- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по предмету Материаловедение профессия Автомеханик
Рабочая программа по предмету Материаловедение профессия Автомеханик
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пояркова С.А. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«образовательный комплекс «Юго-запад»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины Материаловедение
код, профессия/специальность 23.01.03 Автомеханик
Москва
2015
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией___________________
наименование комиссии
Протокол № ____
от «__» _________ 20___ г.
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии
23.01.03 «Автомеханик»
Председатель предметной (цикловой) комиссии
_____________/Курзина Н.И.
Заведующая Научно-методического центра
___________/Карташова Л.В.
Составитель : Пояркова С.А. преподаватель профильных дисциплин, ГБПОУ ОК «ЮГО-ЗАПАД» ТСП «Троицкое»
Рецензент:______________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Материаловедение
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО по профессии 23.01.03 «Автомеханик». Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и ремонта автомобилей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл профессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
выбирать материалы для профессиональной деятельности;
-
определять основные свойства материалов по маркам;
-
основные достоинства и недостатки материалов;
знать:
-
основные свойства, классификацию, характеристики и применяемых в профессиональной деятельности материалов;
-
наименование, маркировку, свойства материалов;
-
основные сведения о металлах и сплавах;
-
физические и химические свойства горючих и смазочных материалов.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузка - 58 часов, в том числе: Обязательной аудиторной нагрузка - 39 часов; Самостоятельной работы обучающихся - 19 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
58
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
39
в том числе:
практические занятия
19
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
19
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Материаловедение
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение. Цель и задачи дисциплины. Связь с другими дисциплинами. Приоритетные направления.
Цели, задачи, предмет изучения. дисциплины, её связь с другими дисциплинами, с' теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях роста информационных потоков экономической информации и развития информационных технологий.
Раздел 1.
Материалы, применяемые в машиностроении
Тема 1.1.Материалы, применяемые в автомобилестроении. Свойства металлов и сплавов.
Содержание учебного материала
1
Понятие о металлах и сплавах. Атомно- кристаллическое строение металлов. Основные понятия о сплавах. Классификация сплавов.
1
Самостоятельная работа обучающихся
1 .Типы кристаллических решёток.
2.Кристаллическое строение металлов и сплавов
2
Тема 1.2. Основные понятия о сплавах. Основные теории сплавов. Классификация сплавов. Диаграммы состояния сплавов.
Содержание учебного материала
1
Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов.
Диаграмма состояния « железо - углерод»
2
Тема 1.3. Неметаллические материалы, применяемые в автомобилестроении.
Содержание учебного материала
1
Композиционные материалы. Неорганические стекла. Керамические материалы. Свойства. Применение.
2
Практическая работа
.Изучение кристаллического строения металлов при помощи металлографического микроскопа МИМ-7
1
Тема 1.4. методы изучения структур металлов. Свойства металлов и сплавов.
Содержание учебного материала
2
Основные свойства металлов.
Механические и технологические характеристики металлов.
2
Практические работы
-
Изучение микроструктуры металлов и сплавов.
2.Определение твердости металла при помощи твердомера .
3.Определение ударной вязкости материала.
6
Самостоятельная работа обучающихся
1.Свойства металлов и сплавов.
2.Физические, химические свойства металлов.
2
Тема 1.5. Железоуглеродистые сплавы. Диаграмма состояния сплавов железо-цементит.
Содержание учебного материала
2
Влияние углерода и примесей на свойства сталей.
Классификация и маркировка сталей.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Структурные превращения в железо - углеродистых сплавов.
2
Тема1.6. Основы термообработки. Виды термообработки.
Содержание учебного материала
1
Понятие о термической обработке. Виды термообработки. Отжиг и нормализация, закалка, отпуск.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Влияние термообработки на свойства стали.
2.Химико- термическая обработка стали.
2
Тема 1.7. Сталь. Получение. Маркировка. Применение.
Содержание учебного материала
1
2
Классификация сталей. Углеродистые стали. Легированные стали, их свойства. Инструментальные стали. Маркировка сталей.
Практические занятия
1. Изучение микроструктуры стали.
2. Определение химического состава стали по маркировке
4
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Стали и сплавы с особыми свойствами.
2.Применение стали в автомобильной промышленности
2
Контрольная работа
Тема 1.8. Чугуны. Получение. Свойства. Маркировка.
Содержание учебного материала
1
Классификация чугунов. Структура и свойства чугунов.
Белые, серые, высокопрочные, ковкие, легированные чугуны.
Практические занятия
1 .Изучение микроструктуры чугуна.
2.Определение химического состава чугуна по маркировке.
3.Изучение структуры стали после термообработки
6
Самостоятельная работа обучающихся
Производство чугуна и стали.
1
Тема 1.9. Цветные металлы и их сплавы.
Содержание учебного материала
2
Медь и её сплавы. Латуни и бронзы. Алюминий. Алюминиевые сплавы. Магний. Магниевые сплавы .Титан. Титановые сплавы.
Практические занятия
Изучение химического состава сплавов цветных металлов по маркировке.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Применение цветных металлов в автомобилестроении.
2. Антифрикционные сплавы.
2
Раздел 2.
Неметаллические материалы.
5
Тема 2.1. Полимеры. Резины и полиуретаны. Склеивающие материалы.
Содержание учебного материала
1
Полимеры. Строение и особенности. Классификация пластических масс.
Применение пластмассовых деталей.
Самостоятельная работа обучающихся
1 .Полимерные материалы в автомобилестроении.
2.Структура и свойства композиционных материалов.
2
Тема 2.2.Резины и полиуретан . Лакокрасочные материалы. Применение в автомобилестроении.
Содержание учебного материала
1
Каучуки, резины. Лакокрасочные материалы
Самостоятельная работа обучающихся
Новые материалы в производстве автомобильных шин отечественных и зарубежных производителей.
1
Раздел 3
Горюче-смазочные материалы.
7
Тема 3.1. Автомобильные топлива. Классификация. Состав. Применение.
Содержание учебного материала
1
Классификация автомобильных топлив. Физико - химические свойства автомобильных топлив: испаряемость, самовоспламеняемость, теплофизические свойства.
Самостоятельная работа обучающихся
Топливо для автомобилей с газобаллонными установками.
Сжиженные газы.
Сжатые газы.
2
Тема 3.2. Смазочные материалы. Классификация. Применение.
Содержание учебного материала
1
2
Классификация смазочных материалов. Требования к физико - химическим свойствам смазочных материалов.
Тема 3.3. Новейшие ГСМ, применяемые в автомобилестроении.
Содержание учебного материала
1
2
Горюче - смазочные материалы рекомендуемые для эксплуатации автомобиля. Свойства бензинов. Марка бензина.
Самостоятельная работа обучающихся
1 .Альтернативные топлива.
2.Марки топлив и моторных масел и их применение.
2
Тема 3.4. Новейшие смазочные материалы, применяемые в автомобилестроении.
Содержание учебного материала
1
Моторные масла. Трансмиссионные масла. Пластичные смазки.
2
Самостоятельная работа обучающегося
Новые смазочные материалы для автомобилей.
1
Всего:
57
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы.
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение». Теоретические средства обучения.
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно - наглядных пособий по дисциплине;
-
объемные модели металлической кристаллической решетки ;
-
образцы металлов и неметаллических материалов;
Оборудование лабораторий и рабочих мест в лаборатории «Материаловедение».
-
комплект учебно -наглядных пособий по «Материаловедение»
-
стенд диаграммы «железо-цементит»;
-
емкость с горюче - смазочными материалами;
Технические средства обучения:
-
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
принтер, сканер;
-
интерактивная"доска;
-
проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
-
Ю.Т Чумаченко. Материаловедение для автомехаников. Москва: Академия, 2010 - 523с.
-
А.Н. Адаскин, В.М. Зуев. Материаловедение (металлообработка). Москва: Академия, 2010 - 288с.
-
Ю.И. Солнцев, Е.И. Пряхин. Материаловедение. Москва: Академия: 2010-543с.
-
А.И. Черепахин. Материаловедение. Москва: Академия, 2010 - 235с.
-
Г.П.Фетисов. Материаловедение. Москва: Оникс, 2007- 190с.
-
В.А. Стуканов. Автомобильные эксплуатационные материалы. Москва: Форум Инфа, 2010-246с.
-
Ю.Т Чумаченко. Материаловедение и слесарное дело.. Ростов-на-Дону: Феникс,2014-395с.
-
Е.Н.Соколова, А.О. Борисова, Л.В. Давыденко. Материаловедение. Лабораторный практикум. Москва: Академия, 2012-120с.
Дополнительная литература.
-
Л.В. Рогачева. Материаловедение. Москва: Колос - Пресс, 2006 - 198с.
-
С.Б. Марков, В.В. Фокин. Материаловедение на автомобильном транспорте. Москва: Феникс, 2008-597с.
-
B.C. Кланица, П.А. Колесник. Материаловедение на автомобильном транспорте. Москва: Академия, 2010 - 451с.
-
В.М. Никифоров. Технология металлов и других конструкционных материалов. СПб.: Политехника, 2009 - 651с.
-
B.C. Гаврилюк, М.Г. Карпман, В.А. Кольцов и др. Материаловедение и технология металлов. Москва: Высшая школа, 2010- 451с.
Интернет - ресурс:
materialscience.ru/ materialscience.info/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных и контрольных работ, тестирования.
Результаты обучения
Код
Формы и методы контроля и
(освоенные знания, усвоенные
формируемой
оценки результатов
умения)
компетенции
обучения
Умение выбирать материалы
ОКЗ
Оценка в рамках текущего
для профессиональной
контроля:
деятельности
результатов выполнения практических работ; выполнение домашних работ.
Умения определять основные
ОК 4
лабораторные работы,
свойства материалов по
практические занятия,
маркировке
тестирование, контрольные работы
Знание основных свойств и
ПК 1.1
Внеаудиторная
видов материалов,
самостоятельная работа,
классификации, характеристик
практические занятия
материалов сталей, сплавов,
цветных металлов.
Знание физических и
ПК 1.2
Оценка в рамках текущего
химических свойств горючих и
контроля:
смазочных материалов.
выполнение домашних работ, тестирования.