• Преподавателю
  • Другое
  • «Методика использования здоровьесберегающих технологий на занятиях театрального объединения»

«Методика использования здоровьесберегающих технологий на занятиях театрального объединения»

       Что такое здоровье? В современной науке здоровье рассматривается как естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений, возникающими под воздействием биологических и социальных факторов. В обычной жизни под здоровьем люди подразумевают отсутствие хронических болезней и очень редко сопоставляют его со здоровым образом жизни. В последние годы сформировалось понятие того, что в современном динамичном и информационном мире только здоровый человек...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД «Дом детского творчества №4»













«Методика использования здоровьесберегающих технологий на занятиях театрального объединения»


Методическое объединение





Разработчик: руководитель МО

театрального объединения «Арго»

Саломатова Е.Н.










Новокузнецк, 2011г.


Методическое объединение

Тема: «Методика использования здоровьесберегающих технологий на занятиях театрального объединения »

Место проведения: МБОУ ДОД «Дом детского творчества №4», каб.101

Дата проведения: 20.12.11. 14:00

Присутствующие: педагоги театрального объединения

Цель объединения: формирование у педагогов понятийной базы по теме «Здоровье», информирование педагогов о важности проблемы сохранения здоровья учеников и педагогов в современном образовательном учреждении.

Задачи: 1.Познакомить педагогов с понятийной базой по теме «Здоровье»;

2.Рассмотреть проблемы российского общества, касающиеся здоровья;

3.Ознакомить с методами и приёмами по здоровьеформирующему поведению;

4.Продемонстрировать элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на занятиях педагогами театрального объединения.

Форма проведения: лекция с элементами обсуждения и применения знаний на практике.

Предварительная работа: подготовка педагогами выступлений (опыт применения здоровьесберегающих технологий на своих занятиях), знакомство с материалами книги «Ценность здоровья: диагностика и технологии формирования», под ред. А.А. Дергача из серии «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей», 2011 г., выпуск №1.

Оборудование: карточки с определениями, таблица с данными по владению специальными знаниями о здоровье у разных категорий людей, список методов и приёмов по здоровьеформирующему поведению, памятки, ноутбук.



Что такое здоровье? В современной науке здоровье рассматривается как естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений, возникающими под воздействием биологических и социальных факторов. В обычной жизни под здоровьем люди подразумевают отсутствие хронических болезней и очень редко сопоставляют его со здоровым образом жизни.

В последние годы сформировалось понятие того, что в современном динамичном и информационном мире только здоровый человек может успешно решать профессиональные задачи, а здоровье представляет значительный человеческий ресурс полноценной и счастливой жизни, способствующий эффективному выполнению замыслов и планов.

Между тем сохраняется тенденция, когда люди, вопреки отмеченному, не выделяют здоровье в числе ведущих жизненных ценностей. Ценность здоровья часто остаётся лишь декламируемой и не занимает ведущих мест в системе жизненных ценностей человека.

В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Три важнейшие стороны здоровья:

  1. Физическое здоровье - здоровье тела (физические способности и ограничения, степень активности и изношенности функциональных систем органов, тканей и организма в целом);

  2. Психическое (Душевное) здоровье - это состояние эмоций, степень развития интеллекта, разума. Формирование, поддержание, развитие душевного благополучия больше всего актуальны для растущего человека - ребёнка: происходящим с ним в детские годы во многом предопределяется вся его дальнейшая жизнь. При этом он сам так не мыслит, не склонен к рационализму, а потому остро нуждается в поддержке со стороны взрослых, в реальных и позитивных образцах нравственной жизни, которые формируют его собственный духовно - нравственный опыт (положительная мотивация, желание учиться, трудиться, играть, заполнять досуг с пользой…)

  3. Социальное здоровье - адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно-полезное дело, эмпатия, ответственность перед другими. Социальное благополучие личности связано с её социальным статусом как члена общества, семьянина, профессионала, с системой отношений с окружающими, содержанием и характером общения с ними.

Проблема здоровья в нашей стране архиактуальна.

  1. Наблюдается ухудшение здоровья российской нации: уровень детской смертности в России выше, чем в других европейских странах;

  2. Значительно увеличилась смертность населения, быстрее всех умирает работоспособное поколение людей в возрасте от 20 до 40 лет;

  3. Катастрофически уменьшилась продолжительность жизни мужчин: мальчики, рождённые сейчас, не имеют шансов дожить до пенсии.

В настоящее время в России из 147 млн. жителей 3,5-4 млн. употребляют наркотики. Сегодня порог первого употребления наркотиков среди детей снизился с 17 до 6 лет. Почти 17 тысяч детей в возрасте до 10 лет находятся в лечебных заведениях с диагнозом «наркомания». Социологические опросы показывают, что половина школьников хотя бы один раз пробовала наркотики.

За 5 лет 70 тыс. молодых людей умерло от передозировки, средний возраст начала курения составляет 13 лет, потребления алкоголя- 14 лет. В 13-14 лет курит почти треть молодёжи, а своего максимума (58,2%) курящих достигает к 18-19 годам. В 13-14 лет потребляет алкогольные напитки каждый третий ребёнок, а в 15-16 лет эта цифра достигает 60%. В немалой степени этому способствует высокий уровень распространения злоупотребления психоактивными веществами среди родителей.

К сожалению, многие люди обычно не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склерозов сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Часто многие люди, поддаваясь пагубной привычке курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о праве человека на здоровье. Но такое право тесно связано с его ответственностью за сохранение здоровья. К сожалению, не многие это понимают. Более двух третьих жителей страны не занимаются спортом, до 30% имеют избыточный вес, около 70 млн. человек - курильщики.

В ряде стран ответственность по отношению к своему здоровью поощряется государством и фирмами, где трудится человек. Предусмотрены, например, доплаты работникам, отказавшимся от курения, а так же тем, кто следит за постоянством своего веса, регулярно занимается физкультурой. И эти деньги возвращаются с лихвой, так как резко сокращаются расходы предприятий на здравоохранение, уменьшаются пропуски работы по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе.

Существенное значение для сохранения здоровья школьников имеет решение следующих задач:

  • Подбор материала, который будет полезен в решении проблемы сохранения здоровья учеников и педагогов;

  • Поиск таких способов организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизического и социального развития учащихся, а также не допускали бы перегрузок учащихся.

Здоровье выступает важным фактором работоспособности и гармонического развития, социально-экономического роста благосостояния общества в целом. Ценность «здоровье» должна рассматриваться как ключевая, поскольку здоровье нации является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества.

Исследования отечественных авторов показывают, что здоровье не всегда выступает ведущей жизненно важной необходимостью: 89% школьников, 66,5% педагогов и 62,2% руководителей образовательных учреждений не называют его в числе 6 основных жизненных ценностей.

Чтобы решать вопросы сохранения и укрепления здоровья, важно сформировать у человека понятие ценности здоровья. Процесс формирования у человека ценности здоровья является процессом становления личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирования у человека представления о здоровье как важного ресурса развития личности и её профессиональных достижений, развитие его мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и сообщества.

Здоровье, занимая среди жизненных ценностей человека ведущее место, выступает непременным условием его успешной жизни и профессиональной деятельности, а потому оно является делом и заботой каждого.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) сказал: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствие; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу - это поистине главное условие человеческого счастья».

Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но и ценностью общественной, так как общественное здоровье в конечном итоге складывается из здоровья всех членов данного общества. Общественное и индивидуальное здоровье каждого человека взаимосвязаны, и одно зависит от другого.

Здоровье во многом определяется тем, как человек относится к миру и самому себе, есть ли в нём потребность в духовном самосовершенствовании, познании других и самого себя. Духовное и физическое здоровье человека должно стать ведущим критерием оценки его трудовой деятельности.

Важное значение в плане определения понятийного аппарата по теме «Здоровье» имеет и понимание термина «здоровый образ жизни». До сих пор в науке нет однозначного определения этого понятия. Мы же понимает под здоровым образом жизни такую организацию жизнедеятельности человека, которая ведёт к достижению им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Процесс формирования здорового образа жизни нами понимается как последовательная, наступательная, аргументированная, систематическая работа, которая ведётся на политическом, социальном, экономическом, нравственном, педагогическом и общественном уровнях.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями мы понимает все технологии, использование которых идёт на пользу здоровья человека. В свою очередь технологии в области здоровья делятся на следующие типы:

  1. Здоровьеохранительные - создающие безопасные условия деятельности и её организации.

  2. Оздоровительные - направлены на решение задач укрепления физического здоровья (Физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж , музыкатерапия).

  3. Образовательные - включают в себя гигиеническое обучение (правильное питание, уход за зубами и т.д.), обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликтов и др.), профилактику травматизма, профилактику злоупотребления психоактивными веществами (алкоголь, табак, наркотики), половое воспитание.

  4. Технологии формирования культуры здоровья - направленные на формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, ответственность за собственное здоровье и здоровье семьи.

Процесс формирования ценности здоровья обусловлен многофакторными воздействиями, не последнюю роль в них играют знания о самом здоровье, о его роли и месте в жизни и деятельности человека.

В результате проведённых опросов, касающихся знаний в области здоровья, выяснилось, что знания школьников, студентов и специалистов в области изучаемой проблемы незначительны, хотя именно когнитивный компонент способствует в большей мере формированию ценности здоровья человека и часто обеспечивает безопасное поведение и отказ от вредных привычек, (смотрите таблицу).

В мире применяется разнообразный опыт обучения «здоровым» жизненным навыкам. Так, в Великобритании обучение ведётся в системе образования в рамках дисциплины «Обучение здоровому образу жизни». В Австралии создана программа первичной профилактики ПАВ (Психически активных веществ). Такие программы должны делать акцент на обучения навыкам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ, убеждать в преимуществах отказа от употребления ПАВ, сформировать установку на ведение здорового образа жизни.

В России так же имеется некоторый опыт аналогичных программ. Среди программ последних лет, направленных на обучение здоровому образу жизни, можно отметить:

  • Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич, Т.О. Калинина «Валеология - основы безопасности жизни. Пособие к курсу валеологии «Я и моё здоровье»

  • «Педагогика здоровья» под. ред. В.Н. Касаткина

  • А.В.Родионов «Физическое развитие и психическое здоровье», «Я и другие»

  • Е.Л. Вишневская, В.А. Полесский «Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни».

Но как бы государство ни строило здравоохранительную политику, большую роль в сохранении и укреплении собственного здоровья играют индивидуальные установки и ориентиры, формирование у человека способности к целостному, интегративному поведению, направленному на реализацию своих возможностей в физическом и личностном совершенствовании, которые закладываются с детства, как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Поскольку здоровье закладывается в детстве, было проведено исследование среди школьников. Как показывают полученные данные, ценность здоровья как основная ценность здоровья жизни не является ключевой, что подтверждает необходимость формирования с раннего детства ценностного отношения к собственному здоровью, понимания того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Интересная статистика приведена в данной книге. Проводилось исследование особенностей личности педагогов - учителей физической культуры. Исследование этой группы специалистов обусловлено тем, что именно в силу специфики профессиональной деятельности, они обязаны способствовать формированию здоровья и его ценности у подрастающего поколения. Оказалось, что почти 36% опрошенных преподавателей физической культуры сами не совсем здоровы. 14,7 % - не любят свою работу и отбывают урочные часы как наказание. Учителя осознают фактор негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс.

Таким образом, приведённые данные показывают, что, прежде чем заняться деятельностью по сохранению и укреплению здоровья школьников, педагоги должны уделять внимание укреплению собственного здоровья.

Таким образом, очень остро встаёт проблема создания программы сохранения и укрепления здоровья с ранних лет, базирующейся на необходимости формирования ценности здоровья, содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни. И я считаю, что важную роль в этом процессе играют педагоги, поскольку, если педагог сам убеждённый сторонник здорового образа жизни, при этом он ещё убеждён в своей миссии пропагандировать это - он может добиться хороших результатов. В подтверждении этой мысли приведем слова великого английского врача Томаса Сиденгама: «Прибытие паяца в город значит для здоровья его жителей гораздо больше, чем десятки нагруженных лекарствами мулов». Если таковым будет педагог, успех решения проблемы практически обеспечен.

Работа в рамках такой программы может осуществляться в следующих направлениях:

  • Изучение резервов собственного здоровья.

  • Организация позитивного микроклимата в коллективе как условие сохранения и укрепления здоровья.

  • Организация здоровьесберегающего пространства.

  • Изучение правил здоровьесберегающего поведения.

  • Профилактика вредных для здоровья привычек и др.

Основными методами и методическими приёмами реализации программы по здоровьесбережению могут быть как групповые, так и индивидуальные виды работы (лекции, беседы, семинары, дискуссии, методы разбора конкретной ситуации, деловые и ролевые игры, психологические упражнения, тестирование, анкетирование, анализ ситуаций и собственных ощущений, тренинговые занятия и т.д.)

Конечно же главным источником укрепления здоровья является физическая культура и спорт - удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от неё в потребность. На мой взгляд, по своей сути вся работа дополнительного образования в нашем Доме творчества построена на здоровьесбережении, так как лечиться можно не только лекарствами, купленными в аптеке, но и произведениями искусства. Такой метод в науке называется «ассоциативная терапия произведениями искусства». Каждый из видов искусства - живопись, графика, кино, пение, танец, театр, скульптура - могут лечить в силу заложенного в них целительного начала. Мне бы хотелось остановиться на некоторых приёмах более подробно.

«Здоровье и песня»

Врачи единодушны во мнении, что пение полезно для здоровья. Причём речь идёт не о профессиональных певцах, примадоннах и оперных королях, а об обычных людях, которые просто любят петь. Чаще пойте, при этом помните, что песня должна быть из периода благополучия и здоровья!

В процессе пения улучшается кровообращение голосовых связок, благотворно пение влияет и на состояние расположенных в носоглотке языка, нёбных миндалин и многочисленных лимфатических узлов.

Любители петь или просто напевать себе под нос сами того не зная, повышают свой иммунитет!

При пении активируется работа головного мозга. Мозг начинает работать интенсивней, улучшается память, легче воспринимается любая информация. Частое пение, особенно на свежем воздухе, ведёт к появлению здорового румянца, имеет выраженное омолаживающее действие.

Если у вас проблемы с лёгкими, мучают частые бронхиты, занятие вокалом, вероятно, будет полезно. Как отмечают зарубежные пульмонологи, пациенты-астматики, которым рекомендовали посещать хоровую студию, уже вскоре после начала занятий почувствовали улучшение в своём состоянии.

«Рукоделие вместо врача»

Вязание крючком или на спицах помогает расслабиться и успокоиться. Замечено, что если ребёнок занимается рукоделием (вязанием, бисероплетением, вышиванием т.д.), он более усидчив, имеет меньше проблем в поведении и взаимоотношениях со сверстниками.

«Животные в доме»

Кошки, собаки, хомячки, птички и другие животные - хорошее средство, как формирования рационального режима дня, так и психотерапии. Дети, у которых есть домашние животные, меньше болеют, более ответственны и стрессоустойчивы. Индийские учёные установили, что присутствие в доме кошки или собаки заставляет организм детей активнее сопротивляться инфекциям, укрепляет иммунную систему.

При организации работы по формированию ценности здоровья необходимо помнить старую народную мудрость: «Если человека часто подбадривают - он учится верить другим; если человеку удаётся достигать желаемого - он укрепляется в надежде; если человек живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь».

И в заключение своего выступления, хотелось бы пожелать вам, уважаемые коллеги, крепкого здоровья и долгих лет жизни. А кто заинтересовался данной информацией или желает более подробно ознакомиться со статистикой и методиками использования здоровьесберегающих технологий на своих занятиях, можете взять книгу «Ценность здоровья: диагностика и технологии формирования», под ред. А.А. Дергача из серии «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей», 2011 г., выпуск №1 в методическом отделе.






Определения

(прочтите некоторые определения «здоровья» и выберите то, которое,

на ваш взгляд, наиболее точно выражает это понятие)


Здоровье - это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов. (Г.Л. Билич, Л.Н. Назарова)

Здоровье - это состояние организма человека, когда функции всех органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. (Большой энциклопедический словарь)

Здоровье - это процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. (В.П. Казначеев)

Здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести естественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. (Ю.П. Лисицын)

Здоровье - способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. (И.И. Брехман)

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Из устава Всемирной организации здравоохранения)

Таблица. Данные по владению специалистами знаниями о здоровье, его ценности и здоровом образе жизни (n=209 чел.) в % указано количество опрошенных, отметивших, что они имеют знания в этой области.

знания

школьники

студенты

специалисты

Знания о здоровье как ценности

11,6

23,2

38,2

Знания о личной гигиене

12,0

45,2

55,0

Знания о режиме дня

28,8

32,0

28,2

Знания о рациональном питании

16,8

58,2

46,6

Знания о влиянии экологии на здоровье

7,0

18,2

45,8

Знания о негативном влиянии вредных привычек на здоровье

56,8

58,4

58,4

Знания о психическом здоровье

-

14,0

68,4

Знания о технике безопасности

16,8

32,0

46,6




Список методов и методических приёмов

1. Приёмы коррекционной работы с людьми, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием. («Спрячем страхи» в рисунках, в реальных местах помещения, в воображаемом пространстве…)

2. « Любимая мелодия».

3. «Вспомним приятное прошлое», когда человек испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представляя эту ситуацию.

4. «Новая роль». Предлагается ярко представить себе образ для подражания (Любимый киногерой, авторитетный руководитель…), войти в эту роль и действовать в выбранном образе.

5. «Я - артист». Это упражнение на тренировку контроля над голосом и жестами, необходима тренировка перед зеркалом и «зрителями».

6. «Управляем своим дыханием».

7. «Сохраняй зрение!»

8. «Укрепляем зрение!»

9. «Физкультминутка для глаз»

10. «Жмурки»

11. «Строй глазки!»

12. «Упражнение с точкой на стекле (для профилактики и лечения близорукости)»

13. «Здоровье и компьютер».

14. «Если устала спина»

15. «Исцеляющее искусство»

16. «Здоровье и песня»

17. «Поём вместе с друзьями!»

18. «Рукоделие вместо врача»

19. «Животные в доме».

© 2010-2022