• Преподавателю
  • Другое
  • Беседа по первоначальной профориентации на тему: Все профессии важны - все профессии нужны

Беседа по первоначальной профориентации на тему: Все профессии важны - все профессии нужны

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Беседа на тему «Все профессии важны - все профессии нужны».

Цель:

Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий.

Задачи:

1. Воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда.

2. Усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии.

3. Формирование комплекса мотивов выбора профессии: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям, удовлетворение материальных потребностей.

Ребята, уже в 7 классе вы стоите на пороге профессионального самоопределения, хотя и первоначального. Нашу беседу я хотела бы начать строчками стихотворения В.Маяковского для детей, он с очень взрослым смыслом:

У меня растут года

Скоро и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем мне заниматься?»

И действительно, пройдет совсем немного времени и перед Вами встанет нелегкий выбор, от которого, будет зависеть Ваша жизнь.

Как же принять правильное решение, о котором не пришлось бы потом пожалеть? Выбор профессии - один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают. Что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения. Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», а не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось». Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и далеко не всегда все получается так, как мы хотим.

Например: Человек всю жизнь мечтает стать музыкантом. У него действительно есть талант. Он поступает в консерваторию, но по окончании вынужден заниматься, скажем, коммерцией, чтобы прокормить семью.

Как вы считаете, как может сложиться жизнь этого человека?

Дети высказываются. Учитель всех выслушивает.

Учитель.

В лучшем случае он будет рад, что живет в достатке, но с другой стороны он будет всю жизнь жалеть, что так и не осуществил свою мечту, не реализовал свой талант. Возможно, будет чувствовать себя неудачником, считая, что принес бы больше пользы себе и людям, будучи музыкантом. На этой почве у него может развиться чувство неудовлетворенности.

Как Вы, считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь при выборе профессии?

Дети высказываются (о престижности профессии, о зарплате, приводят пример родителей, рассказывают о своих интересах).

Учитель. Вы правы, фактор престижности в настоящее время часто имеет место быть при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень быстротечна.

Следовательно, какую мы можем вывести формулу успешного выбора?

На самом деле выбор профессии «стоит на трех китах»: ХОЧУ, МОГУ, НАДО.

Давайте подробнее на них остановимся:

ХОЧУ - личные цели, интересы, потребности.

МОГУ - учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья. Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»

Как вы понимаете это высказывание? Высказываются дети.

(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).

Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это - счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.

А как это можно назвать одним словом? (Призвание) Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.

Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим - постоянные командировки и экспедиции. Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.

Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.

НАДО - потребности рынка труда. В мире существует более 50! 000 профессий. Одни из них очень распространенные - врач, учитель, продавец… Другие насчитывают единицы.

Какие редкие профессии вы знаете? (суфлер, океанолог) Одни профессии очень древние, другие же появились совсем недавно. Порой, даже не каждый взрослый человек может объяснить, что за род деятельности скрывается за тем или иным названием. Например, клипмейкер, промоутер, мерчендайзер….

А какие современные профессии вы можете назвать?

Дети отвечают. Попробуйте объяснить суть работы человека этой профессии. Какими качествами он должен обладать? (если дети затрудняются, учитель предлагает какие-либо определенные профессии и сам объясняет суть работы людей этих профессий).

А кем бы вы хотели стать? Почему?

Мы с Вами уже обсудили какими факторами необходимо руководствоваться при выборе профессии. Чтобы облегчить выпускникам эту задачу ученые многих стран пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А.Климова. Давайте вспомним ее. Я буду давать определения категорий, а вы назовите профессии, которые можно отнести к той или иной категории.

Человек - природа - этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы (ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог).

Человек - техника - люди этого типа работают с техническими устройствами (пилот, водитель, слесарь, электрик).

Человек - человек - обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них (учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод).

Человек - знаковая система - люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ).

Человек - художественный образ - людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта (художник, композитор, актер, поэт).

Сегодня мы с вами проведем тест, чтобы посмотреть, к какому типу профессий вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.

Я предлагаю двум ученикам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, став на минуту оптимистом, другому - отрицательные качества профессии, став на минуту пессимистом. А вы, ребята, им поможете. Итак, например, очень популярная в наше время профессия - журналист. Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.

Оптимист:

1. Работа имеет огромное общественное значение;

2. Высокая заработная плата;

3. Встречи с интересными людьми;

4. Командировки, дающие возможность многое увидеть;

5. Использование современной техники.

Пессимист:

1. Трудности, связанные с устройством на работу;

2. Частые командировки, осложняющие личную жизнь;

3. Трудности получения образования (наличие печатных работ);

4. Большая ответственность;

5. Нервные перегрузки;

6. Ненормированный рабочий день;

7. Постоянное общение с людьми.

Некоторые профессиональные навыки необходимо осваивать с раннего детства. К таким профессиям относятся музыка, хореография, изобразительное искусство. Такие дети посещают специальные школы, кружки при Домах Творчества, Домах Культуры, Дворцах Спорта. И им приходится очень много трудиться уже сейчас.

Давайте поиграем в игру: «Угадай профессию»:

1.Человек, который планирует, как будет выглядеть то или иное здание и вместе с другими строит его. Заботится о том, чтобы это здание было красивым и удобным. Сначала здание он создаёт на бумаге, чертит, рисует (архитектор).

2. Это самый большой друг животных, он их лечит, помогает им, если они попали в беду, заболели (ветеринарный врач).

4. Водит воздушные лайнеры (пилот).

А корабли по водам рек, морей и океанов водит кто? (капитан)

5. Специалист, отвечающий за постановку фильмов, спектаклей, мюзиклов (режиссёр).

6. Владелец или управляющий банком (банкир).

7. Человек, который приносит людям письма, телеграммы, извещения на посылки, заказные бандероли, разносит газеты, журналы (почтальон).

8. Это человек, который не допускает, чтобы в газетах и журналах были допущены ошибки, отсутствовали запятые, искажён или непонятен читателю смысл текста (корректор).

9.Человек, имеющий своё дело (бизнесмен).

10. Эта замечательная профессия даёт людям насладиться вкусной едой и удивиться тому, как красиво её можно подать на стол (повар).

- На свете очень много различных профессий и все они важны и почётны, начиная с дворника и заканчивая учёным академиком. Представьте, что все дворники не вышли на работу. Что бы случилось бы с нашими улицами через неделю? К чему бы это привело? (дети отвечают).

- Правильно. Наши улицы превратились бы в свалки.

- Без хлеборобов и пекарей мы бы остались без хлеба.

- Без учителей все были бы безграмотными.

- Без учёных мир перестанет развиваться и прогрессировать, что привело бы к упадку всего человечества.

- Ребята уже сейчас вы должны задуматься над тем, каким видом труда вы хотели бы заниматься.

Вывод: Выбирая любую профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален. Каждый может выбрать себе будущую профессию, исходя из своих способностей и возможностей. «Все профессии важны, все профессии нужны», - говорится в старой поговорке. И это правда. Самое главное - среди множества профессий найти свою, совершенствоваться в ней и приносить пользу людям.



© 2010-2022