Родительское собрание на тему Нравственное воспитание в семье

Цели родительского собрания на тему "Нравственное воспитание в семье" - показать разнообразие отношений между людьми, доказать необходимость дружеских отношений  в коллективе: от отношений учащихся друг ко другу зависят настроение и чувства каждого. Очень важно осознавать.что семья - это люди, связанные чувством и ответственостью друг за друга.В повседневной жизни очень нужна доброта и отзывчивость людей друг к другу. Собрание начинается  с выступления учителя на тему "Нравственные отношения в с...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кандакова Г.В.

Родительское собрание на тему: « Нравственное воспитание в семье»

Цели:

  1. Показать разнообразие отношений между людьми. Доказать необходимость дружеских и товарищеских отношений в коллективе: от отношений учащихся друг к другу зависят настроение и чувства каждого.

  2. Осознать, что семья- это люди, связанные чувством и ответственностью друг за друга.

  1. 3. Показать, что в повседневной жизни очень нужна доброта и отзывчивость людей друг к другу.

План:

  1. Выступление учителя: «Нравственные отношения в семье и обществе».

  2. Работа родителей в творческих группах : « Подумаем вместе ». Обсуждение проблемных ситуаций.

  3. Взаимообмен родителей опытом нравственного воспитания в семье. (Выступление 3 - 4 родителей, заранее подготовленных.)

  4. Чтение статьи Л. Ларнеда «Раскаяние отца» не столько для обсуждения, сколько для раздумий. (У каждого родителя - распечатка статьи.)

Выступление учителя:

Основы нравственности закладываются прежде всего в семье. Именно в семье дети приобретают первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях друг с другом. В семье ребёнок получает информацию о событиях, происходящих в окружающем мире и их оценку из уст родителей и старших. В семье с первых лет жизни дети знакомятся с социальными и нравственными ценностями. И здесь большое значение имеет микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями , их отношение к происходящему вокруг. Если, например, родители в присутствии детей искренне радуются творческому успеху и признанию своего коллеги по работе, только что построенному в городе дому, производственному успеху коллектива или новой нашей победе в космосе, то эта радость, это положительное отношение к происходящему непременно передаются детям.

Личный пример родителей, их труд, знания, идейные установки, моральный облик - всё это играет существенную роль в приобретении детьми лучших человеческих качеств. Ведь всё, что видит и чувствует ребёнок в ранние годы, оставляет в его сознании глубокий неизгладимый след. В хорошей дружной семье он мечтает о подвиге, стремится стать настоящим человеком. У наших детей разные способности, разные склады характера, разные увлечения. Одним природа подарила талант по- особому воспринимать мир звуков, другим- видеть мир красок, третьим- усматривать связи между явлениями. Но тех и других, и третьих мы должны, провожая в самостоятельную жизнь, наградить талантом человечности. - Кем ты хочешь быть? - спрашиваем у ребёнка, имея в виду его будущую профессию, занятие, призвание. А ведь прежде всего должно волновать каким будет он, наш питомец? Вырастет он эгоистичным, равнодушным к людям, озабоченным лишь собственным благополучием , или благородным и гуманным, мужественным и щедрым душой? Фундамент нравственности заложен в человечности доброте. Воспитывая доброту надо помнить, что человек, испытавший на себе добросердие других , сам становится лучше, отзывчивей к чужому горю, к чужой беде. В вопросах воспитания большое значение имеет правильное понимание счастья, в частности счастья наших детей. Следует помнить, что счастье не есть состояние безоблачного постоянного спокойствия духа, не есть непрерывно радостная праздничность, вечно длящееся наслаждение. Счастье обязательно подразумевает будничные стороны жизни: труд, волнение, тревоги, заботы, без которых трудно себе вообразить «звёздные часы» необычайной радости, удачи.

Воспитание - сложный педагогический процесс, требующий немалых трудовых и волевых усилий. Поэтому по вопросу воспитания детей часто можно слышать сетования учителей и родителей друг на друга. Раньше, мол, было проще. Одна - единственная мать в дни войны ,голода и холода, смертельной опасности поднимала и ставила на ноги пятерых- шестерых детей, и ни за одного из них ей краснеть не приходилось. Однако мы забываем при этом, что в те тяжёлые времена воспитывали не только мать и старшие братья и сёстры, но и суровые условия жизни, и ,конечно, труд, чтобы выжить. А возможность учиться, посидеть за книгой воспринималось детьми как великое благо. Теперь же ,когда наши дети обуты и одеты, не испытывают ни в чём недостатка, воспитывать их труднее. Мы , родители, волнуемся за хорошую успеваемость и примерное поведение ребёнка и зачастую не умеем поставить его в ситуацию, в которой он должен отстаивать свои убеждения, сражаться за свои идеалы, совершать поступки, соответствующие этим идеалам и убеждениям. Поэтому-то и нелегко порою ответить на вопрос, каков наш ребёнок на деле: храбрый или трус, лжив или честен, настойчив или безволен. Ведь и нравственную воспитанность ребёнка мы оцениваем по внешним признакам: ответил урок или нет, послушался учителя или нагрубил, убрал комнату или оставил неубранной, навестил больного товарища или просидел у телевизора. Но одни только внешние показатели могут быть обманчивыми. Важно знать, с каким чувством дети всё это делают.

Радостно выполняемое поручение, чуткое отношение к товарищам, доброта, проявленная к более слабому, умение быть верным и последовательным, желание бороться за справедливое дело- все эти качества и определяют нравственный облик ребёнка.

В воспитании детей следует учитывать их законное стремление к широкому общению со сверстниками, желанию чаще проводить время с друзьями. Нередко родители по той или иной причине стремятся оградить своего ребёнка от общения с одноклассниками. Однако такие ограничения приводят к конфликту детей со взрослыми, вызывают у ребёнка обиду, чувство ущербности. Надо не запрещать сыну или дочке общаться с друзьями, а создать условия для плодотворного общения, придать ему положительную нравственную, культурную и эстетическую направленность. Только делать это следует тактично, ненавязчиво, не вызывая у ребёнка внутреннего сопротивления.

А.С. Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (Макаренко А.С. «Книга для родителей», 1968г. с.289). В вопросах нравственного воспитания большую помощь могут оказать книги:

  1. 1 .Андреев Ю. «Откровенный разговор». М.,1986.

  2. Балабанова И.П. «Счастливая этика». М.,1997.

  3. Дорохов А. «Это стоит запомнить». М.,1997.

  4. Козлов Н. « Философские сказки». Ростов-на-Дону: Феникс,1994.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях. Что же мы должны знать о своём ребёнке, чтобы правильно его воспитывать?

«Азбука нравственного воспитания» рекомендует знать следующее: - Есть ли друзья у вашего ребёнка и кто его лучший друг? Как дружит ребёнок? - В общении с детьми он любит командовать или подчиняться? Умеет ли он организовать игру или только участвует в ней? Готов ли прийти на помощь своим друзьям? Всегда ли помогает или только когда его просят? Радуется он успехам товарищей или завидует им? - Каким тоном он разговаривает с детьми? Делится ли с ними игрушками, лакомствами? -В какие игры любит играть и почему? Заботится ли он о своих близких? Что интересует ребёнка? -- Чем увлекается он?

Как видите, знать о ребёнке надо многое, чтобы своевременными целенаправленными действиями предупредить формирование нежелательного качества личности.

2. Работа родителей в творческих группах: «Подумаем вместе». Обсуждение проблемных ситуаций.

Ситуация 1. Моя дочь получила двойку за контрольную работу. Придя домой равнодушно заявила: «Мама, я не одна двойку получила. Даже Ира Иванова! И Стёпа Петров! Ваши действия.

Ситуация 2. Мой ребёнок - участник конфликта. Он подрался с одноклассником, очень сильно обидел его. Придя домой заявил: « Я не виноват, это Гоша Лисин попросил…». Ваши действия.

Ситуация 3.

Мой сын отказывается дружить с Радиком Беловым и Сашей Степновым (своими одноклассниками). Ваши действия.

Ситуация 4. Девочки учатся в одном классе, пытаются дружить, хоть и постоянно ссорятся. Как быть их мамам, каким образом помочь своим детям правильно выстроить отношения?

Ситуация 5. Мой ребёнок часто устраивает истерики, если я не покупаю ему дорогую вещь. Ваши действия.

Ситуация 6. Ребёнок получил двойку. Дома объясняет маме: «Представляешь, у Леры Зотовой написано намного хуже и ошибок больше, а ей оценку лучше поставили. Просто Мария Ивановна не любит меня и придирается ко мне». Ваши действия.

3.Взаимообмен родителей опытом нравственного воспитания в семье. (3-4 человека, заранее подготовленные)

4. Чтение статьи Л. Ларнеда « Раскаяние отца» не столько для обсуждения, сколько для раздумий.

«Раскаяние отца» (Л. Ларнед).

Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь: твоя маленькая рука подложена под щёку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула волна раскаяния. Я пришёл к твоей кроватке с осознанием своей вины. Вот о чём я думал, сын: я сорвал на тебе своё плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу , т. к. ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что - -то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился гулять, а я торопился к поезду, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!». - Я же - нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем ,в конце дня, всё началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дырки. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти впереди меня. Чулки стоят дорого - и если бы ты должен был купить их на свои деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошёл затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты раздражённый тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. « Что тебе нужно?» - резко спросил я. Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал.

Твои ручки сжали меня с любовью, которую даже моё пренебрежительное отношение не могло иссушить. А затем ты ушёл, семеня ножками, вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка придираться, распекать - такова была моя награда тебе за то, что ты - маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя. Всё дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.

А в твоём маленьком сердце так много здорового, прекрасного и искреннего. Твоё маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоём стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну.

Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришёл к твоей кроватке в темноте, пристыженный, приклонил перед тобой колени! Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я сказал тебе всё это, когда ты проснёшься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь и смеяться, когда ты смеёшься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздражённое слово. Я постоянно буду повторять: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик.

Боюсь, что я мысленно в тебе видел взрослого мужчину. Однако сейчас, когда я вижу тебя, сын, устало съёжившегося в своей кроватке, я понимаю, что ты ещё ребёнок. Ещё вчера ты был на руках у матери ,и голова твоя лежала у неё на плече. Я требовал слишком многого, слишком многого.

5. Заключительное слово учителя (родителей - по желанию).

© 2010-2022