Программа по воспитательной работе «Мир чудес Мельпомены»

Данная программа нацелена на воспитание культурно-нравственных ценностей, патриотизма и гражданственности личности ребенка. Богатым потенциалом для эстетического развития детей, воспитание активной гражданской позиции, их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Она способствует развитию культуры поведения у детей, нацеливает их ориентацию на высокие ценности бытия, на творческий подход к жизни, воспитывает в них чувство прекрасного и является одним из самых ярких ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммунальное Государственное Казенное Предприятие

«Детская школа искусств №15 акимата

города Усть-Каменогорска»






Программа по воспитательной работе

«Мир чудес Мельпомены»


Кускова Надежда Владимировна

преподаватель театра

КГКП «Детская школа искусств 15»









г. Усть - Каменогоск

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка


«Патриотизм - это нравственная опора самосознания педагога, она остается надежной даже тогда, когда все остальные опоры рушатся».

К.Д.Ушинский

О тесной взаимосвязи личности и творчества известно давно. Богатым потенциалом для эстетического развития детей, воспитание активной гражданской позиции, их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Она способствует развитию культуры поведения у детей, нацеливает их ориентацию на высокие ценности бытия, на творческий подход к жизни, воспитывает в них чувство прекрасного и является одним из самых ярких эмоциональных средств. Патриотизм и гражданственность - важнейшие составляющие культурно - педагогической традиции.

Очевидно, что театр - искусство многомерное, многоликое и синтетическое и способен помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве исполнителя и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает данную программу актуальной на сегодняшний день. Актуальность данной воспитательной программы основывается также на том, что она помогает осознать ребенку свое "Я" в социуме, возможность самореализоваться, оптимально развить свой творческий потенциал. Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства.

Данная программа составлена на основе использования методик И.А.Агаповой, М.А.Давыдовой, С.В.Гиппиус, В.П.Шашиной, Ю.В.Колчеева, Н.М. Колчеевой, И.Рубина, А.Кокорина, Г.Скурат.

Главной особенностью программы, новизны является её гибкая структура. Содержание воспитательной деятельности с учащимися является актуальным и целесообразным в данное время. Определяющим направлением творческого процесса с детьми является педагогика сотрудничества, в которой преподаватель является не авторитарным руководителем, а участвует в творческом процессе наравне с ребенком, что создает особый психологический климат, способствующий раскрепощению учащихся, их сближению друг с другом и раскрытию их внутреннего мира.

Универсальность этой программы раскрывается в обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группах с постоянным контингентом, в любой временной период учебного года и призвана способствовать воспитанию в них доброжелательности, отзывчивости, трудолюбию и дружелюбию в едином сплочённом коллективе единомышленников.

Цель занятий театром: формирование патриотизма и гражданственности личности ребенка через овладение основами театрального искусства.

Задачи:

Развивающие: способствовать развитию культуры речи, ассоциативного мышления, исполнительских навыков, саморазвитию, самовыражению личности, становлению активной гражданской позиции.

Воспитательные: формировать эстетический и художественный вкус, повышать уровень гражданского самосознания, толерантного отношения друг к другу в процессе репетиций.

Обучающие: обеспечить овладение учащимися сущностью исполнительского театрального творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она способствует развитию творческого мышления, лидерских навыков в процессе коллективной работы, раскрепощению психофизического аппарата; формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям; привитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, литературоведческой; закрепляет опыт решения сложных задач в коллективной деятельности.

В основу данной программы положены следующие принципы обучения:

- сознательности и активности учащихся в обучении и воспитании при руководящей роли педагога;

- максимального разнообразия предоставленных возможностей для формирования положительной мотивации к учению;

- индивидуального и дифференцированного обучения;

- интегрированного обучения;

- эмоционально-ценностный;

- системности и последовательности;

- комплексного воздействия;

- сотрудничества педагога, ученика и родителей.

Для достижения результатов обучения используются технологии: личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, саморазвития личности, развития и воспитания творческих способностей, здоровьесберегающие технологии.

Используются разнообразные методы: словесные, наглядные, «вживания», смыслового, образного видения, придумывания; практические: тренинг, этюдная работа, работа над пьесой, репетиции, показ представлений, спектаклей, концертных номеров.

Формы работы: индивидуальные, групповые, парные, разновозрастные.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 5 лет для учащихся 7-17 лет.

Состоит из 5 разделов:

1 раздел - 1 год обучения: «Азы театра»

Цель: создание сплоченного коллектива

Задачи:

- познакомить с устройством театра и театральной терминологией;

- развивать дружеские, толерантные отношения;

- воспитывать культуру поведения на сцене и в общественных местах.

Мероприятия: Походы в театр, «Искусство представления и искусство переживания», «Театр Древней Греции», «Азбука юного театрала», «Люблю тебя земля моя родная!», «Свет добра», «Спасибо за мирное небо», «Мы дружбой дорожим».

2 раздел - 2 год обучения: «Фантазеры»

Цель: развивать выразительность и эмоциональность поведения, как основа выступления.

Задачи:

- побуждать детей создавать образы с помощью выразительных средств;

- совершенствовать умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства и умение строить диалог с партнёром на заданную тему;

- импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;

- углубить понимание детей о театральной терминологии и зрительской культуре.

Мероприятия: Познавательно - интеллектуальные игры с элементами театрализации, игры на внимание и ролевые игры, участие в школьных мероприятиях, литературная гостиная «Свет добра», «Мой любимый город», посещение театра, музеев города.

3 раздел - 3 год обучения: «Мир закулисья»

Цель: развивать умение самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, формирование нравственных ценностей, патриотического сознания.

Задачи:

- развивать нравственное становление личности;

- развивать речевой аппарат, правильное речевое дыхание;

- выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.

Мероприятия: Посещение театра с дальнейшим обсуждением, создание творческой мастерской, интеллектуальные, развивающие игры, участие в акциях милосердия.

4 раздел - 4 год обучения: «Театральная мастерская»

Цель: овладение навыками участия и проведения культурно-массовых мероприятий.

Задачи:

- воспитание активной гражданской позиции, ответственного отношения к делу;

- раскрытие и реализация творческих инициатив детей;

- формировать умение владеть выразительной сценической речью;

- развивать умение выстраивать систему аргументов, отстаивать свою точку зрения.

5 раздел - 5 год обучения: «Театральный экспромт»

Цель: формирование творчески развитой личности, с активной гражданской позицией и высоким патриотическим сознанием.

Задачи:

- способствовать развитию гражданских качеств и коммуникативных навыков, умению вести дискуссию, беседу;

- формировать самосознание, общественная активность, психологическую комфортность в коллективе;

- улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение;

- развивать креативность и лидерские качества, позитивные межличностные отношения;

- уметь организовывать театрально-коммуниковивную деятельность.

Мероприятия: организация и выступления перед зрителем (концерты, миниатюры, сценки, спектакли), активное участие в школьных и городских конкурсах, мероприятиях.

Планирование воспитательной работы


Сроки

Содержание воспитательной работы


1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

5 год обучения

Сентябрь

Диагностика

Первый звонок

«Театральные посиделки»

«Мы играем, не скучаем»

Диагностика

Первый звонок

«Родной язык»

Круглый стол: «Спроси - отвечу»

Диагностика

Первый звонок

«От дома родного к любимой Отчизне»

Блиц опрос: «Что мы знаем о театре»

Диагностика

Первый звонок

«Моя Отчизна»

«Лирика души моей» литературная гостиная

Диагностика

Первый звонок

Дискуссия: «Мы и компьютер»

«Турнир знания языков»

Октябрь

«Осенняя мозаика» познавательная викторина

«Волшебники сцены» посвящение в уч-ся школы искусств

«Связь поколений» концерт для бабушек и дедушек

«Мы любим вас, учителя!» концерт посвященный дню учителя

«Осенние эскизы» литературная гостиная

«Подари улыбку» театрализованный концерт посвященный дню пожилого человека

«Мы любим вас, учителя!»

«Краски осени» осенний бал

«Твори добро!» благотворительное выступление в детском доме

«Мы любим вас, учителя!» концерт, посвященный дню учителя

«Фантазеры» выступление с театральными миниатюрами перед младшими школьниками

«Спроси - отвечу» круглый стол

Ноябрь

Поход с театр

«Быть культурным я хочу!» беседа о культуре поведения в общественных местах

«Мой город родной» исторический экскурс

«Есть целый мир в душе моей…» поэтическая гостиная

«Что я знаю о театре» аукцион знаний

«Путешествие в страну Фантазия» показ инсценировок

«Спешу сказать…» конкурс чтецов

«Ты не один на свете» открытая кафедра

«Обвиняются наркотики» ролевая игра

«Мои жизненные ценности» дебаты

«Мишка Тишка и пожар» мини спектакль по профилактике пожарной безопасности

Декабрь

«Возьмемся за руки друзья» театрализованный концерт

« Горжусь тобой мой Казахстан» конкурс чтецов

«Моя Родина» театрализованная игра путешествие

«Фестиваль талантов» конкурс театрализации

«Герои казахских сказок» показ инсценировок

«Урок добра» фронтальная беседа

«Независимый Казахстан» литературный конкурс

«Мои права и обязанности» брейн - ринг

«На крыльях таланта» гала концерт

«Люблю Отчизну я…» демонстрация презентаций

«Наша Елочка краса» новогоднее представление для малышей

Январь

«Волшебный стул» игра тренинг

«Хорошее настроение» посиделки

«Обзор знаний» блиц опрос

«Искусство быть смешным» сценки, миниатюры

«Разброс мнений» обсуждения, организованное поочередное высказывание

«Лучший ведущий» конкурс

«Красота в жизни человека» философский стол

«Страна чудес» театр - экспромт

«Я помню чудное мгновенье!» вечер посвященный творчеству А.С Пушкина

Февраль

«Отдыхать весело!» чаепитие с родителями

«Первые шаги» театрализованный концерт

«Аты- баты» командная эстафета

«Поклонники Мельпомены» интеллектуальный турнир

«Зимние забавы» театрализованный турнир

«Вместе весело шагать» конкурс театрализации

«Опаленные Кандагаром» фестиваль афганской песни

«Мир закулисья» капустник

«Афганистан -незаживающая рана » театрализованный концерт посвященный воинам воевавшим в Афганистане

«Любовь и уважение к Отечеству» беседа

Март

«Самая нежная, лучшая самая!» праздничный концерт

«Весенняя капель» творческие посиделки

«Моя дружная семейка» эстафета

«Любимый город» конкурс

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» семейная гостиная

«Дари добро» концертная программа

«Традиции и обычаи предков» брейн -ринг

«Праздник души» литературная гостиная

«Для милых дам» концерт

«Наурыз - весны привет!» викторина

Апрель

« Полет к звездам» игра путешествие

Поход в театр

«Приглашение на чай» чаепитие

«Звездный патруль» игра-путешествие

«Такой хороший день» театрализованный концерт

«Любимые книги» литературная гостиная

Май

«Вперед батыры» игра-соревнование

«Ура! Я - волшебник!» показ инсценировок

«Азбука молодого бойца» рыцарский турнир

«Весенняя сказка»показ творческих работ

«Я патриот своей страны» дискуссия

«Волшебный мир» творческая мастерская

«Аллея славы» вахта памяти

«Все чему научились» показ творческих работ

«По дорогам памяти» театрализованный концерт

«Как стать артистом» встреча с актерами театра


В конце каждого учебного года проводятся творческие зачеты в форме презентаций, эссе учащихся, открытых театрализованных уроков для родителей, театрализованных концертов, представлений, шоу-программ или спектаклей, а также участие в конкурсах театральных коллективов «Огни рампы», «Конкурс ведущих».

Мониторинг развития патриотических гражданских качеств обучающихся


Патриотические и гражданские качества

2012-2013

учебный год

2013-2014 учебный год

2014-2015

учебный год

Любовь к Отечеству

38%

42%

72%

Доброта и забота к окружающему миру

28%

36%

69%

Творческая активность

8%

20%

38%

Реализация своих гражданских прав

18%

25%

45%

Ожидаемые результаты

Результатом реализации программы «Мир чудес Мельпомены» будет создание педагогической среды взросления, среды социализации, воспитание у учеников интереса к постоянному совершенствованию в театральной исполнительской деятельности на основе высоких духовных ценностей. Уверена, моим воспитанникам, прошедшим школу театральной педагогики, будет легче интегрироваться в макросоциуме.

ЛИТЕРАТУРА

1. И.А.Агапова, М.А.Давыдова «Школьный театр» М., Вако, 2006 год.

2. С.В.Гиппиус «Актерский тренинг. Гимнастика чувств» С-П., Прайм-Еврознак, 2008.

3. В.П.Шашина «Методика игрового общения» Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

4. М.Чехов «Путь актера. Жизнь и встречи» М., Хранитель, 2007.

5. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Искусство, 1972.

6. Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 2008.

7. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М.: Просвещение. 2008.

8. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М.: Школьная пресса. - 2000.

9. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 2008.

10. В.Рыжова «Рождается спектакль» М., Искусство, 2001.

11. Г.Скурат. «Детский психологический театр. Развивающая работа с детьми и подростками». С-П., Речь, 2007.

© 2010-2022