- Преподавателю
- Другое
- Программа курса Основы черчения-элективный курс для 9-10 классов, основы графической культуры
Программа курса Основы черчения-элективный курс для 9-10 классов, основы графической культуры
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Панкова Т.А. |
Дата | 09.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Элективный курс «Основы черчения» направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.
Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей.
Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного, логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач.
Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решении творческих задач.
Этапы связаны с деятельностью по распознанию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Курс рассчитан на учащихся 10- 11 классов, 1 час в неделю, всего 35 часа.
Элективный курс «Основы черчение » разработано таким образом, что при его проведении реализуются межпредметные связи с
рядом общеобразовательных предметов:
- с изобразительным искусством
- с геометрией
- с конструированием
- с черчением
- технологией
Цель курса:
-
приобщение к графической культуре, заложить основы подготовки учащихся к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности, процессу её самоопределения и самореализации в будущей профессиональной карьере
Задачи курса:
-
изучение графического языка общения, передаче и хранении информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения её на плоскости;
- развитие логического и пространственного мышления статических, динамических пространственных представлений ;
-развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве
-
формирование умений применять геометро-графические знания и умения для решения различных прикладных задач;
-
формирование и развитие эстетического вкуса.
Учащиеся должны знать:
- проецирование на одну, две и три плоскости проекции;
- о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии);
-приемах выполнения технических рисунков;
Учащиеся должны уметь:
-
правильно пользоваться и обслуживать чертежные инструменты;
-
использовать ГОСТ в чертежах
- применять графические знания и умения в быту, деловом общении, бизнесе.
Методы обучения :
- объяснительно- иллюстративный
- исследовательский
- практически- графический
- проектно- творческий
Ожидаемые результаты:
Элективный курс «Основы черчение » позволит школьникам выстроить личностную образовательную траекторию, определив, насколько необходимо им получение графического образования. Раскроет возможности графических дисциплин в формировании логического и пространственного мышления, покажет применение графических знании и умений в быту, деловом общении, бизнесе.
Формы контроля
- самостоятельная работа
- тестовая работа
- графические работы
- творческие задания
Содержание курса
-
Техника выполнения чертежей и правила их оформления. (3 часа)
-
Чертежи в системе прямоугольных проекций. ( 3 часа)
-
Получение аксонометрических проекций. (3 часа)
-
Чтение и выполнение чертежей. (7 часов)
-
Эскизы. (1 час)
-
Сечения и разрезы. (10 часов)
-
Сборочные чертежи . (5 часов)
-
Чтение строительных чертежей . (1 час)
Литература для учителя:
-
А.Д.Ботвинников В.Н.Виноградов И.С.Вышнепольский «Черчение» Москва, «Просвещение» 2003
-
«Карточки-задания по черчению» Москва «Просвещение» 1985
3.Степанова В.В. «Черчение» Москва «Просвещение» 2010
4.В.В. Подшибякин «Черчение практикум» 2006
5. «Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях» 2007
Литература для учащихся:
-
.Ботвинников В.Н.Виноградов И.С.Вышнепольский «Черчение» Москва, «Просвещение» 2003
-
«Карточки-задания по черчению» Москва «Просвещение» 1985
-
Степанова В.В. «Черчение» Москва «Просвещение» 2010
Календарно - тематическое планирование
№ уроков | Дата | Тема урока (обобщено) | Программный материал (кратко) | Графическая и практическая деятельность учащихся | Разделы учебника | Примечание | |
факт | прогн | ||||||
1 | 7.09 |
| Введение | Графический язык. Чертеж. История развития чертежа. Чертежные инструменты
| Ответы на вопросы | Введение. § 1 |
|
2
3 | 14.09
21.09 |
| Понятие о стандартах | Стандарты. Форматы. Основная надпись.
Линии. Шрифт. Нанесение размеров. Масштабы
| Упр. 2, 3, 5, 6 (из учебника) проведение линий,выполнение надписей, нанесение размеров | §2 |
|
4 5 | 28.09 5.10 |
| Прямоугольное проецирование | Проецирование. Выполнение изображений на трех плоскостях проекций | Упр. 7, 8, 9; сравнение изображений, проведение отсутствующих линий, дочерчивание проекций и др.
| §3,4 |
|
6 | 19.10 |
| Виды. Местные виды
| Виды | Выполнение чертежей в двух или трех видах. | §5 |
|
7 8 | 26.10 2.11 |
| Аксонометрические проекции | Прямоугольная изо- метрия: способы построения | Упр. 11 (изо- метрия), 15; построение проекций плоских фигур, овалов, объемных предметов
| §6- 8 |
|
9
| 9.11 |
| Технический рисунок | Технический рисунок | Упр. 17, 18; выполнение технических рисунков
| §9 |
|
10 | 16.11 |
| Графическая работа № 1 | Чертеж детали в трех видах | Выполнение чертежа в трех видах по наглядному изображению детали
| Рис. 99, с. 78, п. 2 из Гр.р. 4 |
|
11 | 30.11 |
| Анализ геометрической формы | Понятие о формообразовании. Анализ геометрической формы предметов. Чертежи геометрических тел
| Упр. 19; анализ формы предмета по чертежу, решение занимательных задач | § 11 |
|
12 | 7.12 |
| Проекции геометрических элементов предмета | Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней | Упр. 21-29: сравнение изображений, построение проекций точек, расположенных на поверхностях предмета
| § 12 |
|
13 | 14.12 |
| Порядок построения изображений | Способы выполнения чертежей на основе анализа формы | Упр. 30, 31, 35; выполнение чертежей по описанию, сравнение изображений, дочерчивание видов, построение отсутствующих проекций
| §13 |
|
14 | 28.12 |
| Определение количества видов. Нанесение размеров | Определение необходимого и достаточного количества видов. Выбор главного изображения на чертеже. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов
| Упр. 37-38; построение чертежей деталей, нанесение размеров, сокращение количества изображений на чертеже | § 14 |
|
15 | 11.01 |
| Геометрические построения | Выполнение чертежей с использованием геометрических построений
| Упр. 41; выполнение чертежа детали с применением сопряжений и других построений | § 15 |
|
16 | 18.01 |
| Графическая работа № 2 | Чертеж детали | Выполнение по наглядному изображению чертежа детали, содержащей сопряжения
| Рис. 138, с. 106, Гр.р. 6 |
|
17 | 25.01 |
| Чтение чертежей | Способы чтения чертежей | Упр. 42; чтение чертежей, решение занимательных задач,задач на преобразования
| § 17 |
|
18 | 1.02 |
| Эскизы. Графическая работа № 3 | Применение метода прямоугольного проецирования для выполнения эскизов | Выполнение эскиза детали с натуры (с нанесением размеров) и ее технического рисунка
| §18 с. 122, Гр.р. 9 |
|
19 | 8.02 |
| Сечения | Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений | Упр. 46-47: сравнение изображений, словесное описание геометрической формы детали
| §20- 22 |
|
20 | 15.02 |
| Графическая работа № 4 | Чертёж (эскиз ) детали с выполнением сечений | Выполнение необходимых сечений по чертежу или наглядному изображению
| С. 135, рис. 177, Гр. Р. 12 |
|
21 22 | 1.03 8.03 |
| Разрезы | Простые разрезы. Обозначение разрезов. Местные разрезы | Упр. 48-54; сравнение изображений, дополнение чертежей штриховкой и отсутствующими линиями, построение разрезов
| §23- 24 |
|
23 | 15.03 |
| Соединение вида и разреза | Соединение вида и разреза | Упр. 55-57; сравнение изображений, выполнение чертежей с соединением вида и разреза
| § 25 |
|
24 25 | 22.03 29.03 |
| Особые случаи при выполнении разрезов. Разрезы в аксонометрических проекциях | Графическое обозначение материалов на чертежах. Разрезы (вырезы) в прямоугольной изометрии
| Выполнение эскизов и чертежей деталей с применением разрезов, технического рисунка с вырезом; чтение чертежей | §26-29 |
|
26 | 12.04 |
| Графическая работа № 5 | Чертёж детали с применением разрезов | Выполнение по заданным видам детали необходимых разрезов и изометрической проекции с вырезом
| С. 153, рис. 201, Гр. р. 13 |
|
27 | 19.04 |
| Чертежи соединений деталей | Общие сведения об изделии. Условное изображение и обозначение резьбы. | Изображение и обозначение резьбы на чертежах, выполнение эскизов деталей с резьбой. Чтение чертежей.
| §30-32 |
|
28 | 26.04 |
| Графическая работа № 6 | Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений | Выполнение чертежа одного из резьбовых соединений (с натуры или по наглядному изображению)
| §30-32 |
|
29 30 | 3.05 10.05 |
| Сборочный чертёж | Изображение на сборочном чертежей. Размеры, номера позиций, штриховка. Чтение чертежей сборочных единиц
| Упр. 63-65, 67, 69,; ответы на вопросы по чертежу, чтение сборочных чертежей | §34-36 |
|
31 | 17.05 |
| Деталирование | Деталирование сборочных чертежей | Выполнение эскизов, рисунков ,деталей по сборочному чертежу | §37 |
|
32 | 24.05 |
| Практическая работа № 7 | Конструирование | Разработка конструкции одной из деталей сборочной единицы. Выполнение фрагмента сборочного чертежа
| С. 207, Пр. р. 20 |
|
33 | 31.05 |
| Контрольная графическая работа № 8 | Чертёж детали | Выполнение сборочному чертежу чертежа одной детали | С. 207, Г.р. 19 |
|
34 |
|
| Общие сведения об архитек-турно-строительных чертежах.Генеральный план, разработка, чтение и выполнение |
| Доклады и сообщения о графических средствах информации, истории, применении
|
|
|
35 |
|
| Обобщение знаний |
| Доклады и сообщения о графических средствах информации, истории, применении
|
|
|