- Преподавателю
- Другое
- Использование кейс-технологии в СПО
Использование кейс-технологии в СПО
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мастерских В.С. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование кейс-технологии в СПО
Автор статьи: Мастерских Вера Сергеевна.
ГБПОУ МО «Серпуховский колледж». г.Серпухов, Московской области.
Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
и это станет моим навсегда.
Китайская пословица
Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus - запутанный необычный случай; а также от английского case - портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Студенты получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Кейс метод обучения возник в США в школе бизнеса Гарвардского университета. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована, как реальная). В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study - обучение на основе реальных ситуаций. У нас в России кейс технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, бизнес-образовании.
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:
метод инцидента;
метод разбора деловой корреспонденции;
метод ситуационного анализа.
Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Студенты получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому студент должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)
Вопросы к тексту:
в чем заключается проблема?
как государство ее решает?
какие способы решения проблемы вы можете предложить?
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап - представление полученных результатов и обмен мнениями.
Метод разбора деловой корреспонденции.
Студенты получают от преподавателя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Студенту предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов по предметам могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт студентов.
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:
Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
Преодолевается «сухость» и не эмоциональность в изучении сложных вопросов.
Студенты получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
Какие возможности дает метод обучающемуся:
-
видеть проблемы
-
понимать и использовать концепции
-
анализировать профессиональные ситуации
-
оценивать альтернативы возможных решений
-
выбирать оптимальный вариант решения
-
составлять план его осуществления
-
развивать мотивацию
-
развивать коммуникационные навыки и умения.
Применяемый на уроках случай выбирается согласно следующим требованиям:
-
Случай должен быть приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом.
-
Случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников.
-
Случай должен содержать проблемы и конфликты.
-
Случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей учащихся.
-
Случай должен допускать различные варианты решения.
Преподавателю при разработке кейса необходимо учесть специфику предмета, в рамках которого планируется работа с кейсом, а также особенности учащихся, при работе с которыми он будет использоваться.
Критерии для разработки кейса:
- соответствие проблематики кейса содержанию и дидактическим целям изучаемой дисциплины;
- определение тем учебной дисциплины, использующихся или предваряющихся данным кейсом;
- достаточный уровень осведомленности студентов в той области, которая составляет проблемное поле ситуации;
- наличие у студента опыта работы по анализу конкретной ситуации.
Ограничения на использование кейс-технологии:
1). Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных.
2). В начале учебного процесса, когда у студентов нет знаний по теме т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.
Этапы организации обучения:
- подготовительный
(преподаватель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий урока);
- ознакомительный
(знакомство, информация/ на данном этапе происходит вовлечение студентов в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления);
- аналитический
(обсуждение, резолюция/ анализ ситуации в группе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит преподаватель);
- итоговый
(диспут, сопоставление итогов/ результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда студенты могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы).
Структура кейса:
1. Введение.
2. Основная часть: описание сути проблемы, указание на проблемную ситуацию.
3. Задание.
Фаза работы
Действия преподавателя
Действия
студента
До занятия
1. Подбирает кейс.
2. Определяет основные и вспомогательные материалы.
3. Разрабатывает сценарий урока.
1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы.
2. Самостоятельно готовится к уроку.
Во время занятия
1. Организует предварительное обсуждение кейса.
2. Делит класс на подгруппы.
3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.
1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
2. Разрабатывает варианты решений.
3. Принимает или участвует в принятии решений.
После занятий
1. Оценивает работу студентов.
2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.
1. Составляет письменный отчёт (или проект) по данной теме.
Примерная временная последовательность работы над кейсом:
Этап
Содержание деятельности
(в план урока)
Форма
работы
Время
1
- Ознакомление с ситуацией.
- Выявление проблем
- Обобщение информации
- Анализ информации
Индивидуальная
» 30%
2
- Уточнение проблем и их иерархия
- Формулировка альтернативных решений
- Составление перечня «+» и «-» каждого решения
- Оценка альтернатив
Групповая
» 50%
3
- Обоснование выбора решения
- Разработка плана реализации решения
- Презентация результатов
Индивидуальная и групповая
» 20%
Что необходимо помнить при организации?
-
корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное краткости формулировки;
-
успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации - альтернатив;
-
необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы - требований к содержанию альтернатив и их обоснование;
-
при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
-
при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.
Критерии эффективной работы в технологии анализа конкретных ситуаций:
-
учащиеся работают как единая учебная группа.
Обсуждение осуществляется по типу ученик-ученик;
-
высокая степень участия студентов.
Обсуждение ведется на трех уровнях:
1)обсуждение чужой проблемы;
2) роль одного из героев КС;
3) студенты по собственной инициативе проецируют события на себя;
-
преподаватель направляет, а не управляет обсуждением.
Роль и место кейс-технологии в техникуме
На любом производстве, в кредитных организациях к вновь пришедшему выпускнику техникума, имеющему даже «красный» диплом, руководство обращается с одной и той же фразой: «Теперь вы можете забыть, чему вас там, учили, и начнем учиться заново!» И каждый начинает задумываться: «А зачем тогда все это было? Зачем бессонные ночи перед экзаменами? Зачем многочасовые лабораторные и практические работы, результатами которых я так гордился!» Многие педагоги, придя в техникум, также задумываются над этим, столкнувшись с проблемами учеников и не имея на них ответа.
На лицо одна из проблем нашей системы образования, причем не только среднего, но и высшего. Высокая теоретизированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности.
На помощь приходит технология анализа конкретных ситуаций или, как говорят на Западе, технология case-study или кейс-метод.
Задачи, которые призвана решать система СПО в условиях профильного обучения, характеризуется тем, что уже в техникуме, обеспечивать подготовку выпускников к следующей ступени образования. Применение в обучении кейс-технологии позволит сформировать у студентов высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.
В жизни студентам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Список использованных источников
-
Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. М.: Педагогика, 2001.
-
Акимов Н.А Психодиагностика педагогических способностей: Методическое пособие. Н.А.Аминов, Н.А.Морозова, А.Л.Смятских.-М.;Издательство исследований центра проблем качества подготовки специалистов. 1994-221 с.
-
Возрастная физиология и школьная гигиена. Учебное пособие для педагогических институтов, М.: АКАДЕМИЯ, 2001.
-
Психологические основы эффективной организации учебного процесса. М.М. Безруких, М-2006г;
-
Психофизиология ребенка. Н.В. Дубровская, Д.А. Фарбер. М.: Владос, 2000.
-
Психофизиология развития. М.М. Безруких, Н.В. Дубровская, Д.А. Фарбер. М.: 2005.
-
Физиология школьника. Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. М.: Педагогика, 1990.