- Преподавателю
- Другое
- Презентация Апробация инструментов формирующего оценивания
Презентация Апробация инструментов формирующего оценивания
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Юдина О.А. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Мастер класс по ФО
1 слайд Стадия вызова: Все знакомы с картиной Федора Решетникова «Опять двойка». В моем представлении это апофеоз традиционной системы оценивания.
Уважаемые коллеги, в начале нашей работы хочу предложить вам провести экспресс-исследование по проблеме оценивания.
Для этого прошу вас ответить на предложенные вопросы. Мы выберем двух счетчиков, и тут же зафиксируем результаты. Давайте определимся, как мы отследим результаты, их можно обработать сразу, или потом.
2 - 3 слайд. Анкета для учителей (приняли участие ___ учителей начальных классов)
• 1. Удовлетворяет ли вас пятибалльная система оценки знаний
• Да %
• Нет %
• 2. Используете ли вы полностью шкалу оценок 5, 4, 3, 2
• Да %
• Нет %
• 3. Какие другие измерители подготовки учащихся вам больше всего импонируют:
• Десятибалльная - %
• Словесная (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) - %
• Рейтинговая - %
Иные - %
• 4. Используете ли вы в системе работы формирующее оценивание?
• Да - %
• Нет - %
• Затрудняюсь с ответом - %
• 5. Согласны ли вы с тем, что в начальной школе разумно оценивать уровень знаний не только отметкой, но и критериально?
• Да %
• Нет %
• Сомневаюсь %
Какие понятия для вас были новыми в методиках оценивания (формирующее оценивание, критериальное)?
Под формирующим оцениванием понимается (слайд 4)
оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда учащегося ориентируют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей ее
продолжения.
-
сосредоточено на сравнении успехов учащегося с его прежними достижениями.
-
Обратная связь своевременно и по возможности точно описывает сильные и слабые стороны учащегося
-
содержит предложения о дальнейшей деятельности, поддерживающей развитие учащегося.
-
эффективные способы как коллективной, так и индивидуальной работы, позволяющие учителям сформировать навыки, необходимые для эффективного и гибкого оценивания достижений учащихся.
Применение инструментов ФО позволит учителю творчески подойти к различным средствам и способам оценивания - переработать, создать на их
основе новые и применить в соответствующей учебной ситуации.
Чем формирующее оценивание отличается от итогового оценивания? (слайд 5)
· Центрировано на ученике.
фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно дает учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения о том, как улучшать и развивать учение.
· Направляется учителем.
предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо, помимо собственного класса.
· Разносторонне результативно.
оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растет их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учебе.
· Формирует учебный процесс.
Цель внутриклассного оценивания - улучшать качество уче-
ния, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно
почти никогда не является балльным и часто анонимно.
· Определено контекстом.
Это оценивание должно соответствовать определенным характеристикам и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин.
· Непрерывно.
Внутриклассное оценивание - это продолжающийся процесс,
который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.
(слайд 6) От традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию
Что надо изменить, для того чтобы успешно перейти к новой системе оценивания?
от
переход
к
Традиционных письменных работ
Творческим, исследовательским работам, тестам
Неявных критериев оценивания
Четким и прозрачным критериям оценивания
Оценивания учителем
Оцениванию при участии учащихся
Конкуренции
Сотрудничеству, сотворчеству
Оценки результата
Оцениванию процесса
Оценивания знаний
Оцениванию понимания, интерпретации, анализа и синтеза
Значимости и важности оценки
Значимости учения
Итогового, суммарного оценивания
Развивающему оцениванию
( слайд 7)Наша творческая группа освоила и активно применяет следующие стратегии оценивания - это методы, которые учитель использует для сбора информации об учебных достижениях учащихся.
(слайд 8)
-
Карта понятий
-
Шкала самооценки
-
Составление тестов
-
Недельные отчеты
-
Минутный обзор
-
Оценочные рубрики
Карта понятий: (слайд 13)
Карта понятий представляет собой иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области, какой её видит ученик, преподаватель или эксперт. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:
-
проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;
-
проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;
-
оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.
Карты понятий используются учителями на уроках химии (слайды 14,15,16); на уроках русского языка (слайды 17,18,19,20)
Шкала самооценки:(слайд 22,23, 24.,25)
Основная цель учителя развивать у ребенка объективную сторону самооценки. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научиться не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научиться эту трудность преодолевать. Ученик должен четко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться».
Составление тестов: (слайд 25-30)
Ученики пишут по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлектировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста.
. Можно также использовать вопросы для экзамена, для проверочной работы, для работы с учениками, плохо освоившими материал, предварительно их обработав.
Минутный обзор: (слайд 34-37)
В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель - получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе. Что делать с полученными данными:
Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников.
Недельный отчет:(слайд 38-42)
Недельные отчёты - это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
-
Чему я научился за эту неделю?
-
Какие вопросы остались для меня неясными?
-
Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Читая отчёты, преподаватель может:
-
Узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников.
-
Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса.
-
Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность («метакогнитивные процессы»).
Оценочные рубрики:(слайд 31,32, 33)
Довольно часто ученики, получив оценку, говорят: «Я не понимаю, чего от меня хотят!» или возмущаются: «Почему «4», а не «5»?» Ученики должны понимать, каких достижений мы от них ожидаем при оценивании и, что наиболее важно, какими критериями при этом пользуемся. Рубрики обеспечивают приемлемый путь для взаимодействия с учениками и совместной выработки учебных целей и критериев их достижения.
Рубрики это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.
-
Слайд 9. Что необходимо учащимся для критериального оценивания?
-
Знание и понимание учащимися цели обучения;
-
критериев оценивания;
-
умение анализировать свою работу (Рефлексия)
-
Давайте составим алгоритм действий учащегося при критериальном оценивании:
-
1. Определение цели работы
-
2. Разработка критериев
-
3. Оценочная деятельность по инструментарию
-
4. Рефлексия оценочной деятельности
-
Проверим:
Слайд 10.
Слайд 11. Мы видим примерные критерии, рядом критерии оценки выступления. Оцените по критериям работы на слайдах 12-13.
Рассмотрим еще один из приемов оценивания (формирующее оценивание).
Рефлексия
Слайд 14. «Минутный обзор» (подведение итога)
После объяснения новой темы урока учитель объединяет учащихся в группы. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», « Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.
Слайды 37-38 Вашему вниманию представлена литература по формирующему оцениванию.