- Преподавателю
- Другое
- СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Раздел | Другое |
Класс | 12 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Дементьева А.Е. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дементьева А.Е.,
мастер производственного обучения
ГПОУ «Беловский многопрофильный техникум»
г.Белово Кемеровской области
e-mail:[email protected],
тел.: 89511706615
В конце ХХ в. человечество вступило в стадию, получившую название информационное общество. Это общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве.
Кризис системы профессионального и общего образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни и образовательной системой, ее целями, видами, содержанием и технологиями обучения. Традиционная технология обучения (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам студент, выступающий не как объект, а как субъект обучения.
Инновационное образование ориентируется на студента и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Их интересы - духовные, интеллектуальные, культурные - служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования. Инновационное образование предполагает высокий уровень самостоятельности студента, его способности к самоуправлению, от преподавателя требуется высокий уровень педагогической компетентности, инициативности и технологической функциональной грамотности.
Ключевым понятием инновационного образования является понятие «профессионализм».
Большинство педагогов под профессионализмом понимают:
- определенный уровень мастерства решения профессиональных задач;
- способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности;
- творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений;
- высокий интеллектуально-личностный уровень развития;
- наличие ключевых квалификаций и компетенций.
Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных.
Инновация- это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество.
Целями инновационного образования являются:
- обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития
студента;
- создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления;
- научение методологии нововведений в социально-экономической и
профессиональной сферах.
Инновационное образование ориентируется на студента и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Их интересы - духовные, интеллектуальные, культурные - служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования.
Итак, инновационное образование выстраивает учебный процесс как движение от социальных и общекультурных знаний и умений своей профессии (от профессии к культуре) к технологическим, дающим ему понимание способов и методов решения профессиональных задач, а от них к методологическим, позволяющим отслеживать динамику изменения качества своей профессиональной деятельности.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:
• интенсивное развитие личности студента и педагога;
• демократизацию их совместной деятельности и общения;
• гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
• ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу
студента в формировании себя как будущего профессионала;
• модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.
Внедрение новых идей науки и перевод учебных заведений в новое качественное состояние, зависит от освоения новых образовательных технологий педагогами и от работы по переподготовке преподавателей. Судьба инноваций напрямую зависит от становления субъектности педагога, так как «личность учителя и его мировоззренческие установки являются непосредственным содержанием образования». Есть три обязательных условия для освоения любой педагогической инновации - это: понимание, рефлексия и личностная подготовленность.
Инновационность в образовании означает реализацию трёх целевых установок в комплексе: формирование специальных знаний, умений и навыков; формирование профессионального мировоззрения; формирование личности студента средствами обучения. С позиции личностно-ориентированного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Только с этих позиций и можно относиться к студенту как партнеру педагогического общения, как самобытной и интересной для преподавателя личности.
Учебная деятельность студента определяется, прежде всего, мотивационной сферой его личности. Ведущими в учебной деятельности являются два типа мотивов - мотивация достижения и познавательная мотивация. Поскольку успеваемость студентов зависит не столько от природных способностей, сколько от развития учебной мотивации, а точнее - от профессиональной мотивации.
Рост уровня профессионализма связан с осмыслением и совершенствованием приемов и технологий реализации собственных функциональных обязанностей.
Такими характеристиками профессионализма являются:
- способность успешно выполнять профессиональную деятельность;
- подготовленность к стабильному продуктивному труду;
- профессиональное мастерство в реализации функций и обязанностей;
- творческое овладение исследовательско-инновационным стилем
профессиональной деятельности.
Важным условием развития инновационного типа мышления студентов является их участие в исследовательской работе. Исследовательская работа постоянно ставит студента в проблемную ситуацию, позволяет увидеть противоречия в исследуемых объектах, почувствовать проблемы, интенсифицирует работу интеллекта, развивая креативность мышления, воображение, любознательность, потребность в нестимулированном чтении профессиональной литературы, способность к саморефлексии.
Основными показателями профессиональной компетентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.
Таким образом, инновационно-ориентированная среда колледжа и включение студента в приоритетные для него виды деятельности являются наиболее значимыми условиями формирования инновационных компетенций студентов, так как позволяют каждому студенту быть включенными во взаимодействие через создание, внедрение и рефлексию новшеств, осознавать себя как творческую индивидуальность в общественной, учебной и профессиональной деятельности.
При современных педагогических условия, которые способствуют формированию инновационного мышления участников образовательного процесса, мы видим ожидаемый результат программы развития - наш выпускник колледжа: успешен, конкурентоспособен, легко адаптируется к новым условиям. Для него значимы общечеловеческие ценности: доброта, гуманизм, справедливость, патриотизм, толерантность.