Занятие по теме: Человек свободного общества

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие «Человек свободного общества»


Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости (В.Г. Белинский)

Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию. Но что важнее всего - без общества наше совершенство было бы почти бесцельно. (У. Говдин)

Ребята, давайте прочтем эпиграф к нашему сегодняшнему занятию(дети читают). В течение занятия мы будем размышлять над этими понятиями, в заключении вернемся к этим словам и вы скажите правы ли эти высказывания.

Цели:

- рассмотреть и уточнить основные понятия - «свобода», «ответственность», «выбор», «свободное общество»;

- формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, нравственное воспитание, стремление к самосовершенствованию;

- вырабатывать умение в различных жизненных ситуациях правильно делать свой выбор, осознавать границы свободы и ответственности.

1. Беседа «Дай определение»

Ребята, в повседневной жизни мы не раз слышим такие слова как «свобода», «ответственность», «выбор», «свободное общество».

Кто из вас задумывался над их смыслом?

Давайте вместе попытаемся разобраться и дать определение этим понятиям.

Воспитанники дают собственные определения этих понятий, говорят о том, что они вкладывают в их смысл.

Определения:

- Понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость». «Свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки.

- Ответственность - чувство, что ты отвечаешь за свои слова, что они не расходятся с твоей совестью. Что ты не обманываешь людей.

Выбор:

- Человеку легче выбирать простые и привычные для нас бытовые вещи: продукты, одежду, обувь, услуги;

- В выборе человека мы руководствуемся оглядываясь на моральные нормы, умение поставить себя на место другого человека, совесть.

- Самым сложным является выбор жизненного пути, своей судьбы, своего будущего.

2. После беседы с ребятами зачитать высказывания об этих понятиях ученых, мыслителей, писателей:

- А сейчас послушайте, какой смысл в понятие «свобода» вложили мыслители разных стран и времен:

«Человек - раб потому, что свобода трудна, рабство же легко». (Н.А. Бердяев)

«Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости» (В.Г. Белинский)

«Свобода - это в первую очередь не привилегии, а обязанности» (Альбер Камо - рус.революционер)

Вопросы к воспитанникам:

- Почему к такому трактованию понятия «свобода» пришел каждый из вас?

- Как ты считаешь, правы ли они в своих высказываниях?

- Может ли свобода быть безграничной?

3. Раздать детям афоризмы с высказываниями об ответственности. Необходимо вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказываний:

«Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни» (Ромен Роллан)

«Настоящяя ответственность бывает только личной. Человек краснеет один. (Фазиль Искандер)

- Как вы поняли их смысл?

- Где и в каких жизненных ситуациях может и должна проявляться ваша ответственность?

4. А сейчас давайте рассмотрим ситуции.

Ситуация №1

Компания подростков однажды вечером решила покататься на машине. Собственного автомобиля ни у кого не было, поэтому ребята угнали первую попавшуюся машину. Через несколько часов друзья попали в полицию и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку «безобидным развлечением» и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Работники полиции познакомили их с соответствующими статьями УК и ребята поняли, что им грозит.

- Как вы оцениваете эту ситуацию?

- Оказывались ли вы когда-либо в подобной ситуации?

- Освобождает ли незнание закон от ответственности?

- Могут ли возникнуть подобные ситуации у кого-либо из вас после выхода из детского дома?

- Чем это грозит?

- Кто не уверен в себе и может оказаться в компании, угнавшей какое-либо транспортное средство?

Ситуация №2

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и отказываться от совершения других, покупать одни товары и игнорировать другие, общаться с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних.

В детском доме нет забора и нет службы режима. Ваши действия?

- Кто из вас воспользуется оказанным доверием и может совершить самовольную отлучку, воровство?

- Куда вы можете направиться?

- Чем будете заниматься?

- Как вы предполагаете продолжить обучение?

- Возможет ли вариант добровольного возвращения в детский дом, в каком случае, не в случае ли нового конфликта с правосудием?

5. Рассмотрим два оттенка понятия «свобода» - свобода от чего-либо или от кого-либо, и свобода для чего-либо или кого-либо.

- Свобода от обязанностей

- Свобода от родителей

- Свобода от уроков

- Свобода от труда

- Свобода для деятельности

- Свобода для творчества

- Свобода для самовыражения

- Свобода для каких-либо действий и поступков

- Отличаются ли оттенки этих понятий «свободы» друг от друга?

- Чем?

- В чем позитивный негативный смысл данного понятия?

6. И еще раз подведем итог нашему разговору, о свободе, выборе, ответственности.

Для этого я вам каждому дам цитату. Каждый из вас должен объяснить ее смысл, как он ее понял, определить, отрицательный или положительный смысл заложен в ней. Все остальные слушают и дополняют, или убеждают в ошибочности суждений.

- Человек не может получить свободу извне больше той, которой он обладает изнутри (Т. Мурановский)

- Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода и люди не знают, что с ней делать. (М. Пришвин)

- Свобода возникает только с изменением человека. Она не может быть запланирована, ее нельзя создать насильственно, но люди при правильной постановке и решении конкретных задач сообща обретают свободу.(Карл Ясперс)

- Просвещение ведет к свободе; свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок. Когда мои соотечественники будут просвещены, только тогда они сумеют воспользоваться ею без ущерба для своих сограждан и не разрушая порядка и отношений…(Е. Дашкова)

- Свобода - это выбор, иными словами добровольное решение творить добро или зло, совершать похвальные или дурные поступки, т.е. быть добродетельным или преступным. (Ж. Лабрюйер)

- Свобода означает ответственность, вот почему многие ее боятся. (Б. Шоу)

- Свобода есть право делать все, что дозволено законами. (Ш. Монтескье)

7. Сейчас сделаем основные выводы по этой теме:

1.Так каким же должен быть человек в нашем обществе?

- Человек свободного общества должен быть свободным, ответственным и уметь делать выбор;

2.Связаны ли между собой понятия свобода. Ответственность, выбор?

-Понятия свободы, ответственности и выбора взаимосвязаны и взаимозависимы;

3. Что нужно человеку для того, чтобы осознанно делать выбор?

- Для того. Чтобы осознанно делать выбор, человек должен обладать определенными знаниями, умениями, ценностями;

4. Любой ли человек может сделать выбор, что для этого необходимо?

-Любой человек может сделать выбор, и поэтому необходимо научиться делать его осознанно;

Вывод: свобода и распущенность - понятия одно другому совершенно противоположные, но у каждого есть выбор.

8.Теперь, в завершении нашего сегодняшнего занятия, давайте, с вами перечислим те ценности, на которые мы должны опираться, делая свой выбор:

- Права человека;

- Ответственность;

- Границы свободы;

- Совесть;
- Гуманизм;

- Умение поставить себя на место другого человека;

- Нравственные нормы;

- Закон.

Рефлексия.

И давайте вернемся к эпиграфу нашего занятия, каждый скажет свое мнение, правы ли мыслители и их выказывания (ответы детей)

- Скажите, ребята, что полезного, интересного или может быть, жизненно важного вы почерпнули из нашего сегодняшнего занятия?

- Это поможет вам в дальнейшей жизни?

Удачи вам. До свидания.











Государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей «Детский дом(смешанный) №24»

ст. Григорополисская



Открытое занятие

на тему:

«Человек свободного общества»







воспитателя детского дома

Бригадировой Веры Георгиевны





2014 г


© 2010-2022