• Преподавателю
  • Другое
  • «Социально – бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в учебном процессе»

«Социально – бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в учебном процессе»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема доклада: «Социально - бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

в учебном процессе»

(на примере ГБОУ АО «Вельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»)

Выполнила:

учитель социально - бытовой

ориентировки

Михайлова Е.Н.

Место работы:

ГБОУ АО «Вельская СКОШИ»

2014 год.

Социально - бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в учебном процессе (на примере ГБОУ АО «Вельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»).

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья - это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в общество, реализации их права учиться и работать. Неправомерно делить общество на здоровых и инвалидов. Все люди обладают теми или иными способностями в определенной степени и должны иметь равные условия для своей реализации. На наш взгляд необходимо, как можно раньше, создать условия для развития этих возможностей, создать условия для успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В данном направлении в нашей школе накоплен достаточно богатый опыт.

В «Вельской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернате» обучаются дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. К сожалению, количество детей с этим диагнозом увеличивается с каждым годом. Одна из задач, которая стоит перед нами: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и их подготовка к самостоятельной жизни.

Основными направлениями работы, способствующими решению задач социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, являются социально - трудовая адаптация и социально - бытовая адаптация.

Социально - трудовая адаптация школьников осуществляется на уроках трудового обучения. Трудовому обучению в коррекционной школе уделяется достаточно большое внимание. Чем старше становятся дети, тем больше уроков отводится на этот предмет. В нашей школе с 4 по 9 класс профессиональное трудовое обучение представлено двумя направлениями: столярное дело и швейное дело.

В начале трудового обучения детям трудно даются даже простые технологические операции. Это связано с особенностями их интеллектуального развития, недостаточным развитием моторики, зрительного восприятия. Но систематическая работа педагогов, индивидуальный подход (группы до 9 человек), приводят к тому, что по окончании обучения дети выполняют достаточно хорошие работы.

Социальную адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида, но направленное формирование социально - бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий СБО.

Социально - бытовая ориентировка - специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение их общего развития.

Изучение СБО в классах для детей с легкой степенью умственной отсталости начинается с 5 класса. Для детей с умеренной умственной отсталостью, также с 5 класса, в учебном плане предусмотрен предмет «Домоводство». Классы разделены на 2 группы, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.

Большее количество детей проживает в школе - интернате в течение шести дней в неделю, на воскресенье и на каникулы дети уезжают домой. Участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни, как правило, весьма ограничено. В разных семьях этому разные причины: это достаточно часто и семейное неблагополучие, и чрезмерная занятость родителей, низкий воспитательный потенциал, но достаточно часто выступает и другая причина: гиперопека, желание оградить ребенка от любых семейных обязанностей, желание все сделать за ребенка. Достаточно часто дети приходят в первый класс, не умея завязывать шнурки, не умея застегивать пуговицы на одежде. В семье дети должны иметь определенные хозяйственно-бытовые обязанности, выполнение которых расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающей жизни. Касаясь же, многих семей наших учеников, далеко не все они имеют правильный образец создания семейного уклада, многие дети не имеют постоянных поручений в семье, что заведомо мешает полноценно решить эту проблему в будущем. Поэтому роль уроков социально - бытовой ориентировки в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ неоценима. Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня их общего развития, на формирование знаний и умений обслужить себя и других.

На уроках СБО мы изучаем следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт », «Торговля », «Средства связи », «Медицинская помощь», «Учреждения, организации и предприятия », «Трудоустройство». Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8 - 9 классах. Но с каждым годом объем знаний, умений и навыков по всем изучаемым разделам увеличивается. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года дети должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения расширяются. Школьники узнают об особенностях стирки одежды и белья, правилах пользования стиральной машиной и моющими средствами, узнают о назначении прачечной и о правилах пользования ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п.

На уроках СБО используются разнообразные приемы подачи новой информации (рассказ, беседа, работа с учебником, моделирование реальных ситуаций, игровые методы и приёмы). На каждом уроке СБО дети выполняют практические работы, направленные на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни, учатся ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою деятельность. В начале изучения курса СБО учитель руководит деятельностью школьников. Постепенно помощь учителя сокращается, и старшеклассники самостоятельно выполняют контрольно-оценочные действия.

Для проведения занятий по СБО оборудован отдельный кабинет, где есть все необходимое для проведения уроков. В условиях учебно-воспитательного учреждения для детей, оказавшихся в ситуации дефицита общения с родителями, становится актуальным принцип зонирования пространства. В кабинете учебное оборудование располагается по зонам: «Учебная», «Кухонная», «Жилая комната». В учебной зоне находятся столы и стулья для практических работ, классная доска, рабочее место учителя. Кухонная зона оборудована мойкой для мытья посуды и пищевых продуктов, электрической плитой, холодильником, кухонной мебелью. На кухне имеется вся необходимая посуда, приборы и инструменты, а также бытовая техника: микроволновая печь, электрический чайник, электромиксер, жарочная печка, электротостер. Для всех детей есть фартуки, косынки, прихватки и полотенца. В «Жилой комнате» есть необходимая для проведения уроков мебель: диван, тумба для телевизора, книжный шкаф, шкаф для посуды, стол со стульями, ковер, шкаф для одежды.

На уроках по теме «Личная гигиена» основное внимание уделяется соблюдению чистоты, тому, как важно быть чистым, а, следовательно, здоровым. В ходе урока дети узнают о правилах и приемах ухода за кожей, волосами в соответствии с их типом. В старших классах даются рекомендации по применению различных косметических и природных средств. Часть занятий посвящена пагубному влиянию курения, алкоголя, наркотиков не только на здоровье употребляющих, но и окружающих людей.

При изучении раздела «Одежда и обувь» дети учатся подбирать одежду и обувь по индивидуальным особенностям, по сезону, ухаживать за обувью, узнают о таких предприятиях бытового обслуживания, как прачечная и химчистка. Также при изучении раздела «Одежда и обувь» дети знакомятся с разными способами ухода за одеждой. Это стирка одежды, мелкий ремонт одежды (пришивание пуговицы, петель, наложение заплаты), глажка белья. Когда дети начинают заниматься шитьем, первое время им трудно удерживать ткань в руках, трудно ориентироваться, на каком расстоянии втыкать иголку и с какой стороны ткани это делать. Но в ходе практических работ, используя специальные пособия, дети овладевают умением пришить пуговицу к одежде, выполнить шов вперед иголкой, шов назад иголкой, шов через край. При изучении данного раздела много времени отводится на выполнение индивидуальных практических работ, это позволяет выработать определенные умения и навыки на основе полученных знаний. При изучении раздела «Одежда и обувь» большое внимание уделяется правилам техники безопасности при работе с утюгом, иголкой, ножницами.

Наибольший интерес у детей вызывает изучение раздела «Питание». Еще в начале учебного года они живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в новом учебном году. Школьники с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд. Свои первые шаги в кулинарии дети начинают с приготовления простого бутерброда. И этот, казалось бы, несложный процесс: нарезка хлеба, сыра, вызывает определенные трудности. Некоторые ребята впервые берут нож, они действуют очень неуверенно, но у всех есть желание научиться новому в ходе этих уроков. Следующее блюдо, которое учатся готовить дети, это винегрет. Но так как на СБО в 5 классе отводится всего 1 урок, то в целях экономии времени все овощи для винегрета уже сварены и нам остается только их нарезать и смешать. С каждым годом рецепты приготовления блюд усложняются. В 6 классе мы учимся варить каши, делать блюда из яиц, в 7 классе готовим суп, делаем мясные котлеты. В 8 классе мы практикуемся в приготовлении изделий из теста (печенье, пирожки), ребята учатся делать простые заготовки на зиму (варенье, сушка зелени), в 9 классе мы обращаемся к национальной кухне, не только к русской, но и, например, к украинской, белорусской. В приготовлении любого блюда нам помогают инструкционные карты, схемы. На первых уроках в 5 классе работа с инструкционными картами и схемами вызывает определенные трудности, но к 9 классу дети уже довольно свободно пользуются этим видом наглядности в ходе практических работ.

В ходе изучения всего курса СБО учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. При изучении раздела «Питание» дети записывают в тетрадь рецепты, полезные советы, изложенные доступным им языком, чётко и лаконично.

Начиная с 5 класса, при изучении темы «Питание» у школьников постепенно начинают формироваться экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда дети проводят не только его дегустацию, но и подсчитывают стоимость его приготовления. Но кроме практических работ по приготовлению разнообразных блюд, учащиеся выполняют практические работы по сервировке стола с учетом различных меню, мытью посуды, уборке помещения, знакомятся с инструкциями устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами, учатся составлять меню, подбирать продукты для приготовления определенного блюда. На уроках по теме «Питание» широко используется наглядность. Это различные иллюстрированные книги по кулинарии, газеты, журналы, таблицы, плакаты, учебные инструкционные карты, стандартные инструкции.

Раздел программы «Семья» имеет не меньшее значение для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. При изучении данного раздела школьники узнают о правах и обязанностях каждого члена семьи, учатся соблюдать правила поведения в семье, ухаживать за младшими детьми, знакомятся с правилами ухода за грудным ребенком. Детям очень нравится практическая работа «Пеленание грудного ребенка», им интересно поставить себя на место старшего в семье и, например, рассказать сказку малышу, спеть колыбельную или просто почитать книгу.

При изучении разделов «Торговля», «Средства связи», «Культура поведения» используются сюжетно - ролевые игры («В магазине», «На почте», «В гостях», «В Театре», «В музее» и т.д.) Воспроизведя в игре конкретные жизненные ситуации, обучающиеся применяют усвоенные ими знания и приемы. На этих уроках дети учатся правильно вести себя в той или иной ситуации (при расставании и встрече, в театре и музее, в транспорте, в магазине, в гостях), учатся выбирать и вручать подарки, создавать подарки своими руками, делать покупки, принимать гостей, культурно разговаривать по телефону. При объяснении темы «Средства связи» обязательно на уроке используются почтовые бланки, карточки, конверты которые нужно заполнять.

На занятиях по СБО много внимания уделяется обогащению словарного запаса школьников, используются пословицы, поговорки, загадки для развития устной и письменной речи.

При изучении раздела «Жилище» дети узнают о гигиенических требованиях к жилищу, учатся производить уборку квартиры. Бывая дома, они, как правило, не выполняют каких-либо постоянных поручений, домашних обязанностей, даже таких простых, как вытереть пыль, полить цветы, подмести и вымыть пол. Уроки по данной теме расширяют их кругозор, позволяют приобрести новые для них знания и умения.

На уроках по теме «Медицинская помощь» дети учатся обрабатывать раны, накладывать повязки, ухаживать за больным, оказывать первую помощь пострадавшему.

При знакомстве с разделом «Транспорт» значительное место отводится экскурсиям (на железнодорожный вокзал, на автовокзал), также школьники повторяют правила дорожного движения, правила поведения в транспорте и на улице.

Изучение разделов «Жилище», «Медицинская помощь», «Транспорт» направлено, прежде всего, на овладение обучающимися практическими умениями и навыками. Уроки по данным темам позволяют школьникам приобрести определенные знания и умения необходимые для дальнейшей социальной адаптации, одновременно расширяя их кругозор.

Изучая раздел «Учреждения, организации и предприятия», ребята узнают о местонахождении ближайшего промышленного предприятия, детских садов, дома культуры, больницы, а также знакомятся с их назначением, видами работ и услуг, обязанностями сотрудников.

Таким образом, специальные коррекционные занятия по СБО направлены на формирование социально - бытовых навыков в специальной школе VIII вида, на практическую подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.



© 2010-2022