно датчика осталось на прежнем месте). Запишите в протокол значение.

5. Аналогичным образом произведите измерения расстояний до двух других стен.

Инструкция по обработке данных может быть также представлена в виде памятки:

1. Вычислите длину комнаты, ее ширину.

2. Рассчитайте среднее значение размеров с другой группой.

3. Вычислите среднюю площадь экспериментального участка.

Такие занятия можно проводить на любом экспериментальном участке: в парке, на пришкольном участке, у водоемов. ЛабДиск имеет несколько функций: он оснащен датчиками определения пульса человека, скорости и расстояния, температуры, громкость звука. Учитель вместе с детьми вправе выбрать для своей работы нужный эксперимент.

При работе с новым неизвестным для пятиклассников оборудованием у них развивается умение работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих, они учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу (причем в ходе работы они сами говорят об этом), что способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий; оценивать события с нравственных позиций, а значит, развиваются личностные универсальные учебные действия; приобретаются навыки самоконтроля, что, несомненно, ведет к развитию регулятивных универсальных учебных действий.

За период реализации курса «Зеленая лаборатория» пятиклассниками, кроме описанной выше, была проведена еще практическая работа. Она заключалась в определении зависимости освещенности от расстояния для правильного размещения комнатных растений на опытных участках.

Формы представления результатов при изучении курса «Зеленая лаборатория» различны. Во-первых, это озеленение опытных участков с учетом освещенности. Во-вторых, результат деятельности получает публичную оценку, так как он является частью международного проекта «ГлобалЛаб», объединяющего ребят разных городов земного шара в исследовательское сообщество, цель которого - создание единой картины природных явлений для всей планеты.

Результатами курса внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» являются участие в конкурсе «Лучший корреспондент», где команда заняла третье место за опубликованную в газете «Здравствуйте, друзья» статью «Мои исследования в «Зеленой лаборатории». За что гимназисты получили диплом и наградные значки. Пятиклассники участвовали в мини проекте «Описание опытного участка». Для этого использованы детальное описание кабинета биологии, учительской и информационного центра, включающие тексты, таблицы, аннотированные фотографии и видеоматериалы, измерены площадь опытного участка и освещенность в разных точках. Работа курса внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» в 2013-2014 учебном году велась в двух направлениях: экспериментальной и исследовательской. Так, пятиклассники, зарегистрировалась на сайте «ГлобалЛаб» и с удовольствием погрузилась в работу. Ребята приняли участие в проектах, предлагаемых «ГлобалЛаб», таких как: «Моя малая Родина», «Мой любимый город», благодаря которым они не только рассказали о своем родном городе, но и совершили виртуальное путешествие в гости друг к другу. Такие работы, как «Последний лист», «Тепло почвы», «Температура и плотность снега» позволяют ребятам развивать наблюдательность, познавать историю своей малой родины, тем самым, прививая любовь к ней.

Регистрация на сайте globalfb.org дает возможность участвовать в методическом форуме учителю, а обучающимся - предоставляется возможность размещать результаты своих исследований на сайте, сравнивать их с другими. Из исследований, предлагаемых на сайте, можно выбрать то, что актуально для участника.

Деятельностные основания, положенные в основу курса «Зеленая лаборатория», способствуют достижению новых результатов образования обучающимися. Кроме того, развивается творческий потенциал педагога.

Отрадно, что среди немногих участников из Свердловской области - из Верхотурья, Красноуральска, Екатеринбурга, Нижнего Тагила - на форуме «ГлобалЛаб» представлена наша гимназия.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование деятельностного подхода во внеурочной деятельности позволяет пятикласснику найти себя, самоопределиться. Переходя их класса в класс, он будет уверен в себе, сможет самостоятельно применять полученные знания, что позволит ему глубже заняться тем, что ему больше всего интересно. Умение учиться приобретается им не только в урочной, но и во внеурочной деятельности, так как она предполагает разнообразие организационных форм формирования универсальных учебных действий, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, обеспечивает рост творческого потенциала обучающегося, создаёт основу для его успешного самоопределения.

Использованная литература

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

  2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000»/Построение непрерывной сферы образования. - М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007. - 448 с.

  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.

  4. Савинков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., исправленное и дополненное - Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. - 208с.







© 2010-2022