Рабочая программа по ИКБ 7 класс

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана»

При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.

Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.

Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 7 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Темы по истории Башкортостана изучаются из учебника 8 класса «История Башкортостана»: С древнейших времен до конца XIX в./

Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2005; темы по культуре Башкортостана: «Культура Башкортостана»- Галин С.А.,Галина Г.С.,

Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л.,Уфа : Китап,2002

Цели и задачи курса:

  • Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;

  • Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;

  • Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;

  • Способствовать возрождению и развитию национальных культур

  • Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;

  • Формировать творческое мышление у школьников

Учащиеся 7 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:

  • по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;

по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы (Н.Асанбаев, Г.Ибрагимов)

Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.( о творчестве С.Т.Аксакова, С. Злобина, Галимжана Ибрагимова)


  • по декоративно- прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративно- прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ;

  • по музыкальному искусству : знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представления об основных жанрах музыкального творчества(песни, вокальные , хоровые , инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.),знать ведущих исполнителей как народного ,так и профессионального искусства (кураистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.);

  • по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, выдающихся мастеров народного танца и их наиболее известные танцы.

Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:

  • представления о просвещении и печати в Башкортостане;

  • о традициях и обычаях башкир.

УМК:

Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова,Уфа,2010г.

Учебник «Культура Башкортостана» Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л.Уфа: Китап,2002г.

Учебник «История Башкортостана»: С древнейших времен до конца XIX в./Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2005

Электронные пособия:


  1. Электронный учебник «Культура Башкортостана» (составитель Хусаинова Р.Х.)

  2. Башҡорт әҙәбиәте

  3. Электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»

Требования к уровню усвоения предмета

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.


Литература для ученика


Учебник «Культура Башкортостана» Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л.Уфа: Китап,2002г.

Учебник «История Башкортостана»: С древнейших времен до конца XIX в./Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2005

Дополнительная литература

  1. Башкирские богатырские сказки.Уфа: Китап,1988г

  2. Башкирские музыкальные инструменты.Уфа: Китап,1989г.

  3. Шарапов И. Ә. Йырау6ар, сәсәндәр, мәғрифәтселәр. Өфө: Китап, 2007 й.

  4. Сидоров В.В. О башкире-певце и бесстрашном бойце .Книга о С.Юлаеве. Уфа: Китап,1990

  5. С.Юлаев. Стихотворения/ составитель Г.Галимова,Уфа: Китап,2004

  6. Каримова А.Р. Салават Юлаев -гордость народа( жизнь и творчество С.Юлаева) Уфа: Китап,2009

  7. Галлямова Л.Г. Краски родного края: очерки о художниках Башкортостана- Уфа: Китап,2002

8. Журналы « Ватандаш», «А4и6ел» , «Панорама Башкортостана», «Аманат»,газеты «Республика Башкортостан», «Баш7ортостан», «Киске )ф0», «Й2шлек», «Й2ншишм2», «Йыйын».




Содержание темы

Коли

чество часов

Тип урока

Характеристика деятельности

Виды контроля

Планируемый результат

Медиа ресурсы

Дата по плану

Дата по факту

7 А

Дата по плану

Дата по факту

Дата по плану

Дата по факту

Корректировка

1

Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства

1

Урок актуализации ЗУН

Беседа на тему: «Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение»

Работа в группах, ответы на вопросы

Формировать здоровые этико-эстетические представления школьников, привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть достойными продолжателями славных традиций

Презентация «Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства»


2

Хозяйство и быт башкир. Легенды и предания. Религии народов Башкортостана.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Изучение новой темы в ходе беседы, просмотр презентации, конспектирование главных моментов темы

Текущий контроль: пересказ материала

Презентация «Хозяйство и быт башкир»


3

Участие башкир и других народов края в Крестьянской войне 1773-1775 гг.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа по карте Изучение новой темы в ходе беседы, просмотр презентации, конспектирование главных моментов темы

Текущ. к. , выполнение теста

Презентация «Салават»


4

Биография С.Юлаева. Песни и легенды о национальном герое башкирского народа их разнообразие.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Просмотр стр.

электронной книги о С. Юлаеве

Текущ. к., сост. схемы

Презентация «Салават»


5

Стихи Салавата Юлаева. Р.Г. Игнатьев, Ф.Д. Нефедев об этих стихах.

1

Урок применения ЗУН

Слушание лирических стихотворений С.Юлаева на башк,на русском языке, беседа на тему: «Темы Родины и свободы: «Мой Урал», «Стрела», кубаир «Вместе с Пугачевым»

Сост. таблицы

Презентация «Салават»


6

Образ Салавата Юлаева в литературе

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Чтение из электронной книги «Палдискиҙа Салауат музейы, беседа на тему: « Роман С. Злобина «Салават». Драмы Ф. Сулейманова, Б. Бикбая. Трагедия М. Карима «Салават».

Текущ.к., сост. схемы

Презентация «Салават»


7

Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре

1

Комплексное применение ЗУН учащихся (повтор)

Беседа на тему: «Анализ картин «Поимка Салавата» А. Лежнева, «Допрос Салавата» А. Кузнецова, скульптур Т. Нечаевой («Бюст Салавата») и С. Тавасиева (памятник Салавату Юлаеву в Уфе)

Текущ. к. сост. таблицы

Презентация


8

Контрольная работа по теме «С. Юлаев - герой башкирского народа»

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Итоговый контроль, Индивидаульная работа



9

Анализ конт. Работ. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Памятные места, связанные с его именем. С. Злобин. Жизнь и творчество. «Салават Юлаев»

1

Урок контроля, оценки знаний учащихся

Чтение отрывков из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука». Сообщения о С. Юлаеве

Текущ. к., сост. опорного конспекта


Презентация


10

Н. Асанбаев. Жизнь и творчество. Драма «Красный паша».

1

Урок коррекции ЗУН,комб.ур.

Изучение биографии и драмы. Просмотр видеопособия

Индивид. Задания на карточках

Должны знать - основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах развития башкирской литературы

Презентация


11

Гали Ибрагимов. Жизнь и творчество. Отрывки из романа «Кинзя».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Изучение новой темы в ходе беседы, просмотр презентации, конспектирование главных моментов темы

Текущ. к. сост. опорного конспекта

Презентация


12

Галимжан Ибрагимов «Дети природы».


1

Урок применения ЗУН

Изучение биографии, просмотр презентации, конспектирование главных моментов темы

Текущ. к. сост. таблицы

Презентация


13

Мектебе и медресе - основные типы национальных школ в Башкортостане до XX века

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа на тему : «Известные медресе: Стерлибашевское, Каргалинское»

Текущ. к. сост. опорного конспекта

ЭУ КБ «Мектеб и медресе»


14

Школьное образование в Башкортостане

1

Урок применения ЗУН

Сообщение учителя на тему: «Народные училища. Двухгодичные уездные училища. Открытие мужской классической гимназии. Оренбургский институт благородных девиц. Горнозаводские школы»

Текущ. к., фронтальный опрос

Презентация


15

Зарождение и развитие издательского дела в Башкортостане

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа на тему: «Первая газета в крае «Оренбургские губернские ведомости» (1838).»

Текущ. к. сост. таблицы

Презентация


16

Первые буквари на башкирском языке

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сообщение уч-ся на тему: «Первые буквари на башкирском языке (русская графика) В. Катаринского (1898), А. Бессонова (1907), М. Кулаева(1919)

Текущ. к. фронтальный опрос

Презентация


17

Национальный костюм башкир. Ювелирные украшения.

1

Урок применения ЗУН

Беседа на тему: «Башкирский национальный костюм» Сообщение уч-ся на тему: «Украшения башкир»

Период.к. сост. опорного конспекта

Должны знать-знать об основных видах декоративно-прикладного искусства и сферах его применения, о связи декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством

ЭУ КБ «Национальная одежда и украшения»


18

Контрольная работа по теме «Башкирские писатели».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Систематизация знаний, ответы на вопросы теста

Итоговый к., выполнение теста

Уметь работать с тестами, ответить на вопросы



19

Анализ контр. работ. Башкирское кузнечное ремесло

1

Урок контроля, оценки знаний учащихся

Конспектирование по теме. Реферат на тему: «Башкирское кузнечное ремесло»

Текущ. к. сост. опорного конспекта

Способствовать возрождению и развитию национальных культур.

ВП «Искусство башкирских ремесел»


20

Вооружение башкир

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа на тему: «Вооружение башкир»

Изучение новой темы в ходе беседы, конспектирование главных моментов темы

Текущ. Индивид. Задания на карточках к.

Презентация


21

Башкирские рудознатцы: Исмагил Тасимов, Туктамыш Ишбулатов

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сообщение на тему:

«И. Тасимов - основатель первого горного учебного заведения в России», просмотр видеопособия «Истоки горнорудного дела башкирского края»

Текущ. к. сост. опорного конспекта

ВП «Истоки горного дела»


22

Театральная жизнь дореволюционной Уфы.

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Беседа на тему: «Первые любительские театральные представления (конец XVII в.). Сообщение на тему: «Гастроли театральных коллективов. Выступления Ф. Шаляпина в Уфе (1890-1891)»

Текущ. к. фронтальный опрос

ЭУ КБ «БГАТД»


23

Формирование башкирского драматического театра.

1

Урок применения ЗУН

Беседа на тему: « Жизнь и творческая деятельность режиссера В. Муртазина-Иманского и заслуженной артистки РСФСР Б. Юсуповой»

Текущ. к. сост. схемы


Презентация


24

Роль техникума искусств в развитии театрального искусства в республике

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сообщение на тему: «Творческие портреты З. Бикбулатовой, А.Мубарякова. Творчество Г.Карамышева, Г. Ушанова, Г.Мингажева, Т. Рашитовой, А. Зубаирова, Б. Имашева»

Период.к., сост. опорного конспекта

Презентация


25

Композиторы первого поколения Г. Альмухаметов, С. Габяши, Х. Ибрагимов, М. Валеев

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Беседа на тему: «Роль радиовещания и театра в развитии профессиональной музыки»

Период.к. сост. таблицы

ВП КБ

«Г. Альмухаметов»


26

Жизнь и творчество Г. Альмухаметова, певца, композитора, педагога

1

Урок применения ЗУН

Слушание народных песень в исполнении Г.Альмухаметова.

Текущ. к. сост. опорного конспекта

ЭУ КБ «Опера. Театр оперы и балета»


27

Жизнь и творчество З. Исмагилова.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слушание песен «Былбылым», «Матери», «Восхождение на Урал», Оперы «Шаура», «Послы Урала»

Тест, сост.опорного конспекта

ЭУ КБ «Опера.

З. Исмагилов»


28

Исполнители опер первого поколения (Х. Галимов, М. Хисматуллин, Б. Валеева, Н. Аллаярова).

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Просмотр видеопособия Изучение новой темы в ходе беседы, просмотр презентации, конспектирование главных моментов темы

Текущ. к.,составл.плана ответа


Презентация


29

Современное состояние башкирской оперы

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сообщение на тему: «Известные исполнители: Р. Гареев, А. Абдразаков, Ф. Кильдиярова, Р. Кучуков»

Текущ. к. фронтальный опрос

других народов, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РБ

ЭУ КБ «Живопись. Музей им. М.В. Нестерова»



30

Контрольная работа по теме «Композиторы Башкортостана»

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН



31

Анализ контр. работ. Художники старшего поколения Художники среднего поколения

1

Урок контроля, оценки знаний учащ.

Просмотр и беседа по картинам М. Нестерова, Д. Бурлюка А. Тюлькина, А. Лежнева, И. Урядова, В. Сыромятникова

Текущ. к., сост.опорного конспекта

Презентация


32

Образ башкира в картинах А. Кузнецова

1

Урок примения ЗУН

Изучение текста из учебника, просмотр работ «Динислам бабай», «Бурзянские женщины», «Бурзянский медвежатник»

Текущ. к. изл. матер. по плану

Презентация


33

Тема сельской жизни в картинах Ф.А. Кащеева

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Просмотр и беседа по картинам Ф.А. Кащеева

Итоговый контроль, тест

Презентация


34

Творчество Домашникова, Бурзянцева, Ситдиковой

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Просмотр и беседа по картинам Домашникова, Бурзянцева, Ситдиковой

Период.к., описательный рассказ

Презентация













© 2010-2022