Развитие личности в процессе профессионализации

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Введение

1. Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения человека

2. Основные этапы профессионализации личности

3. Деструктивная составляющая профессионализации

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий. Со сменой требований к субъекту деятельности меняются требования к процессу его профессионализации, что вызывает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения данного процесса. Разработка концепции профессионального развития субъекта деятельности становится сегодня актуальной научно-практической задачей.

В современных исследованиях процесса профессионализации, выполняемых в рамках психофизиологической науки, возникает необходимость изучения вопроса о роли самого человека в построении себя как профессионала, о человеке как субъекте своего профессионального развития. Знание закономерностей развития профессиональной деятельности позволяет эффективнее решать проблемы, связанные с работой, карьерой.

Особо актуальной данная проблема становится на современном этапе становления общества, поскольку процесс профессионализации перестает быть жестко социально нормированным и требует от современного специалиста самостоятельной работы по постоянному самоопределению и построению себя как профессионала.


ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА


Каждый человек осуществляет в своей жизни в той или иной степени разные виды самоопределения: личностное (определяет себя как личность), профессиональное (определяет себя как профессионала), семейное (определяет себя как член семьи) и т.д.

Личностное самоопределение - самое широкое понятие. Процесс становления личности человека чаще всего называют - социализацией. Этот процесс предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную переработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа «Я» и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей; в литературе отмечается также воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности, преобразование самим человеком социального опыта, продвижение его на новую ступень.

Профессиональное самоопределение, становление, профессионализация - это все этапы или даже звенья одной цепи - становления профессионала. Этот процесс включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование трудовых навыков и умений; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др.

В целом профессионализация - эта одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала - один из аспектов развития личности. Личностное пространство шире профессионального.

В литературе отмечается, что «профессиональное» и «личностное» самоопределение могут находиться у человека в разном соотношении:

- существование рядом, без пересечения, когда человек функционирует формально, отбывая время на работе и считая его потерянным;

- полное совмещение, когда человек не мыслит себя вне работы и свое личное «втискивает» в профессиональные рамки;

- частичная идентификация личности со своей профессиональной ролью;

- полное включение профессиональных ценностей в личное пространство, значительно более широкое и многомерное.

Наиболее оптимальным и гармоничным является, по-видимому, последний вариант, когда «профессиональное» вписывается в «личностное» как одна из его сторон,

У взрослого человека в ходе его развития эти два процесса, два начала - социализация и профессионализация - то гармонично сближаются, то вступают в противоречие, то расходятся по разным векторам развития.

Рассмотрим возможные этапы и варианты динамики соотношения социального и профессионального на примере личностного и профессионального самоопределения и саморазвития.

- Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются требования к профессии.

Личностное самоопределение - это определение человеком того, кем он хочет стать, что он хочет, что может, что от него хочет общество. Без такого личностного самоосознания, если оно не сложилось, профессиональное самоопределение затруднено. Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию (а может быть и наоборот - влияние профессионализации на социализацию).

- Дальнейшее профессиональное самоопределение человека уточняется в зависимости от индивидуально-психологических, в том числе природных особенностей, от возраста (это влияние социализации на профессионализацию).

- Укрепившись, профессиональное самоопределение начинает влиять на личностное. Ибо, овладевая профессией, человек более зрело начинает представлять и оценивать себя. Критерии профессионализма влияют на критерии оценки личности. Может происходить переоценка отношения человека к себе как личности (это влияние профессионализации на социализацию).

- По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает его общая мотивация, актуализируются потенциальные способности, возрастает уровень притязаний. Профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека (это влияние профессионализации на социализацию).

- Характер межличностных отношений, в которые вступает человек в трудовой деятельности, влияет на личностное развитие и на шлифовку человека как профессионала (это влияние социализации на профессионализацию).

- Профессиональная деятельность, в зависимости от того, как она протекает, оказывает влияние на отдельные черты личности. По мере дифференциации профессиональных мотивов и ориентации развиваются те или иные личностные качества. Например, отмечается, что у учителя при ориентации на учащихся развиваются диагностические способности, при ориентации на коллег - организационно-коммуникативные способности, при ориентации на администрацию - дидактические (это влияние профессионализации на социализацию).

- Вид профессии может определять личность человека. В ряде работ по психологии труда обобщены результаты исследований, показывающих, что участие людей в профессиональной деятельности, обладающей существенными общими признаками, может приводить к формированию у них сходных черт личности.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Процесс профессионального становления личности - системный процесс. В качестве единиц его анализа выступают этапы различной степени длительности и интегрированности: стадии, периоды (часть стадии), фазы (часть периода). Независимо от уровня обобщенности единиц анализа каждая из них характеризуется конкретной ситуацией профессионального развития; конкретным новообразованием личности, которое является результатом профессиональной активности, адекватной содержанию ситуации развития; конкретной системой профессионально важных и значимых качеств, которые необходимы для реализации данной активности.

Этапы профессионализации отражают разные особенности деятельности, сопровождаются различными требованиями к субъекту. Для выполнения профессиональных задач на каждом из этих этапов активность личности сопряжена с реализацией функций вполне определенных совокупностей личностных свойств, которые могут различаться между собой по их составу, степени значимости и интенсивности "загрузки".

Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит специалист в своем профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы. Воспользуемся одним из вариантов, предложенных Е.А. Климовым: оптант - фаза выбора профессии; адепт - человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий её; адаптант - привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы; интернал - опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями; мастер, авторитет, наставник .

Левитан К.М.1 выделяет три основные стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности учителя; основная (послевузовская) стадия. Это период развития всех сущностных сил личности учителя с целью ее полной самореализации в педагогической деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности педагога-профессионала1.

Кудрявцев Т.В., Зеер Т.В.2 выделяют четыре стадии профессионального становления личности учителя:

1. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определенный предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях.

2. Профессиональная подготовка: освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонности и интересы к будущей профессии. Вторая стадия - это прежде всего обучение в ВУЗе. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессионально-педагогическая направленность, педагогическое умение и способности, профессионально-этические ценностные ориентации, духовная зрелость, готовность к педагогической деятельности.

3. Профессионализация: вхождение (адаптация) и освоение профессии, профессиональное самоопределение приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.

4. Мастерство: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности. По мере овладения педагогическим мастерством все большую привлекательность приобретает сама деятельность. Удовлетворение приносит сам процесс обучения учащихся, общение с ними. Педагогическая деятельность становится потребностью личности. Мастерство означает, что профессиональное становление личности состоялось.

Таким образом, профессиональное становление личности - это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в творческой педагогической деятельности. Основным противоречием профессионального становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности, значение которой состоит в том, что она обусловливает дальнейшее развитие личности. Осуществляя себя в ведущей деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке мотивов ведущей деятельности, формированию новых свойств личности.

Профессиональное становление предполагает использование совокупности приемов социального воздействия на личность, ее включение в различные виды деятельности имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств. Таким образом, профессиональное становление - это "формообразование" личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.

Источником профессионального становления являются противоречия между достигнутым уровнем развития личности и требованиями, которые предъявляют коллектив, общество, учебная деятельность к системе уже сформированных знаний, навыков, а также к индивидуально-психологическим свойствам личности. Поэтому профессиональное становление личности имеет собственную образовательную траекторию и траекторию личностного роста.

Для проблемы генезиса профессионализации субъекта деятельности важным является положение о внутренней противоречивости процесса индивидуального развития человека. Ананьев Б.Г.3 считал, что неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития характерно не только для процессов роста и созревания, но и для более поздних периодов жизни. Он показал важность законов гетерохронности не только для развития индивидуальных свойств, но и для формирования личности на протяжении всего жизненного пути.

Принцип субъекта деятельности реализует гипотезу Ломова Б.Ф. о том, что обеспечение любых требований осуществляется не путем локального соответствия и соизмерения отдельно взятых психических процессов, свойств и операциональных требований деятельности, а целостным способом организации на любом уровне активности. Структуры деятельности преломляются субъектом через свои возможности, способности, личностные черты и качества с учетом индивидуальных особенностей. Понимание личности как активного деятеля, который целостно включается в способ своего деятельностного существования, позволяет поставить проблему изучения того, как осуществляется функциональная взаимосвязь разных типов деятельности в психологической организации личности и что представляет собой психологические механизмы ее интеграции. Иными словами, вопрос заключается в том, каким образом соотносятся и связываются друг с другом различные способы динамического существования личности в пространстве разных форм деятельности. Включение в деятельность субъекта сопровождается соотнесением индивидуальных возможностей, способностей человека с теми требованиями, которые предъявляются содержанием и условиями самой деятельности с точки зрения успешного ее выполнения. В процессе освоения конкретной деятельности, столкновения субъекта с новыми задачами, профессиональными ситуациями, нестандартными условиями постоянно возникают противоречия между требованиями деятельности и уровнем развития отдельных личностных образований, так и профессионально ориентированными структурами психики. Эти противоречия и являются основной движущей силой развития субъекта профессионально-педагогической деятельности.

Важным источником поступательного развертывания возможностей субъекта деятельности, изменения ее отдельных личностных структур и компонентов является целеобразование и целепостроение в динамике развертывания конкретной деятельности. Выбор, формулирование системы целей, достижение которых требует адекватной активации соответствующих психологических структур, определенной степени их консолидации в соответствии с содержанием отдельных компонентов деятельности и напряжения для достижения заданного результата являются также источником развития психической организации личности.




ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТ И ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

В современной России встает вопрос несоответствия получаемого людьми профессионального образования имеющимся вакансиям, таким образом, возникает проблема невостребованности молодежи на рынке труда. Это обусловлено недостатком обеспечения детей и молодежи своевременной профессионально консультационной помощью.

Суждения о мотивах своего выбора, о собственных возможностях, о наличии профессионально значимых качеств по глубине и адекватности еще не достигают оптимального уровня, соответствующего сложности, а также важности решаемой задачи. Однако, отражая прошлое, профессиональное самосознание в эти годы ориентировано на будущее и является существенным фактором самоопределения, позволяющим молодому человеку сознательно осуществлять выбор общественной деятельности. Формой проявления профессионального самосознания учащихся выступает преимущественно осознание своей социально-нравственной позиции, своих интересов и склонностей, характерологических особенностей, уровня своей общей и специальной подготовленности, способностей. Напряженное самоопределение у старшеклассников, отмечает Н.С. Лейтес, - идет еще не в плане выяснения «профессиональной пригодности», а носит, скорее, морально - философский характер. Они, прежде всего, готовятся стать Людьми.

Мотивационно-ценностный компонент профессионализации представляет собой профессионально значимые потребности, мотивы деятельности. Профессиональный мотив является системным образованием, содержанием которого является потребность в приобретении профессии как социальная необходимость и как личностно-значимое желание стать профессионалом, положительное отношение к выбранной профессии, готовность выполнять профессиональные функций и осуществлять сознательную регуляцию деятельности. Таким образом, мотивационно-ценностный компонент профессионального самоопределения на его высшем уровне проявляется через осознание ценностей профессиональной деятельности, увлеченностью менталитета, выделение профессиональной цели и ее согласованности с другими важными жизненными целями, личностно-значимым желанием стать профессионалом.

Когнитивный компонент профессионального самоопределения представляет собой знания о содержании профессии, о требованиях профессиональных ролей, о структуре профессиональной деятельности, способах решения профессиональных задач, самооценка профессиональной подготовки и соответствия процесса решения задач оптимальным трудовым условиям. Осваивая существующее наличное знание, превращает его характеристики в свои субъективные способности, профессиональную компетентность, творческую силу мышления. Личностное знание - это всегда живое, «востребуемое» знание. А.Н. Леонтьев отмечает, что недостаточно, чтобы старшеклассник усвоил значение данного предмета.., нужно чтобы он соответственно отнесся к изучаемому, нужно воспитывать у него требуемое отношение. Только при этом условии приобретенные знания будут для него живыми, определять его отношение к миру.

В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.И. Божович . Характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, она указывает, что самоопределение представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации. Кроме того, самоопределение характеризуется как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Внутренняя позиция складывается из того, как подросток или юноша на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обуславливает определённую структуру его отношения к действительности, окружающим и самому себе. Нет такого исследования подросткового и юношеского возрастов, в котором не подчёркивалось бы, что одной из основных потребностей растущего человека является стремление занять определённое место в обществе. В онтогенезе, как писал П.П. Блонский, с каждым последующим этапом расширяется круг общения ребёнка; это означает, что расширяется адресат этого общения, представленность в этом общении общества как целого[19]. Кроме того, меняются его содержание и средства. Многие авторы, описывая подростковый и юношеский возраст, уделяют внимание развитию мотивационной сферы личности, формированию мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Как известно, Л.С. Выготский именно самосознанию и его развитию в этом возрасте отводит ключевую роль. Но, даже называя самосознание «самой последней и верхней из перестроек», он не этой инстанцией замыкает всю цепь новообразований. «С формированием самосознания, - замечает Л.С. Выготский, - в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка». Переход самосознания на качественно новый уровень проявляется и в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. При этом меняется «знак» отношения к себе: в отличие от прежнего, двухполосного (хороший - плохой), оно идёт как бы в обратном направлении, проявляясь во всё большей дифференцированности самооценок, умения отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе.

Условием успешного профессионального самоопределения является наличие профессионально важных качеств, под которыми следует понимать отдельные динамические черты личности, отдельные психические, психологические и физические свойства, отвечающие требованиям к человеку определенной профессии и способствующие успешному овладению ею. Подготовка к сознательному выбору профессии предполагает активное формирование психологических качеств личности: способностей, интересов, ценностных ориентаций, стремлений, профессиональных планов, идеалов, убеждений.

Способности в контексте профессионального самоопределения должны рассматриваться в связи с социально-обусловленной деятельностью человека. Ведь они всегда находят свое проявление в определенной деятельности: в труде, в учебе, в искусстве, в науке, в общении с людьми. Один человек способен к гуманитарным наукам, второй - к математике, третий - к физике, к музыке, к живописи и тому подобное. Есть люди, способные к различным видам деятельности.

Важной характеристикой интересов следует считать их устойчивость, которая помогает человеку успешно овладевать избранной профессией и добиться в нем значительных результатов. Уместно указать, что профессиональные интересы, которые сформированы при активном ознакомлении с содержанием определенного вида деятельности, более устойчивы, чем интересы, возникшие на основе лишь восприятие профессиональной информации. Такое обстоятельство указывает на решающую роль трудового обучения, в процессе которого школьники имеют возможность непосредственно знакомиться с различными видами профессиональной деятельности людей.

Таким образом, можно утверждать, что личностные свойства, такие как: темперамент, характер, способности, направленность личности, мотивация, установки и задатки влияют на выбор профессии. Это влияние осуществляется различным образом и зависит от особенностей проявления личностных свойств, обусловленных индивидуальностью человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Становление профессионализма человека рассматривается как прогрессивное развитие его наличных индивидуально-психологических, личностных и субъектных качеств в процессе профессиональной подготовки и в последующей профессиональной деятельности.

В процессе профессионализации прогрессивным и деструктивным изменениям могут происходить на всех уровнях человека, но в наибольшей степени таким формирующим и деформирующим воздействиям подвержен личностный уровень. Направление профессионального развития личности профессионала во многом зависит от тех внутренних ресурсов (потенций), которыми располагает человек.

Личностное здоровье позволяет человеку осознанно управлять своим физическим, психическим и душевным состоянием, сохранять субъективное благополучие и является важнейшим ресурсом профессионала.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Ананьев В.А. Психология здоровья: учеб. пособие. Кн. 1: Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб: Речь, 2006. 384 с.

Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. 272 с.

Дружилов С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. 2004. № 3. С. 200.

Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. Т. 5. № 12. С. 30-43.

Дружилов С.А. Профессиональные деформации как индикаторы дезадаптации и душевного неблагополучия человека // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 171-178.

Зеер Э.Ф.Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход//Образование и наука. 2003. № 5(23). С. 79 - 90.

Сокольская М.В. Личностное здоровье специалистов в различных видах профессиональной деятельности (сообщение 2) // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 110-114.

Сокольская М.В. Личностное здоровье в становлении профессионала // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 65-70.

Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. - М.: ЛКИ, 2008. - 168 с.

Сыманюк Э.Э., Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций. - М.: Академический проект; Деловая книга, 2005. - 240 с.

Щотка О.П. Теоретико-методологическиепроблемы совершенствования психологической подготовки менеджеров: Сборникнаучных трудов. - Приложение № 3 к научному журналу «Персонал» №1(55), Киев.- 2000. - С. 63-65.

1 Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии : Учебное пособие для вузов

2Зеер Э.Ф.Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход

3Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания

© 2010-2022