Рабочая программа факультативных занятий по черчению, 8 класс

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образование Третьяковского района Алтайского края


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Корболихинская средняя общеобразовательная школа»

Третьяковского района Алтайского края



СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета

МКОУ «Корболихинская СОШ»

Протокол № ______

от «___»____________ 2015г.


ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

МКОУ «Корболихинская СОШ»

Протокол № ______

от «___»____________ 2015г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

директор

МКОУ «Корболихинская СОШ»

_______________/А.С.Грищенко/

Приказ № ______

от «___»____________ 2015г.






Рабочая программа

факультативного курса «Черчение»

8 класс



Составитель:

Бойко Сергей Михайлович,

учитель технологии

первой квалификационной категории.








с.Корболиха-2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика факультативного курса

Курс направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.

Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.

Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.

Цель и задачи курса.

Целью обучения является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.

Цель конкретизируется в основных задачах:

  • формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

  • научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

  • развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;

  • научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;

  • формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.


Согласно учебному плану школы в 8 классе на изучение факультативного курса «Черчение» выделяется 34 часа (1 час в неделю).

Содержание программы


Техника выполнения чертежей и правила их оформления

Основные теоретические сведения

Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий. Применение ЭВМ для подготовки графической документации.

Практические работы

Знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ). Знакомство с видами графической документации. Организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов. Оформление формата А4 и основной надписи. Выполнение основных линий чертежа.

Геометрические построения

Основные теоретические сведения

Графические способы решения геометрических задач на плоскости.

Практические работы

Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Построение овала. Сопряжения.

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем

Основные теоретические сведения

Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразование. Метод проецирования. Центральное прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды. Параллельное проецирование и аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Прямоугольная изометрическая проекция. Особенности технического рисунка. Эскизы, их назначение и правила выполнения.

Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений.

Практические работы

Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного вида и масштаба изображения. Выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций. Нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали. Выполнение технического рисунка по чертежу. Выполнение эскиза детали с натуры. Чтение простой электрической и кинематической схемы.

Сечения и разрезы

Основные теоретические сведения

Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях. Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях.

Практические работы

Вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами. Выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции.

Сборочные чертежи

Основные теоретические сведения

Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей. Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже. Деталировка сборочных чертежей.

Практические работы

Чтение сборочного чертежа. Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей. Выполнение деталировки сборочного чертежа изделия.

Прикладная графика

Основные теоретические сведения

Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки. Товарный знак, логотип. Виды композиционного и цветового решения.

Практические работы

Чтение информации, представленной графическими средствами. Построение графиков, диаграмм по предложенным данным. Разработка эскиза логотипа или товарного знака. Использование прикладных пакетов программ для графических работ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения факультативного курс «Черчение» учащиеся должны знать/понимать

  • технологические понятия: графическая документации, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация.

Уметь

  • выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий;


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

раздел

Кол-во часов

1

Техника выполнения чертежей и правила их оформления

2

2

Геометрические построения

4

3

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем

10

4

Сечения и разрезы

4

5

Сборочные чертежи

10

6

Прикладная графика

4


Итого

34




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

тема

Техника выполнения чертежей и правила их оформления (2 часа)

1

Области применения графики и ее виды. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий

2

Оформление формата А4 и основной надписи. Выполнение основных линий чертежа

Геометрические построения (4 часа)

3, 4, 5, 6

Графические способы решения геометрических задач на плоскости

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (10 часов)

7

Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел

8

Развертки поверхностей предметов

9

Центральное прямоугольное проецирование

10

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур

11

Прямоугольная изометрическая проекция

12

Эскизы, их назначение и правила выполнения

13, 14, 15, 16

Выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций

Сечения и разрезы (4 часа)

17-18

Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях

19-20

Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях

Сборочные чертежи (10 часов)

21-22

Основные сведения о сборочных чертежах изделий

23-24

Штриховка сечений смежных деталей

25-26

Деталировка сборочных чертежей

27, 28, 29, 30

Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей

Прикладная графика (4 ч )

31-32

Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки

33-34

Товарный знак, логотип. Виды композиционного и цветового решения



















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Ботвинников А.Д. Черчение: учеб.для 7-8 кл. общеобразовательных школ. - М.: Астрель, 2005

  2. Карточки-задания по черчению: в 2 ч. / под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение,2006



© 2010-2022