Программа творческой лаборатории Здесь каждый камень летопись сама

Программа творческой лаборатории "Здесь каждый камень летопись сама"   определяет содержание, основные пути развития исследовательской культуры и  гражданско-патриотического воспитания в МОУ СОШ п. Тарбагатай и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.  Основная идея программы: Формирование у каждого участника творческой лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама» потребности к саморазвитию, к самосовершенству, к жизненному успеху, т.е создание творчески саморазв...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОШ п. Тарбагатай Петровск-Забайкаоьского района Забайкальского края




Утверждаю:

Директор школы _______Першикова Л. С.





Программа

творческой лаборатории


«Здесь каждый камень летопись сама»



Автор-составитель: Ведерникова М. Ф.

Учитель истории и обществознания
















п. Тарбагатай 2012 г

Пояснительная записка

Обоснование актуальности программы творческой лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама». МОУ СОШ п. Тарбагатай является опытно-экспериментальной площадкой, работающей над темой «Формирование исследовательской культуры всех участников образовательного процесса». К модулю индивидуального развития в школе относится НОУ «Эрудит», в состав которого входят творческие лаборатории, в том числе и творческая лаборатория «Здесь каждый камень летопись сама». Так как в школе есть учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью и увлекающиеся изучением истории своей Родины, своего края, и желающие реализовать свои способности в этой области. Отсутствие системы учебно-исследовательской деятельности в области изучения истории страны, края входит в противоречие с необходимостью её для личностного развития личности, её социализации. Отсюда вытекает проблема создание системы учебно-исследовательской деятельности учащихся и педагога в области изучения истории своей страны, края, общества, которая способствует формированию исследовательской культуры, духовно-нравственного развития, гражданской позиции участников творческой мастерской «Здесь каждый камень летопись сама».

Программа определяет содержание, основные пути развития исследовательской культуры и гражданско-патриотического воспитания в МОУ СОШ п. Тарбагатай и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа творческой лаборатории разработана с учётом положений Закона РФ «Об образовании», Конституции РФ, Конвенции «О правах ребёнка», «Всеобщей декларации прав человека», Стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития МОУ СОШ п. Тарбагатай, воспитательными и образовательными программами ДДТ, ДЮСШ, центра досуга и творчества п. Тарбагатай, музыкальной школы.

Основная идея программы

Формирование у каждого участника творческой лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама» потребности к саморазвитию, к самосовершенству, к жизненному успеху, т.е создание творчески саморазвивающей, конурентноспособной личности ученика, гражданина и патриота своего Отечества.

Основные принципы реализации программы

Принцип гуманизации направлен на «очеловечивание» образования через реализацию личного подхода к организации воспитательного процесса. Гуманизм должен стать универсальной человеческой ценностью, без опоры на которую невозможно воспитать духовно-нравственную, свободную личность; (М. И. Рожков)

Принцип диалогичности (сотрудничество, сотворчество воспитателей и воспитанников). Данный принцип опирается на тот факт, что человек по своей сущности диалогичен, он может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнеров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего эффективность воспитания; (Е.Н. Степанов, Н. Е. Щуркова)

Принцип социального взаимодействия. Социализация личности предусматривает расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, адекватной коммуникации, формирования навыков социальной адаптации; (В. Т. Кабуш)

Принцип успешности. Мажорный тон жизни школьника должен опираться не только психолого-педагогический климат образовательного учреждения, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении. Успех не только помогает раскрытию потенциала, заложенного на уровне актуального развития, повышению конкурентоспособности, но и открывает новые возможности в саморазвитии личности;

Принцип творческого развития личности воспитанника предполагает включение в воспитательный процесс программ по самопознанию, самоопределению, самоуправлению, творческой самореализации и самосовершенствованию личности, развитию творческих способностей. Это позволит выпускнику ОУ успешно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях социума, быть самопрезентабельным и конкурентноспосоным на рынке труда и реализовать свой творческий потенциал;

Принцип педагогической поддержки индивидуальности. Поддержка основана на субъект-субъектных отношениях между учителем и учеником, на признании учителем индивидуальности учащегося, его свободной воле в выборе путей и средств самоопределения. Педагогическая поддержка рассматривается как процесс совместного с воспитанником определения его собственных интересов, стремлений, возможностей, и в то же время, как помощь ему в овладении навыками самоанализа, самоопределения и самосовершенствования; (Щуркова Н. Е.)

Принцип компетентностного подхода в воспитании предполагает, что человек проявляет себя и развивает в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности ученик овладевает определенными компетенциями. Компетентностный подход становится приоритетным в системе модернизации образования. При таком подходе акцентируется внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации. А способность человека действовать в проблемных ситуациях.

Обоснование программы:

В МОУ СОШ п. Тарбагатай:

- ведётся работа по обновлению содержания воспитания и образования, форм, методов и приёмов организации образовательного процесса с учётом современных требований;

- решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта учащихся;

- имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала в свете патриотического, гражданского, духовно-нравственного воспитания;

- учителями школы активно внедряются личностно - ориентированные технологии обучения и воспитания школьников;

- формируется система работы с учащимися, ведущими учебно - исследовательскую деятельность, через деятельность творческих лабораторий НОУ, проведение ежегодных научно - практических конференций «Моя малая Родина», «Шаг в науку», «Декабристы в Перовском заводе», защиты курсовых работ;

- традиционно - проводятся предметные недели по истории и обществознанию, олимпиады, интеллектуальные марафоны, КТД;

-организация новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса на основе сетевого взаимодействия;

- формируется нравственный и гражданский облик выпускника;

- Учащиеся имеют определённые успехи в районных, областных олимпиадах, конкурсах на различных уровнях.

Такая деятельность даёт положительный результат.

В настоящее время наблюдается в обществе;

- недостаточно высокий уровень знания исторического прошлого нашего народа;

-навязывание средствами массовой информации западного образа жизни;

-криминализация общества, как в стране, так и в посёлке;

-межнациональные и межконфессиональные конфликты, возникающие в регионе;

-потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения.

Целью творческой лаборатории является создание системы учебно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов в области изучения истории страны, края, общества, которая способствует формированию исследовательской культуры, духовно-нравственного развития, гражданской позиции, участников творческой лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама».

Задачи программы:

  1. Создать организационные механизмы развития исследовательской культуры всех участников творческой лаборатории;

  2. Обеспечить социально - психологическое сопровождение системы деятельности творческой лаборатории;

  3. Обеспечить научно - методическое сопровождение системы деятельности творческой лаборатории;

  4. Выстроить целостную систему работы по формированию исследовательской культуры учащихся в творческой лаборатории через организацию индивидуальных образовательных маршрутов, способствующих развитию самоопределения в выборе профессии, формирующих гражданскую позицию учащихся.

  5. Разработать комплекс мероприятий, способствующих формированию исследовательской культуры, формирующих социально значимые качества личности учащихся;

  6. Внедрять аутентичную систему оценивания и стимулирования творческой деятельности участников творческой лаборатории;

  7. Формировать архив творческих достижений участников творческой лаборатории;

  8. Отобрать критерии и показатели модели.

Сроки и реализация программы

Сроки реализации программы:

Март 2012 г. -май 2016г.



I этап - аналитико-проектировочный (март 2012 г.)

Цель: разработка и утверждение проекта программы творческой лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама»

Задачи

1.Проанализировать состояние инновационной деятельности школы, причины отсутствия системы формирования исследовательской деятельности творческой лаборатории.

2.Систематизировать диагностический комплекс технологий и методик развития и воспитания школьников.

3.Разработать проект программы творческой лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама»

4. Разработать организационные механизмы создания системы работы творческой лаборатории.

5. Составить план реализации проекта.

6.Организовать презентацию проекта.

II этап - практический (Сентябрь2012- сентябрь 2013 года)

Цель. Внедрить модель целостной системы работы по формированию исследовательской культуры учащихся в творческой лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама» через организацию индивидуальных образовательных маршрутов.

Задачи:

1.Создать систему организационного обучения преподавателей истории и обществознания в рамках проекта;

2) 2. Внедрять индивидуальные образовательные маршруты на основе системы творческой лаборатории, способствующей формированию исследовательской культуры;

3.3. 3.Интегрировать инновационные технологии в образовательные программы и внеурочную деятельность по всем направлениям, способствующие формированию исследовательской культуры и гражданско-патриотического воспитания;

4.Использовать систему альтернативных форм организации образовательного и воспитательного процесса: НПК, семинары, защита курсовых, конкурсы, смотры, интеллектуальные марафоны, КВН, фестивали, выставки, экскурсии.

5.Создать новые организационные формы общения всех участников творческой лаборатории.

6. Внедрять аутентичную систему оценивания и стимулирования участников творческой лаборатории в рамках реализации программы.

7.Разработать комплекс тематических мероприятий, способствующих формированию исследовательской культуры, формирующих систему ценностей и социально значимых качеств личности учащихся.

8.Создать модель целостного описания всей совокупности инновационного педагогического опыта

9.Создать новые формы общения всех участников творческой мастерской на основе проектно - сетевого взаимодействия клубного типа.

10.Создать открытое информационное пространство с различными учреждениями и общественными организациями, способствующее сотрудничеству и диалогу.

11.Организовать систему работы по социальному проектированию;

12. Создать систему открытого и психологического консультирования и обсуждения «трудных» педагогических случаев и проблем

13. Начать полную реализацию программы

14..Провести отслеживание и анализ результатов работы по программе работы творческой лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама»

15. Отобрать критерии и показатели модели.

III. этап (сентябрь 2013 год - сентябрь 2014 года)

Цель: Отработать механизмы освоения новшеств, внести корректировки с учётом новых реальностей образовательного процесса

Задачи:

  1. Осуществлять сбор информации.

  2. Создать информационный банк данных

  3. Создать архив творческих достижений

  4. Выявлять затруднения в реализации программы творческой лаборатории, осуществлять методическую помощь

IV этап - завершающий (сентябрь 2014- май 2015)

Цель: обобщение и анализ результатов учащихся в процессе реализации программы творческой лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама», оценка эффективности работы по программе.

Задачи:

1.Обработать данные, полученные в ходе реализации программы

2.Соотнести результаты реализации программы с поставленными целями и задачами

3.Подготовить презентацию полученных результатов на сайте школы для внешней экспертизы.

4.Оценка эффективности работы по программе.

5. Выработка приоритетных направлений и перспективы дальнейшего развития творческой лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама»



Возрастные особенности учащихся

В 9 классе учащимся необходимо дать выход их возросшей социальной активности, поставив в положение организаторов и координаторов ключевых дел в классе, дать им почувствовать ответственность за все, что делается в школе. Их интересы выходят за рамки собственного класса: учащиеся пробуют свой опыт на новом пространстве, их непреодолимо привлекает новизна во всем. Необходимо создать условия для успешного самоопределения относительно путей и способов дальнейшего образования. Существенную роль в этом возрасте для детей сыграет предпрофильная подготовка по выбранным направлениям. В этом возрасте завершается серьезный этап формирования интеллектуальных общеучебных (универсальных) умений, способностей, определяющих владение компетентностями, необходимыми как в старшей школе, так и по её завершению для дальнейшей социализации после школы. Поэтому здесь важен поиск методик и технологий, способствующих формированию ключевых компетентностей. К окончанию школы у выпускника они должны быть сформированы. Различные виды и формы учебной и внеучебной деятельности, их чередование в той или иной мере обеспечивают формирование ключевых и специальных компетентностей, которые определяющим образом повлияют на результаты и итоговой аттестации по новым правилам в 9 классе. В этой связи обязательным включением в учебный процесс различных видов деятельности, в том числе интерактивной направленности, имеющих как предметный, так и межпредметный характер. В последнем случае это может быть использование исследовательской деятельности.

Юношам и девушкам (10-11 классов), как и подросткам, свойственно повышенное внимание к своему внешнему виду, росту, весу, телу. Они склонны находить в себе отклонения от физической нормы даже в том случае, когда все показатели соответствуют норме. Это повышенное внимание к себе может вызвать нарушения и нервозы.

Круг интересов старшеклассников постепенно выходит за пределы школы, она становиться лишь частью их мира.

Учебная деятельность старшеклассников становится избирательной, осознанной. Многие из них становятся очень ответственными за результат своего учения.

Старшеклассники уделяют большое внимание своему внутреннему миру, они пытаются разобраться в себе, своих чувствах, ощущениях, именно в этот период жизни они считают, что их мировосприятие, их выводы и мнение единственно верные. Иногда это приводит к конфликтам, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь девушки или юноши.

Педагог должен направить свои усилия на то, чтобы научить старшеклассников понимать уникальность и неповторимость других людей, уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей, своих родителей, сверстников, педагогов.

Старшим школьникам необходимо раскрывать перспективу будущего. Ориентировка старшеклассников на будущее воспитывает уверенность в себе, свои силы, мобилизует внутренние резервы старшеклассника.

Состав творческой лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама» (переменный)

Особенности набора детей - свободный

Число обучающихся по годам:

2009-2010

2010-2011

2011-2012

11 человек

14 человек

17 человек

Режим занятий: 1-2 раза в неделю

Направления деятельности творческой лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама»


Формирование исследовательской культуры в творческой лаборатории осуществляется через реализацию следующего направления: историческое краеведение, конфессиональное, этническое

Программа творческой лаборатории Здесь каждый камень летопись сама

НаправлениеПрограмма творческой лаборатории Здесь каждый камень летопись самаПрограмма творческой лаборатории Здесь каждый камень летопись самаПрограмма творческой лаборатории Здесь каждый камень летопись сама

Историческое краеведение

конфессиональное

этническое

Историческое краеведение

Актуальность

Изучение истории своего края, своей малой Родины занимает большое место в деятельности творческой лаборатории

Отсутствие системы изучения истории своего края входит в противоречие с необходимостью её для социального, познавательного, нравственного и личностного развития. Отсюда вытекает проблема создание системы изучения истории своего края, формирующей личность гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, ориентирами, мотивами деятельности и поведения на основе исследовательской культуры.

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения на основе исследовательской культуры.

Ценности: любовь к России; своему народу; краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Конфессиональное краеведение

Наш край точно так же как и наше государство много конфессионально, поэтому исследование и изучение религий народов, проживающих на территории Забайкальского края имеет важное значение в деятельности творческой лаборатории.

Отсутствие системы изучения религий Забайкалья входит в противоречие с необходимостью для его социального, толерантного, нравственного и личностного развития учащихся. Отсюда вытекает проблема создания системы изучения религий Забайкалья, формирующей толерантность, веротерпимость учащихся на основе исследовательской культуры.

Цель: создание условий для формирования толерантного, духовно-нравственного гражданина, с присущими ему ценностями на основе формирования исследовательской культуры

Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность, мораль, свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре.

Этническое краеведение

В забайкальском крае проживают представители разных национальностей, основное население - русские, коренным населением являются буряты и якуты (тунгусы), так же на территории края проживают украинцы, белорусы, поляки, мордва, киргизы, армяне и другие народы, поэтому изучение национального состава края, демографической ситуации имеет важное значение в деятельности творческой лаборатории. Отсутствие системы изучения национального состава края входит в противоречие с необходимостью для толерантного, компромиссного, плюралистического развития учащихся. Отсюда вытекает проблема создания системы изучения этнического состава Забайкальского края, формирующей толерантного, компромиссного гражданина на основе формирования исследовательской культуры.

Цель: Создание условий для формирования личности, живущей в многонациональном государстве.

Ценности: нравственность, толерантность, плюрализм, гражданственность.

Деятельность творческой мастерской связана с изучением предмета, выходящей за рамки урока. В ней участвуют школьники увлеченные предметом, занимающиеся исследовательской деятельностью, участвующие в НПК, олимпиадах, интернет-викторинах, в создании презентаций, внеклассных мероприятиях «Воина участвует во мне» (об участниках горячих точек), «Войны священные страницы» (Забайкальцы-земляки - участники ВОв), «Декабристы и Петровский Завод», пишут исследовательские работы, защищают курсовые работы, участвуют в краевых конкурсах и олимпиадах.

Научно - исследовательская деятельность в рамках творческой лаборатории отличается большой научной направленностью, организованностью, требует достаточно развитых исследовательских умений и навыков, и в этом плане успех будет способствовать наиболее талантливым детям, имеющим склонности к занятию исследовательской деятельностью, способствует саморазвитию, профессиональному самоопределению, социализации.

Критерии подготовленности учащихся к учебно-исследовательской деятельности

Критерии

Показатели

1.Интеллектуальная развитость учащегося

1.Развитость познавательных процессов и интересов личности.

2.Сформированность навыков учебной деятельности.

3. Проявление творчества при выполнении заданий, поручений.

4.Наличие умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, работать со справочной литературой.

2.Уровень познавательного потенциала учащегося

1.Развитость мышления

2.Познавательная активность.

3.Проявление потребности заниматься сверх предложенной образовательной программы.

3.Креативность

1.Постановка нестандартных вопросов.

2.Выдвижение в практической деятельности нешаблонных решений.

3.Способность применять вариативные способы решения вопросов и проблем.

4.Удовлетворенность собственными достижениями.

5.Наличие творческих достижений (индивидуальных и коллективных).

4.Коммуникативный потенциал личности учащегося

1.Уровень коммуникативной культуры учащихся.

2.Наличие коммуникабельности.

5.Гражданственность

1.Формирование гражданского самосознания

2.Становление активной жизненной позиции

Критерии и показатели модели.

Критерий результативности:

В качестве критериев сформированности исследовательской культуры использованы критерии и показатели автора Макотровой Г.В 1)

критерии

показатели

Мотивация исследования

-интенсивность потребности к познавательной деятельности;

-осознание ценности исследования;

-увлечённость процессом исследования.

Научный стиль мышления

- осмысление структурных элементов собственных исследовательских действий;

-следование нормам и требованиям научного стиля мышления;

-обобщение предметного и операционного результатов исследования.

Технологическая готовность к исследованию

- освоение понятийного аппарата исследуемого вопроса;

- владение умением использовать методы научного познания;

-соблюдение правил научной организации труда

Творческая активность личности учащегося

- уровень лабильности, способности к самостоятельному обучению;

-степень знакомства с историей науки и её современными проблемами;

-умение поддерживать научное общение.

2)

Критерии

Показатели

Социальные качества

Интеллектуальная развитость учащихся

Творческий, способный к креативному мышлению

Самостоятелен в выборе решений

Свойства и умения

Ответственен за свои поступки

Ориентирован на общечеловеческие ценности

Коммуникативный

3) Воспитанность учащихся ( уровень ответственности, отношение к учёбе, к товарищам, к обществу, к природе), формирование коммуникативных компетенций; 4) Сохранение и укрепление здоровья, стремление к здоровому образу жизни; 5) Пути достижения результатов ( при наименьших затратах); 6) Положительный психолого - педагогический климат; 7) Готовность учащихся, выпускников, родителей помогать школе 8) Творческий настрой педагогов и обучающихся; 9) Связь между урочной и неурочной деятельностью учащихся.Критерий системности: Показатели: 1) Создание структур управления развитием школы;2) Развитие системы профессионального развития педагогов;
3) Кадровое обеспечение; 4) Материальное стимулирование. Критерий качества организационных условий: Показатели: 1) Удовлетворённость деятельностью ОУ учащихся, родителей, педагогов. Критерий полноты: Показатели: 1) Нормативно - правовое обеспечение: а) инновационных процессов; б) кадрового обеспечения инновационной деятельностью; в) материального стимулирования. Критерий инновационно компетентности: Показатели: 1) Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; 2) Овладение современными методами обучения и воспитания; 3) Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов; 4) Своевременное распространение передового педагогического опыта 5) Умение использовать достоинство индивидуального и дифференцированного обучения.

План работы творческой лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама»


Мероприятие

участники

1

Вводное занятие. Составление плана работы

Учащиеся лаборатории

2.

Занятие: выбор темы исследования

Рук. творч

3.

Занятие: Как работать над темой исследования

4.

Занятие: как оформить исследовательскую работу

Рук. творч. лаборатории

5.

Занятие: как работать с научной литературой

Рук. творч. лаборатории

6

Участие в н/п конференции, посвященной недели декабристов (г. Петровск-Забайкальский музей декабристов)

Учащиеся творч. лаборатории

7.

Участие в региональной научно-практической конференции «Шаг в науку»

Учащиеся творч. лаборатории

8.

Написание и защита курсовых, исследовательских работ, рефератов.

Учащиеся 10 с-г класса

9.

Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в науку»

Учащиеся творч. лабор.

10.

Участие в районной научно-практической конференции «Шаг в науку»

Учащиеся творч. лаборатории

11.

Изучение материалов, посвященных изучению истории края

Учащиеся творч. лаборат.

12

Участие в телевизионной игре «Проходной бал».

Учащиеся 11 кл.


Участие в конкурсах, олимпиадах, брейн-рингах.

13

Написание исследовательских работ о «Ратном подвиге забайкальской милиции»

Учащиеся творч. лаборат.

14

Написание конкурсных исследовательских работ

Учащиеся творч. лаборат.

15

Участие в конкурсе творческих и исследовательских работ «Человек в истории Забайкалья», «Человек в истории. Россия - XX век»

Учащиеся творч. лаборат.

16

Написание исследовательских работ, посвященных Великой Победы

Учащиеся творч. лаборат.

Литература:

1. Макарова Л. П. Организация экспериментальной работы в образовательном учреждении В. «Учитель» 2008

2. Завязинский В. И., Поташник М. М. Как учителю подготовить и провести эксперимент М. «Педагогическое общество России» 2006

3. Кожекина Т. В. Технология выполнения и оформления учебно-исследовательской работы М. 2009

4. Галкина Т. И., Сухенко Н. В, Организация и содержание методической работы в современной школе Р. «Феникс» 2008.

5. Макарова Л. П., Гордияш Е. Л. Программа развития В. «Учитель» 2008

6. Панютина Н. И., Рагинская В. Н., Кислякова Е. Б. и др. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми В. «Учитель», 2008 г.

7. Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе М. Аркти 2006

8. Петерсон Л. Г., Агапов Ю. В., Кубышева М. А., Петерсон В. А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии М. 2006 г.

9. Черепахин А. И. Метолические рекомендации по описанию инновационного педагогического опыта Чита 2008

10 Щербакова С. Г., Выткалова Л. А., Кобченко Н. В., Хуртова Т. В. Организация проектной деятельности в школе. В. «Учитель» 2009.

11. Сергеева В. П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности М. УЦ «Перспектива» 2008

12. Нечаев М. П., Смирнова И. Э. Диагностические методики классного руководителя М. УЦ «Перспектива» 2008

13. Маслова Е. В. Творческие работы школьников М. Аркти 2006

14. Осипова Г. И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников. В. «Учитель»

15. Вайдорф-Сысоева М. Е. Технология исполнения и оформления научно-исследовательской работы ЦГЛ М., 2006

16. Гладик Н. В. Внутришкольное управление научно-методической работой М., 2008

17. Каспржак А. Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе М. «Новая школа» 2004

18. Хуртова Т. В. Интеллектуальный марафон В. «Учитель» 2007

19. Кондаков А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования М. «Прсвещение» 2009.

13

© 2010-2022