Использование кейс-технологии в СПО

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование кейс-технологии в СПО


Автор статьи: Мастерских Вера Сергеевна.

ГБПОУ МО «Серпуховский колледж». г.Серпухов, Московской области.

Скажи мне, я забуду.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это,

и это станет моим навсегда.

Китайская пословица

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus - запутанный необычный случай; а также от английского case - портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Студенты получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Кейс метод обучения возник в США в школе бизнеса Гарвардского университета. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована, как реальная). В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study - обучение на основе реальных ситуаций. У нас в России кейс технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, бизнес-образовании.

Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:

метод инцидента;

метод разбора деловой корреспонденции;

метод ситуационного анализа.

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Студенты получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому студент должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)

Вопросы к тексту:

в чем заключается проблема?

как государство ее решает?

какие способы решения проблемы вы можете предложить?

На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап - представление полученных результатов и обмен мнениями.

Метод разбора деловой корреспонденции.

Студенты получают от преподавателя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Студенту предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов по предметам могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт студентов.

Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:

Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.

Преодолевается «сухость» и не эмоциональность в изучении сложных вопросов.

Студенты получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

Какие возможности дает метод обучающемуся:


  • видеть проблемы

  • понимать и использовать концепции

  • анализировать профессиональные ситуации

  • оценивать альтернативы возможных решений

  • выбирать оптимальный вариант решения

  • составлять план его осуществления

  • развивать мотивацию

  • развивать коммуникационные навыки и умения.

Применяемый на уроках случай выбирается согласно следующим требованиям:


  • Случай должен быть приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом.

  • Случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников.

  • Случай должен содержать проблемы и конфликты.

  • Случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей учащихся.

  • Случай должен допускать различные варианты решения.

Преподавателю при разработке кейса необходимо учесть специфику предмета, в рамках которого планируется работа с кейсом, а также особенности учащихся, при работе с которыми он будет использоваться.

Критерии для разработки кейса:

- соответствие проблематики кейса содержанию и дидактическим целям изучаемой дисциплины;

- определение тем учебной дисциплины, использующихся или предваряющихся данным кейсом;

- достаточный уровень осведомленности студентов в той области, которая составляет проблемное поле ситуации;

- наличие у студента опыта работы по анализу конкретной ситуации.

Ограничения на использование кейс-технологии:

1). Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных.

2). В начале учебного процесса, когда у студентов нет знаний по теме т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.

Этапы организации обучения:

- подготовительный

(преподаватель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий урока);

- ознакомительный

(знакомство, информация/ на данном этапе происходит вовлечение студентов в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления);

- аналитический

(обсуждение, резолюция/ анализ ситуации в группе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит преподаватель);

- итоговый

(диспут, сопоставление итогов/ результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда студенты могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы).

Структура кейса:



1. Введение.

2. Основная часть: описание сути проблемы, указание на проблемную ситуацию.

3. Задание.

Фаза работы

Действия преподавателя

Действия

студента

До занятия

1. Подбирает кейс.

2. Определяет основные и вспомогательные материалы.

3. Разрабатывает сценарий урока.

1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы.

2. Самостоятельно готовится к уроку.

Во время занятия

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит класс на подгруппы.

3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений.

3. Принимает или участвует в принятии решений.

После занятий

1. Оценивает работу студентов.

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.

1. Составляет письменный отчёт (или проект) по данной теме.

Примерная временная последовательность работы над кейсом:

Этап

Содержание деятельности

(в план урока)

Форма

работы

Время

1

- Ознакомление с ситуацией.

- Выявление проблем

- Обобщение информации

- Анализ информации

Индивидуальная

» 30%

2

- Уточнение проблем и их иерархия

- Формулировка альтернативных решений

- Составление перечня «+» и «-» каждого решения

- Оценка альтернатив

Групповая

» 50%

3

- Обоснование выбора решения

- Разработка плана реализации решения

- Презентация результатов

Индивидуальная и групповая

» 20%

Что необходимо помнить при организации?

  • корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное краткости формулировки;

  • успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации - альтернатив;

  • необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы - требований к содержанию альтернатив и их обоснование;

  • при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

  • при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.

Критерии эффективной работы в технологии анализа конкретных ситуаций:

  • учащиеся работают как единая учебная группа.

Обсуждение осуществляется по типу ученик-ученик;

  • высокая степень участия студентов.

Обсуждение ведется на трех уровнях:

1)обсуждение чужой проблемы;

2) роль одного из героев КС;

3) студенты по собственной инициативе проецируют события на себя;

  • преподаватель направляет, а не управляет обсуждением.

Роль и место кейс-технологии в техникуме

На любом производстве, в кредитных организациях к вновь пришедшему выпускнику техникума, имеющему даже «красный» диплом, руководство обращается с одной и той же фразой: «Теперь вы можете забыть, чему вас там, учили, и начнем учиться заново!» И каждый начинает задумываться: «А зачем тогда все это было? Зачем бессонные ночи перед экзаменами? Зачем многочасовые лабораторные и практические работы, результатами которых я так гордился!» Многие педагоги, придя в техникум, также задумываются над этим, столкнувшись с проблемами учеников и не имея на них ответа.

На лицо одна из проблем нашей системы образования, причем не только среднего, но и высшего. Высокая теоретизированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности.

На помощь приходит технология анализа конкретных ситуаций или, как говорят на Западе, технология case-study или кейс-метод.

Задачи, которые призвана решать система СПО в условиях профильного обучения, характеризуется тем, что уже в техникуме, обеспечивать подготовку выпускников к следующей ступени образования. Применение в обучении кейс-технологии позволит сформировать у студентов высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.

В жизни студентам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Список использованных источников


  1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. М.: Педагогика, 2001.

  2. Акимов Н.А Психодиагностика педагогических способностей: Методическое пособие. Н.А.Аминов, Н.А.Морозова, А.Л.Смятских.-М.;Издательство исследований центра проблем качества подготовки специалистов. 1994-221 с.

  3. Возрастная физиология и школьная гигиена. Учебное пособие для педагогических институтов, М.: АКАДЕМИЯ, 2001.

  4. Психологические основы эффективной организации учебного процесса. М.М. Безруких, М-2006г;

  5. Психофизиология ребенка. Н.В. Дубровская, Д.А. Фарбер. М.: Владос, 2000.

  6. Психофизиология развития. М.М. Безруких, Н.В. Дубровская, Д.А. Фарбер. М.: 2005.

  7. Физиология школьника. Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. М.: Педагогика, 1990.



© 2010-2022