Дарвинская площадка (опытническая работа)

Дарвинская площадка в школе была создана с целью наблюдения за последовательностью заселения растений в естественных условиях на разных видах грунта. Наблюдая за появлением, ростом и развитием растений учащиеся знакомятся с различными примерами проявления внутривидовой и межвидовой борьбы растений за существование, сменой растительных сообществ, способами заселения различных видов растений. В ходе наблюдений углубляются биологические и экологические знания учащихся. Для создания Дарвинской площадки была выбрана ровное место квадратной формы размером 2,5м2 X 2,5м2. Площадка разбита на 4 ровные делянки размером 1 м2 х 1 м2.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дарвинская площадка.

Дарвинская площадка школы была заложена в ноябре 2010 года.

Для создания Дарвинской площадки была выбрана ровное место квадратной формы размером 2,5м2 X 2,5м2. Площадка разбита на 4 ровные делянки размером 1 м2 х 1 м2. Верхний слой земли снят на 0,5 метра в каждой делянке, засыпан слоем песка на 10 см. и утрамбован, затем уложен слой шлака 15 см. В первую делянку сверху шлака был насыпан слой гравия 25 см, во 2 делянку - серая глина, в 3 - песок и в 4 - белая глина. Площадка обложена доской.

Дарвинская площадка в школе была создана с целью наблюдения за последовательностью заселения растений в естественных условиях на разных видах грунта. Наблюдая за появлением, ростом и развитием растений учащиеся знакомятся с различными примерами проявления внутривидовой и межвидовой борьбы растений за существование, сменой растительных сообществ, способами заселения различных видов растений. В ходе наблюдений углубляются биологические и экологические знания учащихся.

ДАРВИНСКАЯ ПЛОЩАДКА



На дарвинской площадке легко и доступно можно провести опыт, показывающий угнетение или уничтожение одного вида другим.

На конкретном материале обучающиеся могут познакомиться с различными примерами проявления межвидовых отношений у растений.

В начале осени:

-выберите квадратную площадку в 4-9 кв.м;

-снимите с нее верхний слой земли в 0,5м;

-насыпьте вместо него слой чистого песка в 10см, хорошо утрамбуйте;

-затем слой гари в 15см;

-ещё слой песка в 25см;

-площадку огородить и окопать по периметру канавой на штык лопаты.

Весной начинайте наблюдения за появляющейся растительностью. Разделите площадку проволокой на квадраты, по 1 кв.м каждый, чтобы легче было подсчитать, сколько растений и каких видов заселяют площадку, как изменяется видовой состав растительности. Регистрацию растений производите три раза: весной, в середине лета и осенью.

Ведите записи:



№п\п

Название рода и вида растений

Число растений, зарегистрированных


весной

(дата)


летом

(дата)


осенью

(дата)





Работа рассчитывается на несколько лет, поэтому передайте задания и записи для продолжения наблюдений учащимся следующего класса.

Напишите отчет о проделанной работе.

На основании сравнения результатов подсчетов сделайте выводы о том, как изменяется видовой состав растительности на площадке.

В отчете ответьте на вопросы:

1. В какой последовательности появились виды на площадке? .

2. Какие виды вытесняют другие виды?

3. Как объяснить вытеснение одного вида другим в каждом случае?

4. Как могли попасть эти растения на площадку?

Из приведенных примеров заданий видно, как могут в работах на школьном участке сочетаться знания биологические с агрономическими.

План-схема дарвинской площадки





1





2





3





4



Условные обозначения:

Длина дарвинской площадки - 7м².

Ширина дарвинской площадки - 2,5м.

Размеры делянок - 1.5м х1.5м.

Делянка №1 обломки кирпича

Делянка №2 почва

Делянка №3 песок

Делянка №4 гравий

Дневник наблюдений



Делянка №1



№п\п

Название видов растений

Число растений, зарегистрированных


весной

(14.05.09)


летом

(16.07.09)


осенью

(17.09.09)


1

Вьюнок полевой




2

Марь белая




3

Пырей ползучий




4

Цикорий






5

Чертополох




6

Тимофеевка луговая




7

Щирица




8

Клевер ползучий




















Делянка №2

№п\п

Название видов растений

Число растений, зарегистрированных


весной

(14.05.09)


летом

(16.07.09)


осенью

(17.09.09)




1

Вьюнок полевой












2

Марь белая












3

Пырей ползучий












4

Цикорий












5

Чертополох












6

Тимофеевка луговая












7

Щирица












8

Клевер ползучий
































Делянка №3

№п\п

Название видов растений

Число растений, зарегистрированных


весной

(14.05.09)


летом

(16.07.09)


осенью

(17.09.09)




1

Вьюнок полевой










2

Марь белая












3

Пырей ползучий












4

Цикорий











5

Чертополох












6

Тимофеевка луговая












7

Щирица












8

Клевер ползучий




























Делянка №4

№п\п

Название видов растений

Число растений, зарегистрированных


весной

(14.05.09)


летом

(16.07.09)

осенью

(17.09.09)




1

Вьюнок полевой










2

Марь белая












3

Пырей ползучий












4

Цикорий












5

Чертополох












6

Тимофеевка луговая












7

Щирица












8

Клевер ползучий
















Выводы об изменении состава растительности

(ежегодно):

  • последовательность появления видов на площадке;

  • какие виды вытесняют другие виды, и в чем заключается причина;

  • способы заселения видов растений;

  • зависимость изменения состава растительного покрова от абиотических и биотических факторов.

Диаграммы, графики, рисунки, фотографии.







© 2010-2022