Рабочая программа по предмету Математические представления и конструирование

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Советская средняя школа №1» Советского района Республики Крым



РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей

_______________________

_______________________

Протокол заседания №_____ от

«___» августа 2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ С. Д. Асанова

«___»______________2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________С.Г. Антонова

( приказ № __ от «__» августа 2015г.)









Рабочая программа


по предмету «Математические представления и конструирование»


для 3 класса






2015/2016учебный год

Автор: учитель надомного обучения

Дудниченко Елена Владимировна











2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Математические представления и конструирование» предназначена для обучающейся 3 класса с умственной отсталостью.

Рабочая программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (под ред. Баряевой Л.Б., Яковлевой Н.Н.- Спб. 2011г.)

  • «Коррекционно-образовательной программы для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» (под редакцией Баряевой Л.Б.). СПб, 1996г.

  • Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Советская средняя школа №1» Советского района Республики Крым на 2015/2016 учебный год.

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Советская СШ №1» Советского района Республики Крым.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа направлена на формирование элементарных математических представлений у обучающейся с ОВЗ.

Овладение элементарными математическими знаниями предполагает развитие у обучающейся сенсорных представлений, которые являются базой для конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развития мыслительных процессов у обучающейся крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется нецелесообразным. Поэтому математическая и конструктивная деятельность могут быть представлены в едином блоке и обобщены в предмете «Математические представления и конструирование».

Основной целью программы является овладение обучающейся системой доступных, действенных, практически значимых знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей социальной адаптации.

Задачи формирования математических представлений и конструирования:

  • Развитие элементарной, жизнеобеспечивающей в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;

  • формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;

  • формирование элементарных общеучебных умений;

  • овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;

  • развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;

  • общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Программа предусматривает развитие элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, а также формирование доступных способов измерения. В течение всего периода обучения обучающаяся учится оперировать предметными множествами; сравнивать объекты по величине, форме, цвету; ориентироваться в пространстве и времени; выполнять простейшие измерения с помощью условных мерок; знакомится с числами.

Объем программного материала распределен по двум этапам: пропедевтический (дочисловой) и основной периоды обучения.

Задачами работы в пропедевтический период является формирование необходимых для дальнейшего обучения представлений о количестве и счете, пространственных и временных отношениях, признаках формы и величины. Задачами основного периода обучения является овладение обучающейся системой доступных математических знаний, умений и навыков, которые могут быть применены в дальнейшей практической деятельности.

На уроках по формированию элементарных математических представлений основными методами обучения являются: действия по подражанию взрослому (при необходимости - совместные действия); действия по образцу; практические действия с различными материалами и предметами; выполнение заданий по словесной инструкции.

Предмет «Математические представления и конструирование» включает:

  • ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;

  • упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);

  • игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;

  • конструирование из строительного, природного и бросового материалов;

  • формирование количественных представлений;

  • «чтение» и письмо цифр;

  • формирование представлений о форме;

  • формирование представлений о величине;

  • формирование пространственно-временных представлений и ориентировок.

Предмет «Математические представления и конструирование» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-адаптационной работы.



МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Предмет «Математические представления и конструирование» относится к образовательной отрасли «Математика» и реализуется с 1 по 4 класс начального обучения. В соответствии с учебным планом в 3 классе на изучение предмета выделяется 51 час (1,5 в неделю, 34 недели)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные:

  • развитие навыка действовать в предметно-развивающей среде;

  • умение играть со строительным материалом и с дидактическими игрушками;

  • знание свойства и качества конструктивных материалов и расположение их в пространстве;

  • развитие умения конструировать из строительного, природного и бросового материала;

  • иметь представление о количестве предметов, соотносить отдельные единицы множества с пальцами или другими предметами без пересчёта;

  • иметь представление о форме и величине, нахождении в пространстве и временные представления.

  • умение определять длину, вес, объём, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами

  • умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия

  • умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры и др.

  • писать цифры, решать несложные примеры.

Метапредметные:

  • умение слушать и слышать учителя;

  • понимать и применять предложенные способы решения учебной задачи;

  • выполнять задания по образцу, подражанию, словесной инструкции, самостоятельно;

  • выполнять действия с предметами, придерживаясь инструкции учителя;

  • выполнять задание от начала до конца;

  • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

  • оценивать правильность выполнения задания;

  • находить ошибки в действиях и исправлять их

  • вносить необходимые коррективы в свои действия после его завершения и проверки;

  • адекватно реагировать на замечания учителя;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые и неречевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные:

  • управление своими эмоциями в различных ситуациях;

  • развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие мотивов учебной деятельности;

  • проявлять любознательность, желание узнавать новое;

  • ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе деятельности

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.



СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА


Конструирование

Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве. Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов (кубики, бруски, пластины, треугольные призмы) по двум-четырем образцам, соотнесение их с плоскостными фигурами по подражанию и образцу действиям учителя.

Совместные игры на формирование у обучающейся умений анализировать и передавать в постройках взаимное расположение частей предмета.

Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками).

Конструирование по образцу и по словесной инструкции знакомых объектов: гараж, ворота, забор. Совместное обыгрывание постройки. Обучение конструированию одно-двухэтажного дома из различных строительных наборов. Счет этажей. Определение верхнего и нижнего этажа (внизу - наверху).

Совместные игры со сборно-разборными игрушками, с разрезными картинками, с вырубными сюжетными картинками.

Обучение складыванию разрезных картинок из двух-трех частей по образцу иллюстрированных кубиков из четырех частей (в соответствии с изучаемыми лексическими темами - предметные изображения).

Конструирование вместе с обучающейся плоскостного изображения предметов, геометрических фигур из палочек разного размера (по рисунку-образцу и по словесной инструкции): елка, домик, квадрат и т. п.

Конструирование с обучающейся объектов из тематических конструкторов и мозаик.

Конструктивные игры с фигурами из дерева, пластмассы, полимерных материалов: «Гараж для автомобиля», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Мебель для матрешки (куклы, зайчика)», «Построим башню: кубик на кубик», «Сделай, как у меня», «Скамейка для зайчика», «Спрячь матрешку (куклу) в дом» и др.


Количественные представления

Выделять один и много предметов по подражанию и образцу, понимать слова «один», «много», «ни одного». Находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке. Различать предметные множества по количеству: много, мало; употреблять слова «много», «мало».

Формирование у обучающейся представлений о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана. Игровые упражнения, включающие счет объектов в любом порядке.

Практические упражнения на выделение количества: много, мало, пусто, один, два (с использованием плодов, воды, геометрических фигур, игрушек, картинок).

Объединять одинаковые предметы в предметные множества.

Образование чисел 2 - 5. Счёт прямой и обратный. Выкладывание числового ряда в прямом и обратном порядке. Соотнесение определенного количества предметов и цифры. Пересчет предметов, называние конечного результата счета.

Совместные действия с множествами, а также действия присчитывания с использованием объемного и плоскостного счетного материала.

Игровые упражнения на формирование представлений о составе числа.

Игровые упражнения на выделение количества предметов (один, два, много) на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

Знакомство с количеством в пределах пяти. Упражнения на выбор определённого количества предметов (игрушки, картинки и т. п.) из множества. Выкладывание цифр «1», «2», «3», «4», «5» из палочек, веревки, лепка из пластилина или пата, зарисовка на доске, на бумаге. «Письмо» цифр «1», «2», «3», «4», «5» по трафаретам и по точкам. Упражнения в самостоятельном письме цифр на доске, на листе бумаги, в тетради.

Закрепление практических действий с песком в столе-ванне. Игры и игровые упражнения на сравнение одинаковых объемов песка, находящегося в разном физическом состоянии (сухой и мокрый): обучающаяся с помощью барического чувства определяет, какая емкость тяжелее.


Представления о форме

Игры и упражнения на закрепление сформированных ранее представлений обучающейся о геометрической форме.

Упражнения с Монтессори-материалами, игровые упражнения с полифункциональными модульными наборами типа «Радуга», «Гномик», «Горка» и др.

Дидактические игры и игровые упражнения на идентификацию предметов с ориентировкой на форму (по образцу и словесной инструкции), сравнение их и установление сходства и различия: такой - не такой.

Рисование геометрических фигур на манке, песке (насыпанных на подносы), на бумаге, на грифельной доске и т. п. (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».)


Представления о величине

Совместные игры, игровые упражнения и наблюдения на сопоставление двух объектов по величине (большой - маленький, длинный - короткий), используя приемы наложения и приложения.

Знакомство учащихся с величинными представлениями: толстый - тонкий. Пиктограммы «толстый», «тонкий». (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Выполнение заданий на раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображений различной величины, по опорным точкам (вместе с учителем и самостоятельно).

Практические действия, игры и игровые упражнения на формирование представлений об относительности (транзитивности) величины (толстый гриб далеко - тонкий гриб близко и т.п.).

Практические действия, игры и игровые упражнения на формирование представлений об относительности (транзитивности) величины (высокий дом далеко - низкий близко).


Пространственные представления

Практические действия, игры и игровые упражнения на перемещение и ориентировку в пространстве. Побуждение ребёнка к использованию вербальных и невербальных средств для передачи пространственных отношений. Активное использование конструктивных игр, игр с полифункциональным оборудованием. Знакомство с пиктограммами «большой», «маленький», «длинный», «короткий». (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Игры с логическими блоками Дьенеша: раскладывание фигур в соответствующих по цвету кругах, выкладывание из них дорожки (по цвету) и т. п.


Временные представления

Совместные наблюдения за погодными явлениями; выделение контрастных времен года по наиболее характерным признакам и называние их, а также изображение погодных явлений, людей и животных (в разное время суток) с помощью мимики и пантомимики.

Знакомство с астрономическими объектами в виде светильников, моделей астрономических символов: солнце, луна. Использование их в театрализованных играх.

Игровые упражнения, рассматривание иллюстраций, изображающих солнце и луну, соотнесение их с частями суток - день и ночь.

Занятия в темной сенсорной комнате с использованием интерактивных панно и светильников (занятия проводят учитель и педагог-психолог) и т. д.

Объяснение обучающейся значений слов сегодня, завтра, используя конкретные примеры из их жизни.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Конструирование

7

2

Количественные представления

19

3

Пространственные представления

7

4

Представления о форме

6

5

Представление о величине

6

6

Временные представления

6

ИТОГО

51

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ДАТА

ТЕМА УРОКА

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЛАН

ФАКТ

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

Конструирование (7 часов)

1

01.09

Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве

Участвует в играх и упражнениях на группировку элементов строительных наборов по нескольким признакам. Соотносит их с плоскостными фигурами по подражанию и образцу действиям учителя.

Участвует в конструировании совместных построек (по подражанию и образцу). Обыгрывает постройки совместно с учителем.

Иметь представление о конструировании, складывать простейшие фигуры из счётных палочек

Умение слушать и слышать учителя;

понимать и применять предложенные способы решения учебной задачи.

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

2

02.09

Конструирование по образцу и словесной инструкции знакомых объектов (гараж, ворота, забор и т.д.)

Иметь представление о конструировании, складывать простейшие фигуры из счётных палочек, конструктора.

Выполнять задания по образцу, подражанию, словесной инструкции, самостоятельно.

Развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости.

3

09.09

Обучение конструированию одно-,

двухэтажного дома из различных строительных наборов.

Участвует в конструировании совместных построек (по подражанию и образцу). Обыгрывает постройки совместно с учителем. Пересчитывает этажи. Определяет верхний (нижний) этажи.

Конструирует одно-двухэтажные дома из различных строительных наборов.

Выполнять действия с предметами, придерживаясь инструкции учителя; адекватно реагировать на замечания учителя

Проявлять любознательность, желание узнавать новое.

4

15.09

Обучение складыванию разрезных картинок по образцу из иллюстрированных кубиков.

Участвует в совместных играх по складыванию разрезных картинок. Создаёт совместно с учителем плоскостные изображения, объединённые единым сюжетом.

Складывает разрезные картинки по образцу. Соотносит детали с целой картинкой.

Выполнять задание от начала до конца. Находить ошибки в действиях и исправлять их

Развитие мотивов учебной деятельности.

5

16.09

Создание знакомых объектов из конструктора.

Создаёт совместно с учителем плоскостные изображения, объединённые единым сюжетом.

Имеет представление о форме, цвете, размере предметов, использует эти знания при постройке из детских наборов строительного материала

Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6

23.09

Конструктивные игры с фигурами из различных материалов.

Участвует в конструировании совместных построек (по подражанию и образцу). Обыгрывает постройки совместно с учителем.

применяет знания о пространственном расположении частей конструкций в конструктивной игре.

Оценивать правильность выполнения задания.

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

7

29.09

Конструктивные игры с фигурами из различных материалов.

Находить ошибки в действиях и исправлять их

Ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем.

Количественные представления (19 часов)

8

30.09

Игры и упражнения на обозначение общего количества сосчитанных объектов произнесённым числом

Участвует в играх и упражнениях на обозначение общего количества сосчитанных объектов произнесённым числом

Соотносит количество предметов с числом. Выполняет действие присчитывания с использованием объёмного и плоскостного счётного материала.

Вносить необходимые коррективы в свои действия после его завершения и проверки

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

9

07.10

Игровые упражнения на формирование представления о составе числа.

Участвует в игровых упражнениях на формирование представления о составе числа.

Имеет представление о составе числа.

Называет общее количество объектов последним произнесённым числом.

Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Задавать вопросы

использовать речь для регуляции своего действия.

Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе деятельности

10

13.10

Упражнения на выбор двух предметов из множества.

осознаёт состав чисел «1», «2».

Соотносит число с количеством предметов.

Выбирает названное количество объектов из множества, сопровождая показом сосчитанного количеством пальцев.

Задавать вопросы

использовать речь для регуляции своего действия.

Находить ошибки в действиях и исправлять их

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

11

14.10

Письмо цифр «1», «2» на листе бумаги, в тетради.

Выкладывает цифры цифр «1», «2» из палочек, верёвки, лепит из пластилина.

Пишет цифры «1», «2» по трафаретам и опорным точкам.

Ориентируется на листе бумаги.

Выкладывает цифры цифр «1», «2» из палочек, верёвки, лепит из пластилина.

Пишет цифры «1», «2» по трафаретам и опорным точкам.

Адекватно использовать речевые и неречевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

12

21.10

Практические упражнения на выделение количества (много, мало, пусто, один, два)

Выполняет практические упражнения на выделение количества с использованием плодов, воды, игрушек, картинок, геометрических фигур.

Участвует в игровых упражнениях на основе тактильного ощущения (игра «Чудесный мешочек»).

Соотносит количество объектов с числом.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе деятельности

13

03.11

Игровые упражнения, включающие счёт предметов в любом порядке.

Выделяет предметные множества по словесной инструкции.

Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем.

14

04.11

Число и цифра «3». Упражнения на выбор трёх предметов.

Соотносит число с соответствующим количеством предметов, пересчитывает предметы в пределах трёх

Использование речи для регуляции своего действия.

Выполнять задание от начала до конца.

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

15

11.11

Письмо цифры «3» по точкам.

Выкладывает цифры цифру «3» из палочек, верёвки, лепит из пластилина.

Пишет цифру «3» по трафаретам и опорным точкам.

Различает число и цифру 3. Пишет в тетради по трафаретам и опорным точкам.

Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

16

17.11

Упражнения в самостоятельном написании цифры «3»

Находить ошибки в действиях и исправлять их

Ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем.

17

18.11

Игровые упражнения на осознание состава числа (в пределах трёх).

Выполняет практические упражнения на выделение количества с использованием плодов, воды, игрушек, картинок, геометрических фигур.

Участвует в игровых упражнениях на основе тактильного ощущения (игра «Чудесный мешочек»).

Осознаёт состав числа 3.

Выкладывает числовой ряд в прямом и обратном порядке

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Развитие мотивов учебной деятельности.

18

25.11

Число и цифра «4». Упражнения на выбор четырёх предметов.

Соотносит число с соответствующим количеством предметов, пересчитывает предметы в пределах четырёх.

Умение слушать и слышать учителя;

понимать и применять предложенные способы решения учебной задачи.

Проявлять любознательность, желание узнавать новое.

19

01.12

Письмо цифры «4» по точкам.

Выкладывает цифры цифру «4» из палочек, верёвки, лепит из пластилина.

Пишет цифру «3» по трафаретам и опорным точкам.

Различает число и цифру 4. Пишет в тетради по трафаретам и опорным точкам.

Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

20

02.12

Упражнения в самостоятельном написании цифры «4»

Выполнять действия с предметами, придерживаясь инструкции учителя; адекватно реагировать на замечания учителя

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

21

09.12

Игровые упражнения на осознание состава числа (в пределах четырёх).

Выполняет практические упражнения на выделение количества с использованием плодов, воды, игрушек, картинок, геометрических фигур.

Участвует в игровых упражнениях на основе тактильного ощущения (игра «Чудесный мешочек»).

Осознаёт состав числа 4.

Выкладывает числовой ряд в прямом и обратном порядке

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем.

22

15.12

Число и цифра «5». Упражнения на выбор пяти предметов.

Соотносит число с соответствующим количеством предметов, пересчитывает предметы в пределах пяти.

Умение слушать и слышать учителя;

понимать и применять предложенные способы решения учебной задачи.

Проявлять любознательность, желание узнавать новое.

23

16.12

Письмо цифры «5» по точкам.

Выкладывает цифры цифру «3» из палочек, верёвки, лепит из пластилина.

Пишет цифру «3» по трафаретам и опорным точкам.

Различает число и цифру 5. Пишет в тетради по трафаретам и опорным точкам.

Задавать вопросы

использовать речь для регуляции своего действия.

Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе деятельности

24

23.12

Упражнения в самостоятельном написании цифры «5»

Выполнять действия с предметами, придерживаясь инструкции учителя; адекватно реагировать на замечания учителя

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

25

12.01

Игровые упражнения на осознание состава числа (в пределах пяти).

Выполняет практические упражнения на выделение количества с использованием плодов, воды, игрушек, картинок, геометрических фигур.

Участвует в игровых упражнениях на основе тактильного ощущения (игра «Чудесный мешочек»).

Осознаёт состав чисел в пределах 5.

Выкладывает числовой ряд в прямом и обратном порядке. Проявляет тактильные ощущения .

Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Выполнять задание от начала до конца.

Развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

26

13.01

Игры и упражнения с водой. Уточнение и закрепление представлений об особенностях воды.

Участвует в играх и упражнениях с водой, которая наливается в разные ёмкости и выливается из них; осознаёт особенности воды, её температурные характеристики, значимость воды в жизни в жизни живых существ, зависимость формы воды от формы сосуда, в который её наливают. Игры с водой.

Имеет представление о свойствах воды и её значении в жизни растений, животных, человека. Применяет знания в играх и упражнениях.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Задавать вопросы

использовать речь для регуляции своего действия.

Развитие мотивов учебной деятельности. Проявлять любознательность, желание узнавать новое.

Представления о форме (6 часов)

27

20.01

Игры и упражнения на закрепление сформированных ранее представлений о геометрической форме.

Различает формы простых геометрических фигур.

Участвует в играх и упражнениях на закрепление сформированных ранее представлений о геометрической форме.

Имеет элементарные представления о форме предмета, различает знакомые предметы по форме

Умение слушать и слышать учителя;

понимать и применять предложенные способы решения учебной задачи.

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

28

26.01

Дидактические игры и игровые упражнения на идентификацию предметов с ориентировкой на форму, сравнение их и установление сходства и различия.

Различает формы простых геометрических фигур.

Участвует в дидактических играх и игровых упражнениях на идентификацию предметов с ориентировкой на форму, сравнение их и установление сходства и различия.

Имеет элементарные представления о форме предмета, различает знакомые предметы по форме

Выполнять действия с предметами, придерживаясь инструкции учителя; адекватно реагировать на замечания учителя

Развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

29

27.01

Практические действия и игровые упражнения на соотнесение плоскостных и пространственных фигур.

Участвует в игровых упражнениях на соотнесение плоскостных и пространственных фигур.

Имеет элементарные представления о форме предмета, различает знакомые предметы по форме

Соотносит плоскостные и пространственные фигуры.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Задавать вопросы

использовать речь для регуляции своего действия.

Ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем.

Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе деятельности

30

03.02

Рисование простых геометрических фигур по опорным точкам, трафаретам; на манке, песке.

Различает формы простых геометрических фигур.

Рисует геометрические фигуры на манке, песке, бумаге; по трафаретам и опорным точкам.

Имеет элементарные представления о форме предмета, рисует фигуры по опорным точкам, трафаретам

Умение слушать и слышать учителя;

понимать и применять предложенные способы решения учебной задачи.

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

31

09.02

Лепка пространственных фигур из пластилина

Различает формы пространственных геометрических фигур.

Осознаёт порядок лепки из пластилина пространственных геометрических фигур.

Различает пространственные геометрические фигуры, используя зрительные и осязательные обследования формы предмета

Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Развитие мотивов учебной деятельности.

32

10.02

Дидактические игры и игровые упражнения на идентификацию предметов с ориентировкой на форму, сравнение их и установление сходства и различия.

Участвует в дидактических играх и игровых упражнениях на идентификацию предметов с ориентировкой на форму, сравнение их и установление сходства и различия.

Имеет элементарные представления о форме предмета, различает знакомые предметы по форме

Умение слушать и слышать учителя;

понимать и применять предложенные способы решения учебной задачи.

Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе деятельности

Пространственные представления (7 часов)

33

17.02

Практические игры и упражнения на перемещение и ориентировку в пространстве.

Участвует в играх и упражнениях на перемещение и ориентировку в пространстве.

Использует вербальные и невербальные средства коммуникации для передачи пространственных отношений.

Имеет представление об ориентировании в пространстве и на плоскости.

Выполнять действия с предметами, придерживаясь инструкции учителя; адекватно реагировать на замечания учителя

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

34

23.02

Практические игры и упражнения на перемещение и ориентировку в пространстве.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем.

35

24.02

Ориентирование в тетради. Графический диктант

Игры с логическими блоками Дьенеша: раскладывание фигур в соответствующих по цвету кругах, выкладывание из них дорожки (по цвету) и т.п.

Ориентируется в тетради.

Выполняет графический диктант по словесной инструкции и образцу.

Умеет ориентироваться в на плоскости, имеет представление о правилах работы в тетради

Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Проявлять любознательность, желание узнавать новое.

36

02.03

Ориентирование в тетради. Графический диктант

Умеет ориентироваться в тетради,

имеет представление о правилах написания графического диктанта.

Задавать вопросы

использовать речь для регуляции своего действия.

Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе деятельности

37

08.03

Ориентирование в тетради. Графический диктант

Умение слушать и слышать учителя;

понимать и применять предложенные способы решения учебной задачи.

Развитие мотивов учебной деятельности.

38

09.03

Ориентирование в тетради. Графический диктант

Выполнять действия с предметами, придерживаясь инструкции учителя; адекватно реагировать на замечания учителя

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

39

16.03

Ориентирование в тетради. Графический диктант

Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе деятельности

Представления о величине (6 часов)

40

22.03

Совместные игры и упражнения на сопоставление предметов по величине.

Участвует в совместных играх и упражнениях на сопоставление двух объектов по величине, используя приёмы наложения и приложения.

Имеет представление о величине как значимом признаке предмета. Сравнивает предметы по величине.

Задавать вопросы

использовать речь для регуляции своего действия.

Проявлять любознательность, желание узнавать новое.

41

23.03

Знакомство с понятиями «толстый - тонкий»

Участвует в совместных играх и упражнениях на сопоставление двух объектов по толщине, используя приёмы наложения и приложения

Имеет представление о толщине как значимом признаке предмета. Сравнивает предметы по величине.

Умение слушать и слышать учителя;

понимать и применять предложенные способы решения учебной задачи.

Ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем.

42

06.04

Выполнение заданий на раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображений разной величины.

Выполняет задания на раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображений разной величины.

Различает предметы по величине, соотносит действие рук с величиной предмета, координирует движение рук.

Задавать вопросы

использовать речь для регуляции своего действия.

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

43

12.04

Выполнение заданий на раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображений разной величины.

Вместе с учителем и самостоятельно выполняет задания на раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображений разной величины.

Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем.

44

13.04

Выполнение заданий на обводку по трафаретам изображений разной величины, по опорным точкам.

Вместе с учителем и самостоятельно выполняет задания на обводку по трафаретам изображений разной величины, по опорным точкам.

Выполнять действия с предметами, придерживаясь инструкции учителя; адекватно реагировать на замечания учителя

Развитие мотивов учебной деятельности.

45

20.04

Практические действия, игры и игровые упражнения на формирование представлений об относительности величины.

Участвует в практических действиях, играх и игровых упражнениях на формирование представлений об относительности величины.

Сравнивает предметы по величине.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Проявлять любознательность, желание узнавать новое.

Временные представления (6 часов)

46

26.04

Совместные наблюдения за погодными явлениями. Называние времён года.

Соотносит действие с временными промежутками и прослеживает последовательность событий

Наблюдает за погодными явлениями. Называет времена года и различает их.

Умение слушать и слышать учителя;

понимать и применять предложенные способы решения учебной задачи.

Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе деятельности

47

27.04

Выделение контрастных времён года по их наиболее характерным признакам.

Осознаёт различия времён года по характерным признакам

Выделяет характерные признаки времён года.

Различает времена года.

Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Задавать вопросы

использовать речь для регуляции своего действия.

Ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем.

48

04.05

Изображение погодных явлений, людей и животных в разное время суток.

Изображает погодные явления, людей и животных при помощи мимики и пантомимы.

Имеет представление о погодных явлениях, поведении людей и животных в разное время суток.

Выполнять действия с предметами, придерживаясь инструкции учителя; адекватно реагировать на замечания учителя

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

49

10.05

Игровые упражнения, рассматривание иллюстраций, изображающих солнце и луну, соотнесение их с временем суток (день - ночь)

Имеет представление о времени суток (день - ночь) и различает их.

участвует в игровых упражнениях на различение частей суток. Объясняет значение слов сегодня, завтра.

Различает солнце и луну; соотносит их с временем суток.

Понимает значение слов сегодня, завтра, используя конкретные примеры из жизни.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

50

11.05

Занятие в тёмной сенсорной комнате

Участвует в занятиях в тёмной сенсорной комнате с использованием интерактивных панно и светильников.

Знакомится с астрономическими объектами в виде светильников, моделей астрономических символов: солнце, луна.

Умение слушать и слышать учителя;

понимать и применять предложенные способы решения учебной задачи.

Проявлять любознательность, желание узнавать новое.

51

18.05

Занятие в тёмной сенсорной комнате

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Текущий контроль осуществляется по безотметочной системе. В конце учебного года на основании промежуточных результатов успеваемости делается отметка в классном журнале «усвоила» или «не усвоила» обучающаяся учебную дисциплину за год.


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Учебно-методическое обеспечение

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014 г. №1599

  2. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (под ред. Баряевой Л.Б., Яковлевой Н.Н.- Спб. 2011г.)

  3. «Коррекционно-образовательной программы для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» (под редакцией Баряевой Л.Б.). СПб, 1996г.


© 2010-2022