Внеклассное мероприятие Песням тех военных лет поверьте!

Литературно- музыкальный вечер, посвящённый Победе в Великой Отечественной войне   звучит песня «В лесу прифронтовом» сл. М.Исаковского, муз. М. Блантора. На её фоне читает ведущий. Или песня «Журавли»     Вед.1: Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них всё:     горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения  к своим,             картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев,             лётчиков и танкистов. И если бы сейчас...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Песням тех военных лет поверьте!

Литературно- музыкальный вечер,

посвящённый Победе в Великой Отечественной войне

звучит песня «В лесу прифронтовом»

сл. М.Исаковского, муз. М. Блантора.

На её фоне читает ведущий.

Или песня «Журавли»

Вед.1: Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них всё: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, лётчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать всё лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, то это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной.

Вед.2: Песни - как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далёкие.

О таких песнях у нас и пойдёт сегодня речь.

Фоном звучит песня «Священная война», сл. В. Лебедева- Кумача, муз. А. Александрова.

Вед.1: Шёл третий день войны. Москва, настороженная, собранная, готовая к обороне. Дети, повзрослевшие до времени. Тревога и боль затаились в глазах людей - третий день каждую минуту смерть уносит молодые, полные сил жизни сыновей, отцов, мужей…

Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева -Кумача «Священная война».

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой…

Газета со стихами попала к руководителю Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В. Александрову. Стихи потрясли композитора. Уже на третий день появилась песня.

Вед.2: Первое исполнение состоялось на Белорусском вокзале столицы 27 июня 1941 года. «Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение - потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды, - вспоминает один из исполнителей. - Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках… вдруг встали после первого же куплета «Священной войны» и в наступившей тишине стоя слушали песню… Потом песню требовали повторить ещё и ещё, пытаясь подпевать, запомнить слова - увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери, жены».

Вед.1: Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль «Священную войну». Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армии, всем народом. Её пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя Кремлёвских курантов она звучала по радио.

Исполняется песня «Священная война» (добавляется звук)

Вед.1: Все мы любим милую «Катюшу»;

Любим слушать, как она «поёт»:

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придаёт..!

С такими словами пели мирную ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой сорок первого года, называя «катюшами» многоствольные реактивные миномёты. Существовало множество военных вариантов «Катюши», которая была написана ещё до войны, но стала одной из самых любимых песен Великой Отечественной.

Вед.2: Композитором М. Блантером и поэтом М. Исаковским написано много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжёлую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей на нашей планете, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»

Вед.1: Родилась песня в 1938 году. Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме восьми строчек, не было. Тогда поэт и композитор договорились, ч то в песне пойдёт речь о пограничнике и о верной любви Катюши к нему. И стихи всё же были написаны. «Может быть, стоит сказать хотя бы вкратце, почему я включил в песню наказ - зорко беречь родную землю - писал Михаил Васильевич Исаковский - Дело в том, что мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти.

Звучит песня «Катюша»

Вед.1: Ой, туманы мои, растуманы!

Ой, родные леса и луга!

Уходили в поход партизаны, уходили в поход на врага!

Звучит песня «Ой, туманы мои, растуманы», сл. М. Исаковского, муз. В. Захарова.

Эта песня - сказ о партизанах, суровый и вдохновенный.

Мысль создать песню о партизанах зародилась у Захарова в начале 1942 года. С предложением написать слова он обратился к своему постоянному соавтору М. Исаковскому: «Нужна песня о партизанах. Этой песни нам не хватает чрезвычайно…»

Через несколько недель Исаковский отослал Захарову текст песни..

Вед.2: И вот 4 октября 1942 года впервые эта песня прозвучала в исполнении хора имени Пятницкого. Она звучала как молитва, как клятва, как надежда.

«Ой, туманы мои, растуманы» - один из самых замечательных памятников песенного творчества военных лет. Никакая другая песня с такой любовью и вдохновением не рассказывает о советских партизанах, как эта.

Ой, туманы мои, растуманы,

Ой, родные леса и луга!

Уходили в поход партизаны,

Уходили в поход на врага.

На прощанье сказали герои:

«Ожидайте хороших вестей!»

И по старой Смоленской дороге

Повстречали незваных гостей.

Повстречали - огнём угощали,

Навсегда уложили в лесу

За великие наши печали,

За горючую нашу слезу.

С той поры да по всей по округе

Потеряли злодеи покой.

День и ночь партизанские вьюги

Над разбойной гудят головой.

Не уйдёт чужеземец незваный,

Своего не увидит жилья.

Ой, туманы мои, растуманы,

Ой, родная сторонка моя!

Звучит «Песня о Днепре», сл. Е. Долматовского, Муз. М. Фрадкина

Музыка звучит сначала громко, потом тихо, фоном.

Вед.1: У прибрежных лоз, у высоких круч

И любили мы, и росли.

Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч.

Над тобой летят журавли.

Ты увидел бой, Днепр, отец - река,

Мы в атаку шли под горой.

Кто погиб за Днепр - будет жить века,

Коль сражался он, как герой.

В Киеве у могилы Неизвестного солдата вызванивают куранты мелодию этой песни. С «Песней о Днепре» в ноябре 1943 года советские солдаты форсировали Днепр, с нею освобождали столицу Украины.

Авторы её - поэт Е. Долматовский и композитор М. Фрадкин.

«Судьба нас свела с Долматовским в тяжёлое время, - рассказывает композитор. - каждый оставленный рубеж, каждая пядь родной земли, которую, пусть временно, топчет вражеский сапог, болью отзывались в сердце. Боль эта была неистребима. И когда поэт прочитал мне песенные строки «Ой, Днепро, Днепро, ты течёшь вдали. И волна твоя, как слеза…», продиктованные тем же чувством, они потрясли меня…

Мы нашли старенькое пианино в доме священника и буквально на одном дыхании за несколько часов написали песню»

Вед.2: Эмоциональная сила горьких, но мужественных слов, широкая, чистая, как просторы Днепра, мелодия сделали «Песню о Днепре» мощной, оптимистической песней веры в Победу.

Мелодия звучит громко.

В первых числах октября, рано утром, под прикрытием мощных артиллерийских залпов, дивизия стала форсировать Днепр. Как только стихла канонада, над Днепром во всю мощь полились слова могучей и раздольной песни.

Вед.1: Наверное, нет человека, который, хоть раз услышав песню А. Фатьянова и композитора В. Соловьева- Седого «Соловьи», не влюбился бы в неё. Она звучала на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким- то необычным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе у каждого бойца.

А завтра снова будет бой -

Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, недолюбив,

От наших жён, от наших нив.

Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю.

Вед.2: Вот что рассказывает о рождении этой замечательной песни её автор поэт Фатьянов, в шинели рядового прошагавший трудные военные дороги и воспевший их в этой и других своих неумирающих песнях: «Помню фронт… В большой зелёной роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолётов во всё горло, как бы утверждая жизнь, защёлкал соловей! И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна». Именно таким было первоначальное название песни.

Звучит песня «Соловьи», сл. А. Фатьянова, муз. В. Соловьёва- Седого.

Сначала громко, а затем тихо, фоном.

Вед.1: 65 лет прошло после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной, а мы по- прежнему любим и поём песни А. Фатьянова «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья- однополчане?» и в первую очередь, конечно «Соловьи»

Секрет успеха песни, думается, очень точно объяснил прославленный полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, назвавший её в числе трёх самых любимых своих песен. Ими были для него «Священная война», «Эх, дороги», «Соловьи».

«Это бессмертные песни! - сказал о них маршал. - А почему? Потому что в них отразилась большая душа народа…»

Давайте и мы с вами ещё раз послушаем эти замечательные песни

Песня «Соловьи» включается громко.

Вед.1: Эх, дороги…

Пыль, да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Вед.2: Песня «Дороги» была создана не во время войны, а уже после её окончания - осенью 1945 года, но в ней очень ярко выражены эмоциональная атмосфера войны, её дух. Песня написана по заказу кинорежиссёра Сергея Юткевича композитором Анатолием Новиковым и поэтом Львом Ошанином. Песня нужна была для постановки и её исполнения Ансамблем песни и пляски войск НКВД. Она должна была петься в вагоне эшелона, в котором солдаты едут на фронт. Режиссёрское задание так и сформулировали: написать песню «под стук колёс». Война победоносно окончена. Однако думы всё ещё связаны с войной, в памяти живут те, кто не вернулся с поля брани, и не утихло горе матерей, жён, детей… « нас волновала тема ожидания боя, ощущение его, готовности к нему, - вспоминает поэт. - Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу…» Песня с успехом дебютировала в программе. И осталась жить. Летит над землёй, беспокоя человеческие сердца, прекрасная песня - живой, звучащий памятник великому подвигу советского народа, спасшего мир для мира!

(звучит песня «Эх, дороги» сл. Л. Ошанина, муз. А. Новикова)


Вед.1: Зимой 1941 - 42 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Слова и мотив её передавались из уст в уста и опережали весть об её авторах. Песня приходила к солдатам безымянной, и её окружали легендами. Рассказывали, будто сложил её молодой лейтенант в окопах под Москвой. Между тем слова «Землянки» принадлежали поэту Алексею Суркову, музыка - композитору Константину Листову. Но в том, что говорили о песне, одно оказалось совершенно верным: она действительно родилась «в белоснежных полях под Москвой» во время оборонительных сражений за столицу.

Вед.2: Когда поэт писал стихотворение «Бьётся в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать, тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта…

На фронтах Отечественной войны «Землянку пели по- разному: её текст приобрёл десятки вариантов. Были сложены и многочисленные песни ответы на это музыкальное письмо с фронта. Так «Землянка», подобно другим лучшим песням советских композиторов, стала, по существу, народной песней.

Исполняется песня «В землянке», сл. А. Суркова, муз. К. Листова.

Вед.1: События, о которых поётся в следующей песне, не выдуманы. Всё это было в действительности. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит посёлок Рубежанка. И есть недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м. сколько их, безымянных таких высоток оказывались подчас серьёзной преградой на пути наших войск, освобождавших родную землю! Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но безуспешно. А захватить её нужно было во что бы то ни стало. Эту боевую задачу взялась выполнить группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков- добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к вражеским укреплениям и после ожесточённого боя овладели высотой. А потом геройски удерживали её, истекая кровью, но не сдаваясь. После боя за высоту в живых осталось только двое… Один из них - Герасим Ильич Лапин - был оглушён и контужен в том бою. Засыпанный землёй от разрыва снаряда, он пролежал под кустом до наступления темноты, потом ползком добрался к своим… Другой защитник - Константин Николаевич Власов - был ранен, попал в плен. Бежал, скрывался в лесу, а затем воевал в партизанском отряде.

Звучит песня «На безымянной высоте»,

сл. М.Л. Матусовского, муз. В.Е.Баснера.

Вед. 2: Над лесами необъятными,

Над полями перекатными,

Над разрывами гранатными

Песни -ласточки летят.

Пахнут рощи горьким порохом,

Шепчут травы тихим шорохом

И о том, что сердцу дорого.

Русским людям говорят.

Звучит песня «Тёмная ночь», сл. В. Агапова, муз. Н. Богословского,

сначала громко, затем фоном.

Вед.1: Тёмная ночь,

Только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах,

Тускло звёзды мерцают…

Трудно поверить, но эта песня, которую в дни войны знал каждый от мала до велика, родилась совершенно неожиданно, родилась в 1942 году в далёком Ташкенте. Шла съемка фильма «Два бойца». По замыслу режиссёра фильм должна была сопровождать только симфоническая музыка. Но по ходу съёмки стало ясно, что без песни не обойтись. «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни», -признался режиссёр композитору Никите Богословскому.

Вед.2: «Луков так зримо обрисовал ситуацию, - вспоминал композитор, - так ярко передал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и её настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и сразу, без остановки сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения. Случай в моей практике небывалый…»

Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку и у поэта Владимира Агапова. Музыка и стихи слились в песенный образ редкостной простоты и щемящей душу лирической силы.

Фильм «Два бойца» стал историей советского кинематографа. А песня живёт, её поют бывшие фронтовики, поют их дети и внуки.

Сегодня мы с вами имеем прекрасную возможность услышать вновь эту песню.

Песня звучит полностью.

Вед.1: Чем дальше уходит от нас та военная пора, тем больше волнуют и трогают до слёз лирические песни, согревавшие души наших солдат 65 лет назад. Стоит снова зазвучать нехитрому напеву или вальсовому мотиву, как сами собой возникают в памяти слова песни:

На позиции девушка

Провожала бойца,

Тёмной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренёк,

На окошке на девичьем

Всё горел огонёк.

Парня встретила славная

Фронтовая семья,

Всюду были товарищи,

Всюду были друзья.

Но знакомую улицу

Позабыть он не мог:

- Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты, мой огонёк?

И подруга далёкая

Парню весточку шлёт,

Что любовь её девичья

Никогда не умрёт;

Всё, что было загадано.

В свой исполнится срок, -

Не погаснет без времени

Золотой огонёк.

И просторно и радостно

На душе у бойца

От такого хорошего

От её письмеца.

И врага ненавистного

Крепче бьёт паренёк

За советскую родину,

За родной огонёк.

В годы войны эту песню знали и любили все - и на фронте, и в тылу. Достаточно сказать, что существовало до двадцати вариантов так называемых «ответов» на «Огонёк», написанных самодеятельными поэтами.

Чем объяснить её славу? Прежде всего замечательными стихами М. Исаковского.

Звучит песня «Огонёк», сл. М. Исаковского, обработка Б. Мокроусова

Вед.2: Многие композиторы сочинили музыку на этот текст. Но случилось так, что на фронте, да и в тылу «огонёк» получил распространение на музыку неизвестного автора. Тщательное изучение показало, что песню поют на слегка изменённый мотив довоенного польского танго. Простая и немного сентиментальная мелодия как - то удивительно тесно слилась с задушевными словами большого мастера песни М. Исаковского. Его огромный талант дал мелодии новую жизнь.

Вед.1: Нелегко приходилось бойцам Южного фронта в 1941 году. Необычайно рано для здешних мест наступила зима, уже в ноябре выпал снег. А потом вдруг потеплело, снег растаял, дороги «раскисли», покрылись непролазной грязью. В ней вязли машины, орудия, солдатские сапоги .

Именно в эти трудные дни родились стихи:

Тёплый ветер дует. Развезло дороги,

И на Южном фронте оттепель опять.

Тает снег в Ростове, тает в Таганроге.

Эти дни когда -нибудь мы будем вспоминать.

Написал эти строки старший батальонный комиссар Илья Френкель. «Какая строчка родилась первой? Вероятно, «Будем вспоминать…» - говорил поэт. - Будем вспоминать - значит, будем живы, будет легче на душе, будет фашист разбит!»

Вед.2: Военная судьба свела поэта с композитором, гвардии капитаном Модестом Табачниковым. «Давай закурим» - моя первая и самая любимая песня. С неё и началась моя творческая жизнь на фронте», - рассказывал композитор.

После её исполнения замечательной певицей Клавдией Шульженко, песня стала всюду известной, неоднократно записывалась на пластинки, звучала по радио.

Вед.1: Много лет прошло с тех пор. Поэт не раз задумывался над тем, почему песенка с таким «легкомысленным» текстом осталась в памяти фронтовиков.

«Установил я только одно, - вспоминал он, -за моей спиной - годы встреч со множеством людей. И часто поводом к общению служило - «Нет ли закурить?»… Чиркнет огонёк, выдохнется струйка или колечко дыма, и - лёд разбит, завязался разговор, иногда знакомство, иногда и больше и дольше… А военному человеку - ещё и предметное ощущение связи с домом, кругом близких».

«Давай закурим». Чем плох этот пароль дружбы!

Исполняется песня «Давай закурим», сл. И. Френкеля, муз. М. Табачникова

Вед.1: В кинолетописи Великой Отечественной войны сохранились кадры фронтового кинооператора, запечатлевшие освобождение от фашистских захватчиков старинного русского города Орла 5 августа 1943 года. Над развалинами города несётся песня. Знакомый всем голос Клавдии Шульженко поёт: «Строчи пулемётчик за синий платочек, что был на плечах дорогих…» Это ворвался на улицы Орла броневик с радиоустановкой.

Звучит песня «Синий платочек»,

сл. Я. Галицкого и М. Максимова, муз. Е. Петербургского.

Вед.2: «Синий платочек»… Удивительная судьба у этой песни. История её начиналась осенью 1939 года. В Москву приехал популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз». Он привёз много новых для столичного слушателя песен и среди них - «Синий платочек». Москва буквально «заболела» «Синим платочком».

Клавдия Шульженко, по её собственным словам, услышала «Синий платочек» ещё на концертах «Голубого джаза», но в свой репертуар не включила.

««Синий платочек» в том довоенном варианте, - писала певица, мне понравился - лёгкий, мелодичный вальс, очень простой и запоминающийся… Но текст меня не заинтересовал, показался банальным… Я пела для тех, кто днём и ночью дежурил на Дороге жизни, ремонтировал её после вражеских бомбардировок, прокладывал новые объездные пути, и для тех, кто вёл машины по льду».

Вед.1: После одного из концертов к певице подошёл лейтенант Михаил Максимов и предложил стихи, сочинённые им на мелодию «Синего платочка». Стихи понравились Шульженко

«В тот же день после одной -единственной репетиции я отдала песню на суд слушателей. «Приговор» был единодушным - повторить! И пожалуй, не было потом ни одного концерта, где бы ни звучало это требование…» - писала К. Шульженко.

Песня звучит громко.

Вед.2: Песни военных лет!.. От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошёл и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далёкой поры. Стоит раздаться иной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.

Вед.1: Песни военных лет!.. Это о них прекрасные строки ветерана Великой Отечественной войны А. Аркадьева:

Песням тех военных лет - поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

Пели в четырёх шагах от смерти

О родном заветном огоньке.

И не зря про путь к Берлину пели -

Как он был нелёгок и нескор…

Песни вместе с нами постарели,

Но в строю остались до сих пор.

Песни эти с нами и поныне!

Никогда нам петь не надоест,

Как на Запад шли по Украине

И как с боем взяли город Брест,

И что помирать нам рановато,

И про тех, кто дал нам закурить…

Вы спросите сами у солдата:

Мог ли он такое позабыть?

Время нас, как пулемётом, косит.

Но меня, пока ещё живой,

Песня незабытая уносит

В незабвенный лес прифронтовой…

Кто - то вальс играет на баяне:

Слушаем мы словно в забытьи…

Помните, друзья - однополчане,

Боевые спутники мои?

Вед.2: На нашем вечере мы смогли познакомить вас с некоторыми песнями военного лихолетья. Надеемся, что они останутся в вашей памяти. Рассказы о них сложились из документов, воспоминаний, бесед с создателями песен и личных впечатлений очевидцев тех событий. Истории рождения этих песен, истории судеб, написанные искренне, эмоционально, помогают глубже проникнуться атмосферой военных лет. Мы надеемся, что вы убедились сегодня, что своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня.

Мы прощаемся с вами. До новых встреч!


Использованная литература:

  • Бирюков, Ю.Е. Всегда на страже: рассказы о песнях: Книжки, нотки, игрушки... для учащихся 5 - 8 классов. -М.: Просвещение, 1988. -288с.

  • Богданова, М. Песням тех военных лет поверьте/ М.Богданова // Библиотека. - 1996. - № 5. - С.30 - 33.

  • Завадская, Н. Любимые песни военных лет: Рассказы. Песни. Фотодокументы. - М.: Сов. Композитор, 1987. - 120 с.

Составитель: Белоусова О. И., воспитатель КОУ СКОШИ

Шербакуль, 2015

8

© 2010-2022