Презентация ИКТ как инструментарий УУД

Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИКТ как инструментарий УУД

Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
При освоении личностных действий ведется формирование:

  • критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;

  • уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.
    При освоении регулятивных действий обеспечивается:

  • оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

  • использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;

  • создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.


При освоении познавательных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

  • фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе - с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся и др.) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);

  • структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;

  • создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

  • подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;

  • построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных учебных действий. Для этого используются:

  • создание гипермедиа-сообщений;

  • выступление с аудио-визуальной поддержкой;

  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);

  • общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум, блог).
    Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формировании универсальных учебных действий позволяет нашему образовательному учреждению и каждому учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает, с учетом специфики каждого учебного предмета, избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также входит в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.
    Тем самым обеспечивается:

  • естественная мотивация, цель обучения;

  • встроенный контроль результатов освоения ИКТ;

  • повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;

  • формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения этого предмета.

Для достижения целей по формированию УУД средствами ИКТ школьный кабинет должен быть оснащен интерактивными и проекционными устройствами. Оснащение кабинета школы автоматизированным рабочим местом учителя существенно меняет и способ представления материала, и работу учащегося у доски.

Учитель может:

- сопровождать свой рассказ заранее подобранными цифровыми картинками или непосредственно обращаться к интернет-источникам, использовать ЭОР. - Основные определения и факты, которые нужно запомнить, могут быть выделены на экране и распечатаны по окончании выступления.

- Эффективно организуется работа с текстом, который теперь можно редактировать с участием всего класса.

- Проектор позволяет демонстрировать всем учащимся их работы. Это способствует удержанию высокого уровня мотивации учащихся, что является одним из главных условий успешности обучения.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Данной цели мы можем добиться только на практико-ориентированном уроке.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ПРОЕКЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Документ-камера

Документ-камера - это специальная видеокамера на штативе, оснащенная необходимыми выходами для передачи изображений реальных объектов (размером от нескольких миллиметров до десятка сантиметров) на большой экран (экраны). Тем самым изображение любого предмета со стола учителя, графика или рисунка, страницы книги или тетради становится доступным для просмотра одновременно всем классом.

Функции документ-камеры

При преподавании самых разных школьных предметов постоянно возникают ситуации, когда предназначенный для изучения и требующий внимания всего класса объект имеется в единичном экземпляре, или предполагает особо бережное обращение, или столь мал, что без оптического увеличения неразличим. Функции:

  1. демонстрация стационарных изображений и объектов;

  2. способность увеличивать демонстрируемый объект;

  3. средство динамической визуализации ;

  4. обзор объёмного текстового материала демонстрировать сложные учебные действия, пример выполнения письменного задания;

  5. динамическая презентация результатов работы;

  6. функция записи стационарных и динамических объектов.

Активно задействуются коллекции электронных образовательных ресурсов сети Интернет: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/), библиотека портала Nachalka.com ( nachalka.com/) и Сеть творческих учителей- it-n.ru/, сеть творческой группы «Начальная школа» на портале Методисты.ru (metodisty.ru/m/groups/files/nachalnava_shkola), ресурсы Учительского портала (uchportal.ru/).

ФОРМЫ РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Рассмотрим некоторые из них.

1. Презентации, демонстрации и создание моделей

Интерактивная доска позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

2. Активное участие

Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.

Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

3. Улучшение темпа и течения занятия

Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии.

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета.

Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый ритм. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях. Все, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в другой раз.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

Материалы к уроку можно приготовить заранее, это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

Можно создавать ссылки с одного файла на другой, например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.

Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода и облегчает планирование.

После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

Инструменты интерактивной доски

Цвет.

Аннотации на экране.

Использование звука и видео.

Drag and drop (Перетащи и отпусти). Использование этой функции су-щественно расширяет возможности интерактивной доски: можно группировать и разделять объекты, выделять недостатки, общие черты и различия объектов, эффективно использовать интерактивные материалы (например, презентации или специальное программное обеспечение для обучения).


© 2010-2022