• Преподавателю
  • Другое
  • Статья о дошкольном образовании. Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в ДОУ

Статья о дошкольном образовании. Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в ДОУ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в ДОУ.

Коннова О.В.

АНО ДО «Планета Детства «Лада»» ,г.Тольятти
e-mail: [email protected]

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной.

Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Их можно выделить в три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

К современным здоровьесберегающим технологиям относятся следующие виды:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Стретчинг (рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием)

  • Ритмопластика (обращается особое внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки в соответствии с возрастом детей)

  • Динамические паузы (рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия)

  • Подвижные и спортивные игры (игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр)

  • Релаксация (можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы)

  • Гимнастика пальчиковая (рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время))

  • Гимнастика для глаз (рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога)

  • Гимнастика дыхательная (используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы)

  • Гимнастика бодрящая (форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ)

  • Гимнастика корригирующая (форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей)

  • Гимнастика ортопедическая (рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы)

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Физкультурное занятие (проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ)

  • Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) (может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности)

  • Коммуникативные игры (строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.)

  • Занятия из серии «Здоровье» (могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития)

  • Самомассаж (в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы)

  • Точечный самомассаж (проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал)

  • Биологическая обратная связь (БОС) (необходимо соблюдение правил работы за компьютером)

3.Коррекционные технологии:

  • Арттерапия (программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий)

  • Технологии музыкального воздействия (используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.)

  • Сказкотерапия (используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей)

  • Технологии воздействия цветом (правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка)

  • Технологии коррекции поведения (проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий)

  • Психогимнастика (проводится по специальным методикам)

  • Фонетическая ритмика (рекомендована детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель - фонетическая грамотная речь без движений)

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Литература

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 - 28.

  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методичесок пособие. М.: Сфера, 2008. 160с.

  3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.

  4. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002. 240с.

  5. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

  6. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 - 34.

  7. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.

© 2010-2022