- Преподавателю
- Другое
- Занятие по теме: Человек свободного общества
Занятие по теме: Человек свободного общества
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бригадирова В.Г. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Занятие «Человек свободного общества»
Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости (В.Г. Белинский)
Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию. Но что важнее всего - без общества наше совершенство было бы почти бесцельно. (У. Говдин)
Ребята, давайте прочтем эпиграф к нашему сегодняшнему занятию(дети читают). В течение занятия мы будем размышлять над этими понятиями, в заключении вернемся к этим словам и вы скажите правы ли эти высказывания.
Цели:
- рассмотреть и уточнить основные понятия - «свобода», «ответственность», «выбор», «свободное общество»;
- формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, нравственное воспитание, стремление к самосовершенствованию;
- вырабатывать умение в различных жизненных ситуациях правильно делать свой выбор, осознавать границы свободы и ответственности.
1. Беседа «Дай определение»
Ребята, в повседневной жизни мы не раз слышим такие слова как «свобода», «ответственность», «выбор», «свободное общество».
Кто из вас задумывался над их смыслом?
Давайте вместе попытаемся разобраться и дать определение этим понятиям.
Воспитанники дают собственные определения этих понятий, говорят о том, что они вкладывают в их смысл.
Определения:
- Понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость». «Свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки.
- Ответственность - чувство, что ты отвечаешь за свои слова, что они не расходятся с твоей совестью. Что ты не обманываешь людей.
Выбор:
- Человеку легче выбирать простые и привычные для нас бытовые вещи: продукты, одежду, обувь, услуги;
- В выборе человека мы руководствуемся оглядываясь на моральные нормы, умение поставить себя на место другого человека, совесть.
- Самым сложным является выбор жизненного пути, своей судьбы, своего будущего.
2. После беседы с ребятами зачитать высказывания об этих понятиях ученых, мыслителей, писателей:
- А сейчас послушайте, какой смысл в понятие «свобода» вложили мыслители разных стран и времен:
«Человек - раб потому, что свобода трудна, рабство же легко». (Н.А. Бердяев)
«Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости» (В.Г. Белинский)
«Свобода - это в первую очередь не привилегии, а обязанности» (Альбер Камо - рус.революционер)
Вопросы к воспитанникам:
- Почему к такому трактованию понятия «свобода» пришел каждый из вас?
- Как ты считаешь, правы ли они в своих высказываниях?
- Может ли свобода быть безграничной?
3. Раздать детям афоризмы с высказываниями об ответственности. Необходимо вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказываний:
«Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни» (Ромен Роллан)
«Настоящяя ответственность бывает только личной. Человек краснеет один. (Фазиль Искандер)
- Как вы поняли их смысл?
- Где и в каких жизненных ситуациях может и должна проявляться ваша ответственность?
4. А сейчас давайте рассмотрим ситуции.
Ситуация №1
Компания подростков однажды вечером решила покататься на машине. Собственного автомобиля ни у кого не было, поэтому ребята угнали первую попавшуюся машину. Через несколько часов друзья попали в полицию и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку «безобидным развлечением» и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Работники полиции познакомили их с соответствующими статьями УК и ребята поняли, что им грозит.
- Как вы оцениваете эту ситуацию?
- Оказывались ли вы когда-либо в подобной ситуации?
- Освобождает ли незнание закон от ответственности?
- Могут ли возникнуть подобные ситуации у кого-либо из вас после выхода из детского дома?
- Чем это грозит?
- Кто не уверен в себе и может оказаться в компании, угнавшей какое-либо транспортное средство?
Ситуация №2
Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и отказываться от совершения других, покупать одни товары и игнорировать другие, общаться с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних.
В детском доме нет забора и нет службы режима. Ваши действия?
- Кто из вас воспользуется оказанным доверием и может совершить самовольную отлучку, воровство?
- Куда вы можете направиться?
- Чем будете заниматься?
- Как вы предполагаете продолжить обучение?
- Возможет ли вариант добровольного возвращения в детский дом, в каком случае, не в случае ли нового конфликта с правосудием?
5. Рассмотрим два оттенка понятия «свобода» - свобода от чего-либо или от кого-либо, и свобода для чего-либо или кого-либо.
- Свобода от обязанностей
- Свобода от родителей
- Свобода от уроков
- Свобода от труда
- Свобода для деятельности
- Свобода для творчества
- Свобода для самовыражения
- Свобода для каких-либо действий и поступков
- Отличаются ли оттенки этих понятий «свободы» друг от друга?
- Чем?
- В чем позитивный негативный смысл данного понятия?
6. И еще раз подведем итог нашему разговору, о свободе, выборе, ответственности.
Для этого я вам каждому дам цитату. Каждый из вас должен объяснить ее смысл, как он ее понял, определить, отрицательный или положительный смысл заложен в ней. Все остальные слушают и дополняют, или убеждают в ошибочности суждений.
- Человек не может получить свободу извне больше той, которой он обладает изнутри (Т. Мурановский)
- Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода и люди не знают, что с ней делать. (М. Пришвин)
- Свобода возникает только с изменением человека. Она не может быть запланирована, ее нельзя создать насильственно, но люди при правильной постановке и решении конкретных задач сообща обретают свободу.(Карл Ясперс)
- Просвещение ведет к свободе; свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок. Когда мои соотечественники будут просвещены, только тогда они сумеют воспользоваться ею без ущерба для своих сограждан и не разрушая порядка и отношений…(Е. Дашкова)
- Свобода - это выбор, иными словами добровольное решение творить добро или зло, совершать похвальные или дурные поступки, т.е. быть добродетельным или преступным. (Ж. Лабрюйер)
- Свобода означает ответственность, вот почему многие ее боятся. (Б. Шоу)
- Свобода есть право делать все, что дозволено законами. (Ш. Монтескье)
7. Сейчас сделаем основные выводы по этой теме:
1.Так каким же должен быть человек в нашем обществе?
- Человек свободного общества должен быть свободным, ответственным и уметь делать выбор;
2.Связаны ли между собой понятия свобода. Ответственность, выбор?
-Понятия свободы, ответственности и выбора взаимосвязаны и взаимозависимы;
3. Что нужно человеку для того, чтобы осознанно делать выбор?
- Для того. Чтобы осознанно делать выбор, человек должен обладать определенными знаниями, умениями, ценностями;
4. Любой ли человек может сделать выбор, что для этого необходимо?
-Любой человек может сделать выбор, и поэтому необходимо научиться делать его осознанно;
Вывод: свобода и распущенность - понятия одно другому совершенно противоположные, но у каждого есть выбор.
8.Теперь, в завершении нашего сегодняшнего занятия, давайте, с вами перечислим те ценности, на которые мы должны опираться, делая свой выбор:
- Права человека;
- Ответственность;
- Границы свободы;
- Совесть;
- Гуманизм;
- Умение поставить себя на место другого человека;
- Нравственные нормы;
- Закон.
Рефлексия.
И давайте вернемся к эпиграфу нашего занятия, каждый скажет свое мнение, правы ли мыслители и их выказывания (ответы детей)
- Скажите, ребята, что полезного, интересного или может быть, жизненно важного вы почерпнули из нашего сегодняшнего занятия?
- Это поможет вам в дальнейшей жизни?
Удачи вам. До свидания.
Государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей «Детский дом(смешанный) №24»
ст. Григорополисская
Открытое занятие
на тему:
«Человек свободного общества»
воспитателя детского дома
Бригадировой Веры Георгиевны
2014 г